Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Холмова Юлия Владимировна

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yu.v._holmova.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок» Холмова Ю.В. I квалификационной категории

Тема НОД

«Земля – наш общий дом»

Форма совместной деятельности

Познавательное развитие,

технология деятельностного метода «Ситуация»

Форма организации

Групповая, подгрупповая

Первичные представления детей

Имеют представление о том, что Земля это наша планета, на которой мы живём, знают свой домашний адрес, умеют договариваться между собой при выполнении совместной деятельности

Цель воспитателя

Расширение представлений детей о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, знакомство с первым космонавтом Ю.А.Гагарным

Цель детей

Получить как можно больше знаний о Земле, первых космонавтах.

Образовательные области

Задачи воспитателя

Познавательное развитие

Создать условия для:

- расширения  кругозора детей о планете Земля,  о том, что полет человека в космос - это плод труда многих людей.

- развития  наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности;

- поддержки интереса к решению проблемных задач.

Речевое развитие

Создать условия для:

- поддержки инициативы детей высказываться, делиться впечатлениями, участвовать в дискуссии;

- активизирования и обогащения словаря детей.

Социально-коммуникативное

Создать условия для:

- формирования духовно-нравственных отношений: закрепления навыков взаимодействия в коллективе

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники: 22.03.-Всемирный день Земли, 12.04.- День космонавтики)

- воспитания в детях гордости за свою страну,

-воспитания бережного отношения к родной природе и планете в целом, чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Физическое развитие

Создать условия для:

- формирования первоначальных знаний о здоровом образе жизни. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек.

Оборудование и материалы

Интерактивная доска (экран, проектор, ноутбук), глобус, дидактическое пособие «Дары Фрёбеля»(№7,8,9), портреты космонавтов (Ю. Гагарин. В. Терешкова, А. Леонов)

Предварительная работа

цикл занятий по теме «Мой город, моя улица», «Русская изба», «Живая неживая природа»

Этап деятельности, продолжительность, задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Деятельность воспитанников

Технологии,

методы,

приемы

Планируемый результат

1.        Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

(Дети входят в группу.

Появляется игрушка Почемучка в корзине на воздушном шаре.)

Почемучка. Ребята, добрый день! Я большой путешественник, решил полетать на воздушном шаре и залететь к вам в гости. (Читает стихотворение.)

«А вы знаете, дети,

Был случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали – вот чудеса –

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

«Где наша улица? Где же наш дом»

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Всё перепуталось, всё заблудилось,

 К счастью, такое лишь в сказке случилось».

- Я рассказал вам про это нарочно, чтобы проверить, знаете ли вы точно, где живете? Где построен ваш дом и хорошо ли вы с домом знакомы?

Воспитатель: вот видишь, ребята хорошо знают свой адрес

Почемучка. Я  пришел к вам в гости с подарком – вот он (достает картину с изображением глобуса в виде домика).

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему глобус изображен на картине таким, как дом?

Для человека дом – это чаще всего четыре стены и крыша; для зверя – лес, поле, горы; для рыб – моря, озёра, реки. Значит, у всего живого есть своё жилище, а общим домом для всех является наша планета – Земля.

Воспитатель.  А какая у земного шара крыша?

-А как называется то, на чем мы все стоим?

-А какая у нас одна на всех огромная лампа, она же и печка?  

-У нас общий и водопровод.

-И вентилятор тоже один.

Почемучка. Вы так хорошо рассказали про наш общий дом – Землю  Ой, а что это там стоит?

(обращает внимание на глобус)

 Дети по очереди называют свой домашний адрес

-Глобус - это уменьшенная модель Земли, где живут все люди. А крыша для того, чтобы показать, что Земля – наш общий большой дом

-Небо

- Земная поверхность

-Солнце

-Дождевые и снежные тучи

- Ветер

-Глобус

Художественное слово

Беседа по картине с изображением глобуса в виде домика

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Закрепление знаний своего домашнего адреса

Систематизация знаний о живой  и неживой природе

Развитие воображения логического мышления:

Сравнение

2. Актуализация знаний

Дидактическая задача:

1)актуализировать знания детей о планете Земля

2)используя метод игрового моделирования закрепить умение ориентироваться на карте.

- Наша планета Земля – это огромный преогромный шар. Такой большой, что нужно много, много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

-А глобус - это макет нашей планеты Земля. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете.

- Давайте расскажем Почемучке, что же мы знаем о нашей планете.

- Каким цветом обозначена на глобусе суша?

-Много ли на нашей планете воды?

- Каким цветом она обозначена на глобусе?

- А заснеженные и ледяные пространства Северного и Южного полюсов?

коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым

-воды больше, чем суши

-вода обозначена синим, голубым,

-белым цветом

Рассматривание глобуса

Систематизация знаний

Овладение

умениями

работать с картой

3. Затруднение в ситуации.    

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для знакомства с профессией космонавт

2)формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

-Ребята, а как вы думаете, почему люди решили, что Земля выглядит именно так?

- Почему они не изобразили её квадратную или розовую?

-А такой нашу планету увидели люди, когда полетели в космос.

Почемучка: у меня для вас задание: выберите из трёх портретов, человека, который кто первым увидел нашу планету из космоса.

-Смогли выбрать?

-Почему не смогли выбрать?

- Значит, что нам нужно узнать?

Предположения детей.

-нет

-мы не знаем

-познакомиться с космонавтом, который первым увидел Землю из космоса.

Приём

создания

проблемной

ситуации

портреты космонавтов (Ю.Гагарин

В.Терешкова,

А.Леонов)

Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с первым космонавтом Ю.А.Гагариным

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у того кто знает»;

Динамическая пауза «Космонавты»

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей, развивать воображение, творческие способности.

Воспитатель: Орешек знаний твёрд, но мы не привыкли отступать, нам разгадать его поможет вопрос: Где это я могу узнать? Ваши предложения.

- Что мы знаем? Как называется профессия людей, которые летают и работают в космосе?

- На чём космонавты летают в космос?

-А знаете, как назывался первый космический корабль? «Восток»

Ребята, у меня в руках книга Виктора Синицина, которая называется «Первый космонавт».

Первым космонавтом стал Юрий Алексеевич Гагарин. В ней описана вся его жизнь.

Человеком он был смелым, находчивым, веселым. Редко злился и очень не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. Внимательно относился к товарищам, помогал им во всем. Был отлично подготовлен физически.

Чтобы космонавтом стать.

Нужно с малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель.

Выполнять физкультзарядку.

Встанем прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.

Рассматривают

схему

Спросить у того, кто знает; посмотреть в книге, на плакате, в компьютере и др., придумать самому.

- космонавт

-на ракете, космический корабль

Повторяют движения за педагогом

Работа со схемой «Методы исследования»

Приём

моделирования

Рассматривание книги  и портрета Ю.Гагарина

Физкультминутка  «Космонавты»

Формирование первичных представлений о методах исследовательской деятельности

Формирование знаний о первом космонавте Ю.Гагарине

Эмоциональная и физическая разрядка

Чтение рассказа о первом космонавте

Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому что во время космического полёта человек испытывает огромные нагрузки. Юрий Гагарин долго готовился к полёту. Отбор в космонавты был очень строгим.

И вот, 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле-спутнике «Восток» облетел вокруг планеты Земля, выполнил необходимые задания, и приземлился в намеченном месте.

Пока он летел, весь мир с нетерпением ждал его возвращения. Не только наш народ, но и люди всей земли волновались за него: ведь никто еще не летал в космос и не знал, какие опасности могут там подстерегать человека. Поэтому, когда Юрий Гагарин приземлился, все в мире были очень рады. А в нашей стране, во всех городах, люди вышли на улицы и поздравляли друг друга с тем, что наш русский человек стал первым в мире космонавтом и вернулся на землю живым и здоровым.

Космический корабль “Восток” совершив полный виток вокруг Земли за 108 минут. Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, который собственными глазами увидел, что наша планета Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.

По завершении полета Юрию Алексеевичу Гагарину - первому, побывавшему в космосе, человеку было присвоено звание майора. С той поры каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.

А Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной космонавтом, Алексей Леонов первым в мире космонавт, который отважился выйти в открытый космос.

5. Включение нового знания (способа действия)  в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи:

1)поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей (моделирование).

2)тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.

- А сейчас хотите посмотреть на нашу планету из космоса?

-Что нам для этого нужно?

-Давайте с вами поиграем в игру  «Полетим в путешествие» и построим ракеты. А кто может строить ракеты? (инженеры, конструкторы, ученые)

Ракеты готовы. Все заняли свои места…

- А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре — вот летит ракета ввысь.

Закрыли глазки ладошками

Открывайте глазки, посмотрите, вот так выглядит земля из иллюминатора космического корабля.

Она действительно похожа на глобус.

Наша планета удивительна, это единственная планета на которой есть жизнь, у нас красивая природа, в каких местах нашего города вы любите бывать или отдыхать?

- 21 марта у нашей планеты праздник - Всемирный день Земли.

А кто знает, что он обозначает?

- Но некоторые ученые и экологи видят нашу планету вот такой (Земля в опасности), почему так происходит?

А что же нужно делать, чтобы уберечь нашу планету от опасностей?

-Человек на земле – самое умное и сильное существо и все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.

Родная планета

Земля нам всех планет родней!

Ведь мы с тобой живем на ней,

И любим мы ее просторы,

Ее леса, моря и горы

-Ракета

Принимают

поставленную

задачу

(делятся на подгруппы по выбранным геометрическим фигурам)

Выполняют имитацию полёта на ракете

Дети сравнивают изображение на слайде с глобусом

В лесу, на озере, на море

Предположения детей

Игра конструирование  «Полетим в путешествие»

(дары Фрёбеля)

по замыслу по подгруппам

Физкультминутка «На ракете»

Демонстрация

Видео, релаксация

Беседа из личного опыта детей.

Художественное слово

Способность

самостоятельн

о действовать

по заданию

воспитателя

Эмоциональная и физическая разрядка

Развитие логического мышления

Развитие связной речи, систематизация знаний.

6. Осмысление

Дидактические задачи:

восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.

Ну что ребята, наше путешествие подошло к концу, Вправо повернёмся два раза сейчас,

правой рукой закроем правый глаз,

левой рукой закроем левый раз,

Хлопнем в ладоши 4 раза и откроем оба  глаза.

Теперь два раза налево повернись и в группе снова окажись.

Воспитатель: Я очень рада снова видеть вас.

 - Ребята, теперь вы знаете, почему люди решили, что Земля выглядит именно так, как глобус?

Где вы были?

-Что видели?

-С кем познакомились?

-Что вам запомнилось больше всего?

-С какими трудностями столкнулись?

И я надеюсь, когда вы станете взрослыми, может быть кто-то из вас станет космонавтом и полетит на другие планеты. И весь наш народ будет вами гордиться, как мы сейчас гордимся теми, кто покоряет космос и прославляет нашу страну и защищает свой родной город, свою страну и нашу планету от опасностей!

Принимают

поставленную

задачу

Мы летали на ракете в космос

Оценивают

результаты своей

деятельности,

выделяя то, что

получилось лучше

всего

Динамическая пауза.

Формирование пространственных отношений

Способность

самостоятельн

о действовать

по заданию

воспитателя

Владение

элементарным

и навыками

самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Земля-наш общий дом!"

В этом занятии воспитатель расширяет представление детей о том, что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, формирует стремление беречь общий дом, как условие сохр...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"

Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию.Средняя группа

Технологическая карта по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста "Поможем гномику".Главной целью является уточнение и расширение представление детей о диких животных...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе "Вода - водица"

Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования с водой. с целью выявления свойств воды....

Технологическая карта занятия по познавательному развитию в средней группе с применением STEАM технологий

Цель: понимание детьми свойств воды, развитие познавательной активности с помощью STEAM технологий.Задачи:Образовательные:• формировать и систематизирование знаний детей о воде, о её назначении, ...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Игры с блоками Дьенеша» («Сказочное путешествие»)

Занятие по формированию элементарных математических проедставлений во второй младшей группе с использованием игрового набора "Блоки Дьенеша"...