"Прогулка в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лысенко Светлана Васильевна

Осень, осень, осень снова к нам пришла. Осень, осень, осень — чудная пора. В золотом наряде парки и сады. Осень, осень ждали с нетерпеньем мы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka_v_osenniy_les.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Прогулка в осенний лес»

Цель: закрепление знаний детей о времени года - осени, об осенних изменениях в живой и неживой природе, правилах поведения в лесу.  Формирование у детей интереса и бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

-учить называть признаки осени;

-систематизировать знания детей о времени года -  осени, о сезонных изменениях в живой и неживой природе.

 Развивающие:

 - развивать любознательность, познавательный интерес, творческое воображение, связную речь, логическое мышление;

-    развивать внимание, умение анализировать и сравнивать;

- развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.
Воспитательные:

- учить видеть красоту леса в осенний период, вызвать эстетические переживания от общения с природой;

- воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и бережное отношение к ней;

- воспитывать стремление оказывать помощь другим детям, у которых появились затруднения.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие.

Предварительная работа:  Наблюдение за изменениями в природе, поиск признаков осени на участке детского сада, беседы о  растениях осенью, о грибах, птицах, животных, о правилах поведения в лесу. Чтение художественной литературы о природе, заучивание стихотворений об осеннем времени года.  Рассматривание иллюстраций осенних пейзажей, животных, птиц, грибов, гербария. Продуктивная деятельность детей – рисование, лепка, ручной труд. Работа с календарем природы.

Методы и приемы.  Игровые методы и приёмы: дидактические игры («Какая бывает погода осенью?», «С какого дерева листок», Интерактивная игра «Зимующие и перелетные птицы», «Собери съедобные грибы», «кто живет в лесу»); создание игровых ситуаций, интригующая обстановка, вопросы к размышлению.  Словесные методы и приёмы: беседа, чтение стихотворения, рассматривание иллюстраций, похвала, пояснение, напоминание. Практические методы и приёмы: совместные действия воспитателя и ребёнка, выполнение игровых поручений. Наглядные методы и приёмы:  показ,  указания,  напоминание, вопросы, включение предметов в деятельность детей, выполнение игровых действий.

Материалы и оборудование: Корзинка, картинки-муляжи грибов, макеты деревьев (береза, клен, рябина, дуб), листья разных деревьев. Волшебный зонт. Плакат «Правила поведения в лесу». Иллюстрация  ранней и поздней осени. Картинки для рефлексии деятельности. Загадки. Корзина с яблоками.

Аудиозапись голоса птиц, музыкальная разминка «Осенние листочки».

Ноутбук, проектор. Интерактивная игра «Перелетные и зимующие птицы»

Ход занятия:

Под звуки музыки дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие: наше занятие пройдет здесь, в музыкальном зале, а еще к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются).

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости прилетела лесная гостья (на фортепиано сидит совенок и в крылышках держит письмо).

Хотите узнать, от кого оно?

Да!

Тогда отгадайте загадку:

Разукрасит листья в разные цвета,

Курточку, сапожки надевать пора.

 Собирает  листья дворник во дворе,

 Как названье этой золотой поре?

Дети. Осень

Давайте прочитаем его?

Письмо:

 «Ребята, Я – Осень золотая приготовила для вас ребята «Подарок», но чтобы его получить, нужно выполнить задания. Я вас приглашаю на прогулку, в осенний лес»

- Принимаем приглашение осени?

Воспитатель: - А что такое лес?

Дети: Это место, где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов. Там живут звери, птицы, насекомые!

 Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не кричать, не нарушать тишину леса. Не ломать ветки деревьев. Не бросать мусор. Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой. Нельзя разжигать костер, от огня погибают многие растения и насекомые.

Воспитатель:  Всё запомнили?

Тогда давайте отправимся в лес. У меня есть волшебный зонт, с его помощью мы и попадем в осенний лес!

Все под волшебный зонт становитесь, посмотрите зонт закрутился!

А теперь закройте глаза – отправляемся в лес: 1,2,3 Волшебный зонт, нам дорогу покажи!

Открывайте глаза.

Звучит музыка «Времена года».

Воспитатель: Я вижу тропинку, давайте мы по ней пойдем. Становитесь друг за другом. (звучит музыка голоса птиц в осеннем лесу)

По тропинке в лес пойдем (дети шагают)

Лужу мимо обойдем (обходят  воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеёк (перепрыгивают через ручеёк)

Посмотрели мы налево (смотрят налево)

Посмотрели мы направо (смотрят направо)

Посмотрели мы на вверх (смотрят на вверх, стоя на носочках)

Мы пришли в осенний лес!

Воспитатель. Выходите на полянку. Посмотрите, какая красота! А как мы можем понять, что попали именно в осенний лес?

Дети. Листочки поменяли цвет: стали желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.

И правда,

 Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети. Ранняя, поздняя.

Воспитатель. А почему у деревьев опадают листочки?

Дети. Мало солнца, холодно.

Воспитатель. А для чего деревья сбрасывают листву?

Дети. Чтобы не замерзнуть, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтобы ветки не сломались от снега и корни деревьев не замерзли.

Воспитатель: Ребята, а как меняется погода с приходом осени? (ответы детей)

Я предлагаю сыграть вам в игру «Какая бывает погода осенью?»

Игра «Какая бывает погода осенью?»

Когда на улице холодно - холодная

Когда идет дождь - дождливая

Когда светит солнце - солнечная

Когда дует ветер - ветреная

Когда пасмурно – пасмурная

Когда сыро – сырая

Когда хмуро – хмурая

Когда ясно – ясная

Когда тепло – тёплая

Когда сухо – сухая

Когда тихо - тихая

А какая погода сегодня?

Воспитатель: Ребята, посмотрите под ногами столько листьев! А они все падают и падают, что это происходит? Как это явление природы называется?

Дети: Листопад!

Воспитатель: Правильно, листопад, поэтому все листочки под ногами перепутались…

Давайте поднимем листочки и поиграем с ними.

Дети поднимают понравившиеся листочки и встают в круг с листочками в руках.

Музыкальная физкультминутка «Осенние листочки»

Воспитатель: Ребята, какие листья вы подняли? Назовите?

Дети: Кленовые, рябиновые, дубовые, березовые.

Воспитатель. Давайте посмотрим какие деревья растут в нашем лесу.

Дети перечисляют деревья.

А сейчас давайте отнесем листочки к тому дереву, на котором они должны расти (рябиновые к рябине, дубовые к дубу, кленовые к клену, березовые к березе).

Проводится игра «С какого дерева листок»

Воспитатель: Ах, какие молодцы ребята.

А теперь ответьте на мой вопрос:

Листья осенью что делают? (желтеют, опадают)

Урожай осенью что делают? (собирают)

Птицы осенью что делают? (улетают)

Звери осенью что делают? (готовятся к холодам, меняют шубки, запасы делают)

Дождик осенью что делает? (идёт, льет, моросит)

Дождь прошел, а после него появляются  ….  правильно грибы!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как много грибов на нашей полянке! А давайте мы соберем грибочки в корзинку. Но все ли грибы мы положим в корзинку?

Дети. Нет

Воспитатель.  Какие грибы мы унесем из леса?

Дети. Съедобные

Воспитатель. А какие съедобные грибы вы знаете?

Дети. Сыроежка, подберезовик, подосиновик, лисичка, белый, опенок.

Воспитатель. А какие грибы нельзя рвать в лесу?

Дети. Несъедобные. Мухоморы, бледную поганку.

Воспитатель. А почему эти грибы нельзя есть человеку?

Дети. Они ядовитые, в них содержится яд.

Воспитатель. А для кого же мухоморы - лакомство и лекарство?

Дети. Для животных.

Воспитатель. А если вы встретили в лесу гриб и не знаете, какой он, съедобный или несъедобный, будете его брать?

Игра «Собери съедобные грибы»

Давайте мы выберем только съедобные грибы и положим их в корзинку, а несъедобные оставим в лесу.

Ребята, а давайте посчитаем сколько мы собрали съедобных грибов.

А сколько несъедобных осталось на полянке? А каких грибов больше?

Дети: 2 несъедобных и 6 съедобных. Съедобных грибов больше.

Воспитатель. Молодцы! Давайте немного отдохнем, присаживайтесь на «пенечки» (стульчики). Раздаются звуки пения птиц.

Воспитатель. Что это за звуки?

Дети. Птицы поют.

Воспитатель. Но что-то они поют не так весело, как летом. Почему?

Дети. Стало холодно, и многие птицы улетают на юг.

Воспитатель. А как называются птицы, которые покидают наши края и отправляются в теплые страны?

Дети. Перелетные.

Воспитатель: Назовите этих птиц.

Дети. Ласточки, стрижи, кукушки, аисты, журавли, скворцы, грачи, утки, лебеди, жаворонки, соловьи, трясогузки.

Воспитатель. Почему же они не остаются зимовать у нас?

Дети. Стало холодно, они могут замерзнуть, и насекомые, которыми питаются птицы, прячутся.

Воспитатель. Как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

Дети. Зимующие.

Давайте их назовем.

Дети. Голуби, воробьи, синицы, дятлы, вороны, сороки,

Воспитатель. Да, они не боятся холодов, а как человек помогает им перезимовать?

Дети. Подкармливает их, кормит семечками, хлебушком, зернышками. А еще делает кормушки.

Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру и вспомнить, какие птицы улетают, а какие остаются с нами зимовать.

Интерактивная игра «Перелетные и зимующие птицы».

Воспитатель. Не забывайте помогать птицам перезимовать в наших краях, кормите их, вместе с родителями сделайте кормушку.

Воспитатель. А знаете ли вы, что есть птичка, которая, наоборот, прилетает к нам на зимовку? Это снегирь, посмотрите, какой он красивый (воспитатель показывает карточку с изображением снегиря). Снегиря называют кочующей птицей.

Воспитатель: Отправляемся дальше. У нас на пути болото. Чтобы добраться до следующей поляны, надо прейти это болото.

Разложим «камешки» и по ним переберемся на другой берег. (На полу лежат «камешки» - цифры от 1 до 5, дети по порядку раскладывают друг за другом на пол - «камешки-цифры» и по ним «переходят» его.

Воспитатель. Ой, ребята, смотрите, на опушке яблоня растет, под ней  большая корзина. Что же в ней? (воспитатель заглядывает в корзину). Это Осень преподнесла нам подарок. Но что лежит в этой корзине, мы с вами узнаем, когда отгадаем загадки:

Загадки «Кто живет в лесу»

Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его…медведь.

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост

— Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. Лиса.

У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это…Ёж.

Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? Зайчишка.

Чтобы выстроить плотину,
Запасет он древесину.
Зверь трудолюбив и добр,
Тащит бревна к речке…бобр.

Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк,
Страшный, хитрый, лютый…волк

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. Белка.

 

Воспитатель: Молодцы, отгадали все загадки!

Вот и подарок от Осени – яблочки румяные. Угощайтесь!

Витаминов набирайтесь.

Воспитатель. Ну, что ж, ребята, вот и заканчивается наша прогулка по осеннему лесу.  И нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель берет волшебный зонт и приглашает ребят под зонт:

Подходите все сюда, закрывайте глаза 1,2,3,4,5 в садик нам пора опять!

Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим, всё ли вы хорошо запомнили?

Игра «Да или нет»

 

Осенью цветут цветы?  

Осенью растут грибы?

Тучки солнца закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну, а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаём ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Куртки, шапки надевать?

 

 

Воспитатель. Понравилось вам, как мы прогулялись по осеннему лесу?  Какие задания выполняли? Что понравилось больше всего?

Да, мы многое увидели, многое назвали и вспомнили, мы с вами отметили, что осень бывает разная: и хмурая, и солнечная, дождливая и ветреная.

Ребята, а какое настроение у вас,  после нашей прогулки?

Если у вас тепло и радостно на душе - возьмите солнышко, если грустно - тучку. 

Спасибо вам ребята – вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект прогулки в младшей группе на тему: «Прогулка в осеннем лесу»

Цель: Расширить представление об осени, как времени года; развивать умение сравнивать объекты по признакам различия и сходства....

Прогулка в рамках экологического проекта в младшей группе «Прогулка в осенний лес»

Познакомить детей с территорией детского сада и её озеленением...

Оздоровление детей путем оптимизации двигательной активности на прогулке «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС» (младшая группа)

Конспект прогулки в природе для младшей группы с использованием элементов здоровьесберегающих технологий "Прогулка в осенний лес"...

Физкультурная прогулка "Прогулка в осенний парк"

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПРОГУЛКА в старшей группе...

Конспект прогулки средней группы Тема:"Прогулка в осенний лес"

Конспект прогулки для детей средней группыТема: " Прогулка в осенний лес"Программное содержание: формировать умение детей замечать и называть изменения, происходящие в природе осенью; расшир...

Развлечение на прогулке "Прогулка в осенний лес"

Как научить детей старшего дошкольного возраста раздельно выбрасывать мусор? Во время развлечения, создав контраст между прекрасным и безобразным.На  прогулке к двум старшим группам подошла Осень...