Конспект занятия в старшей группе по экологии «То берёзка, то рябина…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель:закрепление и обобщение представление детей о деревьях: берёзе и рябине их сходства и отличии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ "Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида"
Конспект НОД в старшей группе по экологии
«То берёзка, то рябина…»
Выполнила воспитатель:
Капралова Н.Ю.
2025г.
Конспект занятия в старшей группе по экологии «То берёзка, то рябина…»
Цель: закрепление и обобщение представления детей о деревьях: берёзе и рябине, их сходстве и отличии.
Задачи: Способствовать закреплению знаний детей о деревьях, их строении. Развивать умения сравнивать, называть сходства и отличия, замечать и называть изменения, происходящие в природе с приходом другого времени года: осени. Воспитывать интерес к миру природы.
Предварительная работа: рассказ и беседы о деревьях на занятиях по экологии и окружающему миру. Прослушивание песен: «То берёза, то рябина…», «Что, стоишь качаясь…», Чтение рассказа: Геннадий Снегирёв «Рассказ о берёзе», рассказывание легенды о рябине, стихотворений Есенина, Вяземского. Рассматривание картин: Грабарь «Рябинка», «Осень. Рябины и берёзы», Куинджи «Берёзовая роща».
Методические приёмы: беседа-диалог, физминутка «Станем мы деревьями», сравнение, обобщение.
Ход занятия:
1.Втупительная часть.
Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к берёзке и к рябине. Часто эти два деревца растут рядом, подчёркивая красоту друг друга. Особенно красивы эти два дерева сейчас.
2.Основная часть
Воспитатель - А какое сейчас время года?
Дети – Осень.
Воспитатель – Верно. Как меняется берёза с приходом осени?
Дети – Листья становятся жёлтыми.
Воспитатель – Да, и кажется будто берёза одела золотой наряд. А рябина?
Ответы детей – Листья на ней краснеют. Листья становятся оранжевыми.
Воспитатель – В отличии от берёзы, рябина надевает более тёмный наряд.
Ребята, о каком дереве я сейчас загадаю загадку?
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Береза).
Воспитатель – Верно. Как вы догадались?
Дети – по слову «белоствольная» у берёзы белый ствол, по слову «серёжки» весной у берёзы появляются серёжки.
Воспитатель –Всё правильно! А ещё как мы можем сказать, какая берёза?
Дети – стройная, кудрявая, белая, изящная, её называют «русская красавица», светлая, нежная, у неё золотые косы.
А теперь послушайте другую загадку:
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят. (рябина).
Воспитатель – Конечно! А по каким словам вы догадались?
Дети – «гроздья красные» у рябины гроздья ягод, птички прилетают зимой её кушать.
Воспитатель – Опишите мне рябину, какая она?
Ответы детей – Тонкая, гибкая, кудрявая, красная.
Воспитатель – Теперь давайте посмотрит внимательно на два этих дерева и скажем, что же у них общего? Чем они похожи друг на друга?
Дети – У них есть ствол, ветви, листья.
Воспитатель – А ветви и листья что образуют?
Дети – Ветви и листья образуют крону.
Воспитатель – А под землёй, что дерево прячет?
Дети – Под землёй у деревьев корни.
Давайте на минутку станем деревьями и поиграем.
3.Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.
Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий. Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой. Складывают ладони шалашиком
В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками
4.Сравнение деревьев.
Воспитатель – А теперь давайте назовём отличия. Сначала давайте сравним ствол у деревьев. Чем он покрыт? И как различается?
Дети – Деревья покрыты корой. У берёзы кора белая с чёрными полосками, а у рябины кора серая.
Воспитатель – А по толщине?
Дети – У берёзы ствол толстый, а у рябины тонкий.
Воспитатель – А теперь давайте потрогаем ствол берёзы, погладим его ладошками. Кора у неё какая? (ответы детей).
Воспитатель – кора шершавая, с глубокими чёрными трещинами и только на верху береста гладкая, нежная. А теперь потрогаем ствол у рябины?
Дети – Кора гладкая.
Воспитатель – Верно и только кое-где видны небольшие трещинки. А какие ещё отличия вы можете назвать?
Ответы детей – на рябине есть ягоды, а на берёзе нет; у берёзы листья жёлтые, а у рябины красно-зелёные, оранжевые.
Воспитатель – Выделяется рябина на фоне всех деревьев осенью яркими оранжево-красными гроздьями ягод. А каждое дерево одевает новый, красочный наряд, прежде чем сбросить все листья перед зимой. А можем ли мы по листья на земле сказать с какого дерева они упали? А как вы это узнали?
Дети – У деревьев листья разные по форме.
Воспитатель – Давайте соберём листочки берёзы. (Дети находят и собирают листья). Какой они формы? (ответы детей).
Воспитатель – Да у берёзы листочки плотные, треугольной или ромбовидной формы. Теперь найдите листья рябины. (Дети находят и собирают листья рябины).
Воспитатель – Какой они формы? (ответы детей).
Воспитатель – У рябинки листья сложные, длинные, состоящие из 9 небольших листочков и каждый из них похож на овал. И на берёзе, и на рябине растут листья, которые осенью опадают, значит они какие?
Дети – Лиственные, листопадные.
Воспитатель – Давайте сравним их по высоте?
Дети – Берёза высокая, а рябина низкая.
Воспитатель – Берёза высокое одноствольное дерево, а у рябины очень часто несколько стволов, поэтому её относят и к деревьям и к кустарникам.
5.Заключительная часть.
Воспитатель - Когда мы с вами пошли в гости к берёзке и рябинке вы мне сказали, что сейчас время года осень. А по каким признакам вы это узнали?
Дети – Листья поменяли цвет, часто идут дожди, птицы улетели в тёплые края, трава пожелтела, цветы завяли, листья опадают.
Воспитатель – а когда опадают листья, как это называется?
Дети – Листопад.
Воспитатель – посмотрите, сколько листьев на земле, пройдитесь по ним, что происходит?
Дети – Листочки шуршат.
Воспитатель – Да, давайте скажем «шуршат», «шелестят».
Рефлексия.
Сегодня мы с вами сходили в гости к рябинке и берёзки, посмотрели на них осенних красавиц.
А сейчас давайте с вами вернёмся в группу и нарисуем берёзку и рябинку. Листья берёзы и рябины тоже возьми с собой, мы их засушим и сделаем красивые аппликации.
Дети с воспитателем возвращаются в группу и рисуют деревья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий в старшей группе по экологии
В данном материале представленно содержание работы в старшей группе по экологии...

Конспект занятия в старшей группе "Юные экологи"
Занятие по экологии разработано для детей 5-6 лет, с использованием различных игр , художественного слова....

Конспект занятия в старшей группе по экологии "Путешествие в осеннюю сказку"
Задачи:учить детей видеть сезонные изменения в природе, закрепить в речи дошкольников правила поведения в природе, названия деревьев...

Конспект занятия в старшей группе по экологии
МБДОУ "Детский сад №113 " Золотой ключик" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей" города Чебоксары Чувашской...

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Богатство нашей планеты Земля» эксперимент с воздухом
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.Программное содержание: способствовать обогащению и закре...

Конспект занятия в старшей группе по экологии "Три секрета бабочки"
Конспект занятия в старшей группе по экологии "Три секрета бабочки"...

Конспект занятия в старшей группе по экологии « Волшебница вода»
Цели и задачи: уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех пред...
