Познавательный проект по экологическому воспитанию «Всемирный день журавля» (старший дошкольный возраст)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Ежегодно второе воскресенье сентября в мире отмечается День журавля. Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов.
В наше время многие виды журавлей стали редкими. В Приморье гнездятся два вида этих птиц - японский и даурский, оба занесены в Международную Красную книгу.
Одним из способов привлечения внимания населения к сохранению журавлей и их местообитаний является эколого-просветительская деятельность. При этом особое внимание уделяется работе с детьми, которым в будущем отвечать за природу России.
Знакомство детей с такой птицей, как журавль, многие из видов которого находятся под угрозой вымирания, знакомство с их особенностями жизни, поведения формирует детей такие черты характера, которые помогут им более человечными, учат бережно относиться к природе вообще и к природе Родного края в частности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад 193»
Познавательный проект
по экологическому воспитанию
«Всемирный день журавля»
старший дошкольный возраст
Подготовила: воспитатель
Ягунова Н.Ю.
2025 г.
Вид проекта: информационно-познавательный, социально-значимый, краткосрочный, 1 неделя
Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
... Нет ни одной другой птицы, которая так тесно сближалась бы с человеком, так умела бы понимать все его движения и приносить ему удовольствие, как журавль... А.Э. Брэм
Актуальность проекта:
Ежегодно второе воскресенье сентября в мире отмечается День журавля. Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов.
В наше время многие виды журавлей стали редкими. В Приморье гнездятся два вида этих птиц - японский и даурский, оба занесены в Международную Красную книгу.
Одним из способов привлечения внимания населения к сохранению журавлей и их местообитаний является эколого-просветительская деятельность. При этом особое внимание уделяется работе с детьми, которым в будущем отвечать за природу России.
Знакомство детей с такой птицей, как журавль, многие из видов которого находятся под угрозой вымирания, знакомство с их особенностями жизни, поведения формирует детей такие черты характера, которые помогут им более человечными, учат бережно относиться к природе вообще и к природе Родного края в частности.
Мы - педагоги, должны с раннего детства давать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость.
Цель: воспитание экологически грамотного человека, знающего и любящего природу своей Родины.
Задачи:
Дать знания детям о журавлях: их видах, среде обитания, повадках.
Познакомить со сказками, мифами, легендами о журавлях.
Расширить знания детей о журавлях, обитающих на территории Приморского края.
Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и экологического воспитания детей.
Методы и формы работы с детьми:
- наблюдение, экскурсии
- виртуальная экскурсия с использованием ИКТ
- беседы
- рассматривание иллюстраций; мини-выставки,
- чтение художественной литературы, художественное слово
- творческая мастерская
Формы работы с родителями воспитанников:
- Консультации для родителей, оформление информационных стендов: «Всемирный день журавля», памятки для родителей «Экологическое воспитание в семье» , папка – передвижка «Журавли»
- Проведение выставки и творческих работ детей и родителей
- Участие родителей в обогащении РППС: оказание помощи в пополнении и обогащении центра природы (наглядно-дидактический материал)
- Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- Формирование чувства ответственности и бережного отношения к природе.
- Повышение уровня у детей активности, самостоятельности, самосознания;
- Привлечение родителей к активному участию в проекте, в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- Взаимосвязь с социумом: участие в акциях и мероприятиях, посвященных теме проекта.
Для педагогов:
- Осуществляют инновационную деятельность,
- Повышают профессиональный уровень
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.
Для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта;
- Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Продукт проекта: использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях, пополнение центра природы дидактическими пособиями, наглядным материалом, изготовление познавательного фотоальбома "Журавли".
Этапы осуществления проекта.
I этап - подготовительный
II этап -основной
III этап -заключительный
План реализации проекта
I этап – подготовительный
- подобрать и систематизировать наглядный материал по теме проекта,
- подобрать художественную литературу по теме для чтения детям (стихи, сказки, рассказы),
- подбор консультаций для родителей ,
- изготовление папки-передвижки для родителей.
- разработка бесед, виртуальных экскурсий
II этап - основной
Выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
III этап. Заключительный.
- анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
- оформление фотоальбома "Журавли"
- презентация на педсовете ДОУ
Приложение:
План работы по теме проекта
Мероприятия | Цели | Ответственные |
| ||
1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. | Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования | Воспитатель |
1.2. Составление плана над проектом. | Реализация мероприятий по проектной деятельности | Воспитатель |
1.3. Беседа с родителями на тему "Что рассказать детям дома о праздновании Всемирного дня журавля?" | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатель, |
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала (энциклопедии), презентаций, дидактических пособий. | Создать условия для реализации проекта | Воспитатель, |
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. | Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. | Воспитатель, |
1.6. Консультация для родителей "Формирование бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста" | Просвещать родителей по данной теме. | Воспитатель. |
1.7. Ознакомление родителей и детей с фотоматериалом "Журавли" | Сформировать интерес у детей к проектной деятельности. | Воспитатель, |
2 этап Основной
Содержание |
Познавательная беседа " Планета Земля. Всемирный день журавля". Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Продолжать знакомить детей с птицей -журавль, ее особенностями и средой обитания. Рассказать детям об особенностях обитания птицы в Приморском крае. Информация : источник сети интернет: точка доступа https://www.calend.ru/holidays/0/0/3125/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Даурский_журавль https://ru.wikipedia.org/wiki/Японский_журавль Творческая мастерская: рисование " Журавлик в небе". Цель развивать воображение. Чтение: Русская народная сказка "Лиса и журавль" (илл. Ольга Данилова), русская народная сказка "Журавль и цапля" в обработке В. И. Даля (илл. Евгений Громов)., Русская народная сказка "Как Лиса училась летать" в пересказе О. Капицы (илл. Юрий Васнецов), Японская сказка "Журавлиные перья" (илл. Май Митурич) в одноименном сборнике, Юрий Коваль "Журавли" (илл. Татьяна Маврина), Всеволод Нестайко "Приключения журавлика" (илл. Светлана Рудикова) Разучивание стихов и песен о журавлях: Стихи про журавлей В сборнике 270 стихотворений русских и зарубежных поэтов-классиков про журавлей, а также интересные произведения современных авторов Доступ в сети интернет: https://poemata.ru/poems/crane/ Просмотр видеоматериалов и мультфильмов о журавлях: Доступ в сети интернет https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text=Просмотр%20видеоматериалов %20и%20мультфильмов%20о%20журавлях Словотворчество «Сочини стихи или сказку о журавле», с последующим оформлением фотоальбома . Подвижные игры «Журавли - журавли». Цель: развитие внимание, координации движений, укрепление мышц туловища, спины, живота. Ход игры: Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поет или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь веревочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поет дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во все возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова. «Журавль и лягушки» Цель: научить согласовывать действия с текстом; действовать по сигналу педагога; развить умение прыгать, легкость движений. Ход игры: На земле чертится большой прямоугольник – река. На расстоянии 50 см от нее сидят дети -«лягушки» на кочках. Позади детей в своем гнезде сидит «журавль». «Лягушки» усаживаются на кочки и начинают свой концерт: Вот с насиженной гнилушки В воду шлепнулись лягушки. И, надувшись, как пузырь, Стали квакать из воды: «Ква, ке,ке, Ква,ке,ке. Будет дождик на реке». Как только лягушки произнесут последние слова, «журавль» вылетает из гнезда и ловит их. «Лягушки» прыгают в воду, где «журавлю» ловить их не разрешается. Пойманная «лягушка» остается на кочке до тех пор, пока «журавль» не улетит и не вылезут «лягушки» из воды. «Лиса и журавушки» — русская игра Цель: развивать внимание, ловкость, учить двигаться по сигналу. Ход игры: Нарисовать мелом или палочкой на земле «луг», «дом», «лисью нору». Скажет ведущий слова: «Лети, лети, лети!» - и полетят журавушки домой, широко раскинув руки-крылья. А «лиса» выскочит из «норы» и вдогонку за ними! Поймает одного - меняется с ним местами. Не поймает - пусть снова водит. По травушке-муравушке журавушка идёт «Журавль» — осетинская игра Цель: развивать внимание, ловкость, совершенствование пространственной ориентации у детей. Ход игры: Дети выбирают водящего и «волка». Остальные - «журавли», становятся в колонну по одному. Каждый кладёт руки на пояс впереди стоящему. Водящий становится впереди колонны и старается всё время быть лицом к волку. Журавли, не разрывая колонны, прячутся за ним. Волк может схватить любого журавля, кроме водящего. Играют до тех пор, пока волк не схватит журавля. После этого выбирают нового водящего и волка. -Как курлычут журавли? Дидактические игры Закончи предложение Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание. Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. Соловей живет в лесу, а журавль - …. (на болоте). У ласточки клюв короткий, а у журавля ….(длинный). Иволга строит гнездо на дереве, а журавль .... (на земле). Отгадайте, что за журавль Цель: учить описывать журавля и узнать его вид по описанию, развивать память, внимание. Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать один из видов журавля. Другие дети должны отгадать, что это за вид журавля. Накорми журавля Цель: дать знание о птицах и о том, чем питаются журавли, развивать познавательные способности. Ход игры: Дети получают карточки с изображением различного корма. Дети должны выбрать карточки с изображением корма для журавля. Назови вид журавлей Цель: Учить детей различать виды журавлей, различать их особенности, рассказывать о них. Ход игры: Кто-либо из участников показывает карточку, а названный ребенок называет вид журавля и рассказывает о нем. Как летят журавли Цель: Учить детей различать виды построения птиц при перелете. Ход игры: Перед ребенком раскладываются карточки с разными видами построения стаи птиц. Он должен показать схему построения стаи журавлей. Узнай по голосу Цель: Учить различать крики журавлей среди голосов других птиц . Разрезные картинки. Цель: расширить представление о журавлях, учить собирать целое из частей. Материал: На картоне распечатываются картинки журавлей. Каждая из них разрезана на много частей. Ход игры: Воспитатель просит детей сложить части картинок весенних цветов в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки. Далее воспитатель побуждает детей к называнию полученного изображения журавля. Настольно-печатная игра«Береги живое».Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. Беседа "Вода"Цель: Расширять знания детей о роли воды в жизни человека и для обитания птиц. Оригами "Журавль" Цель: развивать воображение, закреплять знания детей о частях тела птицы. Итоговое мероприятие «День журавля» Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Закреплять знания о журавлях, о празднике.. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. |
| Работа с педагогами |
1 | Консультации по организации мероприятий проекта. |
2 | Сбор методического материала по теме проекта |
Работа с родителями | |
1 | Работа с интернет- ресурсами, презентации «Всемирный день журавля». Оформление стенда в приемной, папка-передвижка. Консультативная помощь по теме проекта |
3 этап - III этап -заключительный | |
| РППС |
1 | Пополнение центра природы дидактическими пособиями, наглядным материалом. |
2 | Презентация фотоальбома "Журавли" детям младших групп |
3 | Презентация проекта на педсовете ДОУ |
Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль
птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых,
распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы
являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают
важное место в цепи питания живых лорганизмов.
. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся
поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается
пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Но в последние
годы описано множество случаев массовой гибели птиц из – за хозяйственной
деятельности человека.
Проблема сохранения и охраны всех видов птиц является проблемой всего
человеческого сообщества. Сохраняя птиц, мы сохраняем всю природу. А человек
часть природы и вне её существовать не может
Познавательная беседа " Всемирный день журавля".
Впервые День журавля был отмечен в США в 2002 году. В этот день 11 лет назад на гнездование отправился целый выводок редких американских журавлей, выживших благодаря экологам. Этому предшествовала долгая работа, во время которой ученые изымали яйца редких птиц, о которых те не могли позаботиться, и подкладывали их в гнезда журавлей других видов.
Вместе с тем, на Руси существовал свой аналог этого праздника — Куприянов день, который также называли Журавлиное вече. Он отмечался 13 сентября, в день, когда, по поверьям, все журавли собирались на болотах для совместного пути на юг.
Задержались погостить
Приморье находится на так называемом "великом миграционном пути": через край проходит маршрут птиц, летящих осенью на юг из Якутии, Приамурья, Забайкальского края и даже Арктики
"Обычно пролетные птицы, в том числе журавли, летят на юг с конца августа. Их путь может занимать от месяца до двух. Они делают остановки на местах, где можно покормиться, и Приморье становится перевалочным пунктом.
Около половины японских журавлей, прилетающих в Приморье весной, остается тут на все лето, тогда как большая часть даурских отправляется дальше — в Амурскую область, Хабаровский и Забайкальский края. В итоге ежегодно в Приморье гнездятся около 25-30 пар японских журавлей и только 2-8 — даурских. Всего же, по ее словам, в мире обитает около 2 тысяч японских журавлей и около 7 тысяч — даурских.
В целом за последние десятилетия численность журавлей в Приморье медленно, но растет. Так, при учете в 1975 году журавлей в крае не нашли, и лишь в 80-х годах прошлого века было вновь зафиксировано несколько пар. По мнению экспертов, резкое падение численности было связано с активным освоением новых земель под пахоту и орошением болот.
"Хозяйственная деятельность человека — важный фактор опасности для журавлей. Они очень осторожны при выборе места для гнезда, и близость людей их, конечно, пугает. Кроме того, очень важный фактор опасности — палы травы. Были годы, когда в огне пропадало по несколько журавлиных гнезд, но в последнее время сотрудники заповедника активно работают по предотвращению таких пожаров" В некоторых странах существуют программы компенсаций фермерам за потерю урожая по вине краснокнижных птиц. Такая практика существует и в некоторых регионах Дальнего Востока. "
При этом нет необходимости в том, чтобы человек как-то специально помогал журавлям — организовывал подкормки или строил гнезда. При наличии места и условий популяция растет сама. Основной же метод охраны для них — не трогать"
Детям о журавлях
Они живут в различных уголках планеты. Разве что в Антарктиде их невозможно встретить. На территории России можно встретить 7 видов .
Журавли любят гнездоваться на заболоченных участках земли где-нибудь неподалеку от вспаханных полей.
Питаются журавли ростками, почками, семенами растений. Корневища растений являются для них гастрономическим лакомством. Иной раз в меню крылатых гурманов попадают насекомые, моллюски, черви, лягушки, а иной раз и мелкие рыбешки.
Интересные факты о журавлях
Вид известен с тех времен, когда жили еще на Земле динозавры - 40-60 млн лет назад. На разных материках ученые не раз встречали наскальные рисунки доисторических людей, на которых изображены большие длинноногие птицы с длинной шеей и журавлиным клювом.
Рост журавля - до 175 см (у индийского журавля). Это самая высокая из летающих птиц.
Размах крыльев - до 240 см.
Вес - до 11 кг.
Самый маленький журавль - красавка.
Самые крупные - австралийский и индийский журавли.
Самый тяжелый - японский.
Продолжительность журавлиной жизни - около 20 лет в дикой природе и до 80 лет в неволе, что для птиц является достаточно редким явлением.
Для китайцев и японцев журавльявляется символом мудрости, чести, красоты, долголетия, бдительности.
Существует легенда о журавлях: согласно которой
журавли собираются в круг для защиты своего короля, при этом одной ногой они стоят на земле, а другой сжимают камень: если журавль засыпает, камень падает и будит его (такого журавля описывает Аристотель).
Название цветка герань происходит от греческого слова «Γερανος», что буквально означает «журавль». Название появилось благодаря плодам герани, напоминающим клюв журавля.
Взрослые птицы раз в год линяют и в это время большинство видов журавлей не способны летать.
Стихи о журавлях
У болота в полдень тихий
Ивы нежно шелестят.
На пригорке журавлиха
Обучает журавлят.
Только слышно над лугами,
Где курлычат журавли:
«Раз, два, три! Толчок ногами!
Отрывайтесь от земли!»
Журавлихин голос тонок,
В нём и радость, в нём и грусть.
Самый младший журавлёнок
Говорит: «А я боюсь!»
На сынишку мать взглянула:
«До чего же он несмел!»
Клювом длинным подтолкнула –
Журавлёнок полетел…
Расстояния большие!
Трудный путь для журавлят!
В первый раз в края чужие
Журавлята полетят.
А весной вы их найдёте
Там, где ивы шелестят,
У знакомого болота
С новой стайкой журавля.
Высоко под небом синим
Клин несётся журавлиный.
По утрам средь тишины
Крики трубные слышны.
Далека у птиц дорога
От родимого порога,
И нелёгок их полёт...
Так пускай им повезёт!
М. Мишакова
Распрощалось лето с нами
И ушло, тепло забрав.
Под притихшими ветвями
Слышен шёпот грустных трав...
И прощально хороводят
Журавли сквозь листопад:
"Лето! Мы тебя проводим!.."
И летят за ним, летят...
Цель: расширение знаний детей о птицах, их образе жизни, и поведении.
Задачи:
¬ развить у детей обобщённое представление о птицах как живых существах,
живущих на земле;
¬ развить осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения;
¬ развить умение отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении,
познакомить с
пословицами и поговорками, чистоговорками о птицах, учить чётко произносить
их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
Познавательный проект «Пока я помню, я живу» для старшего дошкольного возраста
Познавательный проект «Пока я помню, я живу» для старшего дошкольного возраста...

Творческий и познавательный проект «Ямал – мой край родной». для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7лет) Образовательная область «Познавательное развитие»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: «Ямал – мой край родной». Вы на карту посмотритеИ ЯМАЛ на ней найдите,Потому что здесь наш домМы на...
Познавательный проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Воздушный шарик не отпустим в небо!»
Даже самые воспитанные люди, которые бумажку не выкинут мимо урны, часто не задумываются об опасности для природы от детских воздушных шариков. Какой, казалось бы, от них вред? Выпустил в небо - полет...

Познавательный проект по экологическому воспитанию «Что мы хотим знать о первоцветах» для детей старшего дошкольного возраста
Сформировать знания детей о первоцветах родного края...

Познавательный проект «Путешествие в страну насекомых» для детей среднего дошкольного возраста в группе
Проблема: Нужны ли насекомые людям и природе?Цель: развитие у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.Задачи:- р...

Проект по экологическому воспитанию Детей 6-7 лет дошкольного возраста «Подольск заповедный»
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания и экологической культуры дошкольников через знакомство с особо значимыми природными объектами родного края.Задачи для педагогов образовательно...
