Выращивание кристаллов с детьми в старшей группе
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кристаллы - удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы - редкое явление, но на самом деле мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни. Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, глина и песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.

Проблемы: стало интересно, возможно ли самим в группе вырастить кристаллы. Вот так и появился наш проект по теме «Выращивание кристаллов в группе».

Цель: выращивание кристаллов в группе.

Задачи работы:

·        найти информацию по теме проекта;

·        познакомиться со способами выращивания кристаллов;

·        провести опыт по выращиванию кристаллов;

·        провести наблюдения за процессом кристаллизации;

·        создать презентацию по теме проекта.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что вырастить кристаллы в группе возможно.

Объектом исследования являются кристаллы. 

Предмет   исследования: процесс кристаллизации.

Актуальность исследования: данная тема является актуальной в связи с тем, что выращивание кристаллов очень интересное и увлекательное занятие. Мы очень любим узнавать все новое и интересное, нам нравится экспериментировать. Нам стало интересно узнать, можно ли вырастить кристаллы в группе.

Практическая значимость проекта состоит в создании коллекции «Кристаллы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vyrashchivanie_kristallov_s_detmi_v_gruppe.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА РЕУТОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МБОУ «СОШ № 6»)

143965, Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А т:8(495) 791-49-67

Проект

«Выращивание кристаллов с детьми

в группе»

Подготовила: воспитатель

Велиметова Дарнисе Альбертовна

Реутов, 2024 г.

Оглавление

1. Введение 3 стр.
2. Основная часть

Что такое кристаллы. Разновидности кристаллов. 5 стр

Из истории. 6 стр.

Применение кристаллов. 7 стр.

Структура кристалла. 8 стр.

Практическая часть. 9 стр.

3. Заключение 15 стр.

4. Литература 17 стр.


Введение

Кристаллы - удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы - редкое явление, но на самом деле мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни. Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, глина и песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.

Проблемы: стало интересно, возможно ли самим в группе вырастить кристаллы. Вот так и появился наш проект по теме «Выращивание кристаллов в группе».

Цель: выращивание кристаллов в группе.

Задачи работы:

Гипотеза:

Мы предполагаем, что вырастить кристаллы в группе возможно.

Объектом исследования являются кристаллы.

Предмет исследования: процесс кристаллизации.

Актуальность исследования: данная тема является актуальной в связи с тем, что выращивание кристаллов очень интересное и увлекательное занятие. Мы очень любим узнавать все новое и интересное, нам нравится экспериментировать. Нам стало интересно узнать, можно ли вырастить кристаллы в группе.

Практическая значимость проекта состоит в создании коллекции «Кристаллы».

План работы:

  1. Выбор темы проекта, целей, задач, выдвижение гипотезы.
  2. Сбор информации.
  3. Выращивание кристаллов.
  4. Анализ полученных результатов.
  5. Оформление результатов исследования в виде презентации.

Что такое кристаллы. Разновидности кристаллов.

Кристаллы - это твердые тела, имеющие упорядоченную симметричную структуру. В переводе с греческого слово «кристалл» означает «прозрачный лед». Сначала это называлось горным хрусталем. Горный хрусталь был ошибочно принят за лед, который замерз так сильно, что больше не таял. Главной особенностью кристалла считалась его прозрачность, поэтому позже все прозрачные твердые тела стали называть именно так. Все кристаллы делятся на две большие группы: идеальные и реальные. Идеальные кристаллы - это математическая модель, используемая учеными для описания свойств реальных кристаллов. Настоящие кристаллы -это те, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Они имеют различные примеси, шероховатые поверхности и могут иметь неправильную форму. Также кристаллы делятся на группы по происхождению: природные и искусственные (выращенные человеком). Природные кристаллы растут в недрах планеты в естественных условиях для роста. Искусственные кристаллы выращивают в лабораториях или дома. Например, кристаллы соли можно выращивать в домашних условиях.

Из истории.

Первые сведения о горном хрустале мы находим у римского ученого Плиния Старшего (I век н. э.), величайшего авторитета для ученых античности и средневековья. Древние жители Америки – инки поклонялись как божеству большому кристаллу зеленого изумруда. Человека, укушенного змеей, заставляли есть измельченный изумруд. Можете себе представить, как это помогло пациенту! Они могли рассуждать так только тогда, когда еще не знали, как проверить свои утверждения опытом. В древние времена кристаллам приписывали всевозможные магические свойства. Считалось, например, что изумруд спасает мореплавателей от штормов. Кристалл аметиста вызывает счастливые сны. Алмаз защищает от болезней. Сапфир помогает при укусах скорпионов. Топаз приносит счастье в ноябре, гранат - в январе и так далее.

Применение кристаллов.

Использование кристаллов в науке и технике очень разнообразно. Вот лишь несколько примеров. В качестве украшения используется самый твердый и редкий минерал – алмаз. Кроме того, из-за своей исключительной твердости многие режущие инструменты покрыты смесью алмазного порошка и клея. Алмазный порошок используется для шлифовки и полировки твердых камней, закаленной стали, твердых и сверхтвердых сплавов. Рубин и сапфир - одни из самых красивых и дорогих драгоценных камней. Но у них есть и другое применение. Все часы работают на искусственных рубинах. Рубины используются в лазерах, потому что их кристалл усиливает свет. Кристаллы кремния являются частью полупроводниковых диодов, которые присутствуют в каждом компьютере и мобильном телефоне. Поляроидные пленки используются в поляроидных очках, так как они гасят блики отраженного света. Это важно для полярников, которым приходится смотреть на слепящий снег, а также для водителей автотранспорта.

Каменная соль давно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, в технике - поваренной или пищевой солью. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.

Таблетки – это спрессованные кристаллы. Усвоение, растворение таблеток зависит от того, какими гранями покрыты эти микрокристаллики.

  1. Структура кристалла.

Кристаллы - это твердые тела, атомы или молекулы которых занимают определенные упорядоченные положения в пространстве. Поэтому кристаллы имеют плоские грани. Например, крупинка обычной поваренной соли имеет плоские грани, образующие между собой прямые углы. Это можно увидеть, изучив соль с помощью увеличительного стекла. Не все кристаллы одинаковы. Существуют монокристаллы и поликристаллы. Твердое тело, состоящее из большого количества мелких кристаллов, называется поликристаллическим. Монокристаллами называются одиночные однородные кристаллы. Кусочек сахара относится к поликристаллам, потому что он также имеет поликристаллическую структуру. Большинство кристаллических твердых тел, поликристаллические материалы, так как состоят из взаимосвязанных кристаллов. Иногда кристаллы образуются непосредственно при охлаждении паров (снега).

Практическая часть

Условия для выращивания кристаллов:

Техника безопасности при выращивании кристаллов дома

Предупреждение! Прежде, чем мы перейдем к выращиванию кристаллов в группе не лишним будет напомнить о необходимости соблюдать технику безопасности:

Выращивание монокристалла из медного купороса

Для выращивания кристаллов из медного купороса нам потребовалось:

Медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений, в промышленности - при производстве искусственных волокон, органических красителей и др. Его можно купить в магазине «Все для сада и огорода», «Цветы».

Так как это вещество ядовито, нужно работать в перчатках и тщательно мыть руки после работы с порошком, растворами или кристаллами медного купороса.

Этапы работы выращивания монокристалла из медного купороса:

  1. Сделали насыщенный раствор из соли, для этого вскипятили воду; затем в этот раствор высыпал медный купорос, размешали деревянной палочкой до полного растворения.
  2. Перелили через фильтр в другую чистую стеклянную емкость и поместил нитку в стакан с раствором. После фильтрации получил чистый насыщенный раствор.
  3. После этого закрыл раствор крышкой и оставил на сутки.
  4. На следующий день на дне ёмкости мы обнаружили несколько маленьких кристаллов соли - это стало затравкой для кристаллов. После этого слил раствор и достал кристаллы.
  5. Для того, чтобы вырастить монокристалл, мне потребовалась монозатравка, которую мы выбрали из числа этих кристаллов с наиболее геометричными гранями.
  6. Выбранную затравку мы поместили на дно стеклянной ёмкости и вновь через фильтр налил насыщенный раствор медного купороса, закрыл крышкой и убрал в место с наименьшими колебаниями температуры, так как кристалл может раствориться, если будет разная температура.
  7. Через некоторое время мы получили ярко-синие монокристаллы. Чтобы они не выветривались, покрыл их прозрачным лаком.

Срок выращивания данного кристалла – 2 недели.

Выращивание кристаллов из лимонной кислоты

Для выращивания кристаллов нам потребовалось:

Этапы выращивания кристаллов:

  1. В стакан налили 100 мл воды, добавил в него 250 грамм лимонной кислоты. Лимонная кислота лучше всего растворяется при температуре +20 градусов. Раствор запрещается нагревать, так как при остывании образуется тягучий сироп и кристаллы в нём не вырастут.
  2. В контейнер с тёплой водой поставили ёмкость с лимонной кислотой, после этого в данный раствор добавил несколько крупиц лимонной кислоты.
  3. Через несколько дней на дне образовались кристаллики, этот раствор процедил через фильтр, из полученных кристаллов мы выбрали самый большой.
  4. Процедили раствор, добавил пищевой краситель, леску привязал к кристаллу и картону и закрыл стакан, чтобы туда не попадали частицы пыли.
  5. После этого убрал стакан в тёмное место и стал выращивать кристалл, периодически процеживая раствор, так как на дне образовывались маленькие кристаллики (это нужно для того, чтобы они не стали поглощать силу роста основного кристалла).

Рос этот кристалл 6 недель.

Выращивание кристаллов из соли

Для выращивания кристаллов нам потребовалось:

Этапы выращивания кристаллов из соли:

  1. Выбрали самый крупный кристаллик соли крупного помола, привязал его к леске, другой конец лески привязал к крышке.
  2. Затем сделал раствор соли из мелкого помола в кипячёной воде, процедили данный раствор через фильтр и поместил туда привязанный к леске кристаллик.
  3. Периодически добавляли свежий соляной раствор, предварительно процедив его через фильтр.
  4. Вырос кристалл с красивыми гранями за 6 недель.

Выращивание кристаллов – готовых наборов

Нами был выращен «Волшебный кристалл» из кристаллического порошка и кристаллической таблетки, срок его выращивания -14 дней.

Кристалл «Пушистый риф» был выращен из гранул карбамида и красителей за 24 часа.

«Лучистый кристалл» так же выращен из карбамида и красителей за 1-2 дня.

«Мегакристалл» получился из дигидроортофосфата аммония (кристаллического порошка) за несколько недель роста.

Для выращивания кристаллов мне в каждом опыте была необходима вода.

Заключение

Работая над проектом, мы узнали, что кристалл – это твердое состояние вещества, имеет определенную форму, цвет и определенное количество граней. Познакомились с разнообразием и применением кристаллов. Научился выращивать кристаллы, используя насыщенный раствор. Для выращивания кристаллов можно использовать разные вещества: поваренную соль, медный купорос, лимонную кислоту, воду и другие химические вещества.

Мы поняли, что для появления кристалла необходимо соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности, быть терпеливыми и трудолюбивыми. Кристалл может достаточно долго храниться при правильной обработке.
По результатам своего опыта мы создали презентацию с фотографиями и написал выступление.

В дальнейшем результаты моего исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира.

В процессе работы мы научились работать с информацией из интернета, освоили способы выращивания кристаллов, наблюдали за ростом кристаллов; усвоил основные этапы и важные правила выращивания кристаллов.

В ходе работы над проектом мы нашли ответы на все поставленные вопросы, сумели вырастить кристаллы, рассказали об итогах работы. Многим понравилось, некоторые заинтересовались нашими экспериментами.

Конечно, не все было гладко. При изучении литературы возникла трудность в поиске информации в сети интернет. Теперь мы знаем, как это делать.

Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы многих веществ можно вырастить в группе.

Несмотря на то, что мы научились выращивать кристаллы из медного купороса, соли и лимонной кислоты, ещё много вопросов осталось без ответа:

Почему разные вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов?

Что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми.

А раз остались вопросы без ответа, мы решили продолжить работу над проектом по этой теме.

Мы уверены, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.

Наши планы
1. Вырастить кристаллы из морской соли, из сахара.
2. Собрать коллекцию кристаллов.

Список литературы

1. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов, Минск: «Харвест», 2018
2. Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго, М.: РОСМЭН, 2017
3. Пакулова В. М. Природа. Неживая и живая. М.: «Дрофа», 2014
4. Шалагаева Г. П. Современная энциклопедия начальной школы. М.: «Эксмо», 2015

Интернет- ресурсы:


1. Геология Земли
2. Википедия
3. Кристаллов. NET
4. Мир кристаллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие с детьми в старшей группе "Полет в космос"

Задачи:1.Развивать быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях.2.Развивать быстроту двигательной реакции.3.Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощ...

занятия с детьми в старшей группе

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим...

занятия с детьми в старшей группе

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим...

ПДД. Проект «Я - примерный пешеход» для работы с детьми в старшей группе

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный Цели проекта:1.Формирование потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движенияна городской улице2.Развитие умения определ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе: Придумывание детьми конца рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок».

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группе: Придумывание детьми конца рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»....

Опытно-экспериментальная деятельность «Выращивание кристаллов с детьми подготовительной группы»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Личный опыт по выращиванию кристаллов с детьми

Я выбрала эту тему для исследования, так как хотелось интересно рассказать и показать наглядно этим маленьким «почемучкам», как можно вырастить кристаллы из сахара самостоятельно. Мне было...