Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Соль-это друг или враг?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Колегова Дарина Васильевна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Соль-это друг или враг?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Соль-это друг или враг?»

Цель: формирование у детей предпосылок естественнонаучной грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать и расширять знания детей о том, какую роль в жизни человека играет соль: когда её можно считать другом, а когда соль причиняет вред здоровью и окружающему миру.
  • Обобщить знания детей о соли.

Развивающие:

  • развивать навыки и умения исследовательской деятельности, способы нахождения информации о свойствах соли;
  • развивать познавательный интерес, умение слушать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к совместной исследовательской деятельности, инициативность.

Ход:

Педагог. Звонит в колокольчик и говорит:

«Становитесь, дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки держитесь.

И друг другу улыбнитесь»

Ребята, передайте свое хорошее настроение нашим гостям, поздоровайтесь и улыбнитесь им тоже. Наши гости пришли посмотреть, как вы повзрослели, чему научились. Поэтому каждый из вас должен постараться быть активным и внимательным. Внимательно слушать и громко, четко отвечать на вопросы. Обещаете? (Да).

Педагог. Ребята, у меня есть бабушка, которая живет очень далеко. И вот сегодня рано утром она мне позвонила и сообщила радостную новость, что приедет в гости. Она очень любит есть борщ. Но, чтобы его приготовить, мне нужны продукты. А где можно взять все необходимые продукты для приготовления борща? (В магазине). Ребята, вы мне поможете выбрать продукты? Тогда давайте возьмем корзинку и поедем в магазин.

Под музыку дети по кругу едут в магазин.

Педагог. Вот мы с вами и в магазине (ставлю полку с продуктами в круг).

Дети вместе с воспитателем выбирают необходимые овощи, мясо и забывают про соль.

Педагог. Спасибо, ребята. А нам пора возвращаться в детский сад. (Под музыку дети едут и присаживаются на стульчики).

Педагог. Ребята, пока мы ехали, я вспомнила, что мы не купили еще один очень важный продукт. А какой, вы узнаете, если разгадаете ребус.

Дети отгадывают ребус

-Молодцы ребята! Правильно, это соль. Про нее мы как раз мы и забыли. Скажите, без соли борщ для бабушки будет вкусным? (Нет). Полностью согласна.

Раздаётся стук в дверь.

Педагог. Ребята, вы слышите, к нам кто-то пришел в гости. (Заходит Фиксик).

Фиксик: Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые. Я проходил мимо и услышал, что вы говорите о соли. Я знаю, что все люди на земле используют соль каждый день. Но одни говорят, что она вредна и опасна, а другие, наоборот, что соль полезна и просто необходима для человека. Ребята, а как вы считаете?

Педагог. Поднимите руку, кто считает, что соль – это друг человека? А теперь, поднимите те, кто считает ее вредной и опасной.

Педагог. Вот видишь, Фиксик, у ребят тоже мнение разделилось. Поэтому я предлагаю вам выяснить кто же прав? Будем разбираться? (Будем). Но сначала расскажите, опираясь на таблицу, что вы уже знаете о соли?

Дети рассказывают по таблице

Педагог. Молодцы, ребята. Свойства соли вы знаете. Посмотрите, у меня есть сундучок с предметами. Это предметы- подсказки. Они помогут нам выяснить, соль – это друг или враг? Если мы решим, что соль полезна и важна, то будем прикреплять на доску смайлик с улыбкой, а если вредна, то смайлик с перевернутой улыбкой.

Педагог. Ребята, прежде чем достать предмет, я хочу у вас спросить: где, откуда мы можем получить интересующую нас информацию? (Из интернета, книг, от взрослых). Правильно.

Посмотрите, наша первая подсказка — это книга-энциклопедия. Давайте узнаем, что в ней написано о соли. Читаю: «Соль — это белое кристаллическое минеральное вещество. Это один из минералов, которые люди употребляют в пищу. Она необходима для того, чтобы в организме образовывалась кровь, легче усваивалась пища, крепкими были кости, мышцы, а также для поддержания водного баланса в организме». Какой вывод можно сделать из прочитанного? (Ответ: соль необходима для организма человека). А значит она друг или враг? Давайте прикрепим на доску смайлик с улыбкой.

Педагог. Ребята, а вам нравится соль на вкус? (Да.) А как вы думаете, нужно знать меру в употреблении соли? Давайте проведем опыт с огурцом. На один кусочек огурца я насыплю немножко соли, а на другой побольше. Есть желающий попробовать на вкус кусочки огурца? (Выбираю одного. Фиксик присоединяется. Пробуют и говорят о своих ощущениях. Первый кусочек понравился больше, а второй был очень соленым и есть его было неприятно).

Педагог. В больших количествах соль не только портит вкус продуктов, но и очень вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. В этом случае ребята соль — это? (Ответ: это враг человека. Прикрепляем смайлик с перевернутой улыбкой).

За сутки человек должен съедать не больше 1 чайной ложки соли. При этом нужно учитывать, что во многих продуктах уже содержится большое количество соли. Давайте поиграем в игру «Распредели продукты».

«Найди продукты с высоким содержанием соли»

(Планшеты с изображением продуктов, карандаш).

Педагог. Ребята, возьмите планшеты. Посмотрите, на листе изображены разные продукты.

Вам нужно внимательно их рассмотреть, вспомнить на вкус, затем выбрать и обвести в кружок продукты, в которых содержится, по-вашему мнению, много соли. Всем понятно задание? Приступайте к выполнению задания.

Педагог. Расскажите, какие, по вашему мнению, продукты содержат много соли? (Дети рассказывают). Помните, ребята, что такие продукты нужно есть редко и не в больших количествах.

Педагог. Давайте посмотрим, что еще в моем сундучке. Достаю банку с квашеной капустой. Что это, ребята? Ребята, как вы думаете, почему здесь квашеная капуста? (Ответ: потому что для засолки овощей, грибов используют соль).

Правильно, соль не дает портиться овощам и другим продуктам, которые мы хотим сохранить долго. Она убивает бактерии и микроорганизмы. А значит соль это … друг. Прикрепляем смайлик.

Педагог. А я вам предлагаю размяться и поучаствовать в засолке капусты.

Музыкальная физминутка «Мы капусту рубим, рубим»

Педагог. Следующая наша подсказка – пачка соли и на ней красный крестик. Ребята, как вы думаете, что говорит нам эта подсказка? (Солью можно лечиться, когда болеешь). Расскажите, кого лечила мама солью и как? (Мама давала мне соленую воду поласкать горло, мне мама промывала соленой водой нос). А еще ребята соль содержится в морях и озерах. И многие из вас уже ездили в Алтайский край на озеро Яровое или на Черное море. Там тоже соленая вода и очень полезная. Она заживляет все ранки, лечит кожные заболевания, укрепляет иммунитет. А значит соль для нас …Друг (прикрепляем смайлик).

Ребята, у меня осталась последняя подсказка — это фотография.

(Фиксик в это время раскладывает лед в тарелочки).

Посмотрите и скажите, что делает Александр Викторович и для чего? (А. В. посыпает дорожки солью, чтобы не было скользко). Правильно. А все потому, что соль способна растопить снег и лед. Хотите убедиться в этом? Сейчас мы пройдем с вами в нашу лабораторию. Давайте вспомним правила работы.

  1. Нужно пройти к рабочему месту. Руками ничего не брать без разрешения воспитателя.
  2. Начинать работу только после объяснения воспитателя.
  3. При выполнении эксперимента быть аккуратным, ничего не ронять, не рассыпать.
  4. И ни в коем случае не дуть на соль, не тереть глаза и лицо руками.

Дети проходят за столы.

(На столе: мисочка с солью, ложечка, тарелочка с 2 кусочками льда)

Педагог. Ребята, поставьте перед собой тарелочку со льдом. Кусочки отодвиньте как можно дальше друг от друга. На один кусочек посыпьте солью из ложечки. А другой оставьте как есть. Понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. Возьмите лупы и рассмотрите лед. (Ответ: Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы).

Или опыт со стаканчиками с водой (в один положить 2 ложки соли, размешать и посмотреть, где быстрее растает).

Итак, в этом случае ребята соль-это друг человека или враг? (Ответ: соль друг, потому что лед тает на дорожках и можно безопасно по ним ходить). Ребенок прикрепляет смайлик с улыбкой.

Ребята, помните, мы с вами проводили опыт с луком. Давайте послушаем Арину. Она напомнит нам, что мы делали и к какому выводу пришли.

Рассказ о проведенном опыте по фотографиям.

А значит соль, ребята, друг или враг? Прикрепляют смайлик с перевернутой улыбкой.

Наше исследование подошло к концу. Давайте посчитаем, сколько у нас смайликов с улыбкой, а сколько сердитых. Подводят итог. Смайликов получилось поровну.

Вывод:

Фиксик. Ребята, у нас получилось равное количество смайликов. Что это значит, ребята? Соль- это все-таки друг или враг для человека? (Ответы детей).

Педагог. Ребята, сегодня мы побывали в роли исследователей, и выяснили, что соль – это природное богатство. Она может быть врагом, а может быть и другом. А что нужно делать людям, чтобы соль была всегда другом?

Ответы:

  1. Не есть много соленых продуктов (правильно составлять рацион)
  2. Не сыпать большое количество соли на дороги, потому что не будут расти растения.

Фиксик. Ребята, я понял, что избыток соли также вреден, как и ее недостаток. Поэтому мы должны разумно употреблять и использовать соль в нашей жизни.

Педагог. Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии?

Что нового и интересного вы узнали?

- Ребята, вспомните, а где еще можно использовать соль? (В творчестве). Давайте подарим нашим гостям на память о сегодняшней встрече, занятии насыпушки из цветной соли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Каждый день дети видят на столе хорошо знакомый продукт. Предлагаю удивить детей, предложив им провести опыты с сахаром! Проведенные...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закрепить полученные знания о воде.2.     Расширить и...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Интересное рядом»

                          Конспект открытого  занятия    По опытно – экспериментальной деятельности...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе комбинированной направленности«Удивительная соль».  Цель: изучить особенности со...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Конспект  занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе  на тему: «Интересное рядом»...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воды»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной  деятельности в подготовительной к школе группе             «Свойства воды»...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Соль и творчество»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Соль и творчество»...