Проект: Мы разные, но мы вместе.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Надежда Васильевна Кононова

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_raznye_2023.docx798.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 комбинированного вида»

г. Красноярск, ул. Менжинского, 10б

тел. 246-00-55   E-mail:dou12@mailkrsk.ru

Педагогический проект в направлении

 «Актуализация воспитательного потенциала

в системе дошкольного образования»

тема «Мы разные, но мы вместе»

Сроки выполнения проекта: 26.10. - 07.11 .2022г.

Кононова Н. В., воспитатель

Акуловская Е.Н., воспитатель

Васильева О.Н., учитель-логопед

Красноярск, 2023г     

                                                                               

1. Описание проекта

1.1. Актуальность проекта. 

 Актуальность проекта, в направлении «Актуализация воспитательного потенциала в системе дошкольного образования», «Мы разные, но мы вместе» (далее по тексту - Проект) обоснована значимостью образовательных задач, связанных с приобщением детей к традиционным ценностям российского общества, способствующих формированию у детей нравственных ценностей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на создание условий, способствующих формированию у детей толерантности.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции; формируются сложные виды деятельности; закладываются основы познавательных способностей.

За несколько дней, до 4 ноября, воспитатель рассказала, что в нашей стране будет отмечаться большой праздник – День народного единства. При обсуждении этой темы выявилась проблема: 80% детей не смогли четко ответить на вопросы воспитателя: что это за Праздник, для чего его отмечают. Выявленная проблема стала основанием для разработки и реализации Проекта «Мы разные, но мы вместе».

1.2. Цели и задачи проекта.  

Цели проекта:

- воспитание у детей чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, мира, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

- представление презентационных сообщений о народах России.

Задачи проекта:

  1. Обучающие:

- узнать (уточнить) информацию о России как о многонациональном государстве, но единой стране; о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухни, костюмах, народов России;

  • обогатить коммуникативный опыт детей посредством взаимодействия с родителями, педагогами, сверстниками в ходе познавательно-поисковой деятельности;
  • привлечь детей к посильному участию в создании выставки (размещению фотографий на стенде, созданию рисованных предметных и аппликационных изображений).
  1. Развивающие:
  • развивать умение находить, отбирать, оформлять (устно) и презентовать познавательную информацию, используя различные способы и источники ее получения;
  • совершенствовать монологическую форму речи: рассказывать короткие рассказы о разных народах, с опорой на фотографии.
  1. Воспитательные:

- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;

- воспитывать толерантные чувства, терпимость к людям других национальностей.

1.3.  Результаты проекта.

Проект повысил уровень знаний участников: об истории России, символике, достопримечательностях; о народах, которые населяют Россию. Дети стали проявлять интерес к жизни, традициям, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Участники проекта:

  • подготовили и представили презентационные сообщения о народах России;
  • изготовили головные уборы народов России.

2. Деятельность в рамках проекта

Реализация Проекта осуществлялась в соответствии с календарным комплексно-тематическим планом образовательной деятельности в группе на установленный проектом период.

Для обеспечения максимальной активности и мотивации детей в ходе проектной деятельности, планом были предусмотрены разнообразные, адекватные возрасту детей виды деятельности (игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, изобразительная), которые осуществлялись как в процессе совместной, со взрослыми, формы их организации, так и в форме самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде группы.

Была спланирована экскурсия в Красноярский краевой краеведческий музей, что позволило участникам Проекта познакомиться с историей, обычаями коренных народов края, а также активно провести время с пользой.

С учетом возрастных особенностей детей и специфики Проекта деятельность по его реализации была организована с применением различных методов и приемов: игровых, наглядных, словесных, практических. Разнообразие методов и приемов, видов детской деятельности и форм их организации обеспечило комплексный подход к реализации целей и задач Проекта.

Отличительной особенностью Проекта явилось активное вовлечение родителей в процесс его реализации. Использование ресурсов семьи позволило значительно усилить развивающий и образовательный эффект проектной деятельности.

3. План работы по проекту

Мероприятия, виды работ

Участники/ взаимодействие субъектов

Сроки реализации

  1. Подготовительный этап

Заседание семейного клуба «Клубочек».

Актуализация проблемного вопроса «Какие народы живут в России?»

Планирование проектной деятельности участников.

Все участники проекта

23.10.2022

Занятие по познавательному развитию «Народы России»

Доклад

Педагоги, дети

26.10.2022

  1. Основной этап

Оформление в группе фотовыставки «Русский народ»

Педагоги, родители

26.10-06.11.2022

Просмотр виртуального фильма АБВГДейка

«Народы России», беседы по содержанию фильма

Педагоги, дети

Выездная экскурсия в Краеведческий музей,

беседы по содержанию экскурсий

Педагоги, родители, дети, сотрудники музея

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность):

- аппликация: «Кремль», «Флаг России;

- рисование «Русский народ», «Северное сияние»;

- лепка «Головной убор»

Худ.

Педагоги, дети

Беседы: «День народного единства», «Наша страна – Россия»

Педагоги, дети

Подвижные игры: «Что за зверь?», «Хитрая лиса».

Педагоги, дети

Сюжетно-ролевая игра «Народы Севера»

Педагоги, дети

Прослушивание народных сказок: нанайская «Айога», эстонская «Каждый получил своё».

Педагоги, дети

Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность): прослушивание гимна России, русской народной песни «Во поле березка стояла»

Педагоги, дети

Мастер-класс для родителей по изготовлению магнита «Матрёшка»

Все участники

Подготовка презентационных сообщений по теме

Родители, дети

Изготовление картотеки загадок, стихотворений, раскрасок, пословиц.

Родители, дети

Изготовление игр «Государственные символы Российской Федерации», лото «Народы России».

Воспитатели

  1. Завершающий (обобщающий) этап.

Открытое заседание семейного клуба «Клубочек»: Презентационные семейные выступления по теме

«Народы России»

Выставка головных уборов народов России.

Головн. уборы

Докл 3

Все участники проекта, приглашенные гости: дети и педагоги других возрастных групп.

07.11.2022

4. Оценка результатов реализации проекта

Планируемые результаты Проекта очевидны (имеют материальную основу). В связи с этим, оценку результатов его реализации можно осуществлять по наличию материальных продуктов проектной деятельности его участников: выставки головных уборов народов России и презентационных выступлений участников по теме Проекта.

Отсроченные результаты Проекта могут оцениваться по следующим параметрам:

  • проявление детьми инициативы и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх (обыгрывают разные ситуации в роли одного из персонажа);
  • положительная динамика показателей числа семей, посещающих в выходные дни Красноярский краевой краеведческий музей, музей Мёда и Этнографии и музей-усадьбу Г.В.Юдина.

5. Распространение результатов проекта

Перспективы развития Проекта могут быть связаны с организацией познавательно-поисковой деятельности по теме «Традиции празднования Нового года народов России». Реализованный проект может быть взят за основу при проектировании нового этапа деятельности.

Проект имеет практическое значение и не сложен в реализации. В связи с этим может использоваться педагогами других дошкольных образовательных организаций для реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания, чтобы донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России.

6. Устойчивость проекта

Устойчивость Проекта будет обеспечиваться в группе системой образовательной деятельности нравственной направленности, разработкой и реализацией других проектов, поддерживающих познавательную активность и интерес детей к познавательной-поисковой деятельности.

Проект будет иметь положительные эффекты, не предполагает негативных последствий.

7. Бюджет проекта

Не предусмотрен.

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2007, 112 с.

2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа. — М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016, 96 с.

3. Нравственное воспитание дошкольников,

 https://solncesvet.ru/webinar/nravstvennoe-vospitanie-v-dou/

4. Статья «Духовно-нравственное воспитание в детском саду», https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мы разные, но мы вместе"

Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети разных этнических групп и разных культур.И задача педагога помочь ребенку осознать культурное многообразие ...

Досуг к проекту «Мы разные, но мы вмести». Республика Татарстан.

Нашу страну населяют разные народы, наше государство многонационально. Сегодня мы отправимся в республику Татарстан...

Проект "Мы разные, но мы вместе"

Материал предлагает один из способов формирования основ толерантности у детей 2-3 лет....

Проект "Мы разные, но мы вместе"

В современном мире с каждым годом нарастает напряженность в общении народов разных национальностей,  обострилась проблема межличностной неприязни,  жестокости и агрессии, которые несут в себ...

Социокультурный проект "Мы разные, но мы вместе!"

laquo;Взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной, государственной жизни, а национальное многообразие народов России - подлинным богатством страны. И потому мы по...

Методическая разработка исследовательского проекта "Мы разные,но мы вместе"

исследовательский проект для детей дошкольного возраста...

Паспорт проекта "Мы разные ,но мы вместе"

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Поволжья, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, ...