Конспект НОД по познавательному развитию "Природный материал: песок, глина, камень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Тема: Природный материал: песок, глина, камень
Цель: Закрепление знаний детей о существенных характеристиках, свойствах и качествах различных природных материалов.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями не живой природы.
- Формировать у дошкольников представления о значении и пользе природных материалов в жизни человека.
Развивающие:
- Продолжать развивать речь, память, мышление, воображение;
- Активизировать словарь: сыпучий, пластичность.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательно отношение в группе;
- Продолжать воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: мешочек с песком, камешки, тарелка, банка с водой, картинка с изображением глины
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природный материал: песок, глина, камень
Цель: Закрепление знаний детей о существенных характеристиках, свойствах и качествах различных природных материалов.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять знания детей об окружающем мире, знакомить с особенностями не живой природы.
- Формировать у дошкольников представления о значении и пользе природных материалов в жизни человека.
Развивающие:
- Продолжать развивать речь, память, мышление, воображение;
- Активизировать словарь: сыпучий, пластичность.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательно отношение в группе;
- Продолжать воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: мешочек с песком, камешки, тарелка, банка с водой, картинка с изображением глины
Ход:
- Вводная часть
- Давайте поиграем в игру, я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Я прошу поднять одну руку тех, у кого есть любимое животное, другую руку тех, кому нравится помогать взрослым ухаживать за растениями. Пусть хлопнут в ладоши те, кому нравится пение птиц, возьмут себя за нос те, кто подкармливал их зимой.
- Ребята, я вижу, что вы любите природу.
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадки:
Он и желтый, и сыпучий
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать,
И в «куличики» играть. (Песок)
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Камень)
- Правильно. На нашем занятии мы узнаем много интересного о природных материалах. Таких как, песок, глина и камни.
- Основная часть
- Ребята, что это? (показываю мешочек с песком).
- Подумайте, где можно увидеть песок? (на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке)
Что такое песок? (ответы детей)
Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.
- Ребята, посмотрите, я насыпала песок в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Песок сыпучий, сухой, желтый)
- Песок сыпучий. Давайте все вместе повторим. Повтори, Саша.
- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)
- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)
Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды)
- Теперь каким стал песок? (мокрым, темным) Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду.
- А как вы думаете для чего и как используют песок? Песок нужен в строительстве зданий и дорог. Песком в гололёд посыпают дорожки, чтобы не было скользко. В давние времена песочные часы помогали людям отмерять время. Песок используется для детских игр.
- Далее мы будем говорить о глине. Вот так он выглядит (картинка глины)
В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов.
- Посмотрите, какого цвета глина? (коричневого) Правильно, это коричневая глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая.
Из глины изготавливают различные предметы: горшки, миски, кувшины и другие предметы, необходимые в быту. Посмотрите на картинки.
Основным свойством глины, определяющим её пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Давайте все вместе повторим: пластичность.
Пластичность - способность глины принимать любую форму и сохранять ее после высыхания.
- Ребята, мы немного устали, давайте отдохнём.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
- А теперь отдохнут наши глазки.
Посмотрели глазки вверх,
А потом немного вниз,
А теперь мы поморгаем,
Глазки снова открываем.
- Следующий природный материал, который мы с вами рассмотрим, это камни.
Давайте исследуем камни, рассмотрим их. Попробуем постучать ими друг о друга. Какие они? (Твердые, холодные, шероховатые)
Кто знает, где «живут» камушки? (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)
Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме.
А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (утонет). Давайте проверим. (Опускаем камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый.
- А для чего используют камни?
Человек использует камни: в украшениях, в строительстве, в медицине, в быту.
- Заключительная часть
- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? С какими природными материалами познакомились?
Что нового узнали?
- Молодцы, ребята! Вы все были активными и внимательными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»
Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, п...

Дневник проекта Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 21 «Росинка» комбинированного видагородского округа город Кумертау Республики Башкортостан Дневник проектаМини-му...

Конспект по познавательному развитию старшей группы. «Природные материалы: песок, глина, камень»
Конспект по познавательному развитию старшей группы.«Природные материалы: песок, глина, камень» Составила и провела:ВоспитательБобровская Елизавета Сергеевна...

Конспект организованной образовательной деятельности "Природный материал - песок, глина, камни".
Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств природных материалов....

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»
Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Особенности неживой природы — песок, глина, камень»
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе...
- Мне нравится (1)
