Конспект НОД по познавательному развитию "Природный материал: песок, глина, камень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: Природный материал: песок, глина, камень

Цель: Закрепление знаний детей о существенных характеристиках, свойствах и качествах различных природных материалов.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять знания детей  об окружающем мире, знакомить  с особенностями не живой природы.

- Формировать у дошкольников представления о значении и пользе природных материалов в жизни человека.

Развивающие:

- Продолжать развивать речь, память, мышление, воображение;

- Активизировать словарь: сыпучий, пластичность.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательно отношение в группе;

- Продолжать воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование: мешочек с песком, камешки, тарелка, банка с водой, картинка с изображением глины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie_prirodnyy_material_st.gr_.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природный материал: песок, глина, камень

Цель: Закрепление знаний детей о существенных характеристиках, свойствах и качествах различных природных материалов.

Задачи:

Образовательные:

- Расширять знания детей  об окружающем мире, знакомить  с особенностями не живой природы.

- Формировать у дошкольников представления о значении и пользе природных материалов в жизни человека.

Развивающие:

- Продолжать развивать речь, память, мышление, воображение;

- Активизировать словарь: сыпучий, пластичность.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательно отношение в группе;

- Продолжать воспитывать любовь к природе.

Материалы и оборудование: мешочек с песком, камешки, тарелка, банка с водой, картинка с изображением глины

Ход:

  1. Вводная часть

- Давайте поиграем в игру, я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Я прошу поднять одну руку тех, у кого есть любимое животное, другую руку тех, кому нравится помогать взрослым ухаживать за растениями. Пусть хлопнут в ладоши те, кому нравится пение птиц, возьмут себя за нос те, кто подкармливал их зимой.

- Ребята, я вижу, что вы любите природу.

- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте загадки:

Он и желтый, и сыпучий
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать,
И в «куличики» играть. (Песок)

Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (Камень)

- Правильно. На нашем занятии мы узнаем много интересного о природных материалах. Таких как, песок, глина и камни.

  1. Основная часть

- Ребята, что это? (показываю мешочек с песком).

- Подумайте, где можно увидеть песок? (на пляже, в песочнице, в пустыне, на стройке)

Что такое песок? (ответы детей)

 Песок - это то, что осталось от скал, валунов, обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок.

- Ребята, посмотрите, я насыпала песок в тарелочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок? (Песок сыпучий, сухой, желтый)

- Песок сыпучий. Давайте все вместе повторим. Повтори, Саша.

- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)

- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)

 Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды)

- Теперь каким стал песок? (мокрым, темным) Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду.

- А как вы думаете для чего и как используют песок? Песок нужен в строительстве зданий и дорог. Песком в гололёд посыпают дорожки, чтобы не было скользко. В давние времена песочные часы помогали людям отмерять время. Песок используется для детских игр.

- Далее мы будем говорить о глине. Вот так он выглядит (картинка глины)

 В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов.

- Посмотрите, какого цвета глина? (коричневого) Правильно, это коричневая глина, но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. 

 Из глины изготавливают различные предметы: горшки, миски, кувшины и другие предметы, необходимые в быту. Посмотрите на картинки.

 Основным свойством глины, определяющим её пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Давайте все вместе повторим: пластичность.

 Пластичность - способность глины принимать любую форму и сохранять ее после высыхания.

- Ребята, мы немного устали, давайте отдохнём.

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

- А теперь отдохнут наши глазки.

Посмотрели глазки вверх,
А потом немного вниз,
А теперь мы поморгаем,
Глазки снова открываем.

- Следующий природный материал, который мы с вами рассмотрим, это камни.

 Давайте исследуем камни, рассмотрим их. Попробуем постучать ими друг о друга. Какие они? (Твердые, холодные, шероховатые)

 Кто знает, где «живут» камушки? (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

 Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. 

 А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (утонет). Давайте проверим. (Опускаем камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. 

- А для чего используют камни?

 Человек использует камни: в украшениях, в строительстве, в медицине, в быту.

  1. Заключительная часть

- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? С какими природными материалами познакомились?

Что нового узнали?

- Молодцы, ребята! Вы все были активными и внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»

Музей – это дитя таланта и профессионализма. Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, п...

Дневник проекта Мини-музей: « Песок. Глина. Камень.»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 21 «Росинка» комбинированного видагородского округа город Кумертау Республики Башкортостан  Дневник проектаМини-му...

Конспект по познавательному развитию старшей группы. «Природные материалы: песок, глина, камень»

Конспект по познавательному развитию старшей группы.«Природные материалы: песок, глина, камень»    Составила и провела:ВоспитательБобровская Елизавета Сергеевна...

Конспект организованной образовательной деятельности "Природный материал - песок, глина, камни".

Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств природных материалов....

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»

Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»...