Конспект непосредственно - образовательной деятельности в группе старшего возраста по познавательному развитию на тему: «Природный материал – песок ,глина, камни»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

                                                          Тема:«Природный материал – песок ,глина, камни»

Цель: развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства с песком, глиной, камнем.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Формировать умение исследовать свойства природных материалов.

Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;  

Воспитывать уважительное, бережное отношение к растительному и животному миру.

 

Развивающие:

 Развивать интерес к природным материалам.

 

 Развивать познавательный интерес, речь детей, зрительное восприятие, память, воображение,  логическое мышление, коммуникативные навыки, двигательное воображение и координацию движений, развивать мелкую моторику кистей рук.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pesok_glina_kamen.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» городского округа Самара

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в группе старшего возраста № 42

по познавательному развитию на тему:

                                                           «Природный материал – песок ,глина, камни.»

 

Воспитатель:

Горшкова Ольга Николаевна

г. Самара, 2021год

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид занятия:

Интегрированное.

Формы организации непосредственно образовательной деятельности: фронтальная

Цель: развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства с песком, глиной, камнем.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.

Формировать умение исследовать свойства природных материалов.

Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;  

Воспитывать уважительное, бережное отношение к растительному и животному миру.

Развивающие:

 Развивать интерес к природным материалам.

 Развивать познавательный интерес, речь детей, зрительное восприятие, память, воображение,  логическое мышление, коммуникативные навыки, двигательное воображение и координацию движений, развивать мелкую моторику кистей рук.

Планируемый результат: уточнить знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.

Подготовительная работа: дидактическая игра “Полезные искрпаемые”; рассматривание иллюстраций с изображением камней, песка, глины; загадка на тему “Полезные ископаемые”; физминутка, чтение книг.

Демонстрационный материалИллюстрации, чашка с сухим песком, чашка с мокрым песком, бутылочки с водой, две 3-х литровые банки, набор игрушек для игр с песком.

Раздаточный материалЛупа на каждый стол; 2 стаканчика с сухим песком,1 стаканчик с глиной, палочка,2 камешка на каждого ребенка, кружки желтого и коричневого цвета (10 шт. каждого цвета).

                                                                           Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Методы обучения/

технологии /формы организации деятельности воспитанников

Планируемые результаты

Деятельность педагога

Деятельность детей

время

1.

Организационный момент

Приветствие « Здравствуйте» Вот мы все и собрались,

Мы можем начинать. Но для начала нужно «Здравствуйте» сказать.

Скажем «Здравствуйте».

 Ребята, посмотрите на свои столы, что вы видите необычное?

 На что похожи наши столы?

Правильно, сегодня мы будем проводить эксперименты, в лаборатории , как надо вести себя в лаборатории.

Правильно.

- слушание воспитателя, приветствие гостей, ответы детей на вопрос воспитателя.

 На столах стаканчики, палочки, чашки, камни, песок.

На лабораторию.

 Не кричать, не сорить, не толкаться, работать осторожно

0,5 мин.

создание проблемной ситуации;

-привлечение

произвольного

внимания  

2.

Основная часть

Исследование песка

«Эксперименты»

Ребятау вас у каждого в стаканчике песок, возьмите лупу и рассмотрите песок в лупу. Из чего состоит песок?

 

Каковы песчинки по цвету? По форме? По размеру? Цвету? Прозрачности?

 Песчинки бывают разными по величине, форме, цвету, лежат отдельно друг от друга.

Дети, возьмите стаканчик в одну руку и пересыпать половину песка в пустой стаканчик.

 Легко ли он сыплется?

 Песок-это сыпучий природный материал.

 Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в один стаканчик с песком.

 Что происходит с песком, в который налили воду?

Песок дружит с водой.  Он легко впитывает и пропускает воду.

Возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую- с влажным. Одинаковые ли по весу стаканчики? 

Почему стаканчик с влажным песком тяжелее?

 Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном- вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.

 Подойдите к чашке с песком.

 

Слепите из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?

 Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий.

Что произойдет с шариком когда он высохнет?

Нужен ли песок людям?

Правильно. Песок –это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.






- вовлекаются в деятельность.

 

Из зернышек-песчинок.

 Разные.

Дети выполняют задание.

Легко.

Дети выполняют.

Песок намок.

Нет.

Потому что в стаканчике с влажным песком- вода.

Дети делятся на две группы, подходят к чашкам с песком. В одной чашке мокрый песок, в другой- сухой.

Потому что песок сыплется.

Шарик рассыплется.

Да.

2 мин.

3.

Физ.минутка

Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

-дети выполняют движения о которых говорится в тексте.

1мин

- активность детей

4

5

6

Исследование глины

Эксперимент с глиной и песком

Подвижная игра» Песок и глина»

Отгадайте загадку, ребята.

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат, как тесто податливой буду

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

 Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?

Глина бывает разного цвета.

Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?

 Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.

Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?

 Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.

Слепите из влажной глины шарики.

Что произойдет с шариками когда они высохнут?

 Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется.

Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?

 На что похожа глина?

 Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

 

Я приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

 Что происходит с песчинками?

А что мы видим в банке с глиной?

Сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны, это нам наглядно показал проведенный эксперимент.

 А сейчас я вам предлагаю поиграть. Игра называется «Песок и глина»

 Игра требует внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина». «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

 Ребята, нужна ли глина людям?

 Правильно, глина, как и песок- природный материал, глина незаменима в строительстве, в домашнем хозяйстве, глину используют в лечебных целях.

Показ иллюстраций.

Воспитатель. Я приготовила для вас еще одну загадку:

 

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелым, большим, одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Что вы знаете о камнях?

Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.

Рассмотрите камешки . Что можно увидеть на поверхности?

 На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки.

Какая бывает поверхность камней?

Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами.

Постучите камнями друг о друга, о стол.

Каковы издаваемые звуки?

Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами.

Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?

Камень- твердый материал.

Где используют камень?

Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.

Показ иллюстраций.

 

 Глина.

Белая, красная, черная.

 

В стаканчик с песком.

Глина стала липкой.

Дети выполняют  задание.

Станет твердым.

 Нет

 На пластилин.

Они легко двигаются, сдуваются.

 Глина не двигается.

 Да.

 Камень.

Ответы детей.

Трещины.

 Гладкая,

шершавая

Дети выполняют задание.

Звонкие и нет.

 Нет.

В строительстве.

2мин

активность детей

7

Рефлексия

Подведение итогов.

 Ребята, давайте вспомним, где мы с вами сейчас проводили опыты?

С какими природными материалами мы работали?

Песок, глина и камень-это живая или неживая природа?

Правильно, живая природа- рождается, живет, питается, старится и умирает, а неживая- нет.

Как использует человек в своей жизни песок, глину, камень?

Воспитатель. У меня для вас есть подарки для проведения экспериментов на прогулке. Готовы ли вы продолжать экспериментировать?

Воспитатель предлагает детям наборы для игр с песком.

Дети выходят на прогулку, в песочнице проводятся игры с песком.

 В лаборатории.

 С песком, глиной, камнями.

Неживая.

 В

строительстве, при изготовлении посуды, игрушек.

Да.

2 мин

положительные эмоции детей от выполнение работы, цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству и познавательному развитию в средней группе. Форма проведения: Интегрированное занятие Тема: «Волшебная страна красок»

Данный конспект  разработан согласно фгт. Непосредственно образовательная деятелность по данному конспекту опробавана на трёх группах детей, требует  тщательной и  дополнтелной подготов...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Зима. Признаки зимы. Месяца».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности  для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему:  «Зима. Признаки зимы. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Наш дом - Земля»

непосредственной образовательной деятельностидля младшего дошкольного возраста.Познавательное развитие.на тему:«Наш дом - Земля»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста (познавательное - развитие) по теме: «Что полезнее апельсин или морковь?»

Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека; совершенствовать знания детей о витаминах  A, C.Развивающие: развивать осязание, развитие любознательности и познавательной мотивации...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего возраста (познавательное - развитие) тема: «Юные экологи Кубани»

Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её; развивать воображения, речь, память, внимание, умения делать выводы; воспитывать  бережно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе старшего возраста Область «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие в страну транспорта»

Образовательная область: Познавательное развитиеВид деятельности: непосредственно-образовательная деятельностьТип: интегрированноеИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развити...