конспект занятия «Путешествие на Озеро Байкал»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
конспект занятия «Путешествие на Озеро Байкал»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие на Озеро Байкал»
Цель: :создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить детей находить о. Байкал на карте и глобусе;
- углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;
- расширять представления детей о животном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал (нерпа)
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, мыслительную активность, мышление, речь, через коммуникативные формы общения;
- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы;
- развивать интерес к процессу и результатам работы (продуктивной деятельности);
Воспитательные задачи:
- подвести детей к осознанию необходимости бережного отношения к природе родного края;
- воспитывать любовь и гордость к Сибирскому краю.
Предварительная работа: Беседа об озере Байкал, его растениях и животных. Чтение легенд и сказок о Байкале. Знакомство с детским журналом "Сибирячок" и его главным персонажем – Сибирячком - из Сибирского края".
Оборудование: Презентация . Иллюстрации с изображением животных, карта Иркутской области, костюм Сибирячка, разрезанная картинка на отдельные фрагменты - Сибирячка, видеофильм о жизни бобров, лесные правила, материал для игры « Собери мусор» Пластилин , стеки – для лепки , экспериментирование лупы , масло растительное , вода , тазик , салфетки .музыка « Шум Байкала» детские стульчики расставленные в виде поезда.
Ход занятия
Организационный момент «Доброе Животное»
Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д.
Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебный планшет. Но вот определить, что на нем нарисовано я не могу, вижу только цифры. Помогите мне, пожалуйста. Как вы думаете, что надо сделать?
Ответы детей.
(Дети соединяют цифры по порядку)
Воспитатель. А подсказкой будет еще и моя загадка.
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем.
Как все это назовем? (озеро Байкал)
(на экране появляется Озеро Байкал )
Воспитатель. Что у вас получилось? Я знаю, что вы любознательные дети много играете, изучаете детские энциклопедии. И сегодня приглашаю вас в удивительное путешествие к озеру Байкал. Но отправимся мы не одни, у нас будет проводник, который все знает о Прибайкалье. Посмотрите на экран. Кто это?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно ребята, Сибирячок - это сказочный человечек, родившийся из кедровой шишки. Он весёлый, озорной и очень любознательный! Он вместе со своими друзьями приготовил вам задания, которые помогут узнать многое об Озере.
Ну что, отправляемся?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что принес с собой Сибирячок.? (Педагог показывает детям глобус и карту РФ). Найдите о.Байкал на глобусе и карте. (Дети ищут о.Байка) На что похоже о.Байкал? Какого оно цвета?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а что вы знаете об озере?
Предполагаемые ответы детей. Озеро Байкал - это самое глубокое и большое озеро в мире. Байкал находится в Сибири. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды.
Воспитатель, Ребята, а вы знаете, что у разных народов его называют по-разному, например в Бурятии «Человек одетый в национальный костюм» , «Необозримый водоем», Якутии «Богатое озеро», а еще его называют «Жемчужина Сибири»
Давайте попробуем описать его. Для этого я предлагаю вам игру «Опиши озеро».
Словесная игра «Опиши озеро Байкал»
(Воспитатель кидает мяч и задает вопрос, а дети отвечают и возвращают мяч воспитателю)
Сибирячок. Молодцы. Как красиво вы описали наше озеро
(На экране фотографии с изображением загрязненных озер)
Воспитатель. Куда это мы попали? Что же произошло с озером? Мусора много. Кто же это натворил?
Сибирячок. Сделали это люди. Все любят гулять в лесу, отдыхать, отмечать праздники. Разжигают костры, рвут, цветы, ломают ветки, оставляют после себя мусор. Ребята, так можно делать? Что нужно делать, когда вы уходите из леса?
Ответы детей.
Сибирячок. А вот и следующее задание Я вас очень прошу, помогите собрать мусор
Авторская дидактическая игра «Сортировка мусора»
(Каждой команде даются контейнеры, сделанные из фетра, разных цветов и картинки отходов с липучкой на обратной стороне (лампочка, кожура банана, линейка, вилка, ведро и т.д). Детям необходимо разобрать мусор по контейнерам: «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл» и «Пищевые отходы», прицепляя карточки к нужному контейнеру. Задание выполняется на время, пока идут песочные часы.)
Воспитатель. Молодцы, справились!
(видеозарисовки «Непогода на Байкале», «Тишина Байкала»)
(во время просмотра, педагог обращает внимание детей на состояние Байкала, ведет беседу и задает уточняющие вопросы)
Воспитатель. Что это? Вы знаете кто такой Сарма?
Ответы детей.
Воспитатель. Это ветер, самый мощный на Байкале, шквалистый, направленный, из долины реки Сармы. И он вам передал физкульминутку «Звуки Байкала»
Физкульминутку «Звуки Байкала»
(Дети слушают музыку и выполняют движения, в соответствии с текстом)
Сибирячок. Рядом с озером Байкал живут разные животные. Вот я хотел бы узнать знаете ли вы их? (После каждой отгаданной загадки, на экране появляется картинка с изображением животного)
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла… (Бурундук)
В сибирской тайге со времён старины
Он мягкое золото нашей страны,
Он царь нашей дикой пушнины особой,
А как называют животное? ... (соболь)
Зимой зверёк белый и рыжий всё лето,
Но кончик хвоста всегда чёрного цвета,
Он враг грызунов и гроза птичьих стай,
А как называют зверька? (Горностай)
Любит зверь поплавать дюже,
Хоть и сам он неуклюжий,
И еще добавлю тут:
В ласты тот пловец обут. (Нерпа)
Мы не назвали еще одного обитателя Прибайкалья. Чтобы узнать, кто это, предлагаю вам собрать его изображение из разрезных картинок
Собери картинки «Нерпа»
(Дети собирают разрезные картинки, на которых изображена нерпа)
Воспитатель. Кто у нас получился?
Ответы детей.
(на экране изображение нерпы и ее детеныша)
Воспитатель. Правильно Нерпа. Нерпа питается – голомянкой - это рыба, которая водится в Байкале. У нерпы в конце марта рождается детёныш – нерпёнок. У нерпят белая шубка, поэтому их называют бельками и они совсем незаметны на снегу. Через 6 недель они становятся серенькими, как их мама.
Ребята, как вы думаете, почему нерпа не мёрзнет в байкальской холодной воде? Почему она не покрывается коркой льда? Хотите узнать её секрет?
Тогда пойдем в нашу лабораторию и проведем небольшой опыт.
Эксперимент «Вода и жир»
(дети совместно с воспитателем проводят эксперимент)
Воспитатель. На столе у вас стоит тазик с водой. Опустите руку в ёмкость с водой и выньте! Какая стала рука?
Ответы детей.
Воспитатель. Встряхните рукой. (Дети отряхивают руку и приходят к выводу, что вода осталась на руке). Посмотрите через лупу, сколько капель на руке? А что случилось бы с рукой на морозе?
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь попробуйте намазать руку маслом и после этого опустить её в эту же ёмкость. Что вы заметили? Почему вода не покрывает всю руку и собралась капельками?
Ответы детей.
Воспитатель. Встряхните рукой! (Дети отряхивают руку и обращают внимание, что капельки легко отлетели). Какой можно сделать вывод, относительно шкуры нерпы?
Возможные варианты ответов. Она не замерзает, потому что шерсть животного покрыта слоем жира, с которого скатывается холодная вода.
Воспитатель. Ребята, а у нас в Ангаре водятся нерпы? Почему? Я вам хочу предложить сделать нерп. Посмотрите, у нас приготовлен разнообразный материал. Выбирайте, из чего вы будете делать нерпу и приступайте к работе. (На трех столах расположен материал. Детям предлагается выбрать по своему желанию продуктивный вид деятельности (лепка, аппликация и пластилинография)
Воспитатель. Какие замечательные нерпы у вас получились. Давайте разместим работе на выставке.
Сибирячок. Как с вами было интересно, но мне пора возвращаться к своим друзьям. И вот последнее мое задание. Чтобы вернуться домой, вам надо собрать слово из «Волшебных букв». До свидания ребята.
Воспитатель. Ну, что ребята попробуем составить слово? (Дети выкладывают слово «Байкал» ). Ура получилось! Вот мы и в саду.
(Педагог предлагает детям встать в круг) Ребята, нам Сибирячок подарил игрушку «Нерпу», чтобы мы помнили о нашем путешествии. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о Байкале. Расскажет, что ему запомнилось или может что-то хочет нового узнать? (Дети передают игрушку по кругу, делая акцент на то, что им больше всего понравилось и запомнилось).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие на озеро Ханка"
Материал может быть использован на занятиях при ознакомлениии с детей с Дальневосточной природой....

Конспект НОД "Путешествие на озеро Байкал"
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационных технологий по теме: «Путешестви...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по озеру Байкал»
Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме....

Конспект занятия «Экспедиция по озеру Байкал»
Конспект занятия в старшей группе, разработан в социоигровой технологии. На протяжении всего занятия дети путешествуют по станциям, узнавая что - то новое об озере Байкал....

Конспект занятия «Жемчужина Сибири — озеро Байкал»
Конспект занятия «Жемчужина Сибири — озеро Байкал»для детей 4-5 лет дошкольного возраста...

Конспект музыкального занятия: «Путешествие по озеру Байкал»
Конспект музыкального занятия: «Путешествие по озеру Байкал»...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Путешествие на озеро Байкал"
Создать условие для познавательного и коммуникативного развития детей в процессе ознакомления с родным краем. ...
