Конспект НОД "Путешествие на озеро Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мищенко Юлия Геннадьевна

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационных технологий по теме: «Путешествие на озеро Байкал»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность

в подготовительной группе (6-7 лет)

 по формированию у дошкольников

целостной картины мира

с использованием

информационных технологий

по теме:

«Путешествие на озеро Байкал»

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».

Цель: Способствовать развитию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой и животным миром Прибайкалья, помочь усвоению словаря по теме.

Цель для детей: Стимулировать с помощью игр и упражнений двигательную, речевую и познавательную активность детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием животного и растительного мира Прибайкалья;
  • Закрепить навыки счета в пределах 10;
  • Побуждать детей давать развернутые ответы на вопросы, пополняя словарный запас; закреплять умение подбирать слова-определения;
  • Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
    Закрепить понятие взаимосвязи растительного мира и человека,

Развивающие:

  • Развивать способность детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи,
  • Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие природы, способность замечать красоту природы;
  • Развивать умение отгадывать загадки;
  • Развивать умение согласовывать слова и действия, общую моторику;
  • Развивать, память, внимание, обоняние, конструктивные способности, умение логически мыслить;
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка;

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе,
  • Обеспечение атмосферы доверия, партнерства.

Методы:

  • Словесные – художественные средства - чтение стихотворения, загадывание загадок, беседы.
  • Наглядные – рассматривание слайдов, коллажа, показ образца действия.
  • Практические –  движения в соответствии с текстом, конструирование по образцу, определение запаха, составление целого изображения из частей по образцу.
  • Игровой - игра с мячом «Опиши озеро».

Материалы и оборудование: стулья, столы, шар, мультимедийная установка, цифры на стулья, карточки с точками, мяч, разрезанные на части изображения, образцы изображений, мешочки с травами, зеленая ткань, коллаж с птицами, поддоны для раздаточного материала, палочки Кюизенера, схема оленя, камень, магнитная доска.

Ход деятельности:

I часть

1. Ребята, вы любите путешествовать?

На чем можно путешествовать?

Вы хотите отправиться в путешествие? Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре.

Чтобы в небо нам взлететь,

Нужно правильно нам сесть.

На билет свой посмотри,

Место нужное займи!

- Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите на стульчике соответствующую цифру на нужном вам фоне. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.

Шар поднимается,

Путешествие начинается.

II. часть

1. Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.

А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?

А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!

(М.Сергеев)

Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.

(слайд о. Байкал)

Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.

Давайте попробуем описать его. Для этого поиграем в игру «Опиши озеро». Я буду бросать вам мяч, а вы отвечать на вопрос: Какое озеро?

Проводится игра с мячом.

2. Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.

(слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)

Давайте произнесем и посчитаем, сколько слогов в названии каждой из этих рыб.

3. Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.

Давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных  и спелых ягод. Чтобы собрать ягоды предлагаю разделиться на группы по четыре человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?

(слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)

4. Устали немного, давайте присядем на мягкую зеленую травку. Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.

Кто знает этот запах? Это мята.  Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.

Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? Ребята, это чабрец. Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.

Вот эта трава пахнет не очень приятно. Узнаете? Это полынь. Несмотря на такой запах, она тоже полезна. Отвары из полыни убивают болезнетворные микробы, улучшают аппетит.

Вот еще одна трава. Запах этот вам, скорее всего, незнаком. Это тысячелистник. Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укусах насекомыми, ушибах, опухолях. 

А какие из этих растений встречаются в нашей местности? Где вы их встречали?

5. Сейчас я вам предлагаю понюхать вот этот мешочек. Догадайтесь, что так пахнет? (елка) Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран. (слайд  кедр) Кто знает, как это дерево называется? (кедр) Кедр – очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет.

Вы, наверное, ели кедровые орешки.  Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех  болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют иммунную систему.

По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья. (слайд ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.

6. Физкультминутка.

Давайте и мы превратимся в деревья и немного походим и разомнемся.

Ветер дует нам в лицо.               (Машут руками на лицо.
Закачалось деревцо.                    Качаются из стороны в сторону.
Ветерок все  тише, тише.         Приседая, машут руками вверх- вниз.
Деревцо всё выше, выше.           Тянутся вверх.)

Проводится 2 раза

(слайд чайка только звук)

7. Что это за звук? Кто так кричит? Это чайка. (слайд чайка) 

Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала? Давайте посмотрим.

Работа с коллажем на магнитной доске.

- Каких птиц вы здесь видите?

- Посчитайте, сколько здесь уток?

- А цапель?

- Сколько орлов?

- Кого больше: орлов или цапель? цапель или уток? уток или орлов?

- Так каких же птиц больше всего?

8. Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь) (слайд)

У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла…
(Бурундук) (слайд)

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
(Заяц) (слайд)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.
(Лиса) (слайд)

Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его?

(Сурок) (слайд)

9.  Мы не назвали еще одного обитателя Прибайкалья. Чтобы узнать, кто это, предлагаю вам выложить его изображение по схеме из цветных палочек. Проходите за столы, присаживайтесь. У вас на поддонах лежат палочки, рядом схема. Выложите изображение, используя схему. Кто у вас получился?

III. часть

1. Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре. А пока мы летим, давайте немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна о. Байкал, но он не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о Байкале. Давайте попробуем.

Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка голомянка.

А что вы помните?

Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале.

Вот мы и прилетели.

Ребята, пока вы выкладывали изображение оленя, я собрала для вас лекарственные травы и хочу подарить вам вот эти мешочки с ними на память о нашем путешествии.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Чудо-озеро Байкал"

Данный материал помогает систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал.Врспитывать бережное отношение к пророде....

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Конспект НОД "Секреты озера Байкал"

Занятие для дошкольников старшей группы...

Конспект занятия "Волшебное озеро Байкал"

Конспект занятия "Волшебное озеро Байкал" знакомит детей с озером, его обитателями, растительностью....

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...