Проект "Удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Оберюхтина Елена Геннадьевна

Для детей среднего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx160.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка».

 

ПРОЕКТ

 

«Удивительный мир насекомых»

 

 

Picture background

 

 

  г. Качканар, 2025 год

 

Актуальность.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой. Подобные проекты, которые направлены на изучение живой природы, обладают большим образовательным потенциалом, позволяют расширить кругозор детей и заложить основу экологической культуры.

Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.

Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут? Насколько велика их роль в природе? Если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Цель проекта: развитие познавательного интереса  дошкольников в изучении особенностей мира насекомых, формирование гуманного отношения к окружающей среде.

Задачи проекта:

- расширять и систематизировать представления детей о мире насекомых:  их названиях, особенностях внешнего вида, среде обитания и  пользе (вред) для человека;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное и заботливое  отношение к природе;

- развивать у детей любознательность, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие красоты мира насекомых,

 -умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- развивать творческие и интеллектуальные способности;

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий. 

Вид проекта: групповой.

 

Продолжительность проекта: краткосрочный (3 недели). 

Участники проекта: воспитанники средней  группы, воспитатели, родители.

 

 

                                       Реализация проекта

 

1. ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

 

1.Определение уровня знаний детей о насекомых.

2. Подбор видеоматериалов, методической, энциклопедической и художественной литературы.

3.Подбор дидактического и игрового материала и наглядных пособий.

4.Оформление РППС в группе по теме проекта.

 

2 ЭТАП – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ.

 

 

Виды деятельности

                             Содержание

 

Познавательно-исследовательская и коммуникативная

Восприятие художественной литературы и фольклора

Изобразительная

      Игровая

Двигательная

       Беседы на экологические темы:

   Беседа «Насекомые, кто они?»

   Викторина «Угадай, кто?»

    Беседа «Как вести себя при встрече с     насекомыми?»

Беседа-обсуждение «Опасные насекомые»

Ситуативная беседа «Насекомые: польза и вред»

 Беседа «Как можно помочь насекомым?» (создание проблемной ситуации);

Просмотр презентаций:

 «Насекомые которые нас окружают»,

«Превращение бабочки»,

 «Кто делает мед?»,

  «Кто спрятался?».

Рассматривание энциклопедий, сюжетных картинок,  фотографий с изображением насекомых (составление описательных рассказов по ним).

Просмотр мультфильмов:

- «Лунтик и его друзья»

- «Путаница»

- «Муха-цокотуха»

- «Тараканище»

Наблюдение за насекомыми на прогулке:

 ( шмели, пчелы,бабочки,стрекозы, осы, мухи, жуки, пауки, муравьи)

Чтение художественной и научной литературы:

  • А.Л.Барто «Жук»; 
  • В. Бианки «Приключение муравьишки»
  • И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»; 
  • А. Барто «Мы не заметили жука»; 
  • К. Чуковский «Тараканище»; 
  • А. А. Усачёв «Божья коровка»; 
  • К. Чуковский «Муха-цокотуха»; 

Отгадывание загадок о насекомых.

Чтение и заучивание стихотворений :

«Бабочка» Е.Корюкин

«Божья коровка» Ф.Грубин

«Жужжит пчела» С.Михалков 

«Насекомые»  О.В.Цензор

«Дорисуй насекомое»,

«Веселые трафареты»

Конкурс детско-родительских работ «Насекомые и их знакомые»

- Пластилинография: «В мире насекомых»;

- Раскраски по теме: «Бабочки», «Стрекозы»

Дидактические игры:

«Узнай по описанию»;

«Угадай насекомое», 

«Угадай, кого не стало»,

 «Насекомые - великаны», 

«Кто как передвигается»

«Третий лишний»

Настольные игры

«Юный натуралист»

«Собери картинку»

«Почемучка»

«Чей домик ?»

Сюжетно-ролевые игры:

«Муха-цокотуха»

«Хоровод насекомых»

 Подвижные игры

 «Медведь и пчелы», «Поймай комара»,

 «Летает-  не летает».

 Игра-перевоплощение «Если бы ты был   бабочкой»,

«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,

«Жуки», «День и ночь».

 Пальчиковые игры 

 «Пчела»

 «В избушке из ватрушки...»

 «На полянке я сижу…»

 «У тропинки под рябиной…»

Взаимодействие с родителями

Родители приняли активное участие в проекте : оказали помощь в подборе энциклопедий, литературных произведений о насекомых ,помощь в обогащении РППС в группе, совместно с детьми участвовали в выставке рисунков : «Насекомые и их знакомые».

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.        

  1. Создание выставки детских рисунков «Насекомые и их знакомые».
  2. Презентация работ по пластилинографии «В мире насекомых»
  3.  Презентация проекта в родительском чате.

Результаты проектной деятельности.

Данный проект познакомил дошкольников с удивительным миром насекомых,  который детям не всегда был  понятен и виден. Дети узнали какую пользу приносят насекомые и почему так важно их оберегать.

В ходе проекта дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы, т.е. происходило формирование элементов поисково-исследовательской деятельности.

Проект дал возможность развить детям свои познавательно-речевые и творческие способности, а так же укрепить детско-родительские отношения.

               

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

Бабочка

 Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога –
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»

Е.Корюкин

Божья коровка

Точка, точка,

Два крючочка –

Это лапки у жука.

Два блестящих лепесточка

Раздвигаются слегка.

Справа – точка, слева – точка,

В чёрных крапинках бока.

Я подую на жука –

Улетай за облака!

Словно красный вертолёт,

Прямо в небо он уйдёт.

Ф.Грубин

Жужжит пчела

Жужжит пчела — она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползёт куда-то жук.
Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
Готовят на ночь светлячки
Фонарики свои.
Остановись! Присядь! Нагнись
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!


Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом

С.Михалков

Насекомые

Насекомых на дороге
Мы увидим очень много,
Коль умеешь ты считать,
Их всегда легко узнать.
Если только лапок шесть
Насчитал ты ровно,
Будь тогда уверен —
Это насекомое! 

 О.В. Цензор

Дидактические игры

 Дидактическая игра «Что это за насекомое?»

Цель: уточнить и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая – должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Отгадай насекомое».

Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Ход игры. Воспитатель (или ведущий) объясняет правила игры: воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог (называть можно только животных). Например: начало слова – «ко». Дети подбирают слова: комар, корова, коза и т. д. Как только кто-то угадает (насекомого, он получает фишку. Кто больше наберет фишек, тот и выиграл.

Дидактическая игра «Третий лишний» (насекомые).

Цель: закреплять знания детей о многообразии насекомых.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 насекомых и одно не насекомое (животное, птица) одно из которых «лишнее». Например, оса, пчела, жук, воробей. дети должны определить, кто из них «лишний» и хлопнуть в ладоши. (Оса, пчела, жук – насекомые, а воробей - птица.) Оса, жук, пчела, лягушка (Оса, жук, пчела – насекомые, а лягушка животное.)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: закрепить представление о насекомых.

Ход игры: Детям даются разные задания: взять рукой в мешке насекомое (игрушка).

Игровое задание: назови насекомое на ощупь, которое в мешке. Угадавший правильно вытаскивает насекомое из мешка и передает мешочек другому ребенку.

Игровое задание: угадай, большое или маленькое насекомое? Игра продолжается пока в мешке не будет ни одного насекомого.

Игровое задание: описание насекомых, которые летают, ползают, прыгают, бегают.

Пальчиковые игры.

1.Прилетела к нам вчера

(загибать пальцы по одному)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Пожужжали, полетали,

(машут ладошками)

От усталости упали.

(уронить ладони на стол)

2.В избушке из ватрушки

(поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки)

Живут подружки-мушки.

А в пряничном домишке —

Сластёны-муравьишки.

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.

3.На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

(Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.)

Сколько насекомых здесь!

(Руки через верх разводят в стороны.)

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

(Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

(Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.)

А она красуется!

4.У тропинки под рябиной

(сжимают и разжимают пальцы)

Сеть раскинул паучок,

(стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины

(держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.

(наматывают воображаемую нить на кулак)

Загадки о насекомых.

Спал цветок и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
Над лужком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)

Я трудилась круглый год
Будет вам душистый мед. (Пчела)  

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы)  

а поляне, возле ёлок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Самого не видно,
А песню слышно.
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
 (Кузнечик)

ёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук)

Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас сама садится. (Муха)

Кто над нами вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится,
целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...