Занятие «Звуки вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хорунова Елена Петровна

Ц ель: расширение представлений детей о мире окружающих нас звуков. 

Задачи

Обучающие:

- закреплять представление о разнообразии звуков в природе и музыке.

-при помощи исследовательской деятельности научить определять происхождение звуков.

-учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности.

- развивать творческие способности детей, побуждать к активным самостоятельным действиям.

Воспитывающие:

-вызвать желание изготовить шумовых инструментов для малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_vokrug_nas_2020.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Звуки вокруг нас»

Ц ель: расширение представлений детей о мире окружающих нас звуков. 

Задачи

Обучающие:

- закреплять представление о разнообразии звуков в природе и музыке.

-при помощи исследовательской деятельности научить определять происхождение звуков.

-учить детей подбирать звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности.

- развивать творческие способности детей, побуждать к активным самостоятельным действиям.

Воспитывающие:

-вызвать желание изготовить шумовых инструментов для малышей.

Расширять и активизировать словарный запас:  звук, физическое явлении, волны, музыкальные звуки,звуковые волны, звуки природы, дрожит, шумовой оркестр.

Приемы руководства деятельностью детей при проведении занятия:

  1. Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей: Игра «Кто позвал», опыт
  2. Приемы активизации деятельности детей на занятии: создание развивающей среды, постановка проблемы, беседа, вопросы, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, опыт, объяснение, выводы, музыкально-игровая деятельность, художественный труд.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, игровой прием
  5. Приемы оценки и самооценки: взаимооценка

Создание среды для организации и проведения занятия: емкость с водой, камни, ложка, стакан, линейка, музыкальные инструменты, лист бумаги, бросовый материал, салфетки, самоклеящаяся бумага.

Виды детской деятельности на занятии:

Познавательно - исследовательская

Музыкально – игровая

Коммуникативная.

Познавательная.

Продуктивная

Ожидаемые результаты:

- имеют представление о разнообразии звуков в природе и музыке.

-при помощи исследовательской деятельности определяют происхождение звуков.

- подбирают звуковые выразительные средства для озвучивания сказки.

- проявляют познавательную активность в процессе исследовательской деятельности.

- проявляет творческие способности, готов к активным самостоятельным действиям.

-проявляет желание изготовить шумовые инструменты для малышей.

- проявляет самостоятельность в работе, умеет работать в коллективе.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1.Ребенок активно участвует в опытах, инсценировке создании шумовых инструментов, в обсуждении.

2. Проявляет самостоятельность.

3.Сопереживает.

4.Проявляет фантазию.

5. Действует в коллективе.

6. Участвует в оценке работ, самооценке, взаимооценке.

                                       Интеграция образовательных областей.

Область

Интеграция

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Вопросы

Опыты

Развитие познавательного интереса детей.

Развитие наблюдательности, способности делать выводы.

Развитие мелкой моторики рук.

Социально-коммуникативное развитие

Работа в коллективе

Совместная инсценировка

Подарок малышам

Побуждение желания откликаться на просьбу о сотрудничестве. Развитие умения самостоятельно действовать, при затруднении обращаться к взрослому за помощью. Формирование способности к совместной деятельности, а также к взаимооценке и самооценке деятельности.

Речевое развитие

Беседа

Вопросы

Развитие умения общаться  с взрослыми и детьми.

Развитие устной речи

детей (грамматический строй речи, произносительную сторону речи, диалогическую форму речи).

Введение в речь оценочных прилагательных.

Художественно-эстетическое развитие

Инсценировака

Изготовление шумовых инструментов

Знакомство с новым видом инсценировки

Развитие творческих способностей

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика.

Формирование  у воспитанников потребности в двигательной активности.

                                                        План занятия

Вводная часть:                                                                                           2 мин

1. Введение в тему:

Игра

2. Мотивация деятельности детей:

    Лаборатория

3. Целепологание

    Проблемный вопрос

4. Проектирование решений проблемной ситуации:

    Исследование

Основная часть:                                                                                         25 мин

 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели.                                                                                        

Актуализация ранее приобретенных знаний :                                                                                    

   Какие бывают звуки

Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

   Опыты

Самостоятельная деятельность детей:

  Стихотворение-шумелка

Изготовление шумового оркестра

Заключительная часть:                                                                                3 мин

6.Анализ результатов деятельности:

   Сопоставление результата с целью

7. Подведение итогов:

   Оценка деятельности детей.

   Самооценка и взаимооценка

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

Подарок малышам

Пополнение музыкального центра

Длительность занятия                                                                                   30 мин

Ход занятия.

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть:                                                                                          

1. Введение в тему.

 2. Мотивация деятельности детей:

3. Целепологание

4. Проектирование решений проблемной ситуации:

  Основная часть. 5.Выполнение действий, направленных на достижение цели:                                                                                        

- Актуализация ранее приобретенных знаний .

- Добывание (сообщение и принятие) нового знания:

   

- Самостоятельная деятельность детей.

   

Заключительная часть:                                                                                

6.Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

8.Определение перспективы дальнейшей деятельности.                                                                          

 

игра «Кто позвал?»

 

Вос-ль приглашает детей пройти в уголок экспериментирования проводиться опыт .

Вос-ль: - Ребята посмотрите, как интересно я бросила в воду коробочку и на воде появляются круги. Хотите попробовать?

Во время опыта воспитатель задает вопросы:

 -Как вы можете назвать эти круги?( Ответы детей - волны).

 - Отчего они появляются? (От удара об воду, от броска).

 Вос-ль : Посмотрите, какие волны «создает» капля воды. Как расходятся волны? ( По кругу, во все стороны).

Что же за явление звук?

Надо провести исследование этого явления.

Вос-ль : А какие бывают звуки? ( музыкальные, речевые и звуки природы).

Раздается стук в раздевалке.

Вос-ль: Ребята, слышите какой-то звук? Откуда он доноситься? Из спальни?

Дети : Из раздевалки.

Вос-ль: Из раздевалки? Почему мы его услышали? ( ответы детей).

Как звук попадает нам в уши?

Дети : по воздуху.

Вос-ль: Совершенно верно, его передает звуковая волна. Звуковые волны такие же как волны на воде, только воздушные волны не видят наши глаза, зато прекрасно слышат наши уши. А теперь послушайте загадку:

Мы слышим их ушами

Не видим их глазами.

Повсюду окружают нас.

И в тишине звучат

Это...звуки.

Вос-ль: Ребята , а если стукнуть ложкой по стеклянному стакану, возникнет звук?

Давайте попробуем ( проводиться опыт).

Вопросы: Что вы слышите? (звук).

 Откуда же он взялся? ( ответы детей)

Вос-ль: Оказывается, когда мы касаемся ложкой стакана, он дрожит незаметно для нас и воздух вокруг него тоже дрожит, получается «звуковая» волна и мы слышим звук. Конечно, мы с вами не видим, как дрожит стакан, но я знаю, как увидеть « звуковую» волну

( проводиться опыт).

Возьмите линейки, прижмите один конец линейки к столу рукой и стукнете по линейке

Что вы видите? ( линейка дрожит).

Возникла звуковая волна и мы слышим звук.

Делаем вывод: дрожит -значит звучит. Физминутка

Ребята ,какие вы знаете струнные музыкальные инструменты? ( ответы детей).

Как вы думаете как возникает звук в гитаре?

Что происходит ?

Откуда берется звук? ( ответы детей).

Да, на гитаре натянуты струны и струны звучат.

Давайте , попробуем стать мастерами и сделаем с вами музыкальный инструмент гусли.(На коробку дети натягивают канцелярские резинки ).

Вы слышите звук? Дрожит струна ?

Делаем вывод: дрожит -значит звучит.

2. Вос-ль: Я для вас приготовила предметы.( колокольчик, лист бумаги, деревянные ложки, свистульки, губная гармошка и т.д.)Давайте рассмотрим их?

Издают предметы звуки ?

А, на что похожи эти звуки?

На , что похож звук колокольчика?

Лист бумаги, тоже издает звук, на что похож этот звук? и т.д.

Какие разные звуки целый " шумовой оркестр". А давайте попробуем озвучить стихотворение. ( Дети по желанию выбирают предметы и озвучивают стихотворение).

Кто стучит за окном ?

Дождь идет по траве.

Кто шуршит за окном?

Ветер в мокрой траве.

Кто журчит за окном?

Ручейки, ручейки.

Что свистит за окном?

Соловей у реки.

Кто молчит за окном?

Там никто не молчит

Там лошадка спешит

И копытцем стучит.

Вот корова идет на лужок

вот пастуший я слышу рожок

Только я и молчу, всех послушать хочу.

Вос-ль: Красиво у нас получилось?

Ребята, я хочу вам предложить с мастерить своими руками игрушки «шумелки»  для малышей.

Из каких материалов вы будете делать «шумелки»?

Что вам понадобиться? ( ответы детей).

Дать детям самостоятельно выбрать материал, распределить работу между собой.

 С помощью косвенного руководства помочь детям организовать изготовление « шумовых» инструментов.

Смогли ли вы в ходе исследования узнать, что такое звуки, откуда они берутся

Самооценка  и взаимооценка работ.

После того , как дети изготовят « шумовые» инструменты дети идут в группу младшего возраста и дарят малышам.

Вместе с родителями пополнить музыкальный центр шумовыми инструментами.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

развитие.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуки вокруг нас"для детей 6-7 лет

На данном занятии дети знакомятся с шумовыми и музыкальными звуками....

Конспект интегрированного занятия "Звуки вокруг нас"

Это занятие охватывает все пять образовательных областей.В нем такие разделы как: ознакомление с окружающим, валеология, развитие речи, обучение грамоте, музыка, экология....

Конспект комплексного занятия «Звуки вокруг нас» для детей средней группы.

Цель: развитие слухового восприятия.Задачи:1.    Учить прислушиваться к разным звукам, вызывать внимание и интерес к ним;2.    Различать на слух закрытыми глазами звучани...

Методическая разработка цикла занятий «Звуки вокруг нас»

Умение различать свойства звука составляет основу музыкальных способностей. В своей педагогической практике при диагностировании музыкально - сенсорных способностей сталкиваюсь с проблемой - ...

Конспект фронтального логопедического занятия ЗВУКИ ВОКРУГ НАС.

Конспект фронтального коррекционного логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки вокруг нас....

Музыкальное занятие «Звуки вокруг нас» с применением инновационных технологий

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Пробудить интерес к искусству, познакомить ребят с элементарными понятиями в музыкальном, театральном, изобразительном искусстве, чтобы научить их воспринимать художественные образы...