Конспект интегрированного занятия "Загадочная глина"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Программное содержание:

Подвести детей к пониманию свойств глины и отличием ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая);

Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память.

Воспитывать желание проявлять участие, инициативу, оказывать помощь.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadochnaya_glina.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по исследовательской деятельности

Тема: Загадочная глина.

 

Провели: воспитатель Силантьева И.Н.

учитель-логопед Козлова О.Н.

Программное содержание:

Подвести детей к пониманию свойств глины и отличием ее от свойств песка (твердая, рассыпчатая);

Развивать интерес к предметам неживой природы, психические процессы: мышление, память.

Воспитывать желание проявлять участие, инициативу, оказывать помощь.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

Оборудование: письмо, разрезные картинки Незнайка, дидактическая игра «Собери портрет»  (Незнайки), посуда из глины, картина «Гончары», песок, глина, тарелки, лупы, стакан воды, миска с водой, по 2 баночки, палочка салфетки, слепленные шарики из глины и из песка, халаты, фен.

Предварительная работа: наблюдение за свойствами песка, игры с водой, песком.

Ход:

Воспитатель (держит письмо):       Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

За окошко заманил?

- Ребята, вам хочется узнать, от кого письмо? А чтобы узнать, от кого письмо, нужно из частей собрать портрет. (собирают портрет Незнайки).

- В письме написано, что Незнайка хотел сделать красивые тарелочки для своих друзей коротышек, но у меня ничего не получается.(показывает тарелочку с песком)

Воспитатель:

Ребята, а из чего хочет сделать тарелочки Незнайка? (из песка)

А что, какое песок, из чего он состоит?

Воспитатель: Ребята, подумайте, правильно ли Незнайка выбрал материал для тарелочек?

 Из песка можно лепить. А давайте объясним Незнайке, почему у него не получается слепить тарелочки. Сейчас мы наденем фартуки  как у настоящих ученых  и объясним Незнайке.

Учитель-логопед

Опыт № 1 

 Перед вами лежат тарелочки с песком ,мы рассмотрим его через лупу. Что вы видите?

-  Из чего состоит песок? Что это такое маленькое? Их много. Они лежат отдельно друг от друга. Они отделяются, если их тронешь пальцем. (из крупинок)

- Какие они? Посмотри, Незнайка (круглые, желтые, крупинки лежат отдельно друг от друга).

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры

Учитель-логопед Дыхательная гимнастика

«Подыши одной ноздрёй»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрёй делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением лёгких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалось «ямка».

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрёй сделать вдох – выдох (сначала той ноздрёй, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрёй отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воспитатель:

Опыт № 2. Давайте пересыплем  сухой песок из одной баночки в другую, опустите в банку с сухим песком деревянную палочку, поводить палочкой в разные направления.
Вывод: песок – сыпучий , рассыпчатый, рыхлый.

Учитель-логопед: 

Опыт №3.

Ребята, давайте вспомним, как мы летом пробовали  лепить куличики из сухого и мокрого песка. Получалось только из мокрого песка. Почему?

Да правильно, вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму .Если мы оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются.(показываю) Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

   Вывод. Он принимает любую форму, пока не высохнет В  мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

- Так какой же вывод мы можем сделать? Можно посуду слепить из песка? (Нет) Почему? (Потому что песок рассыпается, крупинки не держатся друг за друга)

Воспитатель:

Физминутка

- Давай, поиграем. Я всех превращаю в «песчаные крупинки». Ветер подул – все крупинки разлетелись в разные стороны. Ветер притих – крупинки успокоились, присели. Крупинки не держатся друг за друга, присели отдельно.

Учитель-логопед

- Ребята, а что это? (глина)

- Как вы думаете, из глины можно слепить тарелочки? Может кто-то лепил?

- А может и их глины не получится?

Опыт №4.

Возьмите  тарелочки с глиной. Давайте ее рассмотрим через лупу. Вы крупинки глины видите? (крупинок не видно) Они отдельно друг от друга лежат? (Нет) Если потрогать пальцем глину, отделяются ли крупинки друг от друга как у песка? А почему не отделяются? А ты, Кирилл, как думаешь?

- Правильно, крупинок не видно. Они очень маленькие, их не видно даже через лупу. Крупинки прижались друг к другу очень крепко, и поэтому мы их не видим, не различаем. Нам  кажется, что это целый комочек глины. Значит, какой вывод мы можем сделать? (Что глина не рассыпается, крупинки крепко держатся друг за друга).

Попробуйте помять ее руками - А можно слепить из глины?

Почему? (Да, посуда рассыпаться не будет, крупинки глины крепко держатся друг за друга) (Вытрите руки салфеткой)

- А сейчас я превращаю вас в маленькие-маленькие крупинки глины. Они очень малы и боятся потеряться, поэтому взялись крепко-крепко за руки, прижались друг к другу плечиками. Их не разорвать. Ветерок подул, а крупинки крепко держатся и не разлетаются как песчинки.

- Вот посмотрите, шарик из глины высох. Попробуем его взять, какой он? (твердый, не разламывается, не рассыпается). Почему? А как ты думаешь?

- Вспомните шарик из песка Что с ним стало? (рассыпался) Почему  из песка шарик рассыпался?

- Давайте сделаем вывод. Какой становится глина, когда высохнет? (твердой, не рассыпчатой) почему? (потому что крупинки глины крепко держатся друг за друга)

- А песок, когда высохнет, каким становится? (рассыпчатым, мягким)

Воспитатель:

- Ребята вы поняли , из чего нужно лепить тарелочки?

- Ребята, почему у Незнайки не получалось слепить тарелочки? (он лепил из песка, песок рассыпается, крупинки не держатся друг за друга)

- А из чего нужно лепить? Почему? (из глины, крупинки крепко держаться, она твердая)

- Пусть Незнайка , не расстраивайся, мы теперь как настоящие гончары поможем слепить тарелочки. Вот как гончары делают посуду их глины. И она получается прочная, твердая, посмотрите, какая. (демонстрирует посуду из глины).

Учитель-логопед , пальчиковая гимнастика.

Дружба

Дружа в нашей группе

Девочки и мальчики.

Соединять пальцы в "замок".

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

- Вы славно потрудились. Молодцы, доказали Незнайке, почему нужно лепить тарелочки из глины. А теперь давайте поможем слепить тарелочки.

Дети лепят из комочка глины тарелочки, показывают и дарят Незнайке.

 Самостоятельная работа. Лепка тарелочки из глины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект (лепка из глины, вторая младшая группа) на тему: "Угощение для друзей ёжика"

Изобразительная деятельность. Конспект НОД по лепке из глины  для детей младшего дошкольного возраста  по закреплению освоенных способов лепки и приемов оформления поделок отпечатками....

Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная глина»

Данный конспект позволяет детям рассказать о добычи глины и ее свойствах. Дети экспериментируют и лепят, развивают речь, мелкую моторику....

Конспект интегрированного занятия по лепке из глины в старшей группе "Дымковская лошадка"

Лепка из глины - это "танец пальцев", который обладает какой-то таинственной энергией. Создавая игрушки из глины, видя результат своего труда, у детей "просыпаются" творческие способности и желание жи...

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...

Конспект НОД «Песок, глина, земля» в младшей группе

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знаком...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшей группы Тема: «Удивительная глина"

Конспект интегрированной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие: мир природы, мир человека»  для детей старшей группы.  Тема: «Удивит...

Конспект интегрированной образовательной деятельности В подготовительной группе «Волшебная глина и песок» Выполнила: воспитатель Сторожева Г.А МБДОУ «д/с№12»

Занятие  в подготовительной группе "Волшебная глина и песок".В занятии представлена эксперементальная работа с глиной и песком...