Занятие по познавательному развитию "Как и для чего человек дышит"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ерёмина Елена Геннадьевна

Знакомство с органами дыхания человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

"Как и для чего человек дышит".

Цель: познакомить детей с дыхательной системой человека.

Задачи:

Образовательные:

- дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает           воздух

      - показать роль комнатных растений, деревьев в очищении воздуха.

- показать влияние физических упражнений и дыхательной гимнастики на укрепление дыхательной системы.

Развивающие:

- продолжать воспитывать познавательный интерес к человеческому организму

- развивать творческую активность детей при проведении опытов

- продолжать развивать умение детей рассуждать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму, к окружающей природе,

- приучать в повседневной жизни пользоваться приобретенными знаниями.

Интегрированные образовательные области:

1.        Познавательное развитие

2.        Социально-коммуникативное развитие

3.        Художественно- эстетическое развитие

4.        Физическое развитие

5.        Речевое развитие

Использование современных образовательных технологий:

  • игровая технология обучения в сотрудничестве
  • здоровьесберегающая
  • информационно-коммуникативная

        

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: ноздри, грудная клетка, легкие, трахея.

Материал: 

Презентация «Схема с изображением дыхательной системы человека»; стаканы с водой; трубочки для коктейля; воздушные шарики; снежинки по 2 шт. на каждого, схемы проведения опыта на каждого; бейджики на каждого; сюжетные картинки.

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?

- Скажите, когда вы сегодня шли в детский сад, какую погоду вы наблюдали на улице?  (Ответы детей)

Воспитатель:  - Вы знаете, я сегодня наблюдала необычное явление. Вышла я утром из дома, вздохнула полной грудью, выдохнула, и передо мной появилось небольшое облачко. Как вы думаете, что это за облачко? Откуда оно взялось?  (Ответы детей)

Воспитатель:  - Интересные у вас предположения. Оказывается, что внутри человека есть воздух. Как вы думаете, откуда в человеке воздух? Можем мы обойтись без него?(Ответы детей)

Воспитатель:  -  Давайте проведем такой эксперимент. Крепко  закройте рот и зажмите нос. Что произойдет?

Почему вы открыли рот и нос?   (Ответы детей: -  Воздуха не хватает)

Воспитатель: - Что случиться с человеком без воздуха?

(Ответы детей: - Человек задохнется.)

Воспитатель: - Действительно, без воздуха не может человек прожить и нескольких минут. Человек – это живое существо, а все живое дышит. Дыхание нужно для жизни.  Мы дышим постоянно днем и ночью, когда играем, когда спим и так к этому привыкли, что даже не замечаем. А чем мы вдыхаем воздух?

(Ответы детей: - Носом, ртом.)

Воспитатель: В носу есть два отверстия , через которые мы вдыхаем воздух. Они называются ноздри.  Положите руку на грудную клетку и глубоко вдохните носом и  выдохните.  Что вы почувствовали, когда вдохнули?

(Ответы детей: - Грудная клетка поднимается)

Воспитатель: А когда выдохнули?

(Ответы детей: - Грудная клетка опустилась.)

Воспитатель: Почему так получилось?      (Ответы детей).

- Как вы думаете, с помощью каких органов осуществляется дыхание человека?    (Ответы детей)

- Для того, чтобы дышать, у человека за грудной клеткой есть специальные органы. Это легкие. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сжимаются, когда мы выдыхаем. . Их у человека два – правое и левое. Легкие помогают человеку дышать. Они отлично приспособлены для этой работы. В них имеются миллионы крошечных каналов для воздуха, и они по внешнему виду похожи на губку, такие же пористые (предлагаю потрогать губку).

Какой же сложный путь проходит воздух, чтобы попасть в легкие? Сначала воздух попадает в нос. Нос - это важный орган, а не украшение на лице. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К ним во время вдоха прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, чтобы в них не попала грязь.  Из носа через трубочку, которая называется "трахея" воздух  попадает в легкие, которые всасывают из воздуха весь кислород, чтобы отдать его крови, протекающей через них. Кровь разносит кислород по телу. Затем  легкие выдыхают уже использованный воздух - углекислый газ.

Давайте вспомним, как вы дышали, спрятавшись с головой под одеяло. Что происходило через некоторое время?

(Ответы детей: -  Было душно, тяжело дышать, задыхались.)

Воспитатель: А почему? (… ответы).

Так значит, какой воздух полезен для дыхания?

(Ответы детей: - Чистый.)

Воспитатель: А где много чистого воздуха?

(Ответы детей: - На улице, в лесу, в парке, на даче).

Воспитатель: А почему там много чистого воздуха?

(Ответы детей: -  Много деревьев, растений).

Воспитатель: Давайте отправимся в лес. В лесу снег. Какой воздух в лесу?

(Ответы детей: - Чистый, морозный, холодный.)

Воспитатель: Сколько снежинок на полянке! Возьмите по 2 снежинки (физкультминутка).

В вихре морозном                    бегут по кругу

снежинки несутся

Роем блестящим                       кружатся на месте

кружатся и вьются.

Белыми пчелами                       машут руками

вдруг обернутся,

Мерзлой земли                          приседают

на минутку коснутся,

Снова закружатся,                    встают, кружатся на 

В пляске морозной                   носочках

В небо взлетят,                          

Как хрустальные звезды.          руки вверх

Давайте устроим снегопад. Положите снежинки на ладошки, подуем на них. Что вы почувствовали? А как вы думаете, почему мы выдохнули теплый воздух, ведь мы вдыхаем холодный? (Ответы детей)

Воспитатель: Попадая в организм, холодный воздух нагревается и, поэтому мы выдыхаем теплый воздух.

Воспитатель:  - Кто знает, как правильно дышать: носом или ртом? (Ответы)

Носом, т.к. в носу находятся мелкие волоски. Они задерживают микробы, пыль. В носу воздух согревается и очищается.

- А почему ртом лучше не дышать? (Ответы)

Микробы и холодный воздух попадают прямо в легкие, можно заболеть.

Нам пора возвращаться в группу, где мы с вами будем проводить наши наблюдения  и опыты в детской лаборатории.

 (Дети проходят за столы)

Воспитатель: - В нашей лаборатории есть правила:

- внимательно слушать;

- точно выполнять указания;

- аккуратно работать с оборудованием;

- в конце опыта делать выводы

.

Давайте повторим эти правила. (Дети повторяют)

Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, что происходит с нашими легкими при вдыхании? (При вдохе они наполняются воздухом и расширяются, а при выдохе воздух выходит из легких, и они сжимаются)

Опыт №1

Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам взять воздушные шарики. Представьте, что это легкие человека. Сделайте вдох воздуха в шар. Что произошло? (Ответы детей)

- Теперь сдуйте шар. Что произошло? (Ответы детей)

Вывод: - Наши легкие как воздушный шар, при вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит, и они становятся меньше.

Опыт №2

Воспитатель: - Следующий опыт я предлагаю вам провести самостоятельно. У каждого из вас на столе лежит схема проведения опыта. Возьмите ее в руки и рассмотрите внимательно.

- Какое оборудование вам понадобится для омыта? (Ответы детей)

- Возьмите стакан с водой и трубочку. Что вы будете делать дальше? (Ответы детей)

- Результат опыта вам нужно будет зарисовать.

(Проведение опыта самостоятельно)

- Что у вас получилось? Какой вывод можно сделать?

Вывод:  - Мы выдыхаем воздух, который виден в воде в виде пузырьков.

 

Воспитатель: - Ребята, что мы с вами узнали с помощью опытов? (Ответы детей)

- Как вы думаете, правильно ли вы дышите? Что нужно для того, чтобы правильно дышать?

(Ответы детей)

-  Правильное дыхание - залог здоровья всего организма.. Сейчас  я предлагаю вам снять фартуки и встать в круг для выполнения комплекса дыхательной гимнастики.

 (Дыхательная гимнастика Стрельниковой)

-

Для дыхания  человеку необходим  чистый воздух.  Сейчас я предлагаю вам объединиться в 2 команды по цвету ваших бейджиков. Посмотрите, перед вами на столах лежат различные картинки.  Задача для первой команды выбрать только те картинки, на которых человек заботится о своем здоровье, укрепляет дыхательную систему. Задача для второй команды выбрать те картинки, на которых показан вред для здоровья человека.

(Работа детей в подгруппах. Обсуждение результатов).

 Воспитатель: Молодцы! Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Было кому - то трудно из вас? В чем?

Мне очень понравилось с вами работать. Я хочу вам раздать схемы проведения опыта с вашими зарисовками, по которым вы можете рассказать родителям и друзьям о том, что нового вы узнали сегодня из опытов. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в подготовительной группе. Тема "Как и для чего человек дышит"

Ознакомление детей с дыхательной системой человека в процессе экспериментирования....

Презентация "Как и для чего человек дышит?"

Презентация направлена на ознакомление  детей с дыхательной системой человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...

Открытое занятие по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста «Как и для чего человек дышит.»

Освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытов....

Конспект занятия «Как и для чего человек дышит»

Цель: познакомить детей с дыхательной системой человека....