Деревья. Лес осенью.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ФКЦМ в подготовительной группе
Тема: «Деревья. Лес осенью»
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о деревьях (части, виды: лиственные, хвойные), о сезонных изменениях в жизни деревьев осенью. Закрепить понятия: лес, листопад, хвоя.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас (названия деревьев, прилагательные: резной, ажурный, золотистый, багряный). Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, умение работать в коллективе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ФКЦМ в подготовительной группе
Тема: «Деревья. Лес осенью»
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о деревьях (части, виды: лиственные, хвойные), о сезонных изменениях в жизни деревьев осенью. Закрепить понятия: лес, листопад, хвоя.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас (названия деревьев, прилагательные: резной, ажурный, золотистый, багряный). Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, мелкую моторику.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
- Картина или фотография «Осенний лес».
- Листья деревьев (клен, дуб, береза, рябина, осина) и веточки хвойных (ель, сосна).
- Иллюстрации деревьев.
- Силуэты деревьев (без листьев) на мольберте или фланелеграфе.
- Контуры листьев для раскрашивания, восковые мелки или краски осенних цветов.
- Аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского (Октябрь) или шум леса.
- Корзинка с «загадками» от Лесовичка.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
(Дети заходят в группу, звучит спокойная музыка П.И. Чайковского «Октябрь»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришло письмо. От кого же оно? (Читает) «Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в мое осеннее царство. Чтобы найти дорогу, отгадайте загадку:
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Жду вас! Ваш старый друг Лесовичок.»
Воспитатель: Ну что, отправляемся в осенний лес? Давайте вдохнем свежий лесной воздух.
(Дыхательная гимнастика: «Пахнет лесом» — плавный вдох носом, задержка дыхания, выдох со словом «Прекра-а-асно»).
2. Основная часть.
Беседа «Что мы знаем о деревьях?»
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Ребята, а что такое лес? (Лес – это дом для многих растений и животных, это много деревьев, растущих вместе).
- Какие деревья вы знаете? (Дети называют).
- Из каких частей состоит любое дерево? (Корни, ствол, ветки, крона, листья).
- Зачем дереву корни? (Держат дерево в земле, пьют воду и «едят» полезные вещества).
- А ствол? (Это опора, по нему, как по трубочкам, течет сок к веткам и листьям).
Дидактическая игра «Лиственные и хвойные»
Воспитатель: Лесовичок приготовил для нас корзинку с сокровищами. Давайте посмотрим. (Достает листья и хвойные веточки).
- Ребята, а все ли деревья одинаковые? (Нет). Чем они отличаются?
- Посмотрите на эти листья (клен, дуб). Как они называются? (Листья). А деревья, у которых есть листья, как называются? (Лиственные).
- А что это за деревья? (Показывает еловую ветку). У них есть листья? (Да, это хвоинки – тоже листья, только особенные, игольчатые). Как называются такие деревья? (Хвойные).
Игра: На мольберте – два обруча. В один дети кладут листья лиственных деревьев и называют их (береза, дуб, клен), в другой – хвойные веточки (ель, сосна, пихта).
Физкультминутка «Листопад»
Мы листочки, мы листочки, (Стоят, покачиваясь)
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели, (Присели)
Ветер дунул – полетели. (Встали, покружились)
Мы летали, мы летали, (Бегут на носочках)
А потом летать устали. (Замедляются)
Перестал дуть ветерок – (Присели на корточки)
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул (Встают, разбегаются)
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели (Кружатся)
И на землю тихо сели. (Садятся на свои места)
Беседа «Лес осенью»
- Ребята, каким стал лес осенью? (Ярким, разноцветным, золотым, красивым).
- Почему листья меняют цвет? (Им не хватает солнца и тепла, зеленый красящий пигмент исчезает).
- Что такое листопад? (Деревья сбрасывают листья).
- Зачем деревья это делают? (Чтобы зимой ветки не сломались под тяжестью снега, и дерево
могло сохранить воду, «уснуть» до весны).
- А все ли деревья сбрасывают листву? (Нет, хвойные остаются зелеными).
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
(Воспитатель показывает лист, дети называют дерево).
Дрожит на ветке одинокий, этот кругленький... (дубовый) листок? (Нет, дубовый листок резной).
А этот, как сердечко, с тонким стебельком? (Это листок осины).
Ярко-красный, резной, красивый – это чей? (Кленовый).
Маленький, ажурный, золотой? (Березовый).
А на какой ветке «детки» - яркие красные ягодки? (Рябина).
Художественно-творческая деятельность «Украсим дерево»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Лесовичок оставил нам вот эти деревья (показывает силуэты деревьев без листьев). Они грустные, потому что сбросили всю свою листву. Давайте поможем им снова стать красивыми, осенними! Мы нарисуем им волшебные листочки.
(Дети садятся за столы и раскрашивают заранее заготовленные контуры листьев клена, дуба, березы восковыми мелками, используя осеннюю цветовую гамму. Затем вырезают их и с помощью воспитателя приклеивают на силуэты деревьев на мольберте. Получается красивое осеннее панно).
3. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась! Наш лес заиграл осенними красками.
· Где мы с вами сегодня побывали?
· Что нового вы узнали о деревьях?
· Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
· Почему осенью опадают листья?
· Что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель: Вы сегодня были очень внимательными, активными и помогли Лесовичку украсить лес. Он передал вам маленький сюрприз – эти осенние листочки-раскраски. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развтитию речи в старшей группе детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу".
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей подгруппе для детей с ОНР на тему: "Деревья в осеннем лесу." Итоговое открытое занятие по теме с элементами театрализации, логоритмики, псих...

Открытое комилексное занятие в средней группе "Деревья. Изменения, происходящие в деревьях в осенний период"
1 ноября в средней группе было проведено открытое комплексное занятие, на которое были приглашены родители, воспитатели других групп. Воспитатель Мальцева Елена Николаевна с детьми р...

НОД по аппликации во второй младшей группе "Оденем деревья в осенний наряд"
НОД по аппликации во второй младшей группе...
Экологический проект «Деревья в осеннем убранстве».
Цель: -создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта «Деревья в осеннем убранстве» -развитие речи во время проведения про...
Конспект ООД по нетрадиционной технике рисования «Деревья в осеннем наряде» Старшая группа
Цель: познакомить детей с техникой рисования «монотипия»-рисование по бритвенной пенеЗадачи: -формировать навыки рисования по бритвенной пене с закрашиванием контура;-учить детей подбирать цвета;-разв...

Экскурсия в осенний парк "Деревья в осеннем лесу"
Цель: организация коллективной прогулки; наблюдение за осенними изменениями на территории детского сада; воспитание в детях эстетических чувств.Задачи:Образовательные: закреплять знания об осенни...
