Квест-игра "Северный лес, край чудес"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Развитие познавательных интересов и коммуникативных навыков у детей через игровую деятельность.
Задачи:
- Расширить знания детей о природе северного леса.
- Развить умение работать в команде и взаимодействовать с партнёрами.
- Воспитать бережное отношение к природе и экологическую культуру.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Командная квест-игра
«Северный лес, край чудес»
Цель: Развитие познавательных интересов и коммуникативных навыков у детей через игровую деятельность.
Задачи:
- Расширить знания детей о природе северного леса.
- Развить умение работать в команде и взаимодействовать с партнёрами.
- Воспитать бережное отношение к природе и экологическую культуру.
Материалы и оборудование:
- Конверты по цветам команд с направлением маршрута (подсказки),
- Кроссворд,
- Игра «Прятки»
- Музыкальное сопровождение
- Призы и награды для участников.
Этапы:
- предварительный (разработка заданий, маршрутных листов)
- организационный (участники игры собираются в назначенный день и час, разъяснение правил игры)
- квест-игра
- подведение итогов
Ожидаемые результаты:
- Повысить уровень знаний в области краеведения при прохождении этапов и правильных ответов.
- Повышение мотивации к изучению нашего края
- Отработать навыки работать в команде.
Ход игры:
Ведущий: "Дорогие мои исследователи! У меня для вас есть очень интересная новость! Вы знаете, что в нашей стране есть такая мудрая пословица: «Нет леса - посади, мало леса - не руби, много леса - береги». И это очень важно, потому что наш лес – это наш дом, где живут многие звери и птицы.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А знаете, кто больше всего любит наш лес и заботится о нем? Это сам Лесовичок! Он сегодня прислал нам волшебное приглашение! Он говорит, что в лесу произошло что-то очень интересное, и ему нужна наша помощь! Он хочет, чтобы мы стали настоящими хранителями леса и помогли ему разгадать его тайны. Готовы отправиться в настоящее лесное приключение и стать помощниками Лесовичка?" А помогать вам будут его друзья-Эколята: Умница, Елочка, Шалун и Тихоня! Пройдя весь путь, вы узнаете, что-то очень важное. Лесовичок оставил для вас подсказки (цветовые конверты). Но получить их, вы сможете, только пройдя испытания. Эти «помогалочки» подскажут вам правильный путь. На протяжении всего маршрута вас ждут привалы - остановки, где вам необходимо будет выполнить определенные задания.
Я предлагаю вам разделиться на две команды.
Ведущий: Давайте представим наши команды (название команд и их девиз)
1.Команда «Северные Хранители»
Девиз: «Сбережем лес сегодня — сохраним будущее завтра!»
2. Команда «Лесные Стражи»
Девиз: «Северный лес — наш друг, вместе защитим его от недуг!»
Команды готовы! И так, начнем!
Старт
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам приготовиться к старту и выполнить первое задание (все вместе).
Путешествовать идем мы в лес.
Как себя вести нам здесь?
Если путь нас ждет хороший,
Значит, хлопайте в ладоши.
Если вы не согласны с нами,
Значит, топайте ногами.
Мы собрали рюкзаки… (Хлопки.)
Положили котелки… (Хлопки.)
Спальные мешки и кружки… (Хлопки.)
Сувениры и игрушки… (Топот.)
Хлеб, консервы и напитки… (Хлопки.)
Карнавальные накидки… (Топот.)
Санки, клюшку и коньки… (Топот.)
И гирлянды — огоньки… (Топот.)
Ближе к полночи собрались… (Топот.)
В пути мы песен накричались… (Хлопки.)
И пришли к своей полянке… (Хлопки.)
Там убрали мусор — склянки… (Хлопки.)
Хорошо расположились… (Хлопки.)
Развести костер решились… (Хлопки.)
Пять березок завалили… (Топот.)
И пол-леса запалили… (Топот.)
А потом водой залили… (Хлопки.)
И пожар весь затушили… (Хлопки.)
Отдышались, улыбнулись… (Хлопки.)
И опять домой вернулись… (Хлопки.)
По дороге топали… (Хлопки.)
И еще похлопали! (Аплодисменты.)
Ребята, вы молодцы! Успешно справились с заданием, поэтому получаете свои первые подсказки. Счастливого вам пути! (разделение на маршруты, конверты с разными направлениями)
1 КОМАНДА (сопровождает Умница, Елочка):
Первый привал «Бюро погоды» (метеостанция) Умница
Отправляясь в путешествие, немаловажно знать, какая погода будет в ближайшее время. Предлагаю ответить, как ведут себя обитатели флоры перед изменением погоды.
1.Муравьи стремительно закрывают все ходы в муравейник. (Приближается дождь)
2.С раннего утра появляются назойливые мухи. (Перед жарким днем)
3. Воробьи веселые, подвижные, громко чирикают (К хорошей погоде).
4. Ласточки летают низко над землей или водой (К дождю).
5.Громко стрекочут кузнечики. (К теплой, солнечной погоде)
6.Комары внезапно утихомириваются (К дождю)
7.Чайки собираются на берегу, ходят по песку, поднимают крик (Верный признак приближающегося шторма).
8. Ворона сидит на нижних ветках деревьев, прячется в кроне (К ветру).
9. Светлячки светятся особенно ярко. (К улучшению погоды)
10. Пчелы с утра дружно вылетают из улья и отправляются на сбор нектара (День будет ясным и теплым).
Вы дали правильные ответы, а значит, вы готовы к любым капризам погоды. Вторая подсказка
Второй привал «Задачки природы» Елочка
Попробуете их решить?
Но задачи необычные, а экологические!
Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них получилось, я вам сейчас расскажу.
1. Первого волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла печальная участь - он погиб. Как вы думаете, почему это случилось?
2. Второй волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных животных – зайцев, лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка?
3. Третий волшебник поселил в созданном лесу только волков и лисиц. Но они вскоре покинули этот лес. Почему это произошло?
Молодцы, вы были очень внимательными. Вы точно рассуждали, ведь в природе все взаимосвязано. Куда же нам идти теперь? Третья подсказка
Третий привал «Чудо-дерево» Умница
Сейчас я буду называть слова, которые вызывают ассоциации с тем или иным деревом. Вы должны назвать деревья.
Смоляной запах, смола, строительный материал, бор, янтарь. Сосна
Дрожит, спички, подосиновик. Осина.
Мягкие иголки, сбрасывает иголки на зиму, не колется. Лиственница.
Веники, сережки, береста, роща. Береза.
Вечнозеленая, шишки, лапник. Ель.
Елочка А вы, ребята, знаете, какие деревья растут в наших лесах? (Дети отвечают). Хорошо, сейчас мы с вами это проверим. Я предлагаю вам решить кроссворд (см.приложение).
Молодцы! На все загадки ответили правильно, кроссворд смогли решить полностью. А кто скажет, что есть у деревьев?
У каждого дерева - свой листок. Работа с интерактивным модулем «Листья деревьев»
“Корневая система” Умница
(представлен макет корневой системы дерева)
Ребята, а вы знаете, как выглядит корень дерева? (Показ картинок А3, заламинированных: сосны обыкновенной, рябины, березы, ели)
(Дети рассматривают картинки)
Умница: Корень похож на очень разветвленную сеть, которая помогает деревьям, растениям удерживаться в земле и получать воду и питание.
(показ модуля «Корневая система лесных культур»)
Обратите внимание на данный модуль. С левой стороны мы можем увидеть стержневую корневую систему, на примере мать-и-мачехи или василька (картинки вставлены). Эта система включает в себя главный корень, который растет вертикально вниз, и боковые корни, отходящие от него. С Правой стороны – мочковатая корневая система на примере бархатцов или незабудки (картинки). Отсутствует ярко выраженный главный корень. Вместо этого, она состоит из множества примерно одинаковых корней. Давайте рассмотрим, как они растут вверх и вниз, что быстрее идет в рост – корень или стебель с листьями и цветками. Давайте, с помощью шкалы измерим длину корневой системы и их верхушек
Предложить сравнить корневую систему деревьев и растений, определить к какому типу относятся: стержневая корневая система - сосна обыкновенная, рябина. Мочковатая корневая система – береза, ель.
Молодцы, ребята! Оказывается, про деревья вы все знаете! Четвертая подсказка
Четвертый привал «Лесные обитатели» Елочка
Игра «Угадай на слух»
Что Это? Это же волшебная шкатулка! Интересно, что в ней спряталось?
(Звучит фонограмма с голосами птиц и животных. Дятел Медведь Ворона Белка Кукушка Волк)
Дети угадывают по голосам птиц и животных.
«Игра в прятки»
Найдите и обведите названия 7 животных–обитателей леса. Слова расположены по вертикали и горизонтали.
М | Х | Л | И | С | А |
Е | В | О | Л | К | Ц |
Д | Р | З | А | Я | Ц |
В | У | Ф | Ъ | Х | Э |
Е | Н | Л | О | С | Ь |
Д | Б | Е | Л | К | А |
Ь | Р | У | Н | Е | Ж |
Ответы: лиса, волк, заяц, медведь, лось, белка, еж. Рассматривание животных
— «Посмотрите, какие следы я нашла! Посмотрите внимательно на эти следы. Кто же их оставил? Чьи они? (работа с интерактивным модулем «Следы животных»). Задача детей — соотнести след с правильным животным, вставив вкладыш с изображением следа и назвать животного.
Пятая подсказка
Пятый привал «Птичий хоровод» Умница
Посмотрите, какая красивая фотокормушка! Здесь мы можем увидеть разных птиц, которые прилетают к нам в гости.
Отрывок из стихотворения З. Александровой «Новая столовая»
(читают Елочка и Умница по очереди)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость осенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.
А вы знаете, чем можно и нельзя кормить птиц? (обсуждение)
А кто знает, какие птицы прилетают к нам зимой?
Почему зимой нужно делать для них кормушки и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
А кто знает, пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)
Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
Какую птицу называют «лесным доктором»? (дятел)
Елочка Игра «Прилетели птицы» - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-нибудь другое, то можно топать или хлопать. Начинаем.
(Если дети не заметили ошибки ведущего, то он останавливается и шуткой обращает внимание детей на ошибку.)
Прилетели птицы: голуби, синицы
Стрекозы, пауки и разные жуки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки, воробьи, пчелы, муравьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Мушки, мотыли, а также снегири.
Прилетели птицы:
Соколы, орланы,
Журавли, бакланы,
Аисты, фазаны,
Гуси, тараканы…
Прилетели птицы:
Крачки, альбатросы,
Олуши, матросы…
Ладно, не матросы:
Жаворонки, осы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
П/игры:
«СОВУШКА»
Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, учиться неподвижно стоять некоторое время, развивать выдержку, организованность.
Ход игры:
Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д. Неожиданно произносит: «Ночь наступает, всё замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих
«КОТ И ВОРОБЫШКИ»
Цель: упражнять в умении сохранять направление движения и изменении его в зависимости от ситуации; развивать внимание; умение действовать только после произнесения условной фразы.
Ход игры:
Кот - располагается на одной стороне, воробышки - на другой.
Воробышки приближаются к коту:
Котя, котенька, коток,
Котя - черненький хвосток,
Он на бревнышке лежит,
Притворился, будто спит.
После этих слов кот восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в домик, за черту.
Шестая подсказка
Шестой привал «Наведем в лесу порядок» Умница
Игра «Собери мусор» (бумага, дерево - ветки, пластмасса – бутылки)
Молодцы, весь мусор убрали
На этом наша экскурсия заканчивается.
Возвращение к центральному входу.
Маршрут 2 КОМАНДЫ (сопровождает Шалун, Тихоня)
- Птичий хоровод
- Наведем в лесу порядок
- Бюро погоды
- Задачки природы
- Чудо - дерево
- Лесные обитатели
Финиш
Ведущий: Ребята, вы достигли финиша игры. Здесь вы узнаете важное пожелание, оставленное для вас Лесовичком. Предлагаю поучаствовать в экологическом театре - экспромте. Я раздаю карточки с репликами. (Музыкальное сопровождение)
Действующие лица:
Чтец -1.
Девочка – 1.
Деревья- 3-4: береза, ель, осина и др. (они качают ветвями и скрипят).
Цветы -3-4.
Зайцы, птицы – 2-3 (зайцы машут ушами и прыгают, птицы – поют и летают около деревьев).
Медведь- 1.
Ландыш -1.
В лесу стояло прекрасное осеннее утро. На лесной поляне росли деревья и цветы. Под березой рос прекрасный цветок – ландыш. Деревья помахивали ветками и тихонько поскрипывали на ветру. Прилетела стайка птиц – дрозд сел на ветку березы, соловей на осину, дятел – на ель. И начали петь и перелетать с ветки на ветку. На полянку прибежали зайцы и начали играть в догонялки около деревьев.
Вдруг все замерли и спрятались, потому, что на полянке появилась девочка. Она пела песенку, рвала цветочки и танцевала. Девочка увидела красивый цветок, подошла и сорвала его. Тут деревья ожили, окружили девочку и замахали на нее ветками, а зайцы забегали по поляне и испуганно затрясли ушами. Птицы упорхнули. Девочка испугалась и заплакала. Своим плачем, она разбудила медведя. Он пришел на поляну, увидел сорванный цветок и замахал на девочку лапами. «Нельзя рвать цветок! Это ландыш! Он занесен в «Красную книгу», это знают даже звери в лесу».
Девочка поклонилась медведю, извинилась перед всеми и посадила цветок на место. Все успокоились и улыбнулись друг другу. Встали в дружный хоровод и стали танцевать вокруг цветка. «Мы хотим сказать народу – береги в лесу природу!»
Итак, наша игра закончена. Вы узнали самое главное: Природа – бесценный дар, один на всех». Давайте ее беречь!
Люби природу! Изучай!
Приумножай! Оберегай!
Ведь нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте, солнце учит доброте.
У природы круглый год обучаться нужно,
Ну, а весь лесной народ учит крепкой дружбе.
Давайте мы поклянемся беречь природу?
Клятва
- Клянусь - беречь лес, не разводить костры, не ломать ветки, не разорять гнезда, не вытаптывать лекарственные растения!
- Клянусь - заботится о животных, птицах, насекомых и растениях!
- Клянусь - не загрязнять воду, не мусорить!
- Клянусь - быть защитником нашей планеты Земля навсегда!
СТАНЦИЯ «Привал»: Мастер – класс с природным материалом
Ежики
Мы будем делать очаровательных ежиков! Они будут совсем не колючие, а очень мягкие и добрые. Слушайте внимательно, и у нас все получится!
- Подготовка шишки: Возьмите свою шишку. Посмотрите, какая она у вас красивая! Если на ней есть лишние веточки или мусор, аккуратно их уберем. Шишка – это будет наше тело ежика.
- Делаем мордочку: Возьмите небольшой кусочек пластилина. Скатайте из него шарик. Теперь этот шарик нужно немного вытянуть, чтобы получился такой "носик". Прикрепите этот "носик" к узкой части шишки – это будет мордочка нашего ежика.
- Приклеиваем глазки: Возьмите две маленькие бусинки или семечка. Аккуратно вдавите их в пластилиновую мордочку – это будут глазки нашего ежика. Посмотрите, как он сразу ожил!
- Добавляем носик: Из маленького кусочка пластилина сделайте крошечный шарик – это будет носик. Прикрепите его к самому кончику мордочки.
- Украшаем нашего друга (по желанию):
- Если у вас есть маленькие сухие листочки, можно аккуратно приклеить их к спинке ежика – это будут его иголочки!
- Можно добавить маленькую веточку или ягодку, чтобы ежик выглядел еще наряднее.
Вот и готов наш лесной друг! Посмотрите, какие замечательные ежики у нас получились! Каждый ежик – особенный, как и вы.
Белочка-прыгунья
- Туловище: Возьмите шишку поменьше, она будет тельцем нашей белочки.
- Голова-желудь: Найдите красивый желудь. Если у него есть "шапочка", можно ее оставить – это будет милая шляпка! Прикрепите желудь к узкой части шишки с помощью пластилина.
- Хвостик-пушистик: Возьмите красивый, пышный листочек или несколько тонких веточек. С помощью пластилина прикрепите их к широкой части шишки – это будет пушистый хвостик белочки. Пусть он будет изогнут, как будто белочка готовится прыгнуть!
- Ушки-листочки: Найдите два маленьких листочка и прикрепите их к желудю, как ушки.
- Глазки и носик: Сделайте маленькие глазки и носик из пластилина и прикрепите их к желудю.
Приложение1:
1О | Л | Ь | Х | А | |||||||
2Е | Л | Ь | |||||||||
3С | О | С | Н | А | |||||||
4О | С | И | Н | А | |||||||
5Б | Е | Р | Е | З | А | ||||||
6Л | И | С | Т | В | Е | Н | Н | И | Ц | А | |
7К | Е | Д | Р | ||||||||
8Ч | Е | Р | Е | М | У | Х | А | ||||
9Р | Я | Б | И | Н | А | ||||||
1.
Не хвойное дерево, а с шишками,
Влажные места любит, у воды растет.
В народной песне о ней поется,
Сережки – вот ее главный ответ!
Ответ: Ольха
2.
Зимой и летом
Одним цветом.
Ответ: Ель
3.
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
Ответ: Сосна
4.
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит?
Ответ: Осина
5.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
Ответ: Береза
6.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
Ответ: Лиственница
7.
Это дерево большое,
На ветвях его растет
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский –
Ответ: Кедр
8.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источила.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Ответ: Черемуха
9.
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью одела
Красные кораллы.
Ответ: Рябина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая организованная образовательная деятельность " Лес-край чудес", 2017 год
25 января 2017 года воспитатель нашего детского сада , Шишова Юлия Анатольевна, на базе городской библиотеки семейного чтения "Очаг" провела открытый показ организованной образов...

Сценарий спортивно-экологического мероприятия "Русский лес приглашает в край чудес"
Сценарий спортивно-экологического мероприятия "Русский лес приглашает в край чудес"...

Мастер-класс «Рецепты старого Саратова» создание шоколадных конфет по рецепту шоколадной фабрики семейства Миллер в рамках информационно - исследовательского проекта «Кулинарные традиции родного края "Чудеса на кухне"!»
Мастер-класс по кулинарии — нестандартное мероприятие, которое заинтересует детей любого возраста. При его подготовке нужно продумать много деталей: интересная тематика и доступные рецепты, увле...

Информационно - исследовательский проект на тему: «Кулинарные традиции родного края "Чудеса на кухне"!»
Актуальность работы заключается в том, чтобы приобщить детей к исследованию своего края и изучению кухни Саратовской губернии. История нашей Родины для каждого человека начинается с у...
Конспект открытого образовательного мероприятия по ознакомлению с природой родного края по теме: «Русский лес – край чудес» (с детьми 5-6 лет) с использованием технологии «Бумажное путешествие»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.Цель: создание условий для изображения сибирского осеннего леса на бумаге в разных ...
"Здравствуй лес - мы попали в край чудес"
Интегрированное занятие для детей старшего возраста...
НОД в средней группе по речевому развитию "Здравствуй лес, мы попали в край чудес".
Занятие, на котором дети показывают свои знания и умения, полученные на занятиях по развитию речи и окружающему миру в течении года....