Информационно - исследовательский проект на тему: «Кулинарные традиции родного края "Чудеса на кухне"!»
проект (старшая группа)

Антонова Лусик Давитовна
Актуальность работы заключается в том, чтобы приобщить детей к исследованию своего края и изучению кухни Саратовской губернии.  
История нашей Родины для каждого  человека начинается с узнавания истории родного края, родного города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.
Тема исследовательской работы: Возрождение кулинарных традиций нашего края,история становления Саратова и Саратовской области - выбрана не случайно. Изучение истории всегда актуально, а изучение истории развития родного края - теоретический и практический вклад в изучение истории страны
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_24.docx11.87 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА

муниципального образования  «Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №131»

Кировского района г. Саратова

________________________________________________________________

410019, г. Саратов, ул. Высокая 17

тел/факс (845-2) 64-13-83

dou131saratov@yandex.ru

Информационно - исследовательский проект

на тему:

«Кулинарные традиции родного края "Чудеса на кухне"!»

 

Воспитатели : Антонова Л.Д.

Балмышева Н.Г.

Саратов 2024

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь 2024г.-май 2024г.)

Тип проекта:  Информационно - исследовательский проект

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители

Возраст детей: 5 – 6 лет

Цель: расширять и формировать целостные представления детей и родителей о истории родного края и  малоизвестных кулинарных традициях.

Задачи:

-Вызвать у детей интерес к предлагаемой деятельности.

- Изучить литературу по краеведению , символам  и кулинарным традициям Саратовской губернии

-Ответить на проблемные вопросы, поставленные в работе, тем самым осветив   малоизвестные исторические факты периода становления Саратова и Саратовской области.

-Провести исследовательскую работу , чтобы определить, насколько хорошо  знают прошлую и настоящую кухню  родного края. Чем знаменит наш город?

- Способствовать формированию чувства гордости за свой город, любви и уважения .

 -Развивать познавательный интерес, речь, внимание, память.

 -Привлечь родителей к участию в проводимых мероприятиях в рамках проекта.

 -Провести выставку рисунков " Саратовские лакомства".

Актуальность работы заключается в том, чтобы приобщить детей к исследованию своего края и изучению кухни Саратовской губернии.  

История нашей Родины для каждого  человека начинается с узнавания истории родного края, родного города. Место, где мы родились, дорого нам на протяжении всей нашей жизни. Оно невидимыми нитями притягивает к себе и не знать его историю, не помнить и не заботиться о нём нельзя.

Тема исследовательской работы: Возрождение кулинарных традиций нашего края,история становления Саратова и Саратовской области - выбрана не случайно. Изучение истории всегда актуально, а изучение истории развития родного края - теоретический и практический вклад в изучение истории страны

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Взаимодействие с детьми

Действия педагогов

Взаимодействие с родителями

Подготовительный

Вхождение в проблему, принятие задач.

Учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение стихотворений, рассказов.

Подвижные и развивающие игры.

1. Подбор методической и художественной литературы,

2. Подбор иллюстраций по теме, обновление речевого уголка,

3. Подбор пособий и игр по данной теме,

4. Подготовка материалов для продуктивной деятельности,

5. Подготовить информацию для родителей.

Познакомить родителей с темой проекта и планом его реализации.

Приобщение к пополнению предметно-пространственной среды.

Участи е в выставке рисунков.

Основной

- беседы

-рассматривание альбомов, иллюстраций,

- ООД,

- С/р игры, Д/и, П/и,

- чтение художественной литературы,

Проведение занятий с детьми по теме проекта,

организация досуга. Провести работу с родителями.

Привлечь родителей к оформлению группы (сшить куклам новую одежду, связать, изготовить интересные поделки, участие в выставке «Мама - рукодельница»),

Консультации.

Заключительный

Выставка детских работ по теме

Подведение итогов реализации проекта.

Участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды, помощь родителей в проведении выставки рисунка «Саратовские чудеса на кухне».

.  

Метод опроса.  С целью получения информации по теме моего исследования я решила провести опрос  : что интересного они знают из истории Саратовского края и города Саратова. Основываясь на предыдущем опыте, я понимала, что ребят не очень-то заинтересует вопрос, заданный в такой форме. Поэтому я решила заинтриговать их своей проблемой, сделать так, чтобы они тоже с увлечением включились в процесс исследования. .Поэтому я начала с примечательного факта: город Саратов известен многим, но широкую популярность получил не только раздольными песнями и переливчатой                            гармоникой с колокольчиками, но и славится своими калачами из «голубой муки», а также различными рыбными блюдами. Рыба испокон веков занимала достойное место в рационе местных жителей. Из свежевыловленной волжской рыбки саратовцы могут приготовить десятки, а то и сотни блюд. А одна из любимейших пород – стерлядь. Три серебристые стерляди даже изображены на гербе Саратова.

 Вот какой информацией мы овладели.  

После того как Иван Грозный присоединил к России Астраханское и Казанское ханства, на Волге возникли города-крепости для защиты набегов степняков.  Появляются первые города-крепости: Самара, Саратов, Царицын.

В книге М.В. Булычёва приводятся сведения о том, что город Саратов  был основан в 1590 году. Саратов – от названия горы Саратау, что в переводе с монгольского языка означает «Жёлтая гора». Наверное, можно уже ответить на второй вопрос: в Саратове было много молодых парней, так как они состояли из защитников города и были приведены на эту территорию. Но как же быть с золотыми огнями? Отправляемся дальше.

В 19 веке Саратов стал крупным торговым центром. Появились небольшие и крупные предприятия, которые обрабатывали зерно, кожу, глину... Возникла маслобойная, табачная, виноградная промышленность. Появилось и другое интересное производство - изготовление знаменитых Саратовских гармоник.  . И до сих пор Саратов - единственный город мира, где выпускают такие гармошки. Об этом свидетельствует памятник гармонисту, не так давно установленный на проспекте Кирова. Саратовская гармоника является визитной карточкой города  

Этот город достоин того, чтобы каждый гражданин мог сказать "Я горжусь своим городом!"

Ожидаемые результаты:

Дети знают и называют символы г.Саратова и Сратова и Саратовской области.

Знают кулинарные традиции г.Саратова и Сратова и Саратовской области.

Знают саратовские традиции самобытной кухни

Заключение

Саратовский край имеет неповторимый индивидуальный облик и богатую историческую судьбу. Работа, проделанная мной, - это только начальная стадия  многогранного исследования, изучения Саратовского края с различных сторон и аспектов.  Главным результатом работы я считаю то, что мне удалось приобщить к исследованию обучающихся,  пробудить в них интерес к изучению родного края. В дальнейшем мы планируем заняться узнаванием отдельных городов и поселений области, активно работать с архивными материалами. Надеемся, что все наши работы принесут пользу: будут использованы на уроках истории, внеклассных мероприятиях, в работе краеведческого кружка.

Список использованной литературы

1. Два века губернии. Саратовский край – из прошлого в настоящее : историко-публицистическое изд. / В. Иванов, А. Яковлев ; ред. Е. Максимов. – Саратов : Кадр, 1997. – 258 с.

2. История Саратовского края с древнейших времен до наших дней / М.В. Булычев и др. – Саратов : Приволж. кн. изд-во, 2008. – 304 с.

3. Казаков Б.И. Страницы летописи Саратова / Б.И. Казаков, Г.Д. Казакова, Л.Н. Любомирова – Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1987. – 136 с.

4. Культура края : учеб. пособие для 8 кл. / сост. Г.Н. Гаврилова, Е.В. Колесова, Ю.Б. Пушнова. – Саратов : Саратовтелефильм, 2007. – 80 с. – (Культура края).

5.Интернет ресурсы.

Чай настолько прижился в России, что мы считаем его своим национальным, исконно русским напитком. Чаепитие на Руси – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!» Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях, поэтому возникло выражение «Чайком побаловаться». Хотя, чай долгое время был дорогим удовольствием доступным только зажиточным людям, многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Только в начале ХVIII века чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком, а в XIX веке уже стал доступным абсолютно всем. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы.

Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид. Самовар является главной фигурой на столе. Пузатый, начищенный до блеска он был самым важным элементом чайного застолья. Самовар растапливался еловыми шишками или веточками плодовых деревьев. Смолянистый, горьковатый аромат дымка расслабляет и успокаивает. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу. Чаю заваривалось много, чтобы хватило на долгую неторопливую беседу. В чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой, чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара или просто накрывают грелкой.Это ещё один атрибут русского чаепития - специальные грелки-накрывашки, которыми накрывают заварочный чайник. Сшитые из плотного материала, они также являются настоящими образцами народного декоративного искусства, которые по-настоящему украшали стол. Им придавали форму петухов, сказочных птиц или кукол-матрешек. На заварочный чайник сверху надевали такую тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая. Данный метод на Востоке сочли бы кощунственным, но на Руси предпочитали такой вариант.Три–пять минут чай упаривается. Потом чай "женят, из заварочного чайника отливается немного заварки в чашку, а затем выливается назад. При этом все взвешенные частицы чая оседают на дно чайника. Должен получиться вкусный ароматный напиток насыщенного цвета. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара. Русский чай должен прежде всего согреть приходящих с мороза гостей. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.п. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. За столом было самое почетное место — под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая на палец от края чашки, что считалось хорошим тоном. Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными. Особая гордость хозяйки - чайный сервиз, которые она достаёт из буфета по особо торжественным случаям. В девятнадцатом веке получил широкую огласку русский фарфор, идеально подходивший для традиционных церемоний. Материал, из которого делали чайные сервизы фарфор и фаянс, - прекрасная основа для художественной росписи. Посуда русских фарфоровых заводов украшает витрины многих музеев мира. Слава Поповского и Кузнецовского заводов ничуть не меньше известности изделий Фаберже.Еще наши предки, пили чай не только из стаканов с подстаканниками и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали в ладони или растопыренными пальцами за донышко с особым, показным шиком и дули на чай, чтобы остудить. Традиция пить чай не из чашек, а из блюдец возникла именно в связи с распространением самоваров. В самоваре, как правило, находился кипяток, пить который было невозможно, а ждать, когда он остынет - долго. В блюдце же чай остывал быстро. Чаепитие из блюдца стало важной составляющей целой чайной церемонии, сложившейся в России в XIX веке. Чтобы показать, что чаепитие окончено и гость больше чаю не хочет, гость переворачивал свою чашку на блюдце. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке — у знати.Чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю подавалось обилие традиционных сушек, баранок, пряников, сухари, бублики, мелко колотый сахар. И, конечно, на столе должно стоять варенье. Это исконно русское лакомство. Ягоды должны быть целыми, сироп – тягучим. А вот баранки пришли в Россию из Европы. Изобретены они были в 1683 году венскими пекарями, для стола польского короля Яна Собеского, снявшего осаду 200-тысячного османского войска с Вены. Баранки пришлись по вкусу и получили широкое распространение. Впрочем, в России баранка получила особенную популярность. Ассоциировавшаяся с солнцем, баранка стала не только едой на столе, но и украшением избы — вязанки баранок часто развешивали в помещениях, создавая неповторимую атмосферу.Современному человеку самовар помогает лучше понять, что такое ритуал и традиции настоящего русского чаепития, ощутить неподдельную ценность живого, неспешного общения. Поставьте на праздничный стол самовар, и вы увидите, как изменится «чайное настроение» всего застолья. Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара! «Самовар кипит, уходить не велит» и «Где есть чай, там и под елью рай».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект для старшей группы "Защитники Родины"

Тема«Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»Патриотическое воспитание ребенка- это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень актуальна и сложна....

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...

Информационно-исследовательский проект «Господин Лук» по окружающему миру в объединении ШКР «Родничок»

Цель: Формирование у детей основ исследовательской деятельности, экологического самосознания. Ссылка на презентацию https://youtu.be/yEPoMcH1gmw...

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...

Информационно-исследовательский проект "Моя семья-мой дом родной!"

Данный исследовательский проект ориентирован на укрепление знания ребенка о своей семье, традициях. Совместная работа над проектом членов семьи способствует укреплению внутрисемейных связей....

Мастер-класс «Рецепты старого Саратова» создание шоколадных конфет по рецепту шоколадной фабрики семейства Миллер в рамках информационно - исследовательского проекта «Кулинарные традиции родного края "Чудеса на кухне"!»

Мастер-класс по кулинарии — нестандартное мероприятие, которое заинтересует детей любого возраста. При его подготовке нужно продумать много деталей: интересная тематика и доступные рецепты, увле...