Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»
проект (средняя группа)

Малащенко Ольга Александровна

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей родины. Поэтому, нашей задачей, как педагогов, является воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование у детей бережного отношения к природе; ознакомление детей с государственной символикой.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по развитию патриотизма можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.

В процессе работы мы отметили, что у детей недостаточно сформированы знания о родном крае, родители мало уделяют внимания патриотическому воспитанию детей. Совместно с родителями мы приняли решение разработать проект «Тула – мой родной город!»

Вид проекта: информационный, творческий.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители.

Цель: закрепление знаний и представлений детей о городе.

Задачи:

  • конкретизировать знания о городе, улицах, памятниках архитектуры, памятных местах;
  • формировать интерес к истории города, воспитывать чувство гордости за город, его самобытность;
  • учить отражать свои знания в художественно-творческой деятельности;
  • учить видеть и чувствовать красоту природы  города, края;
  • обогащать словарь детей;
  • создавать условия для развития творческих способностей воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

дошкольное образовательное учреждение

г. Новосибирска «Детский сад № 78 «Теремок»

ПРОЕКТ

                                            «ГОРОД - ТУЛА!»

/СРЕДНЯЯ ГРУППА «ПЧЁЛКИ»/

                                                                                    Воспитатель:                  Малащенко О.А

соответствие

занимаемой должности

                                   г. Новосибирск  2019г

.

Проблема

В дошкольном возрасте дети плохо ориентируются в понятиях город, улица, площадь, не знают городских памятников.

Актуальность проблемы

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей родины. Поэтому, нашей задачей, как педагогов, является воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование у детей бережного отношения к природе; ознакомление детей с государственной символикой.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по развитию патриотизма можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.

В процессе работы мы отметили, что у детей недостаточно сформированы знания о родном крае, родители мало уделяют внимания патриотическому воспитанию детей. Совместно с родителями мы приняли решение разработать проект «Тула – мой родной город!»

Паспорт педагогического проекта.

Вид проекта: информационный, творческий.

Тип проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители.

Цель: закрепление знаний и представлений детей о городе.

Задачи:

  • конкретизировать знания о городе, улицах, памятниках архитектуры, памятных местах;
  • формировать интерес к истории города, воспитывать чувство гордости за город, его самобытность;
  • учить отражать свои знания в художественно-творческой деятельности;
  • учить видеть и чувствовать красоту природы  города, края;
  • обогащать словарь детей;
  • создавать условия для развития творческих способностей воспитанников.

Предполагаемый результат:

  • Дети будут знать традиции города, символику России, края, историю  малой родины.
  • Родители будут понимать важность воспитания у детей патриотических качеств.
  • Сплочение детей, родителей, и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Презентация проекта: проведение досуга для детей  «Город-Тула!».

Этапы реализации проекта

I этап.  Подготовительный

II этап.  Основной

  • Беседы
  • Игры
  • Художественно-эстетическое творчество
  • Создание макета
  • Слушание музыкальных произведений
  • Чтение художественной литературы

III этап.  Итоговый

Работа с родителями

  • Конкурс совместных творческих работ «Я и Тула».
  • Анкетирование родителей.
  • Подбор фотографий, иллюстраций с видами города, старинными зданиями, памятниками, музеями, театрами и беседы о них.
  • Совместное посещение парков, музеев города Тулы.
  • Составление с детьми мини-рассказа «Выходной день в городе».

Фотоотчет проекта.

Ценность проекта

Воспитательная ценность

У детей появилось чувство гордости за  город, за людей, участвовавших  в его создании, за его неповторимую красоту.

Познавательная ценность

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе  края.

Умственная ценность

Расширился и систематизировался объем знаний детей об истории возникновения края.

Этап

Мероприятия

Дата проведения

Участники

I этап

Подготовительный

Разработка структуры проекта, изучение и подбор материала (литературы,  фотографий);

Воспитатели родители

Составление тематического планирования мероприятий;

Воспитатели родители

Создание уголка патриотического воспитания в группе, презентации «Город - Тула»;

Воспитатели родители

Подбор художественной литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр;

Воспитатели родители

Анкетирование родителей, обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта, консультация для родителей «Знания дошкольников о родном городе».

Воспитатели родители

II этап

Основной

НОД:

познавательное развитие «Ясная Поляна» - Родина Л.Н. Толстого»;

Воспитатели

дети

интегрированное занятие (досуг) « Город Тула!»;

Воспитатели

дети

родители музработник

коллективная аппликация «Улицы Тулы»;

Воспитатели

дети

конструированию с элементами аппликации «Осенние листочки»;

Воспитатели

дети

рисование «Жил-был самовар….»;

Воспитатели

дети

лепка «Тульский пряник».

Воспитатели

дети

Беседы: 

«Тула – город мастеров»;

«Тульские народные промыслы»;  

«Музеи родного города»;  

«Пролетарский район – наше местожительство».

Воспитатели

дети

родители

 Просмотр фотографий, книг, презентации: 

«Старая Тула»;

«Играй гармонь»;

«Тульские самовары и пряники»;

«Ясная Поляна – родина Л.Н.Толстого».

Воспитатели

дети

родители

Игры: сюжетно-ролевая «Экскурсия по городу»; дидактическая игра «Где же это?»

Воспитатели

дети

Создание макета «Улица Замочная».

Воспитатели

дети

родители

Слушание музыкальных произведений: «Тульский пряник», «Тула оружейная», «Тула – земля моя», «Тула веками оружье ковала».

Воспитатели

дети

Чтение художественной литературы: 

«Сказ о Куликовом поле»,

И.Панькин «Легенды о мастере Тычке», Н.Лесков «Левша».

Воспитатели

дети

Папка-передвижка для родителей «Тула – город мастеров»;

Воспитатели

Консультация «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине».

Воспитатели

III этап Итоговый

Фотовыставка «Тула – город»;

Анкетирование родителей;

Оформление памяток для родителей «Растим маленьких патриотов»; «Наша родина – Россия»;

Презентация проекта.

Воспитатели

дети

родители

Содержание проекта

Результаты работы над проектом:

В ходе проделанной совместно с родителями работы у детей сформировались знания о родном крае, об истории города, символике, достопримечательностях, дети стали проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. У детей появилось бережное отношение к природе, традициям, культуре и быту родного края. У родителей повысилась активность по воспитанию патриотизма у детей. В процессе активного сотрудничества укрепились связи между детьми, родителями, педагогами. Таким образом, можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.

Анкета выявления интересов и потребностей родителей.

1. Проявляет ли ваш ребенок интерес к  городу?________________________

2. Как проявляется этот интерес?____________________________________________

_________________________________________________________________________

3. Что именно интересует вашего ребёнка?____________________________________

_________________________________________________________________________

4. Как часто вы совершаете с ребенком экскурсии по городу?_____________

5. Были вы с ребенком в музее? (Где?)________________________________________

_________________________________________________________________________

6. Посещаете ли вы с ребёнком городские праздники?___________________________

7. Что вы рассказываете ребенку о своем городе?_______________________________

_________________________________________________________________________

8. Откуда вы получаете знания о родном городе?________________________________

_________________________________________________________________________

9. Что есть у вас дома, что помогло бы ребенку приобрести знание о своем городе?__

_________________________________________________________________________

10. Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Хотите ли вы сами больше узнать о родном городе?__________________________

12. Достаточно ли хорошо для своего возраста ваш ребенок знает свой город?_______

13. Для чего вашему ребенку могут пригодиться знания о родном городе?__________

_________________________________________________________________________

14. Готовы ли вы помочь работе детского сада по ознакомлению детей с родным городом? _________________________________________________________________

15. Какую помощь вы можете оказать детскому саду в вопросе ознакомления с родным городом?__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета выявления положительной динамики как результата работы.

1. Расширились ли знания о городе? ____________________________________

2. Что вы узнали нового?____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пригодились ли вам эти знания? Как?_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Увеличились ли знания ребенка? По каким признакам это заметно?______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сказалось ли увеличение знаний на общем развитии ребенка? Как?______________

_________________________________________________________________________

6. Уточнились ли ваши знания о том, как можно знакомить ребенка с родным городом? Как вы применяете эти знания на практике?___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Усилился ли интерес ваш и ребенка к родному городу? Как вы это заметили?_____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок любит свой город? Как это заметно?______

Личностное отношение ребенка к родному городу.

Ты считаешь, что в твоем городе много интересного, необычного

Он такой, как все

Ты хотел бы больше узнать о своем городе

Ты и так о нем много знаешь

Ты думаешь, тебе пригодятся знания о своем городе

Они не пригодятся

Ты лучше бы посмотрел кино про свой город

Другой фильм

Ты хотел бы уехать из своего города, когда вырастешь

Постоянно жить в нем

Ты хотел бы узнать каким будет твой горд в будущем

Тебе это безразлично

Ты считаешь, что можно сделать твой город красивее

Он и так достаточно красив

Случалось ли тебе нанести вред красоте родного города (что-то сломать, намусорить)

Это никогда не случалось

Ты останавливаешь сверстников, когда они портят красоту города

Ничего им не говоришь

Тебе интересно, как жили люди твоего города в старину

Тебе это не интересно

Хотел бы стать знаменитым и прославить свой город

У тебя нет такого желания

Ты стал бы защищать свой город, если бы на него напали враги

Пусть это делают другие

Ты хочешь узнать, как и где работают жители твоего города

Тебе это не интересно

Ты лучше поиграл бы с друзьями в музей и экскурсоводов

В корабль и капитанов

Мог бы стать мэром

Это очень трудно

Тебе нравится, что в твой город приезжают туристы

Не очень нравится

Ты считаешь, что надо беречь и охранять природу в твоем городе

Природе охрана не нужна

При оценке сравнивается количество вариантов ответов в левой и правой колонках.

Конспект интегрированного развивающего занятия (досуг)

для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Город Тула!»
Цель: формирование интереса к «малой Родине», родному городу, к его прошлому и настоящему.
Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, игровая.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о городе; 
Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к своему городу, чувство патриотизма, гордости за свою страну, причастности к ее жизни.
Материал: географическая карта, глобус, герб и флаг города, картинки, иллюстрации, фотографии прошлого и современного города; старинная утварь, сделанная руками мастеров; аудиоаппаратура.
Предварительная работа: рассматривание физической карты России, просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций о достопримечательностях города; знакомство с работами городских мастеров, экскурсии по городу, встреча с музейными работниками, пение песен, рисование по теме.
Содержание образовательной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Назовите пожалуйста время года.
Дети: Осень.
Воспитатель: Часть суток.
Дети: Утро.
Воспитатель: День недели, если он …..
Дети: ….
Воспитатель: Все правильно: осень, утро, вторник и сегодня мы узнаем что-то новое об окружающем нас мире.
Подобный организационный момент носит характер ритуала, так как повторяется в начале каждого занятия. В данном случае некая цикличность является эффективным способом включения ребенка в образовательную сферу.
Воспитатель: посмотрите, какое доброе, ласковое солнышко заглянуло к нам в окошко, как оно тепло нам улыбается. Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу. А чтобы настроение стало еще лучше, я предлагаю вам устроить небольшую экскурсию по городу.
Просмотр видеофильма

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_27f1f8fa1c1b55d704b2eb25458543f5.jpg.jpg

«Путешествие по городу» под музыку «Тула земля моя!»
Воспитатель: ну вот мы и вернулись в свою группу. А для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, я предлагаю отгадать загадку.
Ты пешком его не обойдешь,
Здесь дома и те многоэтажные.
И заводы есть и фабрики,
Три реки большие, очень важные.
Здесь живут и стар, и молод,
Это наш любимый …… (город).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о городе. Мы постараемся узнать о нем, как можно больше. Для этого я предлагаю вам стать юными краеведами. Краеведы – это люди, которые изучают историю родного края. Хотите побыть краеведами?
Вызвав интерес у детей, незаметно переходим к образовательной части. 
Дети: Да.
Воспитатель: Я буду экскурсоводом. Экскурсовод, это специально обученный человек, хорошо знающий историю, культуру и географию. Тогда начнем.
Для начала давайте вспомним все, что мы знаем  городе. Кто скажет мне, как называется город?
Дети: Город Тула.
Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле?
Дети: Их можно назвать туляки.
Воспитатель: На берегу какой реки расположен  город?
Дети: На берегу реки Упы.
Воспитатель: Что вы можете сказать о  городе? Какой он?
На экране изображение города Тула.

                                               http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_d981220cd55776bd92f90bb294f03426.jpg.jpg
Дети: Большой, красивый, любимый, современный… (Город очень красивый. В городе Туле много достопримечательностей. В городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев)
Выполняя это задание и отвечая на вопросы, дети строят простые и сложные предложения, тем самым учатся высказывать свои мысли  на основе наблюдений, воспоминаний.
Научить ребенка правильно строить предложения, выражать свои мысли – это значит продвинуть детей в использовании речи, как средства общения, помочь им подготовиться к овладению более высокой ступенькой речевого развития связной речи.
 
Воспитатель: Давайте и мы с вами заглянем в музеи города и полюбуемся разнообразными экспонатами, достопримечательностями. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель:
Стоит на свете Тула городок.
Стоит не слишком низок невысок.
Но только тот, кто в Туле не бывал.
Тот матушки России не видал!

                                                 http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_2c093f2735eaf9fb5860aefdbb81c903.jpg.jpg
Воспитатель: как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласна с вами. Этот город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться. А чем знаменит  город мы узнаем, выполнив задание.
Разрезные картинки
Дети собирают картинки с изображением Тульского Кремля и составляют предложение (на столах у детей лежат конверты с разрезанными картинками Тульского кремля с разных ракурсов).

Воспитатель:
 юные краеведы, а кто скажет, что изображено у вас на картинках?
Дети: Тульский кремль.
Изображение Тульского кремля на экране.
Воспитатель:
 Правильно. Город возник, как крепость русского государства. Когда-то вблизи Тулы проходил торговый путь, главная дорога с юга на Москву. Долгое время Тула была первым русским городом на пути кочевников и защищала южные границы государства. В XVI веке была построена крепость – Тульский кремль. Все население размещалось на территории кремля. Это и был весь город.

                                                      http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_37bace80f9913e3946b69ac5ec39083d.jpg.jpg
Воспитатель: продолжаем нашу экскурсию по городу. Перед вами Тульский музей оружия.

                                                       http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_e4feb317a7f7475b51deb06b52f15d20.jpg.jpg
Он построен в форме боевого шлема. Уже издалека видно, что в этом здании собрана коллекция боевого оружия и нашего времени, и прошлых лет. Не зря говорят: «Тула – щит России». В далеком 1712 году по указу царя Петра I в Туле был построен первый в России оружейный завод. О мастерстве тульских оружейников, их умении защищать себя и свою землю от злого врага сохранились легенды и написаны песни. Давайте ребята вспомним гимн  города «Тульская оборонная».
                     Дети исполняют гимн на слова Гурьяна В., музыку Новикова А.
Воспитатель: 
Растите на радость на славу.
Знай! Отчизну свою береги!
И большую, и малую Родину – 
Мы ведь всё-таки туляки!
Ребята, давайте вспомним пословицы о городе. Я буду начинать говорить первые слова, а вы если вспомнили, продолжите.
Дети: (заканчивают пословицы)
Туляки в делах…(ловки),
Тульская винтовка - … (стреляет ловко),
Туляк, как родился, сразу… (за железку схватился),
В Тулу со своим самоваром … (не едут),
Не красна Тула углами – … (красна самоварами).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошие краеведы, многое вспомнили. И мы продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите на экран.
                       (на экране появляется изображение музея самоваров)

В этом музее хранится гордость Тулы:

            Он пыхтит, как паровоз,
            Важно поднял к верху нос.
            Пошумит, остепенится –
            Пригласит чайку напиться. Это …..
Дети: Самовар.
Воспитатель: Здорово отгадали.
                          Физминутка: танец под песню «Пых-пых самовар».
Воспитатель: Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник.

                          http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_5e9e35976f1f6b09f7e2a65e799b7064.jpg.jpg                     http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_5a0ae7bd4990c4f0ac5e4d00da295530.jpg.jpg
Пряник – это сладкое, мягкое печенье в виде лепёшки или плоской фигуры. На Руси медовые пряники известны давно. Тульский пряник крепко на крепко связан с жизнью народа, он часто упоминается в былинах и сказках. Вкусный ароматный пряник, как добрая песня сопровождал человека всю жизнь. Существовало даже поверье, что пряник имеет целебное свойство. Пекли пряники только мужчины, ведь у горячей печи нужна была выдержка и сила. Секрет изготовления пряников держался в семьях и передавался по наследству. В старину тульские пряники называли печатными: узор на них печатают, штампуют при помощи специальных пряничных досок. В Туле выпекают пряники разной величины и формы. А сколько умения, терпения, трудолюбия надо приложить для того, чтобы испечь пряник. Сколько людей трудится, прежде чем он появится на нашем столе.
Вопросы для детей:
- Как называли умельцев, которые изготавливали пряники?
- Какие продукты нужно использовать для замешивания теста на пряник?
- Люди каких профессий имеют отношение к этому важному делу?
- Какие тульские пряники на вкус?
Воспитатель: Как же приятно сидеть в кругу друзей за интересной беседой с чашечкой чая. Что и говорить, любят на Руси чайку попить. И на вкус приятный, и остывает медленно, да и для душевной беседы лучше самовара с пряниками не найти.
Воспитатель: вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело.
  (звучит гармонь, на экране появляется изображение тульской гармони)

                   http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_ed88704bd64abd5e645bf0c03851f052.jpg.jpg                      http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/4/27966_cf5514721079ade7a230c3dd3131e5f2.jpg.jpg
Воспитатель: Ребята, появление этого музыкального инструмента у нас не случайно. Как вы думаете почему?  (ответы детей)
Воспитатель:
 верно, Тула – Родина первой хроматической гармони, которая стала прообразом современного баяна. Звучала гармонь и на свадьбах, и на вечерних гуляниях. Но многие гармонисты мечтали о таком инструменте, на котором можно было бы играть не только простые, но и исполнять сложные музыкальные произведения. Вот такую гармонь и придумал  земляк Николай Иванович Белобородов. Изготовил её лучший мастер Леонтий Чулков. Назвали её баяном, в честь легендарного певца – сказителя Киевской Руси – Баяна. Тульские баяны звучали и звучат во многих странах мира.
               Я купил себе гармонь
               У неё меха огонь!
               Заиграю там и тут
               Вмиг улыбки расцветут!
               Собирайся в круг народ
               Под рукой гармонь поет!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, все то что есть прекрасного в городе кем создано?
Дети: Людьми.
Воспитатель: Верно, земляками, которые все делали и делают для того, чтобы  город стал ещё краше. Недаром говорят о людях, живущих в городе, что у них «золотые руки», «светлые головы», «горящие глаза». А почему так говорят?  (ответы детей)
Воспитатель: Наш народ может и трудиться, и Родину защищать, и дружить, и веселиться. Наши современные поэты и музыканты прославляют нашу Родину в песнях и стихах.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы отличные краеведы. Мы собрали много нужной информации и теперь вы смело можете рассказывать об этом своим знакомым, друзьям об истории  родного края. На этом наше путешествие и занятие закончилось, и я предлагаю всем пойти в группу и попить чаю с тульскими пряниками.

Коллективная аппликация «Улицы Тулы».

Цель занятия. Учить передавать в аппликации образ городской улицы.

Задачи. Развивать представления детей о городе; уточнять представления о величине окружающих предметов; упражнять в приёмах вырезания по прямой и по косой; закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточкой и клеем: воспитывать навыки коллективной работы и радости от совместного творчества.

Тип занятия - тематическое.

Форма занятия - фронтальное.

Продолжительность 25 минут.

Оборудование и материалы: лист ватмана формат А4, прямоугольные листы разной величины для домов, полоски голубого и желтого цвета для окон, и различные прямоугольники для крыш и дверей, ножницы, кисти для клея, клей, салфетки для каждого ребенка.

Предварительная подготовка. Просмотр слайдов с видами  города.

Методы и приемы работы с детьми: показ, сюрпризный момент, игровая ситуация, объяснение, вопросы к детям.

Ход занятия:

1. «Дома на улице».

Ребята, вчера мы с вами смотрели слайды о городе.

Что вам понравилось? Красивый город?

А как называется улица, где стоит садик? Какие на ней дома?

-Высокие, большие, красивые.

Давайте все вместе сделаем большой плакат, где разместим: дома, деревья, машины, сделаем светофор…

Воспитатель вешает на доску плакат с размеченной дорогой и перекрёстком.

Вот такой была улица всего 50 лет назад. Здесь была только дорога и поля вокруг. А сейчас строители построили и дома, и садик, и школу.

Давайте будем строителями и построим наши дома из бумаги.

А на следующем занятии сделаем из бумаги машинки, и  город

наполнится жизнью…

2. Пальчиковая гимнастика.

Сегодня мы будем работать с ножницами. Надо работать аккуратно.

Давайте разомнём наши пальчики.

«Снежная» физкультминутка.
Мы ладошки выставляем,
Ловить снежинки начинаем!
Раз, поймали, два, поймали! 
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали! 
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! 
И растут везде сугробы.
Снег в ладошки наберём
И лепить снежки начнём!
Лепим, лепим, лепим ком
И бросаем вверх потом!
Поиграли без заботы, 
А теперь спешим к работе!

3. Уточнение приёмов работы.

Предложить каждому ребёнку выбрать прямоугольник для стены дома.

Уточнить, как они его расположат на листе бумаги.

Выбрать прямоугольники для крыш, полоски для окон и дверей.

Уточнить, как сделать крышу, как вырезать окна, чтобы они были

одинаковые.

4. Самостоятельная работа детей.

Наблюдение воспитателя за аккуратной работой детей.

Вырезание каждым ребёнком крыши, окон и дверей и наклеивание на

прямоугольник дома.

5. Создание общей композиции.

Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции. Наклеить

дома на ватман. Кто справился, предложить вырезать дерево, сделать

светофор на перекрёстке.

Сказать детям, что на следующем занятии по аппликации они будут вырезать

машины.

6.Физкультминутка.

Упражнения для снятия общего или локального утомления.

Конспект занятия по конструированию с элементами аппликации.

Тема: «Осенние листочки»

Цели:

·        Продолжать развивать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

·        Продолжать совершенствовать умения приемам работы с цветной гофрированной бумагой: разрывать, сминать. Продолжать знакомить с технологией и последовательностью художественной аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону.

·        Развивать мелкую моторику рук. Развивать чувство цвета.

·        Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к окружающим. Воспитывать аккуратность, терпение и трудолюбие.

 

Материалы и оборудование:

·         Демонстрационный материал  букет из осенних листьев, сюжетные картинки с изображениями: «Дети, собирающие урожай осенью», «Дети, собирающие букет из осенних листочков», «Дети, гуляющие в дождливую осеннюю погоду».                                                                                                                                  

·        Альбомные листы с нарисованными на них осенними композициями: дерево без листьев, солнышко, тучи и т. п.; гофрированная бумага зеленого, красного, желтого, оранжевого цветов (можно ограничиться желтым и красным цветом); клей ПВА; кисти для клея, баночки для клея, гигиенические салфетки на каждого ребенка.

Предварительная работа.

·        Наблюдение на прогулках за листопадом, сбор осенних листьев, игры с ними, чтение стихов и рассказов про осень, рассматривание осенних иллюстраций.

 

Ход занятия.

1.     Организационный момент. 

У воспитателя букет из осенних листочков. 

В: ребята, посмотрите что я собрала сегодня для вас по дороге в детский сад. Что это?

Д: букет, осенние листики.

В: кто знает - из каких листочков собран мой осенний букет, с каких деревьев?

Д: ответы детей.

В: давайте рассмотрим каким цветом листочки в букете.

Д: желтые, красные, оранжевые…

В: почему мы видим так много опавших разноцветных листьев на улице?

Д: потому что на улице осень.

В: правильно, наступила осень. Это время года.

 

2.     Вводная часть – «Описание осени».

В: рассмотрим картинку («Дети, собирающие урожай осенью»).

Кто изображен на картинке?

Д: мальчики и девочки.

В: что они делают?

Д: собирают урожай (картошку).

В: во что они одеты?

Д: сапоги, штаны, куртки, шапки.

В: какое время года изображено на картинке? Как вы догадались?

Д: урожай собирают осенью. Дети одеты по-осеннему…

 

В: рассмотрим картинку («Дети, гуляющие в дождливую осеннюю погоду»).

Кто изображен на картинке?

Д: мальчик и девочка.

В: что они делают?

Д: гуляют под зонтиком.

В: почему они гуляют под зонтиком?

Д: на улице идет дождь.

В: во что одеты дети?

Д: сапоги, куртки, колготки, штаны, шапки…

В: посмотрите на листья на деревьях, какие они?

Д: желтые, оранжевые…

В: какое время года изображено на картинке? Как вы догадались?

Д: идет дождь, листья на деревьях разноцветные, они лежат на земле, дети одеты по-осеннему…

В: прошло лето, наступила осень. Осенью на улице холодно, листья на деревьях теперь не только зеленые, но и желтые, красные, оранжевые. Небо осенью темное, на нем тучи, наверное, пойдет дождь. Дует ветер, и листья слетают с деревьев.

В: ребята, поиграем в игру «Мы листики осенние».

Дети с осенними листочками в руках выполняют действия физминутки-игры.

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
.

 

3.     Создание аппликации «Осенние листочки» 

В: посмотрите, что у каждого лежит на столе?

Д: цветная бумага, клей, салфетки.

В: чего не хватает нашим осенним деревьям на картинке?

Д: листочков. Что бы вы хотели сейчас сделать?

Д: листочки для дерева.

В: можно приклеить на деревья разноцветные листики из цветной бумаги.

В: но прежде разомнем наши пальчики, чтобы они были ловкими и послушными.

 

Пальчиковая игра:

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины, Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (сжимаем и разжимаем кулачки)

В: теперь приступим к выполнению осенних листочков.

Воспитатель показывает, как из гофрированной бумаги разного цвета сделать осенние листочки (приемом разрывания) и украсить рисунок. 

В: А чтобы осенний ветерок не сдул их с рисунка, намазать листочки клеем и приклеить.

 

Дети сначала разрывают бумагу на разные части, затем сминают. Готовые комочки (осенние листочки) дети по одному намазывают клеем и приклеивают в разные части сюжетных заготовок: вверх, на деревья, вниз (листочки летают, кружатся в воздухе, падают на землю).

 

Во время выполнения этих действий воспитатель уточняет у каждого ребенка: «Какого цвета твой листик, он большой или маленький?».

Воспитатель оказывает помощь детям, которые затрудняются при выполнении того или иного задания.

 

4.     Итог занятия.

Дети вместе с воспитателем любуются созданными картинами, украшают ими свою группу (вешают на стену).

              Рисование «Жил-был самовар…»

Основные виды деятельности: познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, игровая, двигательная.

Длительность: 25 минут.

Цель: расширять общий кругозор детей.

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие»:

  • Закрепить знание об истории возникновения самовара, материалов, из которых изготавливают самовары, их внешнем виде, назначении;
  • Расширять представление о том, как люди украшают самовары.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре;
  • Воспитывать стремление действовать совместно с другими детьми, создавать красивые изображения, чтобы порадовать других.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • Развивать творчество, самостоятельность в выборе рисунка;
  • Закрепить навык рисования кончиком кисти, всей кистью.

«Речевое развитие»:

  • Обогащение активного словаря, развитие связной речи.

«Физическое развитие»:

  • Способствовать развитию крупной и мелкой моторики обеих рук.

Оборудование и материалы: пластилин, бросовый материал, трафареты самоваров, доска, стеки, салфетки, разрезная картинка «самовар», фланелеграф, магнитная доска.

Предварительная работа:

Проведение тематической недели «Край наш Тульский», сбор экспонатов к выставке, беседа с детьми о тульских промыслах., чтение книги В. Степанова «Тула – город мастеров»

Ход занятия:

1. Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель показывает конверт:
- Для нас оставили вот этот конверт. Давайте посмотрим, что там (достает разрезную картинку). Какая необычная картинка, давайте попробуем ее собрать. (дети составляют картинку самовара на фланелеграфе).
- Что же у нас получилось? (
ответы детей)
- Как вы думаете, почему у него такое название?
- А для чего нужен самовар?

2. Физкультминутка
Дети становятся в круг, выполняют упражнения
    Самовар похож чайник 
Руки на поясе, надувают щеки
    Очень важный, как начальник. 
Поднимают плечи, «пыхтят».

     Вот фарфоровые чашки. Приседают, руки на поясе.
    Очень хрупкие, бедняжки.
    Вот фарфоровые блюдца 
кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются. 
Вот серебряные ложки, 
потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. 
Сделать общий круг.
Он посуду нам принес.

Ребята, вы слышали народную пословицу «В Тулу со своим самоваром не ездят»? Как вы думаете, почему так говорят?
Ответы детей.
- Как вы думаете, почему именно Тула стала самоварной столицей? 
Первыми самовары стали делать оружейники, а в Туле было 50 оружейных фабрик.  Первый самовар в Туле изготовил оружейник Назар Лисицын в 18 веке.
- Ребята, как вы думаете, что значит само слово – «самовар»? (
Сам варит). 
- Что варит самовар? (
воду)
- А что мы делаем с водой, когда хотим выпить чаю? (
кипятим)
- А 200 лет назад про воду говорили, как про еду. Воду тоже варили. 
- Ребята, а у вас дома есть самовар?
- А раньше самовар был в каждом доме. Посмотрите, как изображали русский быт известные художники.  Это был символ достатка, семейного уюта, благополучия. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей к детям. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, самоварный столик был украшением.

3. - А теперь я вас приглашаю к этому столу. Посмотрите на стол. Что вы видите? Правильно, самовары. Какие они? Они похожи друг на друга? Чем они отличаются?   (рассматривание самовара, уточнение формы, размера, цвета).
- Вам понравился тульский самовар?
А сейчас ребята вы станете тульскими мастерами! Я предлагаю вам вылепить самовар. 
Воспитатель приглашает детей к столу, объясняет, каким способом будут выполнять работу. 

- А перед работой давайте разомнем свои пальчики.

Весёлая мышка перчатку нашла,

Ладони раскрыты, пальцы растопырены. 

Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперед.

Гнездо в ней устроив,

Ладони смыкаются «ковшом»

Детей позвала.

Ладони раскрываются, пальцы делают «зовущий жест»

Им корочку хлеба дала пожевать,

Кончиком большого пальца поочередно стучат по кончикам остальных пальчиков.

Отшлепала всех

Хлопают в ладоши

И отправила спать.

Ладони прижаты, кладутся под щеку. 

Повторяется второй раз

Погладила всех.

Большой палец гладит остальные.

4. Самостоятельная работа детей.

Включить тихую, мелодичную музыку.   Индивидуальная помощь воспитателя в изготовлении и украшении самовара. Чтобы дети не очень утомились, предлагает пальчиковую игру.

5. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
Один, два, три, четыре, пять
Пять, четыре, три, два, один.

6. Подведение итогов:

– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?

– Почему самовары пользовались такой популярностью?

– Где производят самые известные самовары?

Ответы детей.

Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе

«Тула – город мастеров».

Цель: систематизация знаний о Туле как городе мастеров.

Задачи:

  1. Обучающие: систематизировать знания детей о тульских промыслах: оружейном, гормонном, игрушечном, пряничном, самоварном; продолжать формировать представления о людях труда города.
  2. Развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, мыслительные операции сравнения и сопоставления, классификации и способности к обобщению; развивать связную монологическую и диалогическую речь детей.
  3. Формирующие: формировать умение воспринимать народную культуру, общаться с окружающими, используя свои знания о народных традициях.
  4. Воспитывающие: воспитывать уважение к людям труда, интерес к родному городу и гордость за его историю.

Словарная работа: самовар, оружие военное, пряники, гармонь, филимоновская игрушка, барыня, гармонь, экспонаты.

Материалы и оборудование: герб Тулы, флаг Тулы, тульская гармонь, тульские пряники, филимоновские игрушки – свистульки, самовар.

Ход.

Введение.

Ребята! Мы с вами живем на большой и красивой планете.

-Кто знает, как называется наша планета?

(Земля)

На что она похожа?

(На шар)

Ребята, а сейчас я покажу вам уменьшенную модель Земли.

Кто знает, как эта модель Земли называется?

(Глобус)

На Земле живут дети разных народов. И все они любят играть, петь, танцевать, смеяться, слушать сказки и дружить. Давайте мы покажем, как мы умеем дружить, встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной движения:

Все дети на большой планете,

Должны всегда дружить.

Должны всегда смеяться дети,

И в мирном мире жить.

ети становятся в круг, руки поднимаем, улыбаемся, обнимаемся)

А теперь ребята, присаживайтесь на стульчики.

(Дети садятся полукругом)

Ребята, давайте вспомним:

– Как называется наше государство?

(Наше государство называется Российская Федерация).

А теперь вопрос посложнее, но на него должны ответить все дети.

– Назовите свой домашний адрес.

(Я живу городе Тула, ул. Кутузова д. 10 кв. 5)

(Раздается стук в дверь)

Ой, ребята, кто – то опоздал, пойду проверю.

(Приносят письмо)

Интересно, что в этом письме, давайте откроем и посмотрим.

(Открывает конверт)

Ой, да тут приглашение в мини – музей «Тульские достопримечательности».

– А, кто – ни будь знает, чем славится наш город?

(Город славится самоварами, пряниками, гармонями, оружием, филимоновскими игрушками)

- А каких знаменитых людей вы знаете связанных с городом?

(Лев Толстой – писатель, Петр Первый – царь, основавший оружейный завод, Никита Демидов – известный кузнец)

- Ребята, вы хотите отправиться в музей прямо сейчас?

(Да)

Но мы должны вспомнить, как надо вести себя в музее.

(Хорошо; отвечать тихо на вопросы, не перебивая друг друга; не шуметь; не мешать другим детям рассматривать экспонаты и не трогать их руками)

(Строимся парами и идем в мини – музей «Тульские достопримечательности»)

II. Основная часть.

Я беру на себя роль экскурсовода, а вы будете моими посетителями.

Уважаемые гости нашего музея. Тула, как и все города, имеет свой герб и флаг. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на гербе?

(ствол оружия, два перекрещенных клинка и два молотка).

- Молодцы ребята!

Обратите внимание на флаг города.

- Что вы увидели знакомого на нем?

(Герб)

- А, что изображено в углу на флаге?

(Звезда)

Верно, изображена золотая звезда, которая означает, что город Тула – это город герой.

- Вспомните, какие достопримечательности вы называли?

(Самовары, оружие, гармони, пряники, филимоновские игрушки)

Хорошо ребята, молодцы!

А теперь посмотрите на первый стенд.

- Что на нем изображено?

(Самовар)

Самовар – гордость Тулы. В старину его называли самогреем. Сначала были жаровые самовары, позже появились электрические. Самовары бывают разные на один стакан воды и на сто литров. Делают самовары из меди, латуни, серебра и золота. Первую самоварную фабрику основал в Туле мастер – оружейник Назар Лисицын в 1778 году. Тульские самовары на всемирных выставках в Лондоне и Париже завоевали медали. Сегодня самовары изготавливают на заводе «Штамп».

- Что ребята изображено на втором стенде?

Село Филимоново находится в  Тульской области по дороге в Одоев. Село небольшое, в нем много пожилых жителей. Эти люди не бросают русский народный промысел, они стараются передать его молодым. Ребенок рождался и видел, как отец, дед, бабушка изготавливали различные игрушки: зверушек, человечков. Эти народные игрушки очень забавные. Форма у них особая, округлая. Полосатые, яркие, веселые. Размеры, форму, раскраски мастера соблюдают строго. Расцветок не много – желтая, красная, зеленая. Особенно детям нравятся свистульки.

– Ребята, давайте посмотрим на следующий стенд.

- Что на нем изображено?

(Гармонь)

Прославили Тулу мастера – гармошек. Многие гармонисты мечтали о таком инструменте, на котором можно было бы играть не только простые русские песни, но и исполнять сложные музыкальные произведения. Вот такую гармонь и придумал наш земляк Николай Иванович Белобородов. А изготовил ее лучший мастер Леонтий Чулков. Чем же отличается новая гармонь от старой гармони? На простой гармони был один ряд клавишей и 7 звуков. А на новой 2 ряда клавишей и 12 звуков. Такую гармонь назвали позже баяном. Тульские баяны звучали во многих странах мира.

Ребята, посмотрите на следующий стенд.

- Что на нем изображено?

(Оружие)

Молодцы! Ребята Тулу недаром называют городом мастеров. Тульские кузнецы прославились с давних времен. Пословица говорит: «Туляки – блоху подковали». В 1712 году по указу Петра I был в Туле построен первый в России оружейный завод. О мастерстве тульских оружейников слагали легенды. Одна легенда рассказывает о встрече тульского кузнеца Никиты Демидова с императором России Петром I. Демидов так замечательно изготовил оружие по иностранному образцу, что царь не смог отличить его от оригинала. Тульские оружейники ковали оружие для всей России.

Ребята, а что изображено на последнем стенде?

(Пряники)

Поднимите руки те, кто пробовал тульские пряники. Замечательно. Вам понравились пряники?

(Да)

Пряник – это еще одно чудо нашего города. На Руси пряники медовые известны давно. Слово «пряник» происходит от слова «пряность». Именно пряность придает прянику особый аромат. В старину тульские пряники еще называли печатными: узор на них печатают, штампуют при помощи специальных пряничных досок. Сделать пряничную доску не просто. Вначале выбирают дерево, готовят его, а затем вырезают узор. Так получается форма для пряников. Секрет изготовления пряников передается из поколения в поколение. Пряничным королем был Василий Гречихин. И сейчас в Туле выпекают пряники на фабриках «Ясная поляна», «Лакомка».

Ребята, в первом зале мы рассмотрели все стенды. Теперь давайте перейдем в следующий зал, который называется «Краеведческий». Перед вами стенд с изображением птиц и животных этого края. Посмотрите внимательно, может вы узнаете кого – то из них.

(Дети отвечают по очереди, с поднятием руки)

А теперь обратите внимание на карту Тульской области. Зеленым цветом изображены деревья и рядом стенд с часто встречающимися деревьями.

- Кто мне может сказать, какие деревья вы узнали?

(Вяз, сосна, ива, рябина, шиповник – кустарник)

– Молодцы ребята! Наша экскурсия подходит к концу и я предлагаю юным тулякам исполнить гимн города.

(Дети переходят в музыкальный зал, поют под запись, на экране слайды достопримечательностей Тулы)

III. Заключительная часть.

– А теперь дети самый интересный момент нашего путешествия. Мы возвращаемся в группу, и там нас ждет вкусный чай с настоящими тульскими пряниками.

Сообщение на тему: «Традиционные народные ремесла Тульской области»

 

Возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской области и одним из основных направлений деятельности государственного учреждения культуры Тульской области «Дом народного творчества».

В настоящее время в Тульской области активно развиваются и пользуются популярностью 43 вида промыслов и ремесел, в которых работают более 1000 мастеров декоративно-прикладного творчества.

Традиционными народными ремеслами Тульской области являются:

  • филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г. Тула);
  • тульская городская глиняная игрушка, в народе «Тульские князьки» (г. Тула);
  • коклюшечное кружевоплетение «Белевское кружево» (Белевский, Новомосковский, Ленинский районы, г. Тула);
  • изготовление пряничных досок (г. Тула).

Сохранить и развить промысел одной из стариннейших игрушек нашей родины (по некоторым данным ей около 700 лет) – филимоновской – одна из важнейших задач мастеров Тульского края. Название игрушки происходит от названия деревни Филимоново, где добывается особая глина «синяка» для ее изготовления.

Отличает филимоновскую игрушку своеобразный колорит росписи. При раскрашивании игрушки используется всего три цвета: малиновый, желтый и синий. Чтобы добиться более интересного цветового решения, игрушку в нужных местах прокрашивают желтой краской, а сверху накладывают малиновый или синий. В сочетании с желтым эти цвета становятся красным или зеленым. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками поперек туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко. Их шляпки украшены разноцветными полосками, а на ворот кофты, на юбку и штаны нанесен орнамент из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д.

Традиционными сюжетами игрушек были «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

Изготовлением традиционной филимоновской игрушки занимаются потомственные мастера своего дела - династии семей Дербенёвых, Евдокимовых, Зайцевых, Карповых, Масленниковых. Сегодня выросло новое поколение художников, которое помнит, любит, сохраняет, использует эту традицию. «Народные мастера России» Е.А. Орлова, А.И. Гончарова, В.Б. Першин, Е.И. Кехаиди, К.Н.Кехаиди, П.К. Кехаиди, И.К. Левитина, И.Д. Бежина, Г.В. Мишина. Их работы были представлены на Международных и Всероссийских выставках.

Сегодня промысел живет и развивается не только в поселке Одоев, но и в сердце нашего края – городе Тула, где с упоением и радостью трудится Галина Валерьевна Мишина – народный мастер России.

Традиционным ремеслом для города Тулы является Тульская глиняная игрушка. В «Памятной книжке Тульской губернии на 1895 г.» есть сведения о том, что практически с момента основания города в той его части, которая находилась за рекой Упой, была сформирована гончарная слобода «Большие гончары».

Тульская глиняная игрушка конца 19 века совершенно уникальна. Игрушки-скульптурки, называемые в народе «князьками» представляют собой усложненный тип городской игрушки. Сюжеты этой игрушки отображают диковинный и элегантный мир просвещенного класса. Старые мастера с истинно народной наблюдательностью передавали внешний облик князьков, их манеру держаться, красоту дамских туалетов. Они служили для украшения домов. Особенность тульской глиняной игрушки заключается в подходе к лепке. Здесь чувствуется очень осторожное отношение к форме, продумывание в процессе работы элементов украшений. В росписи игрушек присутствует несколько цветов, однако, один из них является доминирующим. Используемые тона – как пастельные, так и чистые, открытые, иногда яркие. Палитра красок – строгая, несколько сжатая. В росписи присутствуют такие элементы как линии, черточки и елочки.

Современный мастер не может не привнести в свои работы помимо своего авторского подчерка что-то новое, присущее человеку сегодняшнего времени. Сохраняя основные каноны стиля, нам необходимо их творчески развивать. Изменилась техника работы с глиной и краской. Мастерам надо быть достаточно самостоятельными в своем творческом подходе и видении сегодняшней игрушки. Необходимо чтобы игрушка несла на себе отпечаток нашего времени. Игрушки народного мастера России, члена Российского Союза Художников Нелли Владимировны Мальцевой, будят в человеке самые возвышенные и сокровенные струны души, помогают быть ближе к пониманию природы вещей.

Особым явлением народной культуры Тульской губернии является Белевское кружево. Им занимались монахини Крестовоздвиженского Монастыря. Расцвет белевского кружевоплетения приходится на 1840-е годы.

Белевское кружево сильно отличается от других чрезвычайной простотой геометрических мотивов, замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Насновки в белевском кружеве не овальные, а прямоугольные. Редкие промежутки заполняют диагональными решётками из плетешков, так что тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном шарфами, каймами для носовых платков, отделками для платьев, покрывалами для столов.

Вещи, выполненные в белевском стиле, выявляют и подчеркивают самобытность, индивидуальность и красоту человека.

На сегодняшний день в Белеве плетет и обучает детей Елена Петровна Егорова. Мастер кружевоплетения Мудрова Наталья Геннадьевна плетет и обучает этому искусству многих детей и взрослых в городе. Изделия выполняются по сколкам Ольги Александровны Скворцовой, которая в настоящее время преподает кружевоплетение в Тульском областном колледже искусств и культуры.

Хранительницей лучших традиций белевских Мастериц является Антонина Александровна Ежова. Она обучила несколько поколений и стала победителем в 2007 году на всероссийском выставке-конкурсе «Коклюшечная осень».

Традиционным промыслом для Тульского края является изготовление пряничных досок.

Тульские пряники известны во всем мире. Изделия пекарей создавались в соавторстве с резчиками досок.

Тульский пряник был печатным. Делался он с помощью деревянных форм-матриц, изготовление которых – целое искусство. Из твердых пород дерева (береза, груша) брали самую крепкую часть – комель. Его нарезали на дощечки, сушили в специальных сараях со съемными стенами от 5 до 20 лет, и только после этого мастер наносил узор, обязательно в зеркальном отражении, рисунком наоборот.

Резьбе придавалось особое значение. Красота печатного пряника, в конечном счете, зависела от фантазии и таланта мастера. Даже в Туле резчиков пряничных досок на пальцах пересчитать. Более полувека занимается этим сложным делом Николай Васильевич Горчаков, народный мастер России, обладатель двух серебряных и бронзовой медалей ВДНХ СССР, лауреат нескольких всесоюзных и всероссийских конкурсов, смотров народного художественного творчества. Награжден множеством почетных знаков, дипломов, грамот. Все доски Горчакова резаны по его рисункам. Это, конечно же, тульская тема: Левша, сидящий перед наковальней, выполняющий тонкую, по-настоящему художественную работу, требующую и смекалки, и сноровки, и терпения. Это толстовские, яснополянские сюжеты: на досках видны и въездные башенки в усадьбу писателя, и дом Л.Н.Толстого, и Литературный музей. Проработана каждая деталь обстановки усадьбы, пейзажа.

Мастером вырезано множество досок к юбилейным датам и праздникам: посвященные Победе в Великой Отечественной войне; в честь 55-летия Курской битвы он, ее непосредственный участник, сделал доску для выпечки подарков ветеранам знаменитого сражения.

Вместе с традиционными народными ремеслами в Тульской области возрождаются такие виды декоративно-прикладного искусства как: ручная ковка по металлу (Узловский и Алексинский район), гончарное дело, плетение лаптей (Богородицкий район).

Приобретают все большую популярность современные виды творчества: цветная графика, авторская керамика, инкрустация, изделия из стекла, цветы из ткани, гильоширование, фриволите, мукосол (тестопластика), бисероплетение.

Конспект по познавательному развитию

«Ясная Поляна» - Родина Л.Н. Толстого»

Цель: знакомство детей со всемирно известными местами – «Ясной Поляной» - родиной Л.Н.Толстого.

Задачи

Образовательные: продолжать знакомство детей с краем, со всемирно известными местами (“Ясной Поляной”) связанными с жизнью известных земляков (Л.Н. Толстого). Побуждать детей обращать внимание на красоту окружающего мира, воспетого в произведениях известных писателей и поэтов.

Развивающие: развивать навыки речевого общения, внимание, восприятие, память,  пополнить словарный запас словами и словосочетаниями: “музей-усадьба”, “флигель”, “павильон”, “пасека”, “дворовые”, “клин”, “повесть”, “рассказ”, “роман”, “ворота”, “окрестности”, “крестьянские дети”, “радость творчества”, “проникнуться духом”, закреплять с детьми знакомые пословицы и поговорки о Родине, о Туле.

Воспитательные: воспитывать любознательность и бережное отношение к наследию края, своего народа, воспитывать чувство гордости за край.

Материал к занятию:

репродукции и фотографии из серии “Ясная Поляна”; портрет и произведения писателя (для книжной выставки); русские костюмы для детей и воспитателя, мультимедийная установка.

Предварительная работа:

разучивание пословиц и поговорок о Родине, о Туле, чтение детям произведений Л.Н. Толстого “Филиппок”, “Лев и собачка”, “Два товарища” и др., разучивание рус. нар. игры “Редька”, чтение стихов о Туле, о Родине, рассматривание иллюстраций о Туле, знакомство с символикой Тулы, слушание гимна Тулы.

Ход занятия:

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы с вами живем? (ответы детей) А как называется наш поселок? (ответы детей). В какой области он находится? (ответы детей) Правильно, центром нашей области является город Тула. Это большой, красивый город. Это один из городов России, который славен своими достопримечательностями (на слайдах демонстрируются достопримечательности Тулы). Край богат народными промыслами и умельцами. Назовите, какими промыслами славится край (дети перечисляют). А сейчас послушайте отрывок из стихотворения “Есть город в России” (Ю. Шелков):

                                                “Есть город в России

                                                Не очень велик, да известен.

                                                Над ним как легенды

                                                Проплыли седые века.

                                                О городе этом немало разносится песен

                                                Не очень велик он, да слава о нем велика!

                                                 Есть город в России

                                                Стоял он, как воин на страже,

                                                Дорогу к Москве он собою

                                                Не раз прикрывал.

                                                О стены его разбивались

                                                Нашествия вражьи,

                                                А он непреклонный

                                                Оружие грозно ковал!”

Воспитатель: В Тульской области много памятников старины, музеев, напоминающих нам о славном прошлом наших земляков. Одним из них является музей-усадьба “Ясная Поляна”, которая расположена недалеко от Тулы. В его окрестностях  есть красивые леса и луга, речки и пруды, крестьянские избы (рассказ сопровождается показом слайдов).

Ясная Поляна - это живописный уголок, связанный с именем великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (рассмотреть портрет).

Приглашаю детей посетить выставку книг, которые написал Л.Н.Толстой.

Ясная Поляна -это родина Толстого, где он родился и жил; писал свои повести, рассказы и романы как для взрослых, так и для детей (рассказы “Два товарища”, “Филиппок” и др.)

(дети называют знакомые им произведения, кратко рассказывают о чём они).

Воспитатель: А сейчас

Ясная Поляна и ее природа, полюбившиеся писателю с детства, вызывали в нем чувство большого счастья, прилив новых сил, радость творчества. Толстому нравилось гулять по окрестностям своей деревни. Во многих его произведениях легко можно узнать памятные места музея-усадьбы. Ясной Поляне, по мнению Толстого, он был “обязан лучшими своими мыслями, лучшими движениями души”. Лев Николаевич был очень гостеприимным, дом всегда был полон гостей. Часто в гости приходили и крестьянские дети. А для того, чтобы нам лучше почувствовать атмосферу того времени, я предлагаю всем нам превратиться в жителей Ясной Поляны... (переодевание в народные костюмы).  А сейчас я приглашаю вас

на экскурсию -   пройтись по толстовским местам...

       (Демонстрация репродукций по тексту на слайдах).

Воспитатель: еще при жизни Льва Николаевича Ясная Поляна была одним из замечательных культурных центров России. Многие годы он с семьей жил здесь. В его доме часто собирались друзья и гости. К Толстому приезжали многочисленные его почитатели со всех концов страны и многих зарубежных государств, чтобы проникнуться духом его творчества.

И в наши дни Ясная Поляна – один из крупнейших музеев страны. Куда нескончаемым потоком идут и едут люди с тем, чтобы лучше и глубже познать Толстого, по-настоящему почувствовать  его переживания и мысли, переданные в произведениях...

               (Въезд в Ясную Поляну)

Воспитатель: при въезде в Ясную Поляну мы видим въездные, круглые, кирпичные две башни, поставленные еще дедом Л.Н. Толстого – князем Н.С.Волконским (и им уже более 200 лет), на которых размещались железные ворота.

            (Берёзовая роща).

 От въездной башни к дому Толстого тянется берёзовая роща.

             (Дом)

Воспитатель: как вы думаете: Что это за дом и кто в нем жил? (ответы детей). Л.Н. Толстой прожил в нем всю свою жизнь. В этом доме он и создавал свои крупнейшие художественные произведения: комната, письменный стол, диван и т.д. (беседа по серии репродукций о внутреннем убранстве помещения).

 Любимым кабинетом Льва Николаевича была комната под сводами. В перерывах между написанием произведений он отдыхал на очень простом диване, обитом кожей, а под голову клал твёрдую кожаную подушку.

         (Гостинная)

Интерьер гостиной служил одновременно гостиной и столовой, где любила собираться вся большая, дружная семья Л.Н.Толстого.
           (
Пруды)

Воспитатель: В яснополянской усадьбе три пруда: “Большой”, “Средний” и “Нижний”. Лев Толстой  летом любил гулять у “Большого” пруда и купаться в нем, а зимой -  кататься с крестьянскими ребятишками на коньках. У “Нижнего” пруда сохранилась беседка, где частенько отдыхала мама Льва Николаевича.                     

        (Белая кухня)

Воспитатель: В этом небольшом строении, расположенном у дома Толстого, жил повар, пекли хлеб, готовили квас. Лев Николаевич любил заходить сюда, чтобы выпить квасу, настоянного на мяте, или съесть ломоть ароматного, только что испеченного хлеба. Истории, услышанные в беседах с дворовыми людьми, иногда ложились в основу его рассказов и повестей.

         (дом Кузьминских, “Литературный музей”)

Воспитатель: Лев Толстой очень любил детей. В этом 2-х этажном каменном флигеле он открыл первую в России бесплатную школу для крестьянских детей и был в ней учителем. Толстой хотел, чтобы все бедные дети обучались грамоте, умели читать и писать. Лев Николаевич сам придумал и составил азбуку для детей, с помощью которой учил простых ребятишек читать и писать. Для них же, с целью закрепления полученных знаний он написал много рассказов и повестей, по которым дети узнавали об окружающем их мире много интересного и нового. Ребята тоже любили Льва Николаевича, потому что он был добрым и умным человеком. В школе дети не только изучали грамоту, но и учились дружить, уважать друг друга. А еще они любили играть на переменах в простые игры.

 Давайте и мы с вами поиграем в одну из народных игр. А называется она “Редька”.

             (парк “Клины”)

Воспитатель: рядом с домом расположен парк, где липовые аллеи смотрятся словно клинья. Отсюда и название парка “Клины”. Это – любимое место прогулок Л.Н. Толстого. Под ветвистыми деревьями, в тени их прохлады легко дышится. И писатель, гуляя, придумывал продолжения своих произведений, размышляя над судьбами их героев.

            (дуб в Чепыже)

Воспитатель: недалеко от дома Л.Н. Толстого находится дубово-липовый лес под названием “Чепыж”. На его опушке, возле “широкой” поляны стоят дуб и береза. Стволы этих деревьев у самой земли плотно сомкнулись, а кроны сказочно переплелись своими ветвями. За эту необычную особенность и красоту люди называют их «лесное чудо...»

               (Хозяйственные постройки)

В этих постройках содержалось хозяйство Толстого.

             (Дерево любви)

Это очень красивое дерево – два дерева переплетаются стволами.

             (Скамейка Л.Н.Толстого)

В усадьбе сохранилась скамейка, на которой Толстой любил отдыхать во время прогулок по парку.

           (Могилка Л.Н.Толстого)

В Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага находится могилка Л.Н.Толстого. Могилка без креста, сюда приходит много людей, на холмике всегда много цветов.

Воспитатель: вот на этом мы и закончим нашу с вами “экскурсию”. Скажите, а где она проходила? Кто жил и работал здесь? Назовите  известные вам произведения Л.Н. Толстого. Что еще интересного вам запомнилось из сегодняшней “экскурсии”? (ответы детей)

Воспитатель: сегодня вы узнали много о музее-усадьбе “Ясная Поляна” - родине известного писателя Льва Николаевича Толстого, горячо любившего родные края. Воспевшего в своих произведениях красоту Тульской природы, мудрость своего народа. И в заключение давайте вспомним известные вам пословицы и поговорки о Родине:

  • Нет ничего краше – чем Родина наша;
  • Родина любимая – мать родимая;
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей;
  • Родной свой край люби и знай;
  • Родной свой край делами прославляй!
  • Туляки тем хороши, что родом от Левши;
  • Тульский край – пряничный рай;
  • Туляк в гости приглашает – самоваром привечает;
  • Пекут всем на удивленье пряник тульский загляденье.

Воспитатель: А сейчас, ребята я приглашаю вас на чаепитие у самовара с тульскими пряниками.

Рефлексия:

Вам понравилось занятие? Что вам запомнилось?

О чём вы вечером расскажите своим родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально - творческий детско – родительский

В условиях кардинальных изменений в социальной  жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются  особенно актуальными. Наиболее существенным ф...

ПРОЕКТ информационно - исследовательский, творческий c детьми 4 – 5 лет. Тема: «Зайка, заинька, зайчишка».

Данный проект обобщает, расширяет и систематизирует знания детей о диких животных на примере зайца посредством интеграции образовательных областей....

Творческий детско-родительский проект «Мы рисуем музыку»

В проекте описаны цели, задачи, акиуальность, этапы реализации проекта....

Информационно-исследовательский проект "Город, в котором я живу"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. Расширение и ут...

Творческий детско-родительский проект "Сказка своими руками"

Цель проекта: систематизация и закрепление у детей знаний о сказках....