Творческий детско-родительский проект «Мы рисуем музыку»
проект (подготовительная группа)

Ермакова Оксана Викторовна

В проекте описаны цели, задачи, акиуальность, этапы реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_risuem_muzyku.docx35.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»

630133 г. Новосибирск, ул. Татьяны Снежиной, 47

тел.: 8(383) 246-21-00, 246-20-73

E-mail: ds_100_nsk@nios.ru

Творческий детско-родительский проект

«Мы рисуем музыку»

Автор:

Ермакова Оксана Викторовна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Новосибирск – 2019

Содержание

Краткая аннотация проекта………………………………………………………3

Паспорт проекта…………………………………………………………......……3

Этапы реализации проекта……………………………………………………….6

Задачи работы с родителями……………………………………………………..7

Методы и приемы, применяемые в работе……………………………………...7

Предполагаемый результат………………………………………………………9

Оценка эффективности реализации проекта……………………………………9

Материально-техническая база…………………………………………………10

Список используемой литературы……………………………………………...11

Приложения

Краткая аннотация проекта

Творческий детско-родительский проект «Мы рисуем музыку» разработан музыкальным руководителем муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка» Ермаковой Оксаной Викторовной, высшая квалификационная категория. Был реализован в 2015-2016 учебном году. Презентация проекта была представлена на итоговом Педагогическом совете, получила положительный отклик.

Паспорт проекта

Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2015-2016учебный год).

Руководитель проекта: Ермакова Оксана Викторовна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с № 100

Участники проекта: воспитанники детского сада (дети 5-7 лет); родители воспитанников; воспитатели ДОУ.

Актуальность: Музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых не только вполне доступно детям, но и полезно в плане комплексного преподнесения. Сочетаясь с произведениями других видов искусств, а именно с живописью, музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие. В то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в образах, красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния, вызванного музыкальным произведением.

Стимулируя воображение детей в музыкальной деятельности, необходимо связывать его с продуктивным видом творчества - изобразительным и дать возможность каждому ребенку выразить восприятие звуков музыки в красках, рисунке. Одно и то же произведение каждый из нас воспринимает и видит по-своему.   Таким образом, музыка - это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Музыка и изобразительное искусство - источник особой радости в дошкольном возрасте. Ребенок открывает для себя волнующую силу искусства и, при богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном творчестве. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Мои наблюдения показывают, что музыкально-образовательная деятельность в детском саду способствует общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки.

Постановка проблемы

В начале 2015-2016 учебного года во время проведения непосредственно образовательной деятельности, слушая музыку с воспитанниками, я обратила внимание, что многие затрудняются определить жанр музыкального произведения, путают названия профессий (музыкант и композитор), недостаточно эмоционально реагируют на прослушанное музыкальное произведение. Планируя работу на учебный год, я решила больше внимания уделить такой деятельности, как Восприятие музыки. А так как одним из важных аспектов музыкального воспитания в соответствии с ФГОС ДО является взаимодействие с родителями воспитанников, повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, появилась идея обратиться к ним с предложением принять участие в реализации проекта «Мы рисуем музыку».

Начали сотрудничество с изучения имеющихся у родителей знаний о музыкальном воспитании. Проведенное анкетирование показало, что многие родители затрудняются ответить на вопросы, касающиеся системы музыкального воспитания в ДОУ. Более 50% опрошенных, считают, что приоритетным значением музыкальной деятельности детей в ДОУ является подготовка к утренникам и развлечениям, а не формирование основ общей музыкальной культуры ребенка, поэтому сомневаются в выборе ответа на вопрос готовы ли они принимать активное участие в совместной музыкальной деятельности с ребенком в детском саду и дома. Чтобы привлечь, активизировать, заинтересовать, приобщить родителей к образовательному процессу и к миру прекрасной классической музыки, мною был разработан и реализован данный проект.

Цель проекта: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста музыкального вкуса и основ музыкальной культуры через тесное сотрудничество с родителями.

Методическая цель проекта: развитие у детей старшего дошкольного возраста предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального произведения.

Задачи:

  • формировать музыкальную культуру детей посредством знакомства с художественными произведениями, доступными их восприятию, образцами современной классической, народной музыки;
  • знакомить детей с приемами музыкальной выразительности, основными и сопутствующими художественными средствами, формировать оценочное отношение, обогащать словарный запас детей;
  • развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке; умения различать музыкальные образы, особенности их развития;
  • воспитывать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

Основной

Заключительный

  • Составление перспективного плана по восприятию музыки для детей 5-7 лет (Приложение 1);
  • Составление картотеки фонограмм музыкальных произведений для восприятия музыки (Приложение 3);
  • Разработка Положения конкурса «Мы рисуем музыку»(Приложение 4).

  • Встреча с родителями детей старшего дошкольного возраста на родительском собрании. Ознакомительная беседа о данном проекте, его целях и задачах, сроках реализации и о непосредственном участии родителей в работе.
  • Анкетирование родителей (Приложение 5);
  • Регулярные обновления в группах информации для родителей воспитанников ДОУ;
  • Проведение непосредственно музыкальной деятельности, согласно расписанию;
  • Регулярное оформление (обновление) выставки в фойе ДОУ «Мы рисуем музыку»;
  • Просмотр видео материалов из концертных залов Театра Оперы и Балета: П.И. Чайковский, Балет «Щелкунчик», А. Вивальди, «Времена года»
  • Итоговое оформление выставки в фойе ДОУ «Мы рисуем музыку»;
  • Создание альбома детско-родительских рисунков «Мы рисуем музыку»;
  • Награждение победителей и участников конкурса «Мы рисуем музыку» Дипломами, Благодарственными письмами.

Занятия по музыкальному воспитанию проводятся в течение учебного года с сентября по май с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет); продолжительностью 25-30 минут, 2 раза в неделю.

Содержание каждого занятия отвечает интеллектуальным и физическим возможностям старших дошкольников. Исходя из особенностей детей, больше внимания уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущение ребят. На усвоение определенного материала (по каждому разделу) отводится примерно один месяц, в течение которого «доминируют» конкретные образовательные и воспитательные цели.

Раздел по восприятию музыки включает в себя комплекс методических задач, направленных на более глубокое, осознанное понимание музыкального произведения. Основой этого раздела является подбор рекомендованного Образовательной Программой репертуара, который способствуют формированию у детей эмоциональной отзывчивости, умения обобщать и сравнивать музыкальные произведения, а также проводить первые эстетические оценки. Это касается организации педагогических режимов. Важно! Не навязывать свое представление, видение и эмоциональные переживания о прослушанном музыкальном произведении! Каждый ребенок слышит и рисует то, что сам представил во время слушания музыки, следовательно, не бывает похожих или одинаковых рисунков.  

Основа содержания музыки - выражение настроений, чувств. Поэтому очень важно начинать беседу с главного - определения эмоционально- образного содержания музыки. Не секрет, что характеристика эмоционально - образного содержания музыки является наиболее уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности, выделяют отдельные средства (темп, динамику, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, не отличаются разнообразием. Зачастую дело ограничивается делением только на веселую и грустную музыку. Оказать помощь в решении этой проблемы поможет "Словарь эстетических эмоций" В. Ражникова. Его наличие "под рукой" педагога поможет обогатить детскую речь.

Роль родителей воспитанников детского сада в реализации проекта:

Совместное с детьми домашнее слушание рекомендованных классических и народных музыкальных произведений и рисование их, согласно Положению «Мы рисуем музыку»

Задачи работы с родителями:

  • Развивать у родителей интерес к участию в жизни ДОУ через совместное с детьми домашнее прослушивание и рисование классических произведений, рекомендованных ООП в течение реализации проекта «Мы рисуем музыку» и на протяжении посещения детьми ДОУ;
  • Познакомить родителей с музыкальным репертуаром, доступным для детского восприятия;
  • Дать рекомендации по слушанию музыки в домашних условиях;
  • Предоставить родителям возможность проявить в совместной с детьми продуктивной деятельности свое творчество;
  • Вызывать у родителей желание совместно с детьми посещать театры, устраивать домашние концерты.

Методы и приемы, применяемые в работе:

  • Наглядно-слуховой: использование на музыкальной деятельности мультимедийных презентаций для восприятия музыки.
  • Практические: беседы о характере, настроении и средствах выразительности музыкальных произведений.
  • Практические: обсуждение и анализ рисунков во время музыкальной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • У детей будет развита эмоциональная отзывчивость;
  • У детей будет сформирована основа музыкальной культуры и музыкального вкуса;
  • У детей будет обогащен словарный запас;
  • Воспитанники будут уметь определять музыкальный жанр и различать части музыкального произведения;
  • Дети будут уметь определять настроение, характер музыкального произведения, средства его выразительности.

Оценка эффективности реализации проекта

В ходе реализации проекта, наблюдая за детьми, я обратила внимание, что они стали запоминать и узнавать на слух названия классических произведений, рассказывать, что посещали с родителями театры, с удовольствием делились историей создания своих рисунков. Воспитанники помогали оформлять выставку своих работ. Радовались за друзей, которые участвовали в конкурсах. На протяжении реализации проекта принимали активное участие в конкурсе «Мы рисуем музыку». Самое важное и ценное, что дети стали ярко эмоционально откликаться на музыкальное произведение, рассказывать о своих чувствах, которые испытали во время слушания, делиться представлениями об услышанном. Стали понимать значение и использовать в своей речи такие элементарные понятия как темп, ритм, музыкальный образ, музыкальные жанры.

Также хочется отметить активное участие родителей. Они стали проявлять интерес к музыкальному репертуару, принимать участие в подготовке и проведении утренников и развлечений. Повысился уровень компетентности в плане музыкального воспитания дошкольников.

Материально-техническая база (бюджет)

Наименование

Итого

Имеющиеся

Требуемые

ПК, интерактивный комплект

150000

150000

Принтер, сканер, копир, ламинатор, брошюровщик

1000

1000

Фотоаппарат цифровой

2000

2000

SD диски

200

200

Грамоты Благодарственные письма

500

500

Дипломы (участие во всероссийских конкурсах + печать)

800

800

Методическая литература

1000

1000

Материалы для оформления выставки (настенные крепления, декоративная проволока, зажимы)

1500

1500

Итого:

157000

154200

2800

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А., Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду – М.: Мозаика – Синтез, 2015.
  3. Радынова О.П., «Музыкальное воспитание дошкольников».М: Просвещение: Владос, 1994г.
  4. Ветлугина Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение. 1989. с 76
  5. ПрасловаГ. А., «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». СП: Детство-ПРЕСС, 2005г.
  6. Ермакова О.В., Рабочая программа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность»
  7. Метлов Н.А. Музыка детям - М.: 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Тип проекта: долгосрочный социально - творческий детско – родительский

В условиях кардинальных изменений в социальной  жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и ДОУ являются  особенно актуальными. Наиболее существенным ф...

Детско-родительский образовательный проект «Зелёная планета» Развитие познавательных и творческих способностей детей

Детско-родительскийобразовательный проект  «Зелёная планета»Развитие познавательных и творческих способностей детей...

Участие в межрегиональном Московском фестивале творческих детско-родительских исследований и проектов «Маленький Леонардо»

 14 апреля 2018 г. воспитанники дошкольного отделения "Школа №222 " приняли участие в Московском Межрегиональном Фестивале творческих детско-взрослых исследовательских проектов ...

Творческий детско-родительский проект информационно-исследовательский проект города России «ГОРОД-ТУЛА!»

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение. Чувство патриотизма многогранно по содержанию &nda...