Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебная лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №5 г. Майского дошкольное отделение «Ласточка»
Конспект
занятия в подготовительной группе
«Волшебная лаборатория»
Позднина Г.С., воспитатель
КБР, г. Майский, 2022 г.
Вид непосредственной образовательной деятельности | Интегрированная |
Форма деятельности | Совместная деятельность взрослых и детей |
Виды деятельности | Игровая |
Коммуникативная | |
Познавательная | |
Продуктивная | |
Цель | |
Цель образовательной деятельности | Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка подготовительной группы средствами физического эксперимента. |
Цель эксперимента | Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. |
Программные задачи | |
Образовательные | Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком. |
Активизировать познавательную и речевую деятельность детей | |
Закреплять пространственные отношения слева, справа. | |
Закреплять знания о геометрических фигурах. | |
Активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы» | |
Закреплять умение вырезать по контуру. | |
Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения. | |
Развивающие | Развивать логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ. |
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. | |
Умение рассуждать, объяснять и делать выводы | |
Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами. | |
Развивать игровое и деловое общение со сверстниками | |
Развивать коммуникативные способности. | |
Воспитательные | Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим |
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности. | |
Воспитывать культуру поведения и общения | |
Словарная работа | |
Предшествующая работа с детьми | |
Образовательные направления | Беседа о свойствах магнита |
Опыты с магнитом | |
Игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования | |
Решение проблемных ситуации с умением доказать свое умозаключение | |
Чтение рассказов о магните | |
Сюжетно-ролевая игра «Геологи» | |
Изготовление схем-моделей, разрезных картинок | |
Физкультминутка | |
Создание условий для самостоятельной деятельности | Центр продуктивной деятельности Изготовление раздаточного материала Изготовление атрибутов к с\р игре «Следопыты» |
Изобразительная деятельность | Рисование бабочек на папирусной бумаге. |
Взаимодействие с семьей | Исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?» |
Техническое сопровождение | МП3-проигрыватель, музыкальное сопровождение на диске, ноутбук, видеодиск «Лунтик и его друзья». |
Оборудование | Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты разного вида, магнитная доска, магнитные цифры, магнитные буквы, железные рыбки, тарелки для раздаточного материала, картонные «трассы», алгоритмы проведения опытов, алгоритм для ведения репортажа, схемы правил поведения в лаборатории, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, сигнальные карточки с геометрическими фигурами, конструкция «Летающая бабочка», самодельный «портал» времени, мячик, коврики на каждого ребёнка, тренажёр для зрительной гимнастики; иллюстративный материал: набор картинок к игре «Четвёртый лишний»; шапочки волшебников, костюм - Карлсон. |
Взаимодействие со специалистами | Музыкальное обеспечение |
Техническое обеспечение | |
Ход:
Карлсон сидит в группе смотрит телевизор (Лунтик и его друзья. Магнит) и кушает конфеты, разбрасывая фантики в разные стороны.
Заходят дети, здороваются. Он останавливает мультфильм.
Карлсон: - Здравствуйте. А вы кто? Ой, я, наверное, влетел не в то окно.
- Я прилетел к своему Малышу, а тут телевизор включен, идет мультфильм, про Лунтика, знаете такого? (быстро убирает раскиданные фантики, извиняется за беспорядок и бармочет:
Карлсон: - Cпокойствие, только спокойствие, это дело житейское.
- Ребята, сколько вас много, вы все такие разные: девочки и мальчики. Можно вы тоже будите моими друзьями?
Тогда давайте знакомиться..
Карлсон: - Карлсон, мужчина в полном рассвете сил.
- Ну, а вас как зовут? (шум)
- Я придумал! А давайте поиграем в игру «Знакомство». Я буду называть имена, а вы - выполнять движения.
Итак:
- Дани, Савы, Сени, Вани – сделайте шаг вперед (приятно познакомится).
- Лёни, Вали, Веры, Леры – похлопайте в ладоши (запомнил - Лёня, Валя, Вера, Лера)
- Милены, Марьяши, Ангелины – потопайте ножками (молодцы девчонки)
- Ромы, Таси, Ани, Поли – помашите рукой. (привет, привет)
Карлсон:- Вот и познакомились!
Карлсон: - Ребята, я тут до вашего прихода смотрел мультфильм интересный, уж очень хочется его досмотреть! Может мы с вами досмотрим вместе? Тогда садитесь поудобней.
Просмотр мультфильма.
Карлсон: - Что это, ребята, там происходит, вы что-нибудь поняли?
Дети рассказывают о том, какие предметы притянул к себе магнит?
Обобщение: Как можно назвать одним словом все предметы?
( металлические)
Карлсон: - Какие вы ребята умные, все знаете! Мне даже взлететь хочется.
Карлсон начинает заводить мотор, он не заводится. (Музыка)
Карлсон: - Ничего не пойму! Что случилось, не получается даже взлететь от радости? Может кнопку заело?
Смотрит в зеркало. Да, все понятно, какие-то железки прицепились,
( дети с помощником воспитателя освобождают пропеллер)
Карлсон рассматривает магниты (прицепить магниты к пропеллеру)
Карлсон: - Что это такое? Вы ребята не знаете? (ответы детей)
Как такая маленькая железка (чешет затылок- все перепутал), как его таммагнит – может поломать такой сложный механизм?
- Ребята, а вы не знаете, почему это произошло? (ответы детей - магнит притягивает железо)
- Все понятно. Получается, в любой момент ко мне может прицепиться магнит и всё, ни взлететь . Что же мне теперь делать?
- Надо подумать! Не думается!
- Может, ребята вы мне подскажите? (дети предлагают свои варианты)
Карлсон рассуждает: возьму и обклею пропеллер бумагой, или обошью красивой тканью в цветочек, а может картоном и все вопросы решены – никакой магнит мне тогда не страшен! Как вы думаете, ребята? (ответы детей) Вот какие мы (или Я) умные (й), прямо как настоящие изобретатели.
Карлсон: - Ребята, подойдите ко мне, я хочу раскрыть вам большой секрет:
Знаете ли вы, что все изобретения проходят проверку в специальных лабораториях.
Карлсон: - Хотите попасть в такую лабораторию? Тогда давайте с помощью волшебства, превратимся в волшебников, научно проверим при помощи эксперемента: может ли бумага, ткань и картон спасти от магнита мой пропеллер.
Дети соглашаются (Волшебная музыка)
Карлсон: - Закройте глаза: 1, 2, 3 - волшебство скорей приди. Всех в ученых преврати.
Проходят в другую зону около ноутбука
Карлсон: - Вы стали волшебниками-лаборантами и вокруг нас все волшебное: и воздух, и небо за окном, и даже группа превратилась в волшебную лабораторию. Ну а я - великим ученым. На голову надевает головной убор магистра) (важно ходит, руки за спину)
- Сегодня, дорогие коллеги, мы должны провести научный эксперимент .
- Кто напомнит нам какой? (ответы детей)
Карлсон: - Но сначало, уважаемые волшебники, мы должны поговорить об этом загадочном камне. Может вы, знаете, почему этот камень, который повредил пропеллер Карлсона, назвали - магнит? Нет?
Тогда я расскажу одну старинную легенду. Присядьте на коврик, чтобы вам было удобнее слушать. (презентация)
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора Ида. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой-притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь Магнис. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был - возле той самой горы. С детства ему рассказывала мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но рыцарь был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется. Но как ни был рыцарь Магнис силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Рыцарь был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
Карлсон: - Как вы думаете, какой способ нашел рыцарь, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи)
Карлсон: - Кто догадался, почему необычный камень стали называть магнитом? (по имени рыцаря «камнем Магниса»)
- А свойство магнита притягивать, примагничивать - магнетизмом (повторите)
Карлсон: - Ребята, как я люблю эксперименты, вы себе даже представить не можете! Давайте побыстрей пройдем в нашу лабораторию! Важное дело - эксперимент! В нём интересен нам каждый момент". Волшебство начинается.
Карлсон: - Вот они, красавчики, поломали пропеллер Карлсона и лежат себе спокойненько. Потрогайте их, уважаемые лаборанты. Какой магнит на ощупь? (твердый, холодный, тяжелый, гладкий).
Карлсон: - Итак, приступим к экспериментам. Я бы вас попросил подумать и определить, какой эксперимент мы будем проводить первым. (ответы детей)
Опыт №1:
Карлсон: - Первое испытание будет проходить бумага.
Вот у нас чудесная полянка. как вы думаете, кто хочет порезвиться на ней. Давайте возьмем бабочку или божью коровку, пчелку и отправим их погулять (возможно парами)
Вывод делают дети: магнит действует через тонкий лист бумаги.
Опыт №2:
Карлсон: - Второе испытание будет проходить ткань. Найдем в коробочке предмет сделанный из железа закроем салфеткой и поднесем к нему магнит. Как вы думаете, что произойдет?
Ответы детей: Железные предметы примагничиваются через салфетку
Вывод: магнит действует через ткань.
Опыт №3
Карлсон: - На очереди у нас в лаборатории - гонки. В гонке участвуют автомобили. У них необычные трассы. Как вы думаете, из какого материала они сделаны? (из картона)
На что они похожи? (на геометрические фигуры).
- На какую фигуру похожа твоя трасса?
- А у тебя? (опрос)( поднимите руку, у кого квадратная трасса и т.п)
- Для чего нужна трасса и как на ней могут двигаться машины (точно по линии)
- Как вы думаете, почему двигаются машины?
- Внизу у машины есть железная шайба. Магнит притягивает ее и машина двигается.
- Что двигает машины? (магнитная сила).
- Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод делают дети: - Магнитная сила проходит через картон.
Карлсон: - Уважаемые лаборанты, так какой вывод мы можем сделать?
(ответы детей)
Бумага, ткань, картон – не спасут железный пропеллер Карлсона от магнита.
Карлсон: - Как мы можем помочь ему? (ответы детей)
- Я могу предположить, что можно сделать пропеллер из другого материала.
Опыт №4
Посмотрите на тарелку.
- Сколько предметов лежит на ней?
- Чем они отличаются? (изготовлены из различных материалов)
- Как вы думаете, какой эксперимент мы можем провести?
- в желтый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает; (счет)
- в белый подносе оставьте предметы, которые не реагирует на магнит. (счет)
Карлсон: - Каких предметов было больше
- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.
Ответы детей: провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему, значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки) и т. д.
Карлсон: - А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Вывод: Пропеллер можно сделать из материалов, которые не притягивает магнит.
Карлсон: - Какой из материалов подойдет для изготовления пропеллера?
Стекло - хрупкое, дерево - тяжелое, пенопласт – легкий, не прочный,
Камень – тяжелый.
пластмасс - подойдет, он прочный, твердый, блестящий, разноцветный.
Карлсон: -Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть.
Физминутка.
Карлсон: - А знаете ли вы, уважаемые лаборанты, что в нашей лаборатории проводятся не только эксперименты, но и совершаются настоящие чудеса.
Для вас вот такое задание: - Нужно достать рыбку из воды не замочив рук. Кто догадался, как это сделать? (водить магнитом по краю стакана, привязать магнит на нитку и опустить в стакан)
Вывод: магнит может действовать на предметы через стекло.
Карлсон: - Молодцы, ребята, вы были настоящими волшебниками-лаборантами и открыли много нового и интересного о магните. Пришло время возвращаться в детский сад: 1, 2, 3, волшебство скорей приди, ученых в детей преврати. ( Волшебная музыка)
Карлсон: - Вот мы и в детском саду.
Вам понравилось путешествие? Спасибо вам за открытия. Я теперь закажу себе в мастерской новый, пластмассовый пропеллер и не страшны мне никакие магниты.
Уж очень много их вокруг нас развелось, вы знаете об этом?
Вот мы сейчас и проверим.
Игра «В каких предметах есть (нет)магнит» (проверка другой команды)
Карлсон: - Жаль, ребята, что Малыша со мной нет, уж сколько интересного он бы сегодня узнал. Но ничего, я ему все расскажу .
-Ой, а я что-то забыл, о чем можно ему рассказать.
- Как звали старичка, который брел возле горы? (Магнис)
- Почему волшебные камни назвали - магнит? (В честь старика Магниса)
- Магниты притягивают металлические предметы.
- Магниты не притягивает, деревянные, стеклянные, каменные, пластмассовые, пенопластовые предметы.
- Магнит действует через бумагу, ткань, картон, воду
- Люди делают из магнита разнообразные изделия.
Карлсон: - Ребята, я все теперь все запомнил и смогу рассказать обо всем Малышу. Вы такие умные (дуется, отворачивается), а вот я то!
Карлсон отворачивается.
Карлсон: – Что вы у меня ничего не спрашиваете? Мой Малыш давно бы спросил: что с тобой, мой Карлсон, как ты себя чувствуешь? - А вы что молчите?
Карлсон: - Я расстроен, я нес своему малышу конфеты, а теперь их нет. Чем же мне его порадовать? (ответы детей)
Карлсон (радостно): - Я придумал, а что если сделать для него игру при помощи магнитов. Что у нас есть? (удочки, болты, гайки, фантики, красивая коробка, магниты) (дети предлагают игры)
Карлсон: - А давайте сделаем игру: «Сладкая рыбалка»
Изготовление игры, дети пробуют поймать конфету.
Карлсон: - Что-то мне, малыши, так домой захотелось, задержался я как-то у вас, мне спать давно пора, да и ваша домоправительница скоро придет, до свидания, малыши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы « Волшебная страна чувств» или « Что живет у нас внутри ?»
Занятие – игра « Волшебная страна чувств»Цели:1. Знакомство с эмоциями человека.2.Выявление способности ребенка дифференцировать эмоции по степени их интенсивности. З. Выявлени...

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебная коробочка"
Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебная коробочка"...

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебная пуговица"
Конспект занятия по развитию мелкой моторики, подготовительная группа....
Конспект занятия в средней группе "Волшебная лаборатория"
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему : «Волшебная лаборатория»Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное ...
Конспект занятия в подготовительной группе « Волшебные слова»
Обучение детей говорить вежливые слова,Ю быть воспитанными...
НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Волшебная лаборатория природы"
Цель: Формирование нравственно – экологической культуры, а также систематизацияпредставления детей о многообразии природы. Обучающие задачи: Закреплять знания детей о природных объектах жив...
Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебные слова»
Цель : воспитывать уважение друг к другу, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичным , честным, воспитанным; формировать у детей понимание того, что...

