Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Юные исследователи»
рабочая программа по окружающему миру
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Юные исследователи» относится к программам дополнительного образования детей естественнонаучной направленности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 64.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа познавательной направленности «Юные исследователи»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Педагог Никифорова А. Р.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Юные исследователи» |
Направленность, классификация программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Юные исследователи» относится к программам дополнительного образования детей естественнонаучной направленности. |
Срок реализации | 2 года |
Возраст обучающихся | 5-7 лет |
Количество обучающихся | 15 человек |
Ф.И.О. составителя программы | Никифорова Анелия Романовна |
Территория | ХМАО-Югра, Сургутский район |
Юридический адрес учреждения | Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, 628433, Сургутский район пгт Федоровский ул. Строителей, 15 |
Контакты | телефон: 8(3462)-212-935 |
Год разработки | 2022 |
Цель | Развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, формирование навыков самостоятельного поиска и анализа информации, а также стимулирование познавательной активности и творческого мышления |
Задачи | • Предоставлять детям возможности для самостоятельного исследования окружающего мира посредством эксперимента. • Побуждать детей формулировать гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы. • Обеспечивать поддержку детской инициативы и самостоятельной исследовательской деятельности. • Формируя основы научного мышления, формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи. |
Документы, послужившие основанием для разработки программы | Нормативно – правовой базы, регламентирующая внедрение ДООП: - Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12. 2018г. №3) - Приказ Минобрнауки России от 09 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 (Методические рекомендации по проектированию дополнительных образовательных программ (включая разноуровневые программы). - Основные требования к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в субъектах РФ «Развитие образования», направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 03.07.2018 № 09-953 «О направлении информации». |
Образовательные форматы | очно (принцип workshop) – обучающиеся проходят курс коллективно при поддержке педагога; Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная, групповая. Программа рассчитана на 64 занятия в год. Режим занятий: 2 раза в неделю Формы контроля: анкетирование, педагогическое наблюдение, устный опрос, игровые задания, самостоятельная работа, соревнования, проекты, результаты участия в конкурсах. |
Требования к условиям организации образовательного процесса | Лаборатория для научных исследований (оборудованная необходимыми инструментами и материалами). Методические рекомендации и пособия для организации опытов и экспериментов. Тематические наборы игрушек и оборудования для поддержки экспериментов. |
Ожидаемые результаты освоения программы | Личностные результаты включают в себя формирование положительной самооценки, уверенности в своих силах, развитие любознательности и инициативности. Дети должны демонстрировать интерес к новым знаниям, уметь выражать свои эмоции и чувства, проявлять эмпатию к окружающим и бережное отношение к живой природе. Важным аспектом является воспитание умения работать в коллективе, слушать и уважать чужое мнение. Метапредметные результаты предполагают развитие у дошкольников умения планировать свою деятельность, ставить цели и задачи, а также находить способы их решения. Дети должны научиться наблюдать за объектами и явлениями, сравнивать их, анализировать полученные данные и делать выводы. Кроме того, программа направлена на развитие коммуникативных навыков, умения задавать вопросы, формулировать ответы и представлять результаты своей работы в доступной форме. Предметные результаты заключаются в приобретении дошкольниками базовых знаний об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Дети узнают о свойствах различных материалов, природных явлениях, растительном и животном мире. Они научатся проводить простые эксперименты и опыты, познавая мир на практике. Важным результатом является формирование у детей представления о науке как интересной и увлекательной сфере деятельности. |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) | Техническое обеспечение Для очных занятий: Средства обучения: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на 12-15 ученических мест, доступ к сети Интернет, мультимедийные презентации: • Компьютер. • Проектор. • Интерактивная доска. • Аптечка первой медицинской помощи. |
1.Комплекс основных характеристик программы.
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Юные исследователи» относится к программам дополнительного образования детей естественнонаучной направленности. Её целью является развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, формирование навыков самостоятельного поиска и анализа информации, а также стимулирование познавательной активности и творческого мышления.
Программа ориентирована на обучающихся 5-7 лет, проявляющих интерес к науке и исследовательской деятельности. Срок реализации программы – 2 года. Форма обучения – очная.
Актуальность программы.
В современном мире, характеризующемся стремительным развитием науки и технологий, возрастает потребность в специалистах, обладающих развитым исследовательским мышлением и способностью к самостоятельной работе. Данная программа направлена на формирование этих качеств у подрастающего поколения, что делает её актуальной и востребованной.
Программа "Юные исследователи" и её успешная реализация неразрывно связаны со своевременностью. Преждевременное погружение в сложные научные концепции может отбить у детей интерес к исследовательской деятельности. Напротив, затягивание с углублением в материал рискует потерять заинтересованность и затормозить развитие потенциала.
Своевременность проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, это выбор оптимального времени для проведения занятий и мероприятий, учитывая биологические ритмы и психологическое состояние детей. Во-вторых, это адаптация образовательного материала к текущему уровню знаний и умений каждого ребенка, обеспечивая индивидуальный подход. В-третьих, это предоставление обратной связи в тот момент, когда она наиболее полезна для обучения и коррекции ошибок.
Когда программа подается в нужное время и в правильно адаптированном виде, ребенок видит смысл в обучении, чувствует себя уверенно и мотивированно. Своевременность порождает любопытство, стимулирует творческое мышление и подталкивает к дальнейшему исследованию.
Недооценивать значимость своевременности в образовании равносильно игнорированию фундаментальных принципов педагогики. Она является неотъемлемой частью качественной реализации программы "Юные исследователи" и залогом успешного образовательного процесса.
Содержание программы.
Содержание программы для детей дошкольного возраста строится на принципах интеграции образовательных областей, реализуемых через различные виды детской деятельности. Ключевой акцент делается на познавательно-исследовательской деятельности, которая стимулирует любознательность, развивает наблюдательность и формирует первые навыки научного мышления.
Программа включает в себя блоки, охватывающие широкий спектр тем: "Я и мир вокруг", "Природа – наш дом", "Экспериментируем и познаем". В рамках блока "Я и мир вокруг" дети знакомятся с социальным окружением, профессиями, правилами безопасного поведения. Развиваются навыки общения, умение устанавливать контакты и работать в команде.
Блок "Природа – наш дом" посвящен изучению природных явлений, растительного и животного мира. Дети учатся бережному отношению к окружающей среде, узнают о взаимосвязях в природе и роли человека в сохранении ее богатств. Проводятся наблюдения, эксперименты, организуются прогулки и экскурсии на природу.
Блок "Экспериментируем и познаем" предоставляет детям возможность проводить простые опыты и эксперименты с различными материалами и веществами. Это помогает им понять основные физические и химические свойства, развивает логическое мышление и умение делать выводы. Используются безопасные и доступные материалы, такие как вода, песок, глина, бумага и т.д.
Программа предусматривает использование разнообразных форм работы с детьми: игры, занятия, проекты, экскурсии, эксперименты, наблюдения. Важным элементом является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая стимулирует познавательную активность и предоставляет детям возможность самостоятельно исследовать окружающий мир.
Особенности организации.
Занятия с детьми, предусмотренные программой организованы в виде кружковой работы. Ведущее место в них занимает практическая работа – проведение простейших опытов, наблюдений, экспериментов. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят самостоятельно.
1.2 Цель программы
Развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности, формирование навыков самостоятельного поиска и анализа информации, а также стимулирование познавательной активности и творческого мышления.
Задачи программы
• Предоставлять детям возможности для самостоятельного исследования окружающего мира посредством эксперимента.
• Побуждать детей формулировать гипотезы, проводить эксперименты и делать выводы.
• Обеспечивать поддержку детской инициативы и самостоятельной исследовательской деятельности.
• Формируя основы научного мышления, формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
1.3 Содержание программы
Содержание программы охватывает интегративные области развития, опираясь на принципы доступности, наглядности и практической значимости. Ключевой акцент ставится на формирование у детей целостного представления об окружающем мире через призму исследовательской деятельности, стимулирующей познавательный интерес и воображение.
Программа модульно структурирована, включая разделы, посвященные изучению природы родного края, основам конструирования и моделирования, проведению простейших экспериментов и опытов. Раздел "Природа вокруг нас" знакомит детей с многообразием растительного и животного мира, сезонными изменениями в природе, формирует бережное отношение к окружающей среде.
Раздел "Мастерская юного конструктора" развивает мелкую моторику, пространственное мышление и творческие способности детей посредством работы с различными конструкторами, природными материалами и бросовым материалом. Дети учатся создавать модели объектов реального мира, а также воплощать собственные фантазии в жизнь.
Раздел "Занимательные опыты" предоставляет возможность проводить простые и безопасные эксперименты, позволяющие детям на практике познакомиться с основными физическими и химическими явлениями. В ходе экспериментов дети учатся формулировать гипотезы, наблюдать за результатами, анализировать полученные данные и делать выводы. Использование игровых приемов и нетрадиционных материалов повышает интерес детей к исследовательской деятельности, делает процесс обучения увлекательным и познавательным.
1.4 Планируемые результаты знаний ребенка
Программа "Юные исследователи" нацелена на раскрытие исследовательского потенциала детей дошкольного возраста, формирование у них устойчивого интереса к познанию окружающего мира и развитие основ научного мышления. Планируемые результаты ориентированы не на простое накопление фактов, а на формирование умения видеть проблемы, искать пути их решения и представлять результаты своей работы.
В области естествознания дети должны получить базовые представления о природе, ее закономерностях и взаимосвязях. Это включает в себя знания об основных свойствах воды, воздуха, почвы, о растительном и животном мире, о сезонных изменениях в природе. Дети должны уметь наблюдать за природными явлениями, проводить простые эксперименты и фиксировать результаты своих наблюдений.
В области математики программа направлена на формирование представлений о числе, количестве, форме и размере предметов. Дети должны уметь считать до десяти, сравнивать предметы по различным признакам, решать простые логические задачи и ориентироваться в пространстве.
Важным результатом является развитие коммуникативных навыков. Дети должны уметь выражать свои мысли и чувства, задавать вопросы, слушать и понимать других, участвовать в дискуссиях и представлять результаты своих исследований.
В целом, программа "Юные исследователи" направлена на формирование у детей дошкольного возраста основ научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, а также подготовку к успешному обучению в школе. К концу освоения программы дети должны быть любознательными, активными, инициативными и умеющими самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
- два занятия в неделю, 64 занятия в год;
- продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут.
Планирование работы в старшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Содержание | Кол-во час. |
Октябрь | 1 | «Детская лаборатория» | - дать детям представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). - познакомить с правилами поведения в детской лаборатории. | 2 |
2 | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» | - закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык -определять на вкус). | 1 | |
«Почему все звучит?» | - подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | 1 | ||
3 | «Откуда берется голос?» | - подвести к пониманию причин возникновения звуков речи; - дать понятие об охране органов речи | 1 | |
«Почему Мишутка пищал?» | - выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера | 1 | ||
4 | «Волшебная водица» | - познакомить детей со свойствами воды: прозрачность, льется, без запаха); - выявить, что вода имеет вес. - развивать исследовательскую деятельность детей. | 1 | |
«Вода принимает форму» | - выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита. | 1 | ||
Ноябрь | 1 | «Что растворяется в воде?» | - показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. - дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет. - воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами | 1 |
«Воздух повсюду» | - обнаружить воздух в окружающем пространстве; - выявить его свойства: невидимость, без запаха, не имеет формы - сравнить свойства воды и воздуха | 1 | ||
2 | «Морской бой» | - дать представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) - выявить, что воздух легче воды. | 1 | |
«Какие предметы могут плавать?» | - дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести | 1 | ||
3[a] - 4 | «Делаем мыльные пузыри» | - познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, - познакомить со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленочку | 2 | |
«Подушка из пены» | - развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести) - развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировть, обобщать, делать выводы. | |||
Декабрь | 1 | «Свет вокруг нас» (Лаборатория Наураша) | - понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру; - понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. | 2 |
2 | «Солнечные зайчики» | - понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | 1 | |
«Волшебные лучи» | - понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него. | 1 | ||
3 | «Замерзшая вода» | - выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | 2 | |
4 | «Тающий лёд» | - выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед – вода, вода – лед) | 1 | |
«Бумага, ее качества и свойства» | - научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит) | 1 | ||
Январь | 2 | «Магнитное поле» (Лаборатория Наураша) | - выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | 2 |
3 | «Волшебный театр» | - понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. | 1 | |
«Каждому камешку свой домик» | - классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); - показать детям возможность использования камней в игровых целях | 1 | ||
4 | «Нужен ли зимой растениям снег?» | - подтвердить необходимость некоторых изменений в природе. | 1 | |
«Где быстрее?» | - выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед – вода, вода – лед) | 1 | ||
Февраль | 1 | «Свет и тень» | - познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | 1 |
«Сила» (Лаборатория Наураша) | - познакомить с понятием силы как физической величины. - познакомить с понятием «вес предмета». - учить измерять и сравнивать силу с помощью предметов. | 1 | ||
2 | «Угадай-ка» | - помочь детям понять, зависимость веса предмета от материала. | 1 | |
«Древесина, ее качества и свойства» | - научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества ( твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства ( режется, горит, не бьется, не тонет в воде) | 1 | ||
3 | «Стекло, его качества и свойства» | - познакомить детей с предметами, сделанными из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводимость). | 1 | |
«Все увидим, все узнаем» | - познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением. | 1 | ||
4 | «Почему песок хорошо сыплется?» | - выделить свойства песка (сыпучесть, рыхлость, из него можно лепить); - познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | 1 | |
«Где вода?» | - выявить, что глина и песок по-разному впитывают воду; - выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость показать дет | 1 | ||
Март | 1 | «Волшебный материал» | - выявить, какие свойства приобретает песок и глина при смачивании. | 1 |
«Электричество» (Лаборатория Наураша) | - дать представление об электричестве. - познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение». - учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока. | 1 | ||
2 | «Где прячутся детки?» | - выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения. | 1 | |
«У кого какие детки?» | - выделить общее в строении семян (наличие ядрышка) - побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | 1 | ||
3 | «Как развивается растение?» | - выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя. | 1 | |
«Что любят растения?» | - помочь детям установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. | 1 | ||
4 | «Тепло – холодно» (посадка лука) | - определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. | 1 | |
«Кислотность» (Лаборатория Наураша) | - познакомить с понятием кислотность. - научить измерять кислотность разных продуктов. - познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоту. | 1 | ||
Апрель | 1 | «Металл, его качества и свойства» | - учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводимость, металлический блеск) | 1 |
«Водяная мельница» | - дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. | 1 | ||
2 | «Волшебное сито» | - познакомить детей со способом отделения камешка от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита. | 1 | |
«Цветной песок» | - познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом). | 1 | ||
3 | «Резина, ее качества и свойства» | - учить детей распознавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структрура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность) | 1 | |
«Простой карандаш» | - изучить различные источники информации о карандашах; изучить виды, свойства карандаша и материала – графита. | 1 | ||
4 | «Пластмасса, ее качества и свойства» | - учить детей узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, теплопроводимость) | 1 | |
«Звук» (Лаборатория Наураша) | - знакомить с органом слуха. - дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. - познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна». - объяснить вред громких звуков. | 1 | ||
Май |
2 | « Мука» | - познакомить детей со свойствами муки, с понятием «сыпучая». - закрепитьтпонятия «мягкая», «легкая», «тяжелая», «сыпл ется», «отпечатки». - познакомить детей со способами действия: прикладывание, разравнивание, вливание, замешивание, просеивание. | 2 |
«Соль» | - развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. - закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. | 2 | ||
3 | «Зачем утке и лягушке такие лапки?» | - найти особенности внешнего вида некоторых животных, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде. | 1 | |
«Черное и белое» | - познакомить детей с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; - развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор. | 1 | ||
4 | «В научной лаборатории исследователя Наураши» (викторина) | - обобщить знания детей по пройденным темам; - развивать у детей познавательный интерес, любознательность, наблюдательность. | 2 |
Планирование работы в подготовительной группе
Месяц | Неделя | Тема | Содержание | Кол-во час. |
Октябрь | 1 | «Детская лаборатория» | - дать детям представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). - познакомить с правилами поведения в детской лаборатории. | 1 |
«Температура» (Лаборатория Наураша) | - познакомить с понятиями «температура», «градус», «ноль градусов», «температура тела человека», «комфортная температура», «кипения и замерзания воды». - обучать ребенка измерять температуру различных объектов. - способствовать развитию интереса детей к исследовательской деятельности. | 1 | ||
2-4 | «Может ли растение дышать?» | - выявить потребность растения в воздухе, дыхании; - понять, как происходит процесс дыхания у растений. | 2 | |
«С водой и без воды» | - выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | 1 | ||
«На свету и в темноте» | - определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений | 1 | ||
«Почему цветы осенью вянут?» | - установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги. | 2 | ||
Ноябрь | 1 | «Помощница вода» | - использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. | 1 |
«Замерзание жидкостей» | - познакомить с различными жидкостями; - выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | 1 | ||
2 | «Изменение объема жидкости» | - выявить изменение объема жидкости при замерзании. | 1 | |
«Круговорот воды» «Где теплее?» | - познакомить с круговоротом воды в природе. - выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх | 1 | ||
3 | «Упрямый воздух» | - обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | 2 | |
4 | «Свет» (Лаборатория Наураша) | - познакомить с понятиями «свет», «фотоны», «скорость света», «освещенность». - учить сравнивать освещенность различных объектов. - объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов. | 2 | |
Декабрь | 1 | «Испарение жидкости» | - формировать представление об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании; - формировать целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед, вода, пар. | 1 |
«Змей Горыныч о трех головах» | - развивать представление о единстве агрегатных состояний воды – лёд, вода, пар; -развитие способностей к преобразованию. | 1 | ||
2 | «Волшебные превращения воды» | - формировать представления об агрегатных превращениях воды; - формировать действия превращения | 1 | |
«Магнитное поле» (Лаборатория Наураша) | - познакомить с понятиями «магнитное поле», «кольцевой и плоский магнит», «магнитные полюса», «магнитные и немагнитные материалы». - учить измерять поле различных магнитов. | 1 | ||
3 - 4 | «Земля - магнит» | - выявить действия магнитных сил Земли. | 2 | |
«Полярное сияние» | - помочь детям понять, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли. | 2 | ||
Январь | 2 | «Каждому камешку свой домик» | - классифицикация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); - показать детям возможность использования камней в игровых целях | 1 |
«Наверх!» | - выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки) | 1 | ||
3 | «Электричество » (Лаборатория Наураша) | - дать представление об электричестве. - познакомить с понятиями «электрический ток», «напряжение». - учить измерять напряжение в простейших цепях электрического тока. | 2 | |
4 | «Теневой театр» | - помочь детям понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. - понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения. | 1 | |
«Разные отражения» | - познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. - понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. | 1 | ||
Февраль | 1 | «Почему все падает на землю?» | - показать детям, что Земля обладает силой притяжения | 2 |
2 | «Как распространяется звук?» | - понять, как распространяются звуковые волны. | 1 | |
«Звук» | - знакомить с органом слуха. - дать первичные знания о звуке как о физическом явлении. - познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна». - объяснить вред громких звуков. | 1 | ||
3 | «Твердые - жидкие» | - понять изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла | 1 | |
«Вкусный опыт» | - выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ. | 1 | ||
4 | « Сила» (Лаборатория Наураша) | - познакомить с понятием силы как физической величины. - познакомить с понятием «вес предмета». - учить измерять и сравнивать силу с помощью предметов. | 2 | |
Март | 1 -2 | «Проращивание и посадка семян гороха» | - учить проращивать и сажать горох. - закрепить знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, и экологических | 4 |
3 | «Пульс» | - обогащать и уточнять представления об устройстве и функционирования человеческого организма. - учить измерять пульс человека. | 2 | |
4 | «Две пробки» | - выяснить, как действует сила притяжения. | 2 | |
Апрель | 1 | «На орбите» | - установить, что удерживает спутники на орбите | 1 |
«Темный космос» | - установить, почему земной шар приплюснут с полюсов | 1 | ||
2 | «Вращающаяся Земля» | - показать детям, как Земля вращается вокруг своей оси | 2 | |
3-4 | «Кислотность» (Лаборатория Наураша) | - познакомить с понятием кислотность. - научить измерять кислотность разных продуктов. - познакомить с полезными и вредными свойствами продуктов, содержащих кислоту | 4 | |
Май | 1 | «Почему первые птицы не летали?» | - выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. | 1 |
«Почему говорят «как с гуся вода»?» | - установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | 1 | ||
2 | «Как устроены перья у птиц?» | - установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | 2 | |
3 - 4 | «В научной лаборатории исследователя Наураши» (викторина) | - обобщить знания детей по пройденным темам; - развивать у детей познавательный интерес, любознательность, наблюдательность. | 4 |
2.3. Описание способов и направлений поддержки детской инициативы.
- групповая и индивидуальная работа с детьми;
- выставки совместных творческих работ детей;
- тематические развлечения;
- оформление предметно-окружающей среды;
- украшение группы работами детей в нетрадиционных техниках рисования;
- детские выставки в детском саду и за его пределами;
- участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах;
-участие детей в муниципальных конкурсах рисунков.
I. Организационный раздел
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Для реализации Программы созданы материально-технические условия – исследовательская лаборатория, в которой для полноценной работы есть всё необходимое:
1. Интерактивная доска.
2. Компьютер.
3. Цифровая лаборатория «Наураша в стране Науранши»;
4. уголок «Юный исследователь».
5. Приборы – помощники: микроскопы, увеличительные стекла, лупа, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
6. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
7. Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
8. Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность доступа к информационным ресурсам Интернета, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях; создания и использования информации; планирования образовательного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов.
Реализация Программы осуществляется воспитателем первой квалификационной категории.
Документы, регламентирующие деятельность педагога:
1. должностная инструкция;
2. дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором обозначены права и обязанности сторон, срок действия договора, условия оплаты за оказанные услуги и сведения об исполнителях.
3. перечень документации педагога дополнительного образования:
• утвержденная дополнительная образовательная программа,
• сетка дополнительных занятий на учебный год,
• список обучающихся,
• табель посещаемости.
4. график работы педагога кружка «Юный исследователь», исключающий предоставление платных услуг в основное рабочее время. С графиком работы, перечнем документации и должностной инструкцией педагог ознакомлен под роспись.
Занятия проводятся с октября по май: 8 занятий в месяц, 64 занятия в год.
Основная форма работы – занятия; с детьми 5-6 лет – 30 минут, 6-7 минут – 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10-12 человек.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Дыбина О.В. « Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2016.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
3. Крашенниников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
4. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во.
5. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / авт. – сост. М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова. – Волгоград: Учитель.
6. Большая книга экспериментов/ Под ред. Антонеллы Мейяни. – М. : РОСМЭН, 2018.
7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
3.3. Проектирование образовательного процесса
Основная форма работы - занятие. Занятие проводятся в соответствии с разработанным перспективным планом. Занятия характеризуются сменой вида деятельности, наглядностью, наличием упражнений с движениями, музыкальным сопровождением. Занятия проводятся в форме игры, путешествия, загадок с использованием оборудования «Наураша». Обязателен игровой персонаж, это может быть переодетый педагог, кукла бибабо или игрушка.
Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Календарный график.
Занятия проводятся с октября по май: 8 занятий в месяц, 64 занятия в год. Основная форма работы – занятия; с детьми 4-5 лет – 20 минут, с детьми 5-6 лет – 30 минут, 6-7 минут – 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 10-12 человек.
3.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Согласно пункту 1.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьей. ФГОС предполагает следующие формы взаимодействия:
• Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
• Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
• Совместная деятельность.
Как видно, в современном образовании речь идёт не просто о работе с семьёй, а о взаимодействии, и оно должно быть конструктивным, т.е. оно должно удовлетворяет потребность в понимании другого, снимать напряжение в отношениях, оказывать поддержку в проблемном поле жизни человека.
Поэтому родители являются непосредственными участниками работы нашего кружкового объединения. Они, оценив важность проводимой работы, сами предлагают свою помощь, приносят разные книги, журналы и материал Интернета по исследовательской деятельности.
Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический.
Работа с родителями.
Месяц | № | Тема | Форма работы |
Октябрь | 1 | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка | Консультация |
Ноябрь | 2 | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию | Памятка |
Декабрь | 3 | Родители гиды на пути к познанию | Консультация |
Февраль | 4 | Несколько золотых правил для родителей | Памятка |
Март | 5 | Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования | Консультация |
Апрель | 6 | Литература в помощь | Выставка литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи" направленна на потребность ребёнка в познании окружающе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи"
Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" 5-7 лет
Экспериментирование дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эм...

