Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе. Тема: «Деревья и кустарники»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Бельская Анна Васильевна
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе. Тема: «Деревья и кустарники» Цель: расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках нашей местности. Задачи: познакомить с различными видами деревьев и кустарников, с частями деревьев, с их плодами, с огромным значением деревьев природе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Материалы и оборудование: Картинки с изображением деревьев и кустарника (дуб, рябина, клен, береза, ели, каштан). Картинки с изображением листьев и плодов. Картинка с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья), плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды, крылатки). Настоящие листья и плоды деревьев, собранные в природе. Ход занятия: Организационная часть: Воспитатель: ребята, послушайте пожалуйста, интересный рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев». «Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: «Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою». Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: «Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает». Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. «Погодите, — говорит, — похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья людям не было бы; я им печки топлю и избы строю». 2. Основная часть: В: Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере) В: Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям) В: Какие бывают деревья? (Высокие, низкие) В: Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы) В: Где растут деревья и не живут люди? (в лесу). Молодцы дети. Воспитатель выставляет карточки с изображением деревьев. В: Дети, а сейчас давайте попробуем назвать эти деревья. Я вешаю картинку на доску, а вы называете дерево. В: Ребята, а знаете ли вы что такое дерево? Дерево - это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно. Это самые крупные растения нашей планеты. В: Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево? Ответы детей. В: Дерево, состоит из: корня, ствола, веток и листьев. В: Какую пользу приносят корни дереву? (ответы детей) В: Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности. В: Ребята, а что вы знаете о стволе дерева? (Ответы детей.) В: Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину. В: Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки. (Рассматривание двух картин с изображением березок). Предложить ребенку показать ствол у этих деревьев. На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? В: ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых). В: ствол, ветки и листья образуют крону деревьев. В: А какого цвета бывают листья? (ответы детей) - Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев. Физкультминутка: Руки как ветки, А мы как деревья, Теперь мы как будто в лесу. Мы руки поднимем И резко опустим, Так ветер сбивает росу. Чуть в стороны руки, И плавно помашем, Так листья летят с высоты. И как они лягут, Мы тоже покажем- Руки сложить мы должны. В: а теперь отгадайте загадку: «ягода красна, летом горька, а зимой сладка» (Рябина) В: показывает картинку рябины, чем она отличается от других деревьев? (ответы детей) В: У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов. Рябина - это кустарник. У кустарника нет главного ствола. От корня отходит много стволов. В: А теперь отгадаем: чьи это листья и чьи плоды. Д/И «С какого дерева листочек» Цель: научить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память и внимание. В: А какую пользу приносят нам деревья? (Ответы детей) В: их свежая зелень украшает города и леса; от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека, они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть. Деревья дают древесину, они служат топливом, из дерева делают мебель, бумагу. Плодами деревьев питаются люди, животные, птицы. Деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным. В: А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей) • не вырубать, не ломать деревья; • не разжигать в лесу костры; • не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты; • поливать плодовые деревья, обкапывать их; - Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья. 3. Рефлексия: В: Ребята о чем мы сегодня с вами говорили? - Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья - Какую пользу они приносят людям? - Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftskm_srednyaya_gruppa._derevya_i_kustarniki.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе.

Тема: «Деревья и кустарники»

Цель: расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках нашей местности.

 

Задачи: познакомить с  различными видами деревьев и кустарников, с частями деревьев,  с их плодами, с огромным значением деревьев природе,   воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением деревьев и кустарника (дуб, рябина, клен, береза, ели, каштан). Картинки с изображением листьев и плодов. Картинка  с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья), плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды, крылатки). Настоящие листья и плоды деревьев, собранные в природе.

Ход занятия:

Организационная часть:

Воспитатель: ребята, послушайте пожалуйста,  интересный рассказ К. Д. Ушинского «Спор деревьев».
«Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит: «Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою».
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: «Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. «Погодите, — говорит, — похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья людям не было бы; я им печки топлю и избы строю».

2. Основная часть:

В: Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)

В: Почему люди сажают деревья? (Они приносят пользу людям)

В: Какие бывают деревья? (Высокие, низкие)

В: Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

В: Где растут деревья и не живут люди? (в лесу). Молодцы дети.

Воспитатель  выставляет карточки с изображением деревьев.

В: Дети, а сейчас давайте попробуем назвать  эти деревья. Я вешаю картинку на доску, а вы называете дерево.

В: Ребята, а знаете ли вы что такое дерево?  

Дерево - это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно. Это самые крупные растения нашей планеты.

В: Вы назвали много разных деревьев. Назовите, из каких частей состоит дерево?

Ответы детей.

В: Дерево, состоит из: корня, ствола, веток и листьев.

В: Какую пользу приносят корни дереву?

(ответы детей)

В: Корни прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

В: Ребята, а что вы знаете о стволе дерева?

(Ответы детей.)

В: Ствол – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

В: Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.

(Рассматривание двух картин с изображением березок).

Предложить ребенку показать  ствол у этих деревьев. На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? 

В: ствол всех деревьев покрывает кора, которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых).

В:  ствол, ветки и листья образуют крону деревьев.

В: А какого цвета бывают листья? (ответы детей)

- Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев.

Физкультминутка:

Руки как ветки,

А мы как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так листья летят с высоты.

И как они лягут,

Мы тоже покажем-

Руки сложить мы должны.

В: а теперь  отгадайте  загадку:

«ягода красна, летом горька, а зимой сладка» 

(Рябина)

В:   показывает картинку рябины, чем  она отличается от других деревьев?

(ответы детей)

В:  У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов. Рябина - это кустарник. У кустарника нет главного ствола. От корня отходит много стволов.

В: А теперь отгадаем:  чьи это листья и чьи  плоды.

Д/И «С какого дерева листочек»

Цель: научить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память и внимание.

В: А какую пользу приносят нам деревья? (Ответы детей)

В:  их свежая зелень украшает города и леса; от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека, они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть. Деревья дают древесину, они служат топливом, из дерева делают мебель, бумагу. Плодами деревьев питаются люди, животные, птицы. Деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

В: А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? 

(Ответы детей)

• не вырубать, не ломать деревья;

• не разжигать в лесу костры;

• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;

• поливать плодовые деревья, обкапывать их;

- Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

3. Рефлексия:

В: Ребята о чем мы сегодня  с вами говорили?

- Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья

- Какую пользу они приносят людям?

- Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники»

Конспект познавательного занятия для детей средней группы. Тема: «Деревья и кустарники»...

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе на тему "Перелетные птицы"

Формирование целостно картины мира в средней группе на тему "Перелетные птицы"....

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе на тему: «Транспорт» (наземный, подземный).

Познакомить с наземным транспортом, составными частями транспорта, учить сравнивать транспорт и описывать его. воспитывать интерес к окружающему. развивать умение классифицировать...

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе Тема: «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе Тема: «Зимующие птицы»...