Конспект занятия по познавательному развитию " Это чудо - молоко"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Лариса Александровна

Занятие с элементами экспериментирования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moloko.docx524.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в старшей группе «Это чудо - молоко»

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

Обучающая:

формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

учить детей осознанно относиться к своему питанию.

Развивающая:

обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности;

развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных  экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;

развивать  речь детей, расширять словарный запас.

Воспитательная:

воспитывать у детей желание вести  здоровый образ жизни, умение работать в коллективе,  заботливое отношение друг к другу.

Виды деятельности: познавательная, исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование

Оборудование:

пластиковые стаканчики,

блюдца,

лимонная кислота,

сода,

ватные палочки,

молоко,

вода,

гуашь,

жидкое мыло,

йод;

молочные продукты

Предварительная работа:

чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть.

Я загадки загадаю

До того мудреные!

Кто загадки отгадает,

Попадет в лабораторию.

А в лабораторию непростую, а научную.

- Готовы к испытанию?

- Вам не только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.

Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Ванюшка, дружок!
(Молоко)

Очень любят дети 
Холодок в пакете. 
Холодок, холодок, 
Дай лизнуть тебя разок! 
(Мороженое)

Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас ... (Сметана)

Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок,
Получили мы ...
(Творожок)
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это ...
(Сыр)
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
(Масло)

Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.

- Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!

- Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? ( О молоке и молочных продуктах)

- О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? ( Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)

- Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? ( Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)

Основная часть.

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.

А сейчас ребята я расскажу вам о пользе молока.

 Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока.

Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).

С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… ( Фото с молочными продуктами).

- Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)

Знают взрослые и дети,

И известно всей планете,

Нет полезнее с утра –

Выпить чашку молока!

Чтобы были все здоровы,

Нам дает его (корова!)

- А, еще кто? (Козы…)

- Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы , козы. Как называют молоко коровы? ( Коровье ) У козы? ( Козье)

- На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)

- Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.

- Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят.

- А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло.

В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети едят с удовольствием.

Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества.

Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

Пейте дети молоко – будете здоровы!

 Опыты. Эксперименты. Исследования.

- В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем! Сначала вспомним правила безопасности…

 1. ОПЫТ С ЙОДОМ.

На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА)

- А что для этого надо сделать?

- Для этого в наше молоко добавим йод.

- Что случилось с молоком?

C:\Users\Home PC\Downloads\IMG_20251013_100514.jpg

ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ  ЙОДА С КРАХМАЛОМ  ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.

РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? ( В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)

ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? ( ПОЛЕЗНОЕ)

ОПЫТ 2. «Молоко и лимон»

ОПЫТ 3.  «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»

- Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)

- Почему так говорят?

-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.

- Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.

- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.

- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.

- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.

Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)

ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.

ОПЫТ 4 « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

- Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)

- Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)

- А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? ( Нет)

- Хотите попробовать?

На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).

- Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!

А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

C:\Users\Home PC\Downloads\IMG_20251013_101441.jpg

Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

МОЛОДЦЫ!

Рефлексия.

- Кому понравились сегодняшние опыты и эксперименты?

- Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?

-О каком продукте мы сегодня говорили?

- Какой вывод о нем вы можете сделать?

Пейте дети молоко - будете здоровы!

Сюрпризный момент: показ мультфильма «Смешарики-Молочное пари»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Чудо матрешка"

Занятие разработано для работы с использованием мультимедийной установки для детей среднего возраста...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудо магнит"

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудо магнит"...

Конспект занятия по познавательному развитию "Чудо-воздух"

Конспект занятия по познавательному развитию  "Чудо-воздух"...

Конспект занятия по познавательному развитию «Наука - это здорово! Чудо – яйцо!».

Создание  условий  для развития  у детей познавательной активности и  интереса  к экспериментально – познавательной  деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию "Чудо бумага".

Познакомить с историей возникновения бумаги и её свойствами. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой: мягкость, вес, толщина. Развивать любознательнос...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Чудо-огород"

Цель:расширять представления детей о саде и огороде;обобщить и расширить знания школьников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе как можно больше детей.Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) в старшей разновозрастной группе "Загадочное молоко"

Конспект занятия по познавательному развитию (экспериментированию) в старшей разновозрастной группе "Загадочное молоко"...