Занятие по окружающему миру «Ознакомление с родным городом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Моисеенкова  Светлана Ивановна

Занятие по окружающему миру  «Ознакомление с родным городом».

Цель: расширение знаний детей о достопримечательностях родного города, воспитание гражданско-патриотических чувств  средствами коллективной игровой деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_oznakomlenie_s_rodnym_gorodom.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

                          «Ознакомление с родным городом»

Цель: расширение знаний детей о достопримечательностях родного города, воспитание гражданско-патриотических чувств  средствами коллективной игровой деятельности.

Задачи: Образовательные:

-продолжить знакомство с историей города, историческими фактами, названиями улиц, памятников архитектуры,

-расширять представление детей о родном городе , о его исторических памятниках,

-формировать интерес к прошлому и настоящему города Спас-Деменска.

Развивающие:

-развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию, способность анализировать, сравнивать и обобщать,

-развивать связную речь,

Воспитательные:

-воспитывать у детей чувство гордости, патриотизма к своим родным местам, стремление беречь и охранять красоту любимого города,

-воспитывать у детей отзывчивость и желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Звонит телефон.

Воспитатель:  Ребята, что это. (Ответы детей).Ребята, мне на электронную почту пришло письмо, вы хотите узнать , что там. ( Ответы детей.)        

Открываем письмо на большом экране.

«Здравствуйте, ребята, я  Исследователь. Я исследую и изучаю разные города мира. Совсем недавно, увидел ваш город на карте, и мне очень захотелось узнать о нем как можно больше. Расскажите мне о своем городе. Желаю вам удачи!».

Воспитатель: Ну  что ребята, попробуем рассказать о нашем городе?

Как мы можем познакомить Исследователя с нашим родным городом? ( Ответы детей)

Воспитатель. Предлагаю отправиться в квест - путешествие по нашему городу. Наш город небольшой, и мы пойдём пешком. А путь нам укажет вот эта карта- схема.

- На каждой остановке для вас приготовлены задания, если вы справляетесь с ними, то получаете часть картинки. В конце путешествия мы эти части соберём и узнаем, что же на ней изображено. (флаг Спас-Деменска.)

 Сейчас прослушайте правила путешествия:

1. Слушать вопросы внимательно.

2. Если готовы ответить - поднимайте руку.

3. Не выкрикивать, не подсказывать.        

Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путь, надо сказать:

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ВЕДУТ МЕНЯ, ВЕДУТ.

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ЗОВУТ МЕНЯ,  ЗОВУТ

Воспитатель: И наша первая остановка «Историческая »

Воспитатель: ИСТОРИЯ ГОРОДА

Много лет назад на месте нашего города стоял  лес, и не было здесь ни домов, ни дорог.

История Спас-Деменска начинается с 1446 года и   упоминается в документах как волость Демена.

Затем долгое время на картах населенный пункт значился как село Спасское, затем его переименовали в местечко Спас-Деменское.

В давние времена жители нашего родного края пахали землю, сеяли хлеб, занимались охотой и рыбной ловлей. 

В Спас-Деменском жили купцы, мещане, ремесленники и крестьяне.

В Спас-Деменском была церковь, школа, аптека, больница, железнодорожная станция  с депо и вокзалом,  немощеная улица, коновязь  посередине города.

Славилось  Спас-Деменское своими ярмарками.

Статус города Спас-Деменск получил в 1917 году.

В последние годы облик Спас –Деменска значительно изменился за счет ярких и современных построек . С каждым годом Спас-Деменск становиться красивее и уютнее.

1.Как называется наша страна? (Россия)

2.Как называется наша область?(Калужская)

3- Как называется наш город? (Спас-Деменск)

4- Как называются жители нашего города? (спас-деменцы)

Покажите город на карте (желающие показывают город на карте Калужской области)

У  каждого города, как и у каждого человека, свой возраст. Сколько лет нашему городу? (576)

С первым заданием вы справились (Пазл).

Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться  дальше в путь, надо сказать:

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ВЕДУТ МЕНЯ, ВЕДУТ.

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ЗОВУТ МЕНЯ,  ЗОВУТ

Вторая остановка «Достопримечательности»

Достопримечательности –это  место (или объект) заслуживающее особого внимании, замечательное чем-либо.

Какие достопримечательности города вы знаете?

Воспитатель:  Вам нужно отгадать по описанию название достопримечательностей нашего города.

После, того как дети угадывают, воспитатель показывает фотографии этого места.

Самое старое здание в городе. Там спокойно и надёжно, запах ладана, свеча, как зовётся это место, отвечайте же (Храм)

Храм-Спасо Преображения–здание храма построено более двухсот лет назад в 1818 г на деньги прихожан и при поддержке подполковника Михаила Нарышкина.

Как вы думаете, гости нашего города прибывают куда? Отсюда, гудя, поезда отправляются. И в дальние страны по рельсам стучат.(Вокзал)

Вокзал был построен более 120 лет назад в конце 19 века в 1899 г. Вместе с вокзалом было построено паровозное депо, сейчас здесь завод  здание, которое  принадлежало жд ведомству, раньше было общежитие железнодорожников, теперь жилой дом.

Дом, в котором можно купить диван, кресло, стол и т.д.( мебельный магазин ) В этом доме сейчас продается мебель, а когда-то это был двухэтажный каменный дом купцов Винокуровых.

В нашем городе есть еще несколько зданий, которые построены в конце 19 века. Старинное здание раньше был жилой дом купца Лютова. Потом располагалась пожарная часть, а теперь в нем находиться редакция газеты «Новая жизнь».

Старинное здание, в котором раньше располагался манеж купца Дедова. Там обучали верховой езде на  лошадях. Долгое время  был кинотеатр. А что находится сейчас? (магазин «Легенда»)

Учреждение для пересылки писем, посылок, доставки газет, журналов (Почта) Тоже старинное здание, бывший купеческий дом.

Если дома с болезнью не справиться, для спасенья здоровья есть дом, где врачи вам помогут поправиться, обеспечат уход и покой. (Больница) А когда-то это было дом купца Даманова.

Воспитатель: С третьим  заданием вы тоже справились (пазл)

Воспитатель: Ребята, чтобы отправиться в путь, надо сказать:

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ВЕДУТ МЕНЯ. ВЕДУТ

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ЗОВУТ МЕНЯ, ЗОВУТ

Следующая  станция «Литературная».

Дети, посмотрите на эти портреты. Кто на них изображен?

Дети. На них изображены поэты. Они живут в нашем городе и пишут стихи о нем.

Чтение стихов.

Осипов Владимир Ильич.

Словно в чудной сказке наяву

Я теперь в Спас-Деменске живу.

Городок – что терем расписной

Весь в цветах он каждою весной.

Бобылева Татьяна Алексеевна.

Лесные просторы, луга заливные,

Где падают росы в густую траву.

Родные просёлки, деревья родные

Всё это я родиной малой зову.

Спас-Деменский край – частица России

Спас-Деменский край – край берёз и полей

Спас-Деменский край – самый красивый

И нет его сердцу милей!

Никитина Лариса Владимировна.

Спас-Деменск мой

Спас-Деменск мой - любимый!

Заря надежды над тобой встаёт.

Для меня ты всех красивей!

Расти, и расцветай из года в год.

О каком городе это стихотворение?

Молодцы ребята (пазл)

Воспитатель: Прежде чем отправимся дальше давайте отдохнем, сделаем физкультминутку.

Физкультминутка: «Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять, (ходьба на месте)

Люблю я улицы считать, (поворот туловища вправо-влево)

Мира - раз, Советская - два. (наклон вправо -влево)

Улица Ленина - три. (наклон вперед)

А четыре - я живу в квартире, (приседание)
Пять - гуляю по Садовой, (ходьба на месте)

Шесть – я к храму подхожу, (поворот туловища, правая рука у лба)
И на купол  погляжу.

Семь – конечно детский сад, (поднимаются на носки, хлопают в ладоши)

Как красив его наряд

Восемь –детская площадка. (ноги на т.п., упражнение «Маятник»)

Здесь качели и лошадки

Девять - повстречался мне, (поворот в стороны, рука у лба)

Памятник большой войне, (по стойке смирно)

Я тихонько постою
И цветочки положу
!

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

Ребята, чтобы отправиться в путь, надо сказать:

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ВЕДУТ МЕНЯ. ВЕДУТ

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ЗОВУТ МЕНЯ ЗОВУТ

Воспитатель: Следующая остановка «Памятники»

Каждый год россияне  отмечает день Победы в ВОВ, которая шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа .

Фашистская Германия напала на русский народ .Враги  захватывали города. В те далекие годы за свободу сражались спас-деменцы : солдаты, мирные жители, взрослые и дети. В память об этих доблестных и смелых людях появились памятники и мемориалы. Назовите их (просмотр презентации) 

Памятник воинам  –спас-деменцам, погибшим во время ВОВ, позже здесь была установлена артиллерийская пушка. Все торжественные шествия в День Победы начинаются здесь, у памятника героям.

Памятник танку-Т-34- башню танка нашли поисковики отряда Рубеж в районе боёв за Гнездиловскую высоту, обрело свое место на постаменте в городе Спас-Деменске.

Памятник воинам освободителям- был установлен в память о солдатах, освобождавших нашу землю от немецко – фашистских захватчиков. Возле памятника установлены таблички с указанием, какие армии, дивизии и батальоны освобождали Спас-Деменск от фашистов.

Аллея  героев - здесь установлены стелы с именами спасдеменцев - Героев Советского Союза .Есть стелы  с именами воинов , погибших в Афганистане , стела сотрудникам правоохранительных органов, установлен бюст Герою Социалистического труда Белобородову.

Памятник узникам фашистских концлагерей  - Многие наши жители старшего поколения побывали в фашистской неволе.  Этот памятник -  дань уважения и признательности за силу духа, стойкости и терпение тех, кто  верил, что мы победим.

Памятник воинам  автомобилистам.

Офицерское кладбище- 

Памятник жертвам фашизма- как дань памяти о всех погибших в страшные дни ВОВ. Все торжественные шествия в День Победы заканчиваются  здесь, у памятника жертвам фашизма.

Воспитатель: Бережно храним мы память о ой великой Победе  нашего города и района и стараемся продолжать их добрые дела.

  Воспитатель: Молодцы с заданием вы  справились (пазл)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.

Ребята, чтобы отправиться в путь, надо сказать:

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ВЕДУТ МЕНЯ. ВЕДУТ

СПАС-ДЕМЕНСКИЕ УЛОЧКИ ЗОВУТ МЕНЯ, ЗОВУТ

Пятая  остановка «Улицы нашего города».

Воспитатель: На первый взгляд, улицы выглядят одинаково: расположены параллельно и перпендикулярно друг другу, застроены домами. Но каждая из них особенная, имеет свою историю и свое имя. Внашем городе 78 улиц и переулков.

А на какой улице находится детский сад.

Улица Советская -центральная улица города . Это самая большая улица в городе Спас-Деменске, она проходит через весь город. Длина улицы более четырёх километров.

Воспитатель: Для вас приготовлено ещё одно задание. Нам нужно сделать коллаж «Улица Советская нашего города».

На столе ватман с  силуэтами, изображениями  памятников, домов, достопримечательностей города Спас-Деменска. Возьмите по одному изображению, рассмотрите его, найдите очертание, силуэт своего изображения на ватмане и приклейте.

Посмотрите,  какая красивая улица у нас получилась. Как называется улица, которую мы сделали. Ребята а кто из вас живёт на улице Советской, поднимите руку.

Ребята, а вы знаете, как называются улицы, на которых вы живёте?

А вы знаете, почему так названа ваша улица?

Какие улицы нашего города вы еще знаете? (улица Садовая, Вишневая, Зелёная, Луговая, Подлесная, Цветочная, Лесная) 

Люди хотят, чтобы название улицы было красивым, а еще их так называют, если  рядом расположен сад, поле, луг. Растёт много цветов, много зелени.

Есть в нашем городе  улица Гоголя, Пушкина, Тургенева, Некрасова, Чехова, Толстого. Эти улицы названы в честь русских поэтов и писателей.

Есть в нашем городе  улицы Трегубова, Кирова, Соловьёва, Циолковского, Заслонова,  Аксёнова, Ленина . Ребята, эти улицы названы в честь людей, которые своими поступками, достижениями заслужили, чтобы о них всегда помнили, из поколения в поколение передавали рассказы об их подвигах, чтобы  они всегда служили для нас примером.

  Воспитатель: Молодцы с заданием вы  справились (пазл).

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями, а сейчас давайте из фрагментов соберем картину.

Собирают картину, что у нас на картине.(флаг города)

Ребята а давайте вспомним что означает красный цвет- символизирует жизнеутверждающую силу, труд, храбрость и мужество,

зеленый цвет символизирует сельское хозяйство, наличие леса на территории района, надежду и изобилие,

золотой цвет символизирует богатство, стабильность и великодушие

серебро символизирует доброту, чистоту, веру и совершенство,

изображение креста на красном  поле символизирует верность, умеренность, благоразумие, спасение и благополучие.

Воспитатель: в нашем городе еще очёнь много интересных мест, но наше путешествие подходит к концу, нам нужно отправить ответное письмо Исследователю. Давайте составим рассказ о нашем городе для Исследователя ? (Ответы детей.)

Рассказ по мнемотаблице.

Понравилась вам путешествие  по городу?

Какое задание, на ваш взгляд, было самым трудным? (Ответы детей)

- А с каким вы справились без затруднений? (Ответы детей).

На память о нашем путешествии вручаю вам буклеты  о городе Спас-Деменске. Они вам помогут рассказать родителям о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Ознакомление с качествами предметов" для детей младшего дошкольного возраста

Учить детей различать и называть качества "твердый", "мягкий", активизировать в речи детей слова "мнется", "нельзя мять". Развивать наблюдательность, внимание....

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с пространственной ориентацией и развитием математических представлений в средней группе.

Цель: закрепление знаний детей по данным областям познания.Задачи:   ·        Закрепить знания детей об овощах и фруктахЗакрепить знаний об условных обозна...

Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по ознакомлению с окружающим миром: «Ознакомление детей с миром природы».

: Формировать у детей начальные знания об окружающем мире, сформировать интерес к познанию всего того, с чем ребенок сталкивается каждый день. Научить детей отличать рукотворный мир, от природного мир...

Статья о проведении занятия по окружающему миру: "Ознакомление и сравнение со специальными транспортными машинами"

Занятие для детей младшего возраста и воспитателей по основам безопасности жизнедеятельности детей с целью повторения и закрепления правил дорожного движения....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ознакомление с природой) "Мусор нам не нужен, мы с природой дружим"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ознакомление с природой) "Мусор нам не нужен, мы с природой дружим"....

Конспект занятие по окружающему миру «Ознакомление с правилами ПДД»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди детей дошкольного возраста....