Консультация «Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
консультация по окружающему миру
В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от созданиянеобходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Основные из них, это учёт возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание педагогом возможностей и способностей каждого ребёнка. У каждого – свой темперамент, свои способности и возможности, а также интересы. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей помогает воспитателю подобрать посильное задание каждому ребёнку, включить его в деятельность, которая принесёт наибольший воспитательный эффект.
Воспитателю необходимо знать особенности формирования коллективных отношений в группе, статус каждого ребёнка в коллективе, что поможет ему найти правильный способ педагогического руководства дошкольниками.
Обобщая всё вышесказанное, очевидно, сколь велика роль взрослого, и не только в организации педагогической деятельности. Взрослый для ребёнка всегда является эталоном, образцом для подражания, особенно в дошкольном возрасте, характеризующимся стремлением выбрать свой стиль поведения, найти нужный тон взаимоотношения с окружающим его миром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от созданиянеобходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Основные из них, это учёт возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы дошкольниками, реализация краеведческого подхода, тесная связь с жизнью и трудом, взаимосвязь обучающей и нерегламентированной деятельности, использование примеров положительного отношения к природе педагога, взрослых и детей, формирование знаний о взаимосвязях и взаимоотношениях между природными компонентами.
Говоря о возрастных и психологических особенностях восприятия природы, следует отметить, что в дошкольном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью этого возраста. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.
Общение с природой вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей предполагает внимательное изучение и знание педагогом возможностей и способностей каждого ребёнка. У каждого – свой темперамент, свои способности и возможности, а также интересы. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. Знание индивидуальных особенностей детей помогает воспитателю подобрать посильное задание каждому ребёнку, включить его в деятельность, которая принесёт наибольший воспитательный эффект.
Воспитателю необходимо знать особенности формирования коллективных отношений в группе, статус каждого ребёнка в коллективе, что поможет ему найти правильный способ педагогического руководства дошкольниками.
Обобщая всё вышесказанное, очевидно, сколь велика роль взрослого, и не только в организации педагогической деятельности. Взрослый для ребёнка всегда является эталоном, образцом для подражания, особенно в дошкольном возрасте, характеризующимся стремлением выбрать свой стиль поведения, найти нужный тон взаимоотношения с окружающим его миром.
В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Важно показать детям и природоохранительную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и природных ландшафтов, прекрасных русских рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории, культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание и на отрицательные факты воздействия на природу, экологические трудности.
В содержание экологического воспитания включаются ценностно-нормативные аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.
Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними, в процессе которого дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
Главное в детском труде – радость ребёнка от участия в нём, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей.
Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо-плохо», «добро-зло», «красиво-некрасиво»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание надо уделять эстетическому и нравственному аспектам.
Прекрасное и эстетически возвышенное в отношении к природе неразрывно. Эмоционально-эстетическое при воспитании отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги. Они подчёркивают, что без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Дошкольники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Нравственная позиция ребёнка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Необходимо знакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребёнка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста."
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста ответственности за судьбу природы родного края, при...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Консультация для родителей “Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в летний период”
В летний период наиболее эффективными формами работы по экологическому воспитанию являются наблюдения в природе и труд в огороде и цветнике. Труд в огороде и цветнике способствуют всестороннему развит...

Консультация для педагогов: "Ознакомление детей с лекарственными растениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях...

«Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста», доклад
Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 19.03.2018г....
Консультация для педагогов на тему: «Возрастные особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
В ДОУ успех формирования экологической культуры зависит не только от того, как педагог понимает этот процесс, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс....

