Метеоплощадка в ДОУ как важная составляющая в работе по экологическому воспитанию дошкольников
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
статья содержит информацию как можно организовать работу по экологическому воспитанию в детском саду.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Метеоплощадка в ДОУ как важная составляющая в работе
по экологическому воспитанию дошкольников.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФОП ДО является правильная организация предметной-развивающей среды. Метеоплощадка является одной из важных составляющих в работе по экологическому воспитанию дошкольников. Метеоплощадка в детском саду - это комплекс различных приборов, измеряющих погодные условия, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Прогнозирование погоды - это доступная ребенку познавательная деятельность. Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументировано доказать неправомерность предположения.
Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»). Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.
Основные формы работы с детьми на метеоплощадке:
- экскурсии на метеостанцию;
- беседы;
- развивающие и подвижные игры;
- эксперименты и опыты;
- наблюдение;
- дидактические игры;
- чтение природоведческой литературы;
- слушание музыки;
- организованная образовательная деятельность на метеоплощадке;
- организованная образовательная деятельность в группе.
Основные методы работы с детьми на метеоплощадке:
- словесный метод;
- наглядный метод - использование наглядных пособий (рисунки, фотографии и т.д.);
- проектная деятельность;
- досуги;
- самостоятельная деятельность детей;
- совместная со сверстниками деятельность;
- совместная деятельность с семьей.
Все перечисленные методы и соответствующие приемы используются в тесной взаимосвязи друг с другом, подбираются с учетом стоящих задач, этапа обучения, подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательная деятельность проводится на метеоплощадке воспитателями – экологами, ведение календаря погоды и ежедневных наблюдений за погодой осуществляется воспитателями старших и подготовительных групп на прогулке. В конце месяца - анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.
В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.
На занятиях и экскурсиях знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитание уважения к предкам, обеспечение связи поколений.
Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов,песенок, загадок о природе.
Эксперименты и опыты проводим непосредственно на метеоплощадке или в уголке экспериментирования. Эта форма работы доступна и интересна ребенку и развивает его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение предполагать, анализировать, сопоставлять, делать умозаключения, выводы.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей планируется использовать как традиционные формы (консультации, беседы, рекомендации), так и нетрадиционные (День открытых дверей, День замещающего воспитателя):
∙€Анкетирование «Экологическое воспитание в семье»;
∙€Привлечение родителей к созданию метеоприборов - осадкомер, снегомер, ветрячки, султанчики, ловец облаков, планшет «Снежинка».
∙€Рекомендации по наблюдениям в природе.
∙€Рекомендации по чтению природоведческой литературы.
∙€Папка-передвижка «Народные приметы о погоде».
∙€Консультации «Как организовать мини-метеостанцию дома», «Растения – метеопомошники», «Птицы - метеорологи».
∙€Буклет «Необычные природные явления».
На консультациях обращаем внимание родителей на то, что прогулку на природе целесообразно связывать с чтением книг, стихов и загадок, с рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея, прошлись босиком по песку, траве, воде и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит и послушай журчание ручья, шопот дождя, шум ветра и тд.
В результате проделанной работой в ДОУ и совместной работой с родителями дети умеют работать с приборами, составлять прогноз погоды и отражают его в календаре погоды; знают некоторые приметы, пословицы, поговорки о погоде; активно участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, а также в коллективных наблюдениях, беседах, играх.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников "Ребёнок открывает мир природы"
Данная программа состоит из пояснительной записки, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Представленная программа экологического воспитания - это систематизация и изложение нако...
Этюды используемые в работе по экологическому воспитанию дошкольников
ЭТЮДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Мини - Этюды используемые в работе по экологическому воспитанию дошкольников
МИНИ - ЭТЮДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Система работы по экологическому воспитанию дошкольников
В данном материале представлен мой опыт работы с выделением проблем, задач по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".
Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Мастер-класс по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной компетентности по использованию разнообразныхинновационных форм и методов работы по экологическому воспитанию дошкольников»
представила опыт практических результатов профессиональной деятельности на городском методическом объединении для педагогов по познавательному развитию дошкольников «Повышение профессиональной к...
