Конспект по ФЦКМ в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Максименкова Виктория Андреевна

Расширение представлений об осени как времени года, о характерных признаках осени 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ftskm_v_starshey_gruppe.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

 Максименкова Виктория Андреевна.

Дата проведения: 24.09.25.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Тема недели: "Что нам осень принесла".

Тема занятия: "Осенние дары".

Возрастная группа: 5 - 6 лет.

Вид занятия: ФЦКМ (формирование целостной картины мира).

Цель занятия: расширение представлений об осени как времени года, о характерных признаках осени посредством беседы, наглядного пособия, дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования, элементов продуктивной деятельности

Задачи занятия:

Образовательные: систематизировать и расширять представления детей об экологических сообществах «Лес» и его объектах; учить выделять сезонные изменения; продолжать учить детей классифицировать растения и животный мир; закреплять и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, о диких животных, об овощах, фруктах, грибах; закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе; продолжать формировать у воспитанников речь, учить связно отвечать на поставленные вопросы.                      Развивающие: развивать умение ориентироваться в заданиях различных форм и содержания (карточки); развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление; развивать творческое воображение и мелкую моторику рук, координацию движений пальцев рук; упражняться в чётком звукопроизношении; развивать любознательность, быстроту реакции, зрительное восприятие.

Воспитательные: воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать; воспитывать умение доводить начатое дело до конца; воспитывать самостоятельность, отзывчивость, доброжелательность; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.

Дополнительные задачи:

Продуктивные задачи: технические: закреплять умения приклеивать детали. Изобразительная: закреплять умения составлять композицию.

Игровая задача: рассортировать грибы по группам: съедобные и несъедобные.

Дидактическая задача: организовать и провести дидактическую игру "Съедобное - несъедобное".

Словарная работа: листопад, осень.

Планируемый результат занятия: дети будут иметь представления об осени как времени года, о характерных признаках осени посредством беседы, наглядного пособия, дидактической игры с использованием  ИКТ - оборудования, элементов продуктивной деятельности.

Подготовительная работа:  наблюдение за явлениями природы на прогулке, беседы о признаках осени, о жизни животных с наступлением осени, чтение рассказов о животных, рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы», об осени, беседа по их содержанию; чтение художественной литературы про осень; дидактические игры по данной теме.

Материалы и оборудование: дидактический материал: плакат фруктов и овощей, силуэты осенних листьев , муляж гриба, знаки правил поведения в лесу, корзина с овощами и фруктами, обручи 3 шт, конверты, послание от Мудрой Совы.

Раздаточный материал: листы А4, вырезанные осенние листики, клей, клеёнка, салфетки.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога 

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организовать детей, создать интерес к дальнейшей деятельности.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие:

Встанем дружно все в кружок,

Получился хоровод,

Мы друг другу улыбнемся,

Подмигнем и засмеемся!

Приветствие.

Становятся в круг.

Приветствуют друг друга.

Подготовка к предстоящей деятельности.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.

Учиться искать пути решения проблемы.

- Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите? Сегодня мы с вами не будем заниматься, а отправимся в очень познавательное путешествие, пойдем в осенний лес к Мудрой Сове. Я от неё получила загадочное приглашение. Она ждет встречи с нами и приготовила много заданий по дороге к ней. Впереди у нас много остановок. Готовы?

Словесный метод (беседа о проблеме).

Внимательно слушают проблемную ситуацию.

Мотивация детей на дальнейшую совместную деятельность.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Знакомство детей с материалом и закрепление того. как с ним обращаться.

Снять напряжение.

Раз мы собрались в путешествие, то поиграем в игру.

Проводится игра «Что возьмем с собой в поход?» (Называю я предмет и дети выясняют, подходит он или нет, если "да" - в ладоши хлопают, а если "нет" - ногою топают)                              Котелок, утюг, расческа,                       Пылесос, веревка, соска.                       Вездеход, бинокль, духи,                                 Две засушенных блохи,                         Носовой платок, подушка,                          Ласты, мяч, коньки и клюшка,              Молоток, кусачки, нож,                                       Ну а соль с собой возьмешь?                      Спички, гвозди, сала шмат -                             Вот и собран наш отряд.                     Молодцы, все нужно взяли.                       Чтобы стать участником путешествия, нужно вспомнить правила поведения в природе:  не мусори; не шуми;  не разоряй муравейники; не разоряй птичьих гнезд; не трогай птенцов; не лови насекомых; не срывай паутину, не уничтожай пауков; не сбивай грибы; не забирай домой лесных жителей; не ломай ветки; не рви цветы; не повреждай кору деревьев; не вырывай ягодники.(Дети смотрят на рисунки запрещающих знаков и объясняют, что нельзя делать в лесу и почему).

Игровой метод.

Словесный метод (объяснение).

Художественное слово (стихотворение).

Наглядный метод (значки).

Слушают воспитателя. Знакомятся с данным материалом.

Играют в игру и выбирают подходящие слова.

Вспоминают правила поведения в лесу.

Ознакомление с материалом. Подготовка к работе.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Практическое выполнение заданий и условий педагога.

Теперь можно отправляться. Поехали. Проезжаем мимо ДАЧ и ОГОРОДОВ. Выйдем на остановке, посмотрим, что за сюрпризы нам Осень приготовила.     Что ждет нас осенью на дачах, в полях и огородах, что поспевает в садах? (Урожай). Ребята, вспомните, какое сейчас время года? А месяц? Как осень можно по - другому назвать? Правильно, это - щедрая пора года. И осенью люди собирают большой урожай, Давайте посмотрим, что же лежит в корзине. (Показ плаката "Овощи и фрукты") Давайте вместе посмотрим, что здесь есть. (Предлагаю детям вспомнить названия овощей и фруктов. Дети делятся на две команды и раскладывают в один обруч «овощи», в другой «фрукты». Задание выполняют под музыку для эстафет). (На дне корзинки нашли конверт).  Ребята, здесь конверт.. (Конверт забирают с собой). Путешествие наше продолжается. Идем дальше.

Остановка ЛЕС.                                              - Какая осень бывает? (Дети рассматривают картины разной осени: ранняя, золотая, поздняя).                         -Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей). (Обращаю внимание детей на листья, которые рассыпаны ) -Интересно, с каких деревьев эти листья?                                                 Проводится игра «С какой ветки эти детки?»                                                 Описание игры: На полу рассыпаны листья разных деревьев, вырезанные из цветной бумаги. В центре 3-х обручей становятся 3 ребенка: дубок, березка, клен (держат эмблему с заданным деревом). Остальные дети раскладывают «опавшие» листья под каждым деревом. (Получили конверт)                                                                                   А это что за грибок на дереве повис? Как он тут оказался? (Белка оставила) Зачем? (Запасла на зиму). А давайте поможем белке собрать грибы, а то одного ей будет мало, зима длинная. Проводится интерактивная игра «Съедобное/ несъедобное»                  (Техника безопасности перед работой с экраном)                                              Описание игры: детям надо собрать грибы съедобные в корзину, называя их.(Во время сортировки грибов, замечаю, что дети не берут мухоморы, ложные опята и волоконницу волокнистую) Почему мухоморы не берете? (ответы детей). Молодцы! Идем дальше! (Получили конверт)                                               Гимнастика для глаза                  «Листопад»:                                             Листопад, листопад (движения глазами вверх-вниз)
Листья жёлтые летят (движения глазами влево-вправо)
Жёлтый клён, жёлтый бук (движения глазами вверх, по кругу)
Жёлтый в небе солнца круг (движения глазами вниз, вдаль)
Вся земля желта кругом (движения глазами по кругу).
                              Остановка Листопад. Элементы продуктивной деятельности. (Перед детьми листы А4 и вырезанные листья из бумаги. Дети создают композицию из листьев, чтобы получился листопад) Пальчиковая гимнастика                 "Собираем листочки"                                                        Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)                                      Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)                                  Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)                                  Листья рябины                                                 Листики тополя,                                                 Листья осины,                                         Листики дуба мы соберём,                           Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем) 

(Техника безопасности перед работой с клеем) Теперь приступаем к работе. Берём клей и аккуратно приклеиваем каждый листок на бумагу.

-Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.  (Забирают последний конверт) Мы собрали с вами все конверты и пора нам возвращаться.                                           Ну вот мы вернулись в детский сад, выполнили все задания и за это получили конверты). Давайте откроем, посмотрим, что там в конвертах. (вскрывает конверты). Посмотрите здесь фрагменты картинок, надо их сложить. (Складывают, получается изображение совы) Посмотрите кто это?(Сова). Ребята, это мудрая сова. Сова символизирует мудрость, ум, стремление к новым знаниям. А еще она нам оставила послание.                           Читаю послание: Здравствуйте, ребята! Я - Мудрая сова. Я прилетаю в гости к тем детям, которые много знают и желают познавать новое. Вы именно такие! Пока вы проходили все задания, я надела шапку-невидимку и внимательно наблюдала за вашими победами. Вы справились со всеми трудностями: ловко прошли все остановки и дружно выполнили приготовленные мною задания. Молодцы! Мы молодцы. Погуляли по осеннему лесу, не нарушая его правил, вспомнили все осенние приметы.

Словесный метод (пояснение).

Наглядный метод (корзина с овощами и фруктами, плакат).

Наглядный метод (обручи).

Словесный метод (вопросы).

Игровой метод.

Словесный метод (объяснение).

Игровой метод.

Словесный метод (указания).

Наглядный метод (показ движений).

Наглядный метод (показ движений).

Словесный метод (указания).

Словесный метод (указания).

Наглядный метод (кусочки картинки).

Выполняют указания педагога. Слушают задание.

Рассматривают овощи и фрукты, называют их.

Участвуют в эстафете.

Отвечают на вопросы.

Играют в игру, слушают указания педагога и правила.

Слушают технику безопасности. Играют в игру. Отбирают съедобные грибы.

Выполняют движения за педагогом.

Выполняют движения за педагогом.

Слушают технику безопасности и выполняют работу.

Складывают картинку Мудрой Совы.

Выполнение заданий и создание композиции.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов. Рефлексия.

Кому мы с вами помогали? Что такое осень? Что мы с вами выполняли на листах ? А что больше всего понравилось? Что запомнилось?

Наше занятие окончено. До свидания!

Словесный метод (беседа).

Подводят итог занятия.

Подведение итогов. Рефлексия.

Студентка : Максименкова В.А. ___________        

Методист: Борщёва В.М. ___________                                                                                  

Воспитатель: Гребенюк Л.С. ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....

Конспект по ФЦКМ в старшей группе.

Конспект занятия позволит сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке. Выявление источников мусора в быту, в природе. Показать чем опасен, мус...

Конспект по ФЦКМ в старшей группе «Черное море»

Познакомить детей с версиями возникновения названия «Черное море»;продолжать формировать представления об обитателях Черного моря;Формировать эмоционально-положите...

Конспект по ФЦКМ в старшей группе Тема: «Весна».

Задачи:Образовательные: закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной;закрепить приметы весны, названия весенних месяцев; активизировать словарь по теме «Весна»...

Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе «Мир вокруг нас»

Конспект НОД  ФЦКМ в старшей группе«Мир вокруг нас»Цель:Познакомить с понятием «природа», «живая природа», «неживая природа».Задачи:Образ...

Конспект ОД ФЦКМ в старшей группе "Ознакомление с Красной книгой"

В данном конспекте идет интеграция экологии и ФЦКМ, а также ознакомление с краснокнижными животными Сахалинской области...

Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе. Тема: Рассказ о лягушке.

Задачи:1. Изменить у детей традиционно-неприязненное отношение к лягушкам.2. Уточнить и расширить представления детей о лягушке как безобидном и полезном в природе существе.3. Показать развитие лягушк...