Конспект ОД ФЦКМ в старшей группе "Ознакомление с Красной книгой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ильина Юлия Александровна

В данном конспекте идет интеграция экологии и ФЦКМ, а также ознакомление с краснокнижными животными Сахалинской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.45 КБ
Файл zanyatie.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

виды деятельности игровая, познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, , музыкальная, двигательная

Задачи:

Образовательные

  • Формировать представления о флоре и фауне находящейся награни вымирания, охраняемой государством
  • Закреплять знания о разновидностях животного и растительного мира
  • совершенствовать  навыки сопоставлять, сравнивать , анализировать

 Развивающие

  • Развивать сенсорное восприятие, логическое мышление
  • Развивать умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других участников команды

Воспитательные

  • Воспитывать   бережное  отношение к природе, особенно к представителям красной книги
  • Способствовать становлению у детей ответственности за окружающий мир и убеждению, что сохранение природы зависит от каждого.

Материалы: д/и «Пищевые цепочки», презентация, экологические знаки с правилами поведения в природе, несколько экземпляром Красной книги (разной)

Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу его передать вам.
Мы в кружок все соберемся. (Дети встают в круг.)
Дружно всем мы улыбнемся
И пожелаем друг другу, друзья,
Хорошего, светлого, радостного дня.

подходим к телевизору, там фото животных

Ребята, посмотрите, как прекрасны творения природы, представленные на фотографиях. Ими бы только восхищаться, если бы не одно обстоятельство - всем им угрожает исчезновение с лица Земли.

Педагог читает стихотворение:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Педагог:

- Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе раны. Назовите их.

Ответы детей:

1. Люди строят города, прокладывают дороги. Всё это для жизни необходимо, но при этом уничтожаются леса. Много деревьев вырубают для получения древесины. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов.

2. От работы заводов, автомобилей загрязняется воздух.

3. Авария на нефтяном танкере, тысячи тонн нефти разливается в море, погибают птицы, рыбы, животный и растительный мир моря.

4. Огромный ущерб лесу приносит пожар. 

5. Тысячи животных истребляются браконьерами.

Педагог:

- Задумались люди – как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного вида живого существа?

Педагог:

- И что ученые решили сделать?

Дети:

- Ученые решили создать Красную книгу.

Педагог читает стихотворение:

Красная книга – Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже миг,

Все живое зовет хранить!

Педагог:

- Зачем нужна Красная книга?

Дети:

- В Красную книгу заносят животных и растения, которым угрожает большая опасность!

Педагог:

- Правильно, Красная Книга - это перечень редких и исчезающих видов растений и животных. Красная Книга рассказывает о месте обитания, их

численности и о причинах её сокращения.

- Почему выбран именно красный цвет? О чем цвет книги нас предупреждает?

Дети:

- Красный цвет – сигнал опасности!

- Он предупреждает нас, людей, что этих растений и животных осталось мало на Земле, их надо спасать.

Педагог:

- Мы сейчас с вами рассмотрим Красную книгу России. Посмотрите – столько много страниц уже заполнено.

Воспитатель открывает Красную книгу, показывает детям.
Воспитатель: Давайте откроем эту книгу. Посмотрите, вы видели этих животных, птиц, растения? Фото прилагается
Дети: Нет.
Воспитатель: Эти животные, птицы вымерли, растения исчезли, потому что раньше не было такой Красной книги. Люди не знали, что их осталось очень мало и они нуждаются в охране. Как вы думаете, что случится с остальными животными, птицами и растениями, если мы не будем их защищать?
Дети: Растения исчезнут, в лесах не будет животных, не будут петь птицы, не будут цвести красивые растения.
Воспитатель: Давайте познакомимся с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу и которые нуждаются в нашей защите.

Показ и обсуждение в презентации

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть. «Плавает, бегает, летает». Если воспитатель называет рыбу, то дети показывают движения рыб, животное – бег на месте, птица – имитируют полёт птицы.

Воспитатель: На земле много животных и растений, есть хищники, есть травоядные. А что будет, если кто-то исчезнет?

Дети:

Воспитатель: Давайте поиграем и подумаем

Игра «Пищевые цепочки»

Педагог: Мы знаем, что охрана животных и растений из Красной книги – проблема государственная, а мы с вами, чем можем помочь природе?

- Давайте сформулируем несколько основных правил поведения в природе.

Раздать знаки и по ним пусть отвечают

  1. Не рви цветы, не ломай деревья.
  2. Не разоряй гнезда и муравейники.
  3. Оберегай растения и животных, особенно занесенных в Красную книгу.
  4. Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев. Перед уходом костер алей водой и засыпь землей.
  5. Не жги весной траву, так как от нее может загореться лес.
  6. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.
  7. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.
  8. Не шуми и не тревожь обитателей леса.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие по страницам Красной книги?
Дети: Да.
Воспитатель: А почему эта книга названа Красной?
Дети: Эта книга называется Красной, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых осталось очень мало, их нужно защищать, относиться к ним бережно.
Воспитатель: Какие животные, птицы и растения вам запомнились? Почему?
Дети: Бобры, белый медведь, дятел, ландыш…
Воспитатель: А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?
Дети: Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем бережно относиться к природе, будет страдать все живое на Земле.
Воспитатель: Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям, когда станете взрослыми?
Дети: Я вырасту и стану ученым и буду помогать сохранять природу. А я буду работать в зоопарке, буду разводить новых животных. А я хочу быть лесником и защищать лес от браконьеров!
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с интересной и важной книгой. Теперь она всегда будет находиться в нашем книжном уголке. Вы расскажите о ней своим родителям. Ребята, скажите, если у вас была возможность написать свое правило в красную книгу, что бы вы написали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Разрушение мест обитания животных

Слайд 7

Ученые мира в 1966 году создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее Красная книга.

Слайд 8

Восточносибирская росомаха Редкая, слабо изученная островная форма с сокращающейся численностью. На охоте росомаха беспощадна и изобретательна. Очень вынослива, способна часами преследовать жертву и загонять до полного изнеможения даже таких прекрасных бегунов, как олень, коза, лось. Она подолгу поджидает добычу или идёт по следам рыси и подбирает недоеденные ею остатки добычи . И всё же, несмотря на хищнический нрав росомахи, она легко приручается и охотно живёт рядом с человеком. Становится послушной и ласковой. Охота на росомаху запрещена. Принятые меры охраны. В 1997 году подвид исключён из объектов охотничье-промысловой добычи на территории Сахалинской области. Незначительная часть поголовья охраняется на территории государственного заповедника « Поронайский ». Занесена в Красную книгу Сахалинской области

Слайд 9

Сахалинский осётр Сахалинский осётр — очень редкий малоизученный вид осётра, находящийся под угрозой исчезновения. Достигает максимальной длины 2 м и веса 60 кг . Обитает в водах Японского и Охотского морей и Татарского пролива . Причины изменения численности и распространения: Главная причина - браконьерский вылов, а также загрязнение нерестовых рек нефтепродуктами.

Слайд 10

Рысь Основной пищей этому животному служат лисицы, зайцы. Ловит она кабарожек и телят оленей. Она почти не имеет врагов и только изредка гибнет в волчьих зубах. Принятые меры охраны – не принимались. Рысь занесена в Красную книгу Сахалинской области.

Слайд 11

Хвостоносец синий Самая крупная дневная бабочка России. В России этот вид можно встретить лишь на Южном Сахалине и островах Кунашир, Итуруп и Шикотан, там, где растет дерево бархат сахалинский . Гусеница синего хвостоносца кормится только его листьями и ничем другим.

Слайд 12

Игра «Плавает, бегает, летает»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский. Среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста. КРАСНАЯ КНИГА РОССИИ. ОХРАНА РЕДКИХ ЛЕСНЫХ ЖИВОТНЫХ

Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов   животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, друг...

Конспект НОД по экологическому воспитанию на тему: «Красная книга» В старшей группе

Конспект НОД по экологическому воспитанию на тему: «Красная книга»В старшей группе Воспитатель Мищенко О.В.Возрастная категория: старший возраст.Образовательная область: поз...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Открывая Красную книгу".

Цель:Формирование понятия "Красная книга".Задачи:1. Познакомить детей с Красной книгой, особенностьями окраски ее страниц.2. Расширять представления детей о взаимосвязях  животных со ср...

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе "Животное Красной книги.Панда"

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе "Животное Красной книги.Панда"...

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе "Растение Красной книги: водяная лилия (кувшинка)"

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе "Растение Красной книги: водяная лилия (кувшинка)"...

Конспект комплексного занятия "Кто в лесу главный? Красная книга. Заповедники" по ознакомлению с природой и развитию речи в старшей группе.

Во время занятия дети узнают о роли и значении Красной книгии работе заповедников в вопросах охраны природы,узнают о профессии лесника,о том, что многие животные и растения являются редкими и нуждаютс...