Конспект по ФЦКМ в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширение представлений о временах года, о характерных признаках времён года.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Максименкова Виктория Андреевна.
Дата проведения: 02.04.25.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Тема недели: "Весна пришла, радость принесла".
Тема занятия: "Времена года".
Возрастная группа: 5-6 лет.
Вид занятия: ФЦКМ (формирование целостной картины мира).
Цель занятия: расширение представлений о временах года, о характерных признаках времён года посредством беседы, создания интеллект -карты,
работы с теллурием "Солнечная система", дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования, элементов продуктивной деятельности.
Задачи занятия:
Образовательные: расширять знания детей о временах года, их чередовании и характерных признаках; совершенствовать умение связно и последовательно излагать свои мысли, полно отвечать на поставленные вопросы; формировать представления детей о временах года.
Развивающие: развивать познавательно-речевую активность и любознательность детей; развивать эстетическое восприятие детей через художественное творчество; побуждать воспитанников выражать свое отношение к продуктивной деятельности, побуждать свободно мыслить, фантазировать; развивать мелкую моторику рук и координацию движений пальцев рук, глазомер; развивать наблюдательность и кругозор; развивать связную речь.
Воспитательные: вызывать у детей чувство восхищения красотой природы; воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать; воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать бережное отношение к природе.
Дополнительные задачи:
Продуктивные задачи: техническая: закреплять умение приклеивать детали. Изобразительная: закреплять умение составлять коллажи по временам года.
Дидактическая задача: организовать и провести дидактическую игру "Когда это бывает?".
Игровая задача: соотнести картинки природных изменений с картинками времён года.
Словарная работа: весна, признаки весны, коллаж, теллурий, сезонные явления.
Планируемый результат занятия: дети будут иметь представления о временах года, о характерных признаках времён года посредством беседы, создания интеллект -карты, работы с теллурием "Солнечная система", дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования, элементов продуктивной деятельности.
Подготовительная работа: разработка технологической карты и оборудования, создание интеллект - карты, беседа о временах года, загадывание загадок о временах года. Коллажи по временам года.
Материалы и оборудование: дидактический материал: ИКТ - оборудование, д/и "Когда это бывает?", теллурий "Солнечная система", карточки признаков весны для создания интеллект - карты, листочки с загадками, магнитная доска, дерево. Раздаточный материал: карточки по временам года для коллажей, клей, салфетки, клеёнки, 4 ватмана, цветные жетоны с коробочкой для распределения по подгруппам.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания детей. Формирование интереса к теме занятия. Создание эмоционального настроя. | - Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие: «Круг радости» В круг широкий вижу я Встали все мои друзья Мы сейчас пойдём направо А теперь пойдём налево В центр круга соберёмся И на место все вернёмся Все друг другу улыбнёмся. -Сегодня у нас с вами необычное занятие, мы побудем сегодня исследователями. А вот что мы будем исследовать вы узнаете, если подойдёте к дереву. | Словесный метод (беседа). | Становятся в круг. Приветствуют друг друга. Внимательно слушают и отвечают на вопросы, участвуют в беседе. | Подготовка к предстоящей деятельности. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. Учиться искать пути решения проблемы. | Обратите внимание, что на дереве нет листиков. Давайте вместе с вами оденем наше дерево и мы посмотрим каким оно станет. Для этого вам надо отгадать загадки. За каждый ваш правильный ответ, я буду давать вам зелёненький листочек и вы будете прикреплять на дерево. 1) За окном весёлых птичек стая, 2) В чистом небе солнце светит ярко, можно искупаться: очень жарко, нравится мне время года это Угадали? Это... (Лето). 3) С веток листья быстро облетели, Дождь с утра и в тучах неба просинь. В огороде овощи поспели, По приметам видно — это…(Осень). 4) Белый снег покрыл поля и сёла, - Все загадки отгадали. Что же объединяет все слова - отгадки? (Это четыре времени года). - Теперь вы можете сказать, что мы сегодня будем исследовать? (Да, времена года). | Словесный метод (беседа о проблеме). Наглядный метод (дерево). Наглядный метод (листочки с загадками). Художественное слово (загадки). | Внимательно слушают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы. Отгадывают загадки. Дети прикрепляют по одному листочку за каждую отгаданную загадку о временах года. | Актуализация имеющихся знаний об особенностях времён года. Мотивация детей на дальнейшую совместную деятельность. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Дать представления по теме. Создать правильную организацию восприятия, понимания для воспроизведения. Расширить представления о весне как времени года, о характерных признаках весны. Развивать связную речь | А какое сейчас время года? (Весна). Какие признаки весны вы знаете? Интеллект - карта "Признаки весны". Перед вами магнитная доска и карточки с весенними признаками. Оформим с вами интеллект - карту. В центре у нас будет слово "Весна", от неё будут идти стрелочки и дальше будем прикреплять признаки весны. (После работы). Давайте назовём признаки весны, но каждое предложение начинаем со слова "весной". | Наглядный метод (карточки с признаками весны, магнитная доска). Словесный метод (указания). Практический метод. | Отвечают на вопросы. Создают интеллект - карту на магнитной доске. Дети, опираясь на интеллект - карту, составляют предложения, начиная каждое предложение с определённого слова. | Изучение темы. Ознакомление с материалом. Расширение представлений о весне как времени года, о характерных признаках весны. Развитие связной речи. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Практическое выполнение. Показать детям зависимость смены времён года от вращения Земли вокруг Солнца, используя теллурий. Доказать опытным путём. Закрепить знания о характерных особенностях времён года. Создать коллажи по временам года. | В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень многие явления природы связаны со сменой времён года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными). Как вы думаете, почему происходит смена времён года? Работа с теллурием "Солнечная система". Это происходит потому, что Земля, обращаясь вокруг Солнца, совершает полный оборот вокруг него за год. Земля освещается Солнцем по - разному. Когда к Солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света - здесь лето. В Южном полушарии в это время - зима. Через полгода южное полушарие будет больше освещено Солнцем, и теперь здесь лето, а в северном полушарии - зима. если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года. Интерактивная игра "Когда это бывает?" Воспользуемся экраном и поиграем в игру. Перед вами картинки времён года. Ваша задача - соотнести соответствующую картинку с временем года. (Гимнастика для глаз). Элемент продуктивной деятельности Оформим с вами коллажи по временам года. Перед вами 4 ватмана, карточки к каждому времени года, клей, клеёнки, салфетки. Но для начала поделимся с вами на 2 подгруппы при помощи жетонов, которые лежат в коробочке. Если попадается синий жетон - зима, зелёный жетон - лето, розовый жетон - весна и оранжевый жетон - осень. Каждая подгруппа будет выполнять два коллажа. Перед работой подготовим наши пальцы к работе. Пальчиковая гимнастика «Времена года»: Круглый год, круглый год! (Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем). За зимой весна идёт, (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными на каждое время года). А за весною следом (Повторяют движение). Торопится к нам лето. И у кого не спросим — (Повторяют движение). Идёт за летом осень. А за осенью сама (Повторяют движение). Вновь идёт, спешит зима. Выполняем всё аккуратно и друг другу не мешаем. Включу музыку, чтобы было веселее. (Техника безопасности). После работы каждая подгруппа представит продукт деятельности и кратко о нём расскажет. | Словесный метод (рассказ). Наглядный метод (теллурий). Практический метод. Игровой метод. Наглядный метод (демонстрация экрана). Наглядный метод (показ движений). Словесный метод (указания). Наглядный метод (показ движений). Музыкальное сопровождение. Словесный метод (разъяснение). Практический метод. | Внимательно рассматривают теллурий - прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси. Слушают рассказ педагога. Дети рассматривают картинки и соотносят их с временем года. Выполняют движения за педагогом. Внимательно слушают указания педагога. Выполняют движения за педагогом. Выполняют коллажи по временам года. | Выполнение работы. Ознакомление детей с зависимостью смены времён года от вращения Земли вокруг Солнца, используя теллурий. Доказательство опытным путём. Закрепление знаний о характерных особенностях времён года. Создание коллажей по временам года. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта. | - Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Кем мы с вами побывали? Чему новому научились? Какой продукт деятельности получился сегодня? Что вам понравилось больше всего? Что для вас было лёгким? А что было трудным? Спасибо за занятие! До свидания! | Словесный метод (беседа). | Участвуют в беседе, оценке работы, подведении итогов. | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта. |
Студентка : Максименкова В.А. ___________
Методист: Тимофеева С.Б. ___________
Воспитатель: Стыденко А.А. ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»
Конспект по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Животные севера»....

Конспект по ФЦКМ в старшей группе.
Конспект занятия позволит сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке. Выявление источников мусора в быту, в природе. Показать чем опасен, мус...

Конспект по ФЦКМ в старшей группе «Черное море»
Познакомить детей с версиями возникновения названия «Черное море»;продолжать формировать представления об обитателях Черного моря;Формировать эмоционально-положите...
Конспект по ФЦКМ в старшей группе Тема: «Весна».
Задачи:Образовательные: закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной;закрепить приметы весны, названия весенних месяцев; активизировать словарь по теме «Весна»...

Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе «Мир вокруг нас»
Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе«Мир вокруг нас»Цель:Познакомить с понятием «природа», «живая природа», «неживая природа».Задачи:Образ...

Конспект ОД ФЦКМ в старшей группе "Ознакомление с Красной книгой"
В данном конспекте идет интеграция экологии и ФЦКМ, а также ознакомление с краснокнижными животными Сахалинской области...

Конспект НОД ФЦКМ в старшей группе. Тема: Рассказ о лягушке.
Задачи:1. Изменить у детей традиционно-неприязненное отношение к лягушкам.2. Уточнить и расширить представления детей о лягушке как безобидном и полезном в природе существе.3. Показать развитие лягушк...
