Конспект по ПИД в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление с обычаями и традициями празднования Пасхи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Максименкова Виктория Андреевна.
Дата проведения: 16.04.25.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие.
Тема недели: "Традиции Пасхи".
Тема занятия: "Пасха".
Возрастная группа: 5-6 лет.
Вид занятия: ПИД (поисково - исследовательская деятельность).
Цель занятия: ознакомление с обычаями и традициями празднования Пасхи посредством беседы, создания интеллект - карты, проведения опытов, дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования, элементов продуктивной деятельности.
Задачи занятия:
Образовательные: познакомиться с обычаями и традициями празднования Пасхи; познакомить детей со смыслом главного праздника христианства — Пасхой; познакомить с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника; учить детей рассказывать по сюжетным картинам, способствовать развитию речи как средству общения; совершенствовать работу с пластилином; закрепить знания об обычаях и традициях празднования праздника «Пасха».
Развивающие: развивать интерес к творческой деятельности и стремление участвовать в ней; развивать кругозор о народных обычаях и традициях; развивать память, мышление, творческое воображение и мелкую моторику рук, координацию движений пальцев рук.
Воспитательные: воспитывать художественный вкус, любовь, уважение к своей стране и истории русского народа; воспитывать художественный вкус, любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Дополнительные задачи:
Продуктивные задачи: техническая: закреплять умение составлять композицию. Изобразительные: закреплять умение создавать образ пасхального яйца, используя заготовку из картона; закреплять умение выполнять узор при помощи пластилина.
Дидактическая задача: организовать и провести дидактическую игру "Пасха".
Игровая задача: соотнести картинку с праздником.
Словарная работа: кулич, крашенка, Пасха, пост, писанки.
Планируемый результат занятия: дети ознакомились с обычаями и традициями празднования Пасхи посредством беседы, создания интеллект - карты, проведения опытов, дидактической игры с использованием ИКТ - оборудования, элементов продуктивной деятельности
Подготовительная работа: разработка технологической карты и оборудования, беседа по теме "Праздник Пасха", рассматривание иллюстраций, составление интеллект - карты, д/и "Пасха", оформление пасхального яйца "Пасхальный сувенир", оформление подставки для яиц "Пасхальная курочка".
Материалы и оборудование: дидактический материал: ИКТ - оборудование, д/и "Пасха", магнитная доска, портрет, карточки "Традиции Пасхи" для создания интеллект -карты. Раздаточный материал: салфетки, клеёнка, заготовки из картона в форме яйца, пластилин, фломастеры, дощечки, подставки для яиц, пластмассовые стаканы, соль, ложки, яйца, распечатки "Пасхальная курочка", геом. фигуры.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания детей. Формирование интереса к теме занятия. Создание эмоционального настроя. | Приветствие: «Круг радости» В круг широкий вижу я Встали все мои друзья Мы сейчас пойдём направо А теперь пойдём налево В центр круга соберёмся И на место все вернёмся Все друг другу улыбнёмся. - Ребята, как вы думаете, о каком празднике мы сегодня будем говорить? - Какой светлый праздник мы скоро будем отмечать? 20 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа добра над злом. | Словесный метод (беседа). | Становятся в круг. Приветствуют друг друга. Внимательно слушают и отвечают на вопросы, участвуют в беседе. | Подготовка к предстоящей деятельности. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме. Учиться искать пути решения проблемы. | - Ребята, где мы оказались сегодня? (русской избе). Почему так решили? Чем отличается интерьер избы от современной квартиры нашей с вами? Красному гостю - красное место - так говорили в старину на Руси. Ребята, я узнала, что в музее не хватает помощников - подмастерьев для подготовки к Пасхе. Что же делать? Станем с вами помощниками музея. | Словесный метод (беседа о проблеме). | Внимательно слушают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы. | Мотивация детей на дальнейшую совместную деятельность. Актуализация имеющихся знаний о традициях празднования Пасхи. Воспитание желания помочь. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Дать представления по теме. Создать правильную организацию восприятия, понимания для воспроизведения. Систематизировать и визуализировать детские инициативы. Учить последовательно выстраивать свою работу. . | Ребята, а какие традиции есть в вашей семье? Что ваши бабушки и мамы делают в этот день? Ребята, очень интересные традиции. Да, в этот день всей семьёй ходят в храм, а потом собираются за праздничным столом и кушают вкусные куличи и красивые яйца. Стараются пригласить всех родных, и бабушек и дедушек и тётушек и дядюшек. Стол накрывают все вместе, и дети тоже помогают. Красят яйца и пекут куличи накануне праздника. Все, кто приходят в гости в этот день – дарят яйца друг другу. Говорят при этом: «Христос воскрес!» А ему отвечают: «Воистину воскрес!» А вы помогаете родителям готовиться к празднику? Интеллект - карта "Традиции Пасхи". Перед вами магнитная доска и карточки с традициями Пасхи. Оформим с вами интеллект - карту. В центре у нас будет слово "Пасха", от неё будут идти стрелочки и дальше будем прикреплять те карточки, которые подходят к празднику. (После работы). Давайте назовём традиции Пасхи, но каждое предложение начинаем со словосочетания "На Пасху принято". | Словесный метод (рассказ). Наглядный метод (карточки с традициями Пасхи, магнитная доска). Словесный метод (указания). Практический метод. | Отвечают на вопросы. Создают интеллект - карту на магнитной доске. Дети, опираясь на интеллект - карту, составляют предложения, начиная каждое предложение с определённого словосочетания. | Изучение темы. Ознакомление с материалом. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Познакомить детей с историей возникновения традиции окрашивания яиц. Показать способ определения варёное / сырое яйцо. Познакомить с понятием «плотность воды», наглядно выявить различия плотности пресной и солёной воды. Выполнение подставок для яиц и пасхальных яиц. | Как вы считаете зачем люди красят яйца на Пасху? На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) пришла к римскому императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!» и в дар преподнесла белое куриное яйцо. Но Тиберий сказал, что не верит в Воскрешение Христа, как и в то, что белое яйцо может превратиться в красное. И яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос. Позже яйцо стали окрашивать не только в красный, но и другие цвета, рисовали растительные и геометрические узоры. На самом деле яйцо - уникально. Это полезный, незаменимый продукт, источник полноценного, легко усваиваемого белка и множества незаменимых веществ и витаминов. Ребята, а вы знаете, как отличить сырое яйцо от варёного, не разбивая скорлупы? Опытно - экспериментальная деятельность с фиксацией результата: Опыт №1.Подходите к столу. Перед нами 2 яйца: сырое и варёное. Как узнать, какое из них сырое, а какое варёное? А секрет тут вот в чём: яйца необходимо вращать. Если яйцо сырое - оно вращается неуклюже, лениво, медленно, так как его центр тяжести вместе с жидкой составляющей начинает также вращаться внутри, т.е. желток и белок внутри болтаются, мешают яйцу раскрутиться, тем самым сырое яйцо быстро остановится. Если яйцо варёное - оно вращается легко и быстро, его можно хорошо закрутить и вращается оно значительно дольше и вращается оно вместе со скорлупой. Вывод: сырое яйцо - вращается медленно и останавливается быстро, а варёное яйцо - вращается быстро и дольше, останавливается медленно. Опыт №2. А хотите ещё секрет узнать? Подходите к следующему столу. Перед вами два стакана, соль, столовая ложка и те же яйца. Наполните два стакана водой до половины.. Сначала посмотрим, что будет с яйцом в первом стакане. Опустите яйцо в воду при помощи ложки. Что случилось с яйцом? Яйцо утонуло. Значит, яйцо в пресной воде тонет. Яйцо осторожно достаём и кладём в тарелку. А теперь во второй стакан для начала добавьте 3 столовых ложки соли и аккуратно перемешайте, затем плавно опустите яйцо. Что случилось? Яйцо не тонет, оно осталось на поверхности. Почему же так происходит? Вывод: в обычной воде яйцо тонет, а в солёной удерживается, не тонет, потому что частички соли, которые растворились в воде, поддерживают яйцо. Интерактивная игра "Пасха" Воспользуемся экраном и поиграем в игру. Перед вами картинки. Ваша задача - соотнести соответствующую картинку, которая относится к празднику Пасха. (Гимнастика для глаз). "Пасха". Мы с подругой в лес пошли (широко открыть глаза), Элемент продуктивной деятельности Так как одним из важных символов Пасхи является пасхальное яйцо, то давайте мы попробуем с вами сделать свои пасхальные яйца с различными узорами. И также сделаем с вами подставки для яиц в виде "Пасхальной курочки". На столе уже подготовлено всё необходимое для работы. Перед началом работы разделимся на подгруппы (деление с помощью геом. фигур). 1 подгруппа: оформление яйца "Пасхальный сувенир". 2 подгруппа: оформление подставки для яиц "Пасхальная курочка". Перед работой подготовим наши пальцы к работе. Пальчиковая гимнастика "Пасхальный стол" Стол пасхальный накрываем (разводим руками в стороны) Веткой вербы украшаем (пальцы веером) Из печи несём куличи (показ ладошками) А от курочки - яички (соединяем большой палец, с остальными пальчиками по очереди). Дай нам, курочка, яичко простое, Украсим мы его - будет расписное (раскрашиваем в воздухе). Выполняем всё аккуратно и друг другу не мешаем. Включу музыку, чтобы было веселее. (Техника безопасности во время работы). После работы каждая подгруппа представит продукт деятельности и кратко о нём расскажет. | Наглядный метод (демонстрация иллюстраций). Словесный метод (рассказ). Словесный метод (указания). Наглядный метод (яйцо: сырое и варёное). Практический метод. Словесный метод (указания). Наглядные методы (яйцо, стаканы, ложка, соль). Практический метод. Игровой метод. Наглядный метод (демонстрация экрана). Наглядный метод (показ движений). Словесный метод (указания). Наглядный метод (показ движений). Музыкальное сопровождение. Словесный метод (разъяснение). Практический метод. | Внимательно слушают рассказ педагога, рассматривая иллюстрацию. Дети проводят опыт, соблюдая аккуратность. Следуют указаниям педагога. Делают вывод с педагогом по проделанному опыту. Соблюдают аккуратность при проведении опыта. Делают вывод с педагогом по проделанному опыту. Дети рассматривают картинки и соотносят их с праздником. Выполняют движения за педагогом. Внимательно слушают указания педагога. Дети делятся на подгруппы при помощи геом. фигур. Выполняют движения за педагогом. Деятельность детей: 1 подгруппа: оформление яйца "Пасхальный сувенир". 2 подгруппа: оформление подставки для яиц "Пасхальная курочка". | Знакомство с историей возникновения традиции окрашивания яиц. Ознакомление со способом определения варёное/ сырое яйцо. Знакомство с понятием «плотность воды», выявление различий плотности пресной и солёной воды. Выполнение подставок для яиц и пасхальных яиц. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта. | - Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Кем мы с вами побывали? Чему новому научились? Какой продукт деятельности получился сегодня? Что вам понравилось больше всего? Что для вас было лёгким? А что было трудным? Спасибо за занятие! | Словесный метод (беседа). | Участвуют в беседе, оценке работы, подведении итогов. | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта. |
Студентка : Максименкова В.А. ___________
Методист: Тимофеева С.Б. ___________
Воспитатель: Стыденко А.А. ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп
в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»
Задачи:1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)
В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...

Конспект развлечения по правилам дорожного движения «Лето безопасности» для детей старшей группы. план-конспект занятия по обж (старшая группа)
-Совершенствовать умение и практические навыки безопасного поведения на дарогах и улицах...
