Технологическая карта окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру

Дунаева Анна Александровна

карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 21_okr_m.matreshki_1.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

План-карта занятия №_21__

Дата:_  27. 01.2025г.

Группа старшая «Непоседы»                                                                 ФИО воспитателя: Макарова И.А.

Тема (указать педагогическую задачу)

 Ознакомления с русским народным творчеством. Русская матрешка.                                                                                                                  

Культурная практика (вид деятельности)

Познавательно - исследовательская (окружающий мир)

Культурно-смысловой контекст (отглагольное существительное, продукт)

 Украшения  матрешек для уголка искусств в познавательно – исследовательской деятельности  (окружающий мир)

Цель (отглагольное существительное)

Ознакомление детей с русской народной деревянной игрушкой в познавательно - исследовательской деятельности  (окружающий мир)

Образовательные задачи (вместе с детьми)

Обучающие (представления, умения, навыки):

Развивающие (деятельность):

Воспитательные (отношение):

Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой; способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при описании игрушки; вовлекать детей в разговор во время рассматривания игрушки; учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Развивать
творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
Воспитывать любовь к народному искусству; содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ.                                                   

Материалы и оборудование

Демонстрационный материал: Русский народный костюм, наборы матрёшек (семеновской, полхов -майданской и загорской росписи), расписная шкатулка .Демонстрационный: игрушка матрёшка , мольберт. Раздаточный: бумажные трафареты матрёшек, краска гуашь красного, синего, зелёного цветов, кисти разного размера. Музыкальное сопровождение: аудиозаписи русской народной музыки, игра 

https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/matrjoshki?ysclid=m8ogeey7r2946296813

 

Этап

Действия педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационная часть занятия

Мотивационный (создание условий возникновения побуждающего мотива к новой деятельности, определение детской цели)

Под русскую народную музыку, к детям входит воспитатель в русском народном костюме. В руках у него шкатулка. Здравствуйте ребята, скорее занимайте свои места и обратите внимание на мой красивый наряд

Коммуникативная

Дети заинтересуются нарядом ,русским сарафаном .Захотят узнать, что в шкатулке и отгадать загадку.

Ориентировочный (проблемный) (формулирование целей деятельности, подбор средств)

Кто мне ответит почему я пришла в таком наряди? (Ответы детей). Верно, ребята, это русский народный сарафан. А в руках у меня чудесная расписная шкатулка. Но что же в ней? А для того чтобы это узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.Алый шелковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Разрумянилась немножко Наша русская (матрешка)-( открываю шкатулку) Дуйте в дудки , бейте в ложки В гости к нам пришла матрешка. Матрешка деревянная , матрешка румяная .А какой секрет есть у нашей матрешки? Попробуйте угадать ? Примерные ответы детей

Коммуникативная Познавательно - исследовательская

. Сформулируют причину затруднения . Захотят узнать, что в шкатулке и отгадать загадку.Поставят не менее одной задачи как узнать секрет матрешки

Основная часть занятия

Информационный этап (объяснение воспитателя, совместные пути решения, план, алгоритм выполнения заданий и др.)

Русскую матрёшку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрёшку на память. Кукла матрёшка появилась в России не так давно. Один купец привез своим детям из далекой страны Японии интересную игрушку с сюрпризом - деревянный человечек с большой головой. Раскрываешь его - а там еще человечек, но поменьше. Открываешь его - а там ещё, и ещё …Эта забавная вещица так понравилась народным русским умельцам - Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Малютину - что они придумали куклу и расписали ее на новый лад. Вот так и появилась наша любимая игрушка. Именовали ее просто - Матрёшка. Это старинное русское женское имя. Матрёна - знатная женщина. А теперь матрёшка является символом России.(Рассматриваем с детьми несколько матрёшек. любуемся их нарядами, восхищаемся их красотой). Давайте  ребята поиграем с матрешками Д/и «Собери матрешку» Ребята, а как вы думаете, из какого материала делают русскую матрёшку? (Ответы детей).  Правильно. Из дерева. Работа с матрёшкой сложна. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательно сушат и полируют. После этого подготавливают краски для работы. Готовят краски, которые нужны для росписи матрёшки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый, черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета. Затем расписывает матрёшку. Вот и готова наша веселая Матрёшка .Презентация « Веселые матрешки». А теперь я предлагаю вам превратиться в веселых матрёшек и немного поплясать. Физкультминутка "Мы веселые Матрешки":                                                                                                                        Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо) Девчонки озорные, матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. 
(Хлопают в ладоши)

Коммуникативная Познавательно – исследовательская Игровая Двигательная

Расширят знания о народных промыслах, матрешки., активизируют словарь по лексической теме. Составим с помощью карточек силуэт матрешки.

Аналитический (практический этап) (непосредственное выполнение заданий)

 Хочу обратить ваше внимание на то, что у каждой матрёшки свой неповторимый узор на фартуке или на косынке. По этому узору можно определить из какого уголка России та или иная матрёшка. Эта матрёшка из города Семенова, значит, зовут ее... Семеновская. Ребята, давайте рассмотрим, как раскрашен её фартук. (Он красивый, но его закрывает большой букет цветов).

 А чем раскрашена у неё косынка? (Края косынки украшены цепочкой из бутонов и листьев).

 Как вы думаете, какой может быть Матрёшка? (Доброй, веселой и красивой, праздничной, ласковой, нарядной, сувенирной). А вы бы хотели стать художниками по росписи матрёшек? Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских матрёшек. Чем можно расписать Матрёшку? (Ответы детей). Можно расписать карандашами, красками, ватными палочками и даже можно пальчиком. Можно расписать с помощью перышка, печатки. Звучит русская народная мелодия. Дети самостоятельно расписывают матрёшек. (Воспитатель читает детям стихи про матрёшек) Какая красота! Какие вы молодцы! Вы очень талантливые художники. Давайте мы с вами устроим выставку матрёшек и поиграем в игру https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/matrjoshki?ysclid=m8ogeey7r2946296813

 

Коммуникативная Познавательно - исследовательская Изобразительная

Применят полученные знания , распишут наряд у матрешки.

                                              Заключительная часть занятия

Оценочный (оценивание детьми собственной деятельности)

 А теперь ответьте мне.- Как появилась в России матрёшка?- Из какого материала она изготавливается? Что означает русская матрёшка для иностранцев? Матрёшка является русской народной игрушкой и олицетворяет собой весь русский народ с его широкой душой. Яркими красками, большими дружными семьями. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций. Вот и вы, ребята, подумайте, кому бы вы хотели подарить свою матрёшку.

Коммуникативная Познавательно - исследовательская

Сформулируют условия,  которые помогли достичь цели.

Рефлексивный («взгляд назад», выражение своих эмоций по итогам деятельности)

 Давайте с помощью пальчика покажем свое настроение (палец вверх – веселое, палец вниз – грустное настроение) и скажем все вместе друг другу спасибо!

Коммуникативная                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в первой младшей группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознаеомлению с окружающим в первой младшей группе. Тема: "Осень"....

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром и экологией в старшей группе тема "Удивительный мир цветов" "

конспект интегрированного занятия для старшей группы по теме Комнатные растения. На занятии идет закрепление знаний о комнатных растениях (название, строение, необходимые условия для роста, польза, на...

Технологическая карта конспекта по окружающему миру "Тайна птичьего мира"

уточнять и расширять представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их среде обитания- развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику-расш...

технологическая карта окружающий мир средняя группа

Технологическая карта образовательной деятельностиТема занятия: «Мамины профессии»Культурная практика: познавательно – исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости к дедушке Байкалу" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения открытого занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема занятия "В гости к дедушке Байкалу". На занятии использован метод интеллект-карт...

Технологическая карта занятия по окружающему миру в средней группе "Здоровый образ жизни" (с использованием метода интеллект-карт)

Технологическая карта разработана для проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Здоровый образ жизни". В занятии применяется метод интеллек-карт, которы...

(Тех карта)Технологическая карта НОД по ознакомлению с окружающим на тему "Тело человека" . 2 младшая группа

Цель: Дать детям представления о строении собственного тела, расширять представления о своем организме, о его строении.Задачи:Образовательные Формировать представление детей о внешних особенностях стр...