Познавательно-исследовательский проект «Мир насекомых»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 220.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Беласовский детский сад
Познавательно - исследовательский проект
«Мир насекомых»
Разработала воспитатель
Пыхова А. А.
2024 г.
Природа красу и крылья дала,
Стрекозами, бабочками назвала,
Раскрасила, в яркий наряд облачила,
И мир насекомых для нас весь открыла.
Любуемся ими и любим за то,
Что радость нам дарят своей красотой,
И хоть насекомыми их называют,
Мы их всё равно всех обожаем!
В.А.Леонов
Паспорт проекта
• Название проекта «Мир насекомых»
• Руководитель Пыхова Анастасия Алексеевна
• Тип проекта:
по доминирующему виду деятельности - познавательно – исследовательский
по характеру контактов - внутри одной возрастной группы
по количеству участников - групповой
по продолжительности - краткосрочный, срок реализации с 03. 06.2024 по 17. 06.2024
•Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников
Актуальность проекта
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Поэтому эта тема важна и актуальна.
У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.
Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.
Проблема: формирование навыков правильного поведения детей в природе.
Гипотеза: если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.
Цель проекта: развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых, способствовать формированию гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях, их пользе;
- развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;
- содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками,
родителями и педагогами;
- воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе;
- пополнить предметно – развивающую среду по теме проекта.
Предполагаемые результаты:
- дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут знать и называть насекомых;
- дети будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые;
-дети узнают о пользе, которую насекомые приносят людям и растениям;
- сформируется интерес к насекомым и к экспериментальной деятельности, бережное отношение к ним;
- развиваются коммуникативные навыки, творческие способности детей;
- улучшение предметно – развивающей среды по теме проекта;
- родители примут активное участие в реализации проекта, заинтересуются совместной с детьми поисково – познавательной и творческой деятельностью.
Этапы реализации проекта
1этап - подготовительный
• Постановка проблемы.
• Определение цели и задач проекта.
• Перспективное планирование проекта.
•Разработка и накопление дидактических материалов по проблеме.
•Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей.
• Подбор художественной литературы.
• Привлечь родителей к осуществлению проекта.
2этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных приемов и методов расширения знаний дошкольников о насекомых.
3 этап - заключительный
• Мини – музей «Мир насекомых»
• Выставка творческих работ «Мир вокруг нас».
• Развлечение с участием родителей «Насекомые – наши маленькие друзья».
• Книжки – малышки «Удивительные насекомые»
1этап - подготовительный
Постановка проблемы:
Во время наблюдения детьми в группе за насекомым: мухой, часть детей выражали радость и интерес, другие пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое, мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Отсюда возникли вопросы: «Нужны ли насекомые нам и в природе? Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют? Приносят они пользу или вред? Почему уничтожают насекомых? Где можно взять информацию по теме?» Итогом беседы, её логическим завершением стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых. Мы решили , что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.
Работа с детьми
Образовательная область | Формы
|
Физическое развитие | Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. |
Социально-коммуникативное развитие | Дидактические, творческие игры. |
Художественно-эстетическое развитие | ООД, работа с раскрасками, прослушивание музыкальных произведений, театрализованное представление. |
Речевое развитие
| Чтение художественной литературы, заучивание стихов, считалок, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, составление рассказов с опорой на схему, словесные игры. |
Познавательное развитие | Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения, ООД, исследовательская деятельность, просмотр мультфильмов, презентаций. |
Взаимодействие с родителями | Работа педагога |
1.Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий. 2. Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту. 3. Помощь в изготовлении дидактических игр. | 1.Определение проблемы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых. 2.Подборка и изучение программно – методической литературы по данной теме, разработка ООД. 3.Подборка наглядного и дидактического материала, художественной литературы, презентаций. 4.Изготовление дидактической игры «Составь насекомое из частей», макета, коллекции. 5. Составить план работы с детьми и родителями. |
2этап – основной (практический)
План работы с детьми
Деятельность | Содержание деятельности | |
Познавательно-исследовательская | - Тематические беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза насекомых», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная». -Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей. - Наблюдение за насекомыми на участке детского сада, наблюдение за полётом вертолёта в сравнении со стрекозой. - Конструирование насекомых при помощи счётных палочек. - ООД « Удивительные насекомые». - Просмотр мультфильмов « «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Пчелка Майя»,«Дюймовочка», презентации «Насекомые». - Исследовательская деятельность: «Почему шмель жужжит, а комар пищит?», «Знакомые и незнакомые насекомые». | |
Коммуникативная | - Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится»; С. Баруздина «Пчела». - Чтение и заучивание стихов , загадок, считалок, пословиц о насекомых. - Отгадывание кроссвордов. - Составление рассказов по схеме, придумывание сказок. - Словесные игры: «Четвёртый лишний», «Закончи предложение», «Один – много», «Назови ласково», «Подбери признак». - Объяснение крылатых выражений: «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он и мухи не обидит». - Подготовка театрализованной постановки «Спор насекомых». | |
Двигательная | - Физкультминутки «Бабочка», «Кузнечики», «Божьи коровки». - Подвижные игры «Поймай комара», «Птицы и бабочки», «Медведь и пчелы», «Жуки». - Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук». | |
Игровая | - Мини-игры на создание образа «Какое насекомое я изображаю?» - Дидактические игры: «Найди отличия», «Бабочки на цветочках», «Составь насекомое из частей», «Самая быстрая стрекоза», «Четвертый лишний». | |
Музыкальная | - Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов». | |
Продуктивная | - Раскраски «Мир насекомых». - Рисование красками «Бабочка». - Аппликация« Божья коровка» . - Лепка «Божья коровка». | |
Взаимодействие с родителями
- Консультации для родителей на темы: «Наблюдаем за насекомыми», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Участие родителей в организации выставки поделок «Мир вокруг нас».
- Помощь в изготовлении дидактических игр.
- Изготовление книжек – малышек о насекомых.
3 этап - заключительный
- Оформление мини – музея «Мир насекомых».
- Развлечение «Насекомые - наши маленькие друзья».
- Выставка творческих работ «Мир вокруг нас».
- Выставка книжек – малышек «Удивительные насекомые».
Заключение
Полученные в ходе реализации проекта результаты:
- дети знают и называют насекомых, имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида , способах передвижения , издаваемых звуках , где и как зимуют насекомые;
- узнали о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям;
- у детей сформировался интерес к насекомым и бережное отношение к ним;
- появился интерес к экспериментальной деятельности;
- продолжают развиваться творческие способности, коммуникативные навыки;
- пополнилась предметно – развивающая среда;
- родители приняли активное участие в реализации проекта.
Вывод:
Тема данного проекта оказалась очень интересной и многогранной.
Работа по реализации проекта способствовала развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребенка.
А также позволила дать каждому ребенку посильную работу по интересам, раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем.
Список используемой литературы:
1. Николаева С. Н. «Юный эколог», М.- 2010г.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург - 2015г.
3. Дмитриев Ю.А. «О природе для больших и маленьких», М.- 1982г.
4. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», М.- 1992г.
5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» М.- 1993 г.
6. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»
М: Просвещение - 1973г.
7.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» - 2008г.
8. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение»-1983г. 9. Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?». М.- 2003г.
10. Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М.- 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно - исследовательская деятельность на тему "Насекомые.Вред и польза".
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наша познавательно- исследовательская деятельность направлена на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир. И начат...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...
Выступление на районном семинаре по познавательно-исследовательскому экологическому проекту «Домик для насекомых»
Дети всегда должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны понимать, что насекомые, растения, животные и человек зависят друг от друга и от среды обитания....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Познавательно-исследовательский творческий проект "Удивительный мир насекомых"
Цель проекта.Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых», формировать элементарн...

