Познавательно-исследовательский проект «Мир насекомых»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Пыхова Анастасия Алексеевна
Краткосрочный групповой проект, направленный на развитие у детей подготовительной к школе группы познавательного интереса к миру насекомых и формирование основ экологической культуры.
 
Цель проекта: развитие у детей познавательного интереса к миру насекомых,формирование гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
 
В ходе проекта использовались разнообразные формы работы: наблюдения, тематические беседы, исследовательская деятельность, чтение художественной литературы, продуктивное творчество (рисование, лепка, аппликация), дидактические и подвижные игры, а также театрализованные постановки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_nasekomyh.docx220.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Беласовский детский сад

Познавательно - исследовательский проект

«Мир насекомых»

Picture background

Разработала воспитатель  

                                                                                           Пыхова А. А.

2024 г.

Природа красу и крылья дала,

Стрекозами, бабочками назвала,

Раскрасила, в яркий наряд облачила,

И мир насекомых для нас весь открыла.

Любуемся ими и любим за то,

Что радость нам дарят своей красотой,

И хоть насекомыми их называют,

Мы их всё равно всех обожаем!

В.А.Леонов

Паспорт проекта

• Название проекта «Мир насекомых»

• Руководитель Пыхова Анастасия Алексеевна

• Тип проекта:

по доминирующему виду деятельности    -   познавательно – исследовательский

по характеру контактов       -  внутри одной возрастной группы

по количеству участников  -  групповой

по продолжительности  -  краткосрочный, срок реализации с 03. 06.2024 по 17. 06.2024

•Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители воспитанников

Актуальность проекта

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И я начала эту работу с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Поэтому эта тема важна и актуальна.

У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа.

Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых.

Проблема:  формирование навыков правильного поведения детей в природе.

Гипотеза: если ребёнка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он несомненно будет ценить и беречь всё, что его окружает.

Цель проекта:   развивать у детей  познавательный  интерес  к  миру насекомых, способствовать формированию  гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

- расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях, их пользе;

- развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности;

- содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками,

 родителями и педагогами;

- воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе;

- пополнить предметно – развивающую среду по теме проекта.

Предполагаемые результаты:

- дети овладеют обобщающим понятием «Насекомые», будут  знать и называть насекомых;

- дети будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках,  где и как зимуют насекомые;

-дети  узнают о пользе, которую насекомые  приносят людям и растениям;

- сформируется интерес к насекомым и к экспериментальной деятельности, бережное отношение к ним;

- развиваются коммуникативные навыки, творческие способности детей;

- улучшение предметно – развивающей среды  по теме проекта;

-  родители примут активное участие  в реализации проекта, заинтересуются  совместной с детьми поисково – познавательной и творческой деятельностью.

Этапы реализации проекта

1этап - подготовительный

• Постановка проблемы.

• Определение  цели и задач проекта.

• Перспективное планирование проекта.

•Разработка и накопление дидактических материалов по проблеме.

•Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой      деятельности  детей.

• Подбор художественной литературы.

• Привлечь родителей к осуществлению проекта.

2этап – основной  (практический)

Внедрение в  воспитательно - образовательный процесс эффективных приемов и методов расширения знаний дошкольников о насекомых.

3 этап - заключительный

•   Мини – музей «Мир насекомых»

•   Выставка творческих работ «Мир вокруг нас».

•  Развлечение  с участием родителей «Насекомые – наши маленькие друзья».

•   Книжки – малышки «Удивительные насекомые»

1этап - подготовительный

  Постановка проблемы:

Во время наблюдения детьми в группе за насекомым: мухой, часть детей выражали радость и интерес, другие пугались. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить насекомое, мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные. Отсюда возникли вопросы: «Нужны ли насекомые нам и в природе? Какие насекомые живут рядом с нами? Как насекомые зимуют? Приносят они пользу или вред? Почему уничтожают насекомых? Где можно взять информацию по теме?» Итогом беседы, её логическим завершением стало возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых.  Мы решили , что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых.

Работа с детьми

Образовательная область

Формы

 

Физическое развитие

Подвижные игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические,  творческие  игры.

Художественно-эстетическое развитие

ООД, работа с раскрасками, прослушивание музыкальных произведений, театрализованное представление.

Речевое развитие

 

Чтение художественной литературы, заучивание  стихов, считалок, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов, составление рассказов с опорой на схему, словесные игры.

Познавательное развитие

Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения,

ООД, исследовательская деятельность, просмотр мультфильмов, презентаций.

Взаимодействие с родителями

Работа педагога

1.Осуждение плана проведения проекта, его мероприятий.

2. Домашние задания по отбору и оформлению материалов к проекту.

3.  Помощь в изготовлении дидактических игр.

1.Определение проблемы, поиск путей решения проблемы, форм участия детей и взрослых.

2.Подборка и изучение программно – методической литературы по данной теме, разработка ООД.

3.Подборка наглядного и дидактического материала, художественной литературы, презентаций.

4.Изготовление дидактической  игры «Составь насекомое из частей», макета, коллекции.

5. Составить план работы с детьми и родителями.

2этап – основной  (практический)

План работы с детьми

Деятельность

Содержание деятельности

Познавательно-исследовательская

- Тематические беседы с детьми: «Кто такие насекомые, чем они отличаются от других существ?», «От чего зависит окраска насекомого?», «Польза насекомых», «Интересные факты из жизни насекомых», «Почему божья коровка красная».

-Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей.

-  Наблюдение за насекомыми на участке детского сада,  наблюдение за полётом вертолёта в сравнении со стрекозой.

- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.

- ООД « Удивительные насекомые».

- Просмотр мультфильмов « «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Пчелка Майя»,«Дюймовочка», презентации «Насекомые».

- Исследовательская деятельность: «Почему шмель жужжит, а комар пищит?», «Знакомые и незнакомые насекомые».

Коммуникативная

- Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»; В. Драгунского «Он живой и светится»; С. Баруздина «Пчела».

- Чтение и заучивание стихов , загадок, считалок, пословиц о насекомых.

- Отгадывание кроссвордов.

-  Составление рассказов по схеме, придумывание сказок.

- Словесные игры: «Четвёртый лишний», «Закончи предложение», «Один – много», «Назови ласково», «Подбери признак».

- Объяснение крылатых выражений: «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он и мухи не обидит».

- Подготовка театрализованной постановки «Спор насекомых».

Двигательная

- Физкультминутки «Бабочка», «Кузнечики», «Божьи коровки».

-  Подвижные игры «Поймай комара», «Птицы и бабочки», «Медведь и пчелы», «Жуки».

- Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Паучок», «Червячки», «Жук».

Игровая

- Мини-игры на  создание образа  «Какое  насекомое я изображаю

 - Дидактические игры:  «Найди отличия»,  «Бабочки на цветочках», «Составь насекомое из частей», «Самая быстрая стрекоза», «Четвертый лишний».

Музыкальная

- Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов».

Продуктивная

- Раскраски «Мир насекомых».

- Рисование красками «Бабочка».

- Аппликация« Божья коровка» .

-  Лепка «Божья коровка».

Взаимодействие с родителями

- Консультации для родителей на темы: «Наблюдаем за насекомыми», «Первая помощь при укусах насекомых».

- Участие родителей в организации выставки  поделок «Мир вокруг нас».

- Помощь в изготовлении дидактических игр.

- Изготовление книжек – малышек  о насекомых.

3 этап - заключительный

- Оформление мини – музея «Мир насекомых».

- Развлечение «Насекомые -  наши маленькие друзья».

- Выставка творческих работ «Мир вокруг нас».

- Выставка книжек – малышек «Удивительные насекомые».

Заключение

Полученные в ходе реализации проекта результаты:

- дети  знают и называют насекомых, имеют  представления о некоторых особенностях внешнего вида , способах передвижения , издаваемых звуках , где и как зимуют насекомые;

- узнали о пользе, которую приносят насекомые  людям и растениям;

- у детей сформировался интерес к насекомым и бережное отношение к ним;

- появился  интерес к экспериментальной деятельности;

- продолжают развиваться творческие способности, коммуникативные навыки;

- пополнилась   предметно – развивающая среда;

- родители приняли активное участие в  реализации проекта.

Вывод:

Тема  данного проекта оказалась очень интересной и многогранной.

Работа по реализации проекта способствовала развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребенка.

А также  позволила  дать каждому ребенку посильную работу по интересам,  раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем.

 

Список используемой литературы: 

1. Николаева С. Н. «Юный эколог», М.- 2010г.

2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург - 2015г.
3. Дмитриев Ю.А. «О природе для больших и маленьких», М.- 1982г.
4. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», М.- 1992г.
5. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» М.- 1993 г.

6. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»

М: Просвещение - 1973г.

 7.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» - 2008г.

8. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение»-1983г. 9. Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?». М.- 2003г.

10. Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М.- 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно - исследовательская деятельность на тему "Насекомые.Вред и польза".

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наша познавательно- исследовательская деятельность  направлена на то, чтобы дети научились любить и беречь окружающий мир. И начат...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Выступление на районном семинаре по познавательно-исследовательскому экологическому проекту «Домик для насекомых»

Дети всегда должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны понимать, что насекомые, растения, животные и человек зависят друг от друга и от среды обитания....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Познавательно-исследовательский творческий проект "Удивительный мир насекомых"

Цель проекта.Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых», формировать элементарн...