Выступление на районном семинаре по познавательно-исследовательскому экологическому проекту «Домик для насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Дети всегда должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны понимать, что насекомые, растения, животные и человек зависят друг от друга и от среды обитания. Участвуя в проекте «Домик для насекомых», дети научатся распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начнут видеть в насекомом живое существо, научатся беречь его и помогать ему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре

по познавательно-исследовательскому экологическому проекту  

«Домик для насекомых»

Воспитатель старшей группы МБДОУ ДС № 41

Финошкина Надежда Николаевна

Прежде чем начать этот проект я провела опросы и узнала, что дети думают о насекомых. Знания детей были разными. Кто-то с интересом рассказывал мне о них, кто-то мало что знал, были дети, которые их боялись, а были ребята, которые предложили уничтожать насекомых. Мнения разделились. В ходе моего опроса выяснилось, что знания детей о насекомых очень скудные, а об их охране, помощи им и того меньше. Таким образом, возник вопрос: «Какой проект необходим?» Всё хорошо обдумав, я решила наш проект будет называться «Домик для насекомых». Участие детей в этом проекте позволит сформировать у них представления о насекомых, их пользе или вреде; научить детей не бояться и охранять насекомых, а также позволит развить творческие способности и исследовательскую деятельность.

Я думаю, что дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Защита насекомых, необходима для сохранения природы на Земле и рационального взаимодействия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны понимать, что насекомые, растения, животные и человек зависят друг от друга и от среды обитания.

Участвуя в проекте «Домик для насекомых», дети научатся распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начнут видеть в насекомом живое существо, научатся беречь его и помогать ему.

СЛАЙД 1

Я представляю вам познавательно-исследовательский экологический  проект «ДОМИК ДЛЯ НАСЕКОМЫХ», разработанный мною для детей старшей группы детского сада.

СЛАЙД 2

Девиз проекта  «И для людей и для зверей природа – общий дом, пусть будет всем уютно в нем!»

СЛАЙД 3

Постановка проблемы.

Обратить внимание детей на то, что в осенне-зимний период насекомым понадобится убежище. Специально построенный домик поможет полезным насекомым пережить морозы и остаться на нашем участке в детском саду. В нашем проекте мы решили построить домик для разных видов насекомых, который представляет собой настоящее «общежитие», полноценное укрытие на зиму.

СЛАЙД 4

Цель:  формирование экологического миропонимания и гуманное отношение к миру природы, по средствам знакомства детей с «миром насекомых» (смогут ли насекомые перезимовать в домике, сделанном человеком).

СЛАЙД 5

Задачи:

  1. Продолжать формировать  познавательный  интерес к объектам живой природы.
  2. Расширять и систематизировать знания детей о характерных особенностях насекомых, среде их обитания, о питании.
  3. Развивать умение анализировать и делать выводы, умозаключения.
  4. Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к живой природе, к окружающему миру, соблюдать правила поведения в природе.

СЛАЙД 6

Актуальность. 

В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим. Одним из направлений работы с детьми в детском саду является формирование экологического миропонимания.  Хочется  показать детям, что не все насекомые опасны, а наоборот, приносят неоценимую пользу людям. И для того, чтобы это осуществить, я, с помощью  «Домика для насекомых», решила  познакомить детей с «миром насекомых», помочь лучше узнать его и понять.

СЛАЙД 7

Практическая значимость проекта:

Данный проект предназначен для детей, родителей, педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение качества экологических знаний у дошкольников:

  • образовательная деятельность;                              – наблюдения, экскурсии;
  • игры, развлечения;                                                  – работа с родителями.

СЛАЙД 8

Инновационность проекта:

Для создания системы экологического воспитания дошкольников, в данном проекте используются следующие  принципы экологического воспитания:

Научности. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступности. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.

Проблемности. Принцип  предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций в проекте является активное наблюдение.

Системности.  Принцип системности имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом, способствует систематизации элементарных понятий, отражающие основные законы природы и социальные взаимосвязи.

Последовательности. Принцип  связан с принципами системности и проблемности. Например, экологические занятия должны проводиться в определенной логической последовательности, отражать систему последовательного развертывания знаний – от простого к более сложному.

Наглядности. Принцип  позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника, использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, картин, видеоматериалов, плакатов, моделей, макетов и т.п.

Прогностичности. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у них формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях.

Деятельностности. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности, в процессе которых формируются отношения «ребенок – окружающая среда».

Регионализма.  Регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его географических особенностей, в формировании экологических представлений ребенка, навыков экологически грамотного поведения на основе его знакомства с территорией детского сада и ближайшей округой.

В процессе реализации этих принципов использование информационных компьютерных технологий позволяет обеспечить личностную включенность детей и родителей в событийную жизнь. Проект позволяет детям и родителям приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, ознакомлением с природой в детском саду, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все мероприятия в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром природы; стимулируют потребности детей в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. 

СЛАЙД 9

Формы и методы работы с детьми, родителями, педагогами:

  •  работа с детьми:

Специально организованная образовательная деятельность.

Совместная деятельность педагога и ребенка.

Самостоятельная деятельность ребенка.

  • работа с родителями:

Мероприятия с детьми и родителями.

Групповые родительские встречи, собрания.

Консультации и наглядная информация.

Анкетирование родителей.

Викторина для родителей.

  • работа с педагогами:

Анкетирование педагогов.

Консультации.

Педагогические советы.

СЛАЙД 10

Проект «Домик для насекомых» разделён на четыре этапа: постановка исследовательской задачи, подготовительный, основной и заключительный.

В рамках первого предварительного этапа проведена постановка исследовательской задачи.

Во втором подготовительном этапе было проведено методическое и информационное обеспечение проекта. Обеспечение проекта наглядными материалами. Определить знания детей о полезных насекомых. Планирование предстоящей работы.

Третий основной этап – строительство Домика для насекомых. Работа по теме  проекта: с детьми, родителями, педагогами.

IV  заключительный  этап – подведение итогов реализации проекта «Домик для насекомых».  Представление опыта работы по проекту на педагогическом совете.

СЛАЙД 11

Третий основной этап – это практическая работа с детьми и родителями.

Например, совместно с родителями был изготовлен «Домик для насекомых».

Основные принципы создания такого домика крайне просты – даже проще, чем скворечник сделать:

  1. Надо создать защиту от ветра, влаги и, собственно холода – углубления, которые вы будете высверливать в древесине, да и сама ширина жилища должна быть достаточно глубокой, чтобы не промерзать зимой.
  2. При создании домика не следует использовать хвойную древесину и синтетические материалы, а также ДВП, ДСП – материалы, полученные прессованием опилок и клея.
  3. Если в домике предусмотрены «отсеки» с наполнителем, не используйте листву: на ней может поселиться плесень и другие вредоносные грибы, которые обитатели домика разнесут по всему участку.
  4. Все элементы надо надежно зафиксировать: так вы укрепите конструкцию, и создадите дополнительную защиту от птиц, которые с удовольствием полакомятся обитателями домика.
  5. В качестве наполнителя подойдут ветки, кирпичи с порами и пустотами, кора, солома или сено, мох, полые трубочки сухих растений, керамика, древесные поленья, и другие подобные вещи.

Вот и всё домик готов. Осталось, как следует, закрепить его на участке.

СЛАЙД 12

В рамках проекта выпущен буклет для педагогов и родителей «Домик для насекомых» для информирования об этапах изготовления Домика и пополнения знаний об условиях жизни насекомых.

СЛАЙД 13

Проведена беседа-наблюдение «Что умеет делать муравей», чтобы сформировать  у детей представление о роли муравьёв в природе, воспитывать интерес к исследовательской работе.

СЛАЙД 14

Организованы наблюдения за жизнью насекомых осенью с целью систематизации  представлений детей о поведении насекомых осенью. Формирования любознательности и познавательной активности.

СЛАЙД 15

В осенний период проводилась исследовательская деятельность по теме «Рассматривание частей тела насекомых в лупу». Дети познакомились с названиями и частями  тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием «насекомые».

СЛАЙД 16

Совместно с музыкальным руководителем Козырчиковой Алёной Сергеевной было организовано прослушивание аудиозаписи Римского-Корсакова «Полёт шмеля», чтобы продолжать учить детей слушая музыку, анализировать прослушанное  – характер, темп, настроение, ассоциировать её с насекомым. 

СЛАЙД 17

Итоговым мероприятием осени была групповая выставка рисунков и поделок «Насекомые луга» с целью расширения и систематизации знании детей о насекомых луга, воспитания у них бережного отношения к природе родного края; побуждения родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

СЛАЙД 18

А также вызвать интерес к  изготовлению насекомых своими руками из разных материалов.

СЛАЙД 19

Дети совместно с воспитателем выпустили стенгазету «Берегите насекомых», в которой обозначили причины исчезновения насекомых. Показали нормы поведения человека в природе. Пытались вызвать в окружающих желание беречь и охранять насекомых.

Кроме этого в осеннее период и в начале декабря мною были проведено анкетирование детей «Отношение к насекомым», беседа «Таинственный мир насекомых», беседа-рассуждение  «Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые?», беседа-размышление «Поговорим о насекомых», а также консультации для родителей «Расскажите детям о насекомых», «Как прививать любовь к природе посредством чтения», НОД «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме», различные дидактические, подвижные игры, игры с рисованием «Дорисуй нас по образцу», а также чтение художественной литературы по теме «Насекомые».

Дальнейшую работу по проекту, планируемую по временам года вы можете посмотреть в проекте.

   

СЛАЙД 20

По завершению проекта «Домик для насекомых» я предполагаю получить следующие результаты:

У детей появится интерес к объектам живой природы – насекомым.

Дети научаться узнавать и называть различные виды насекомых.

Узнают о пользе приносимой насекомыми, даже казавшимися им раньше вредными.

Сформируются основы познавательно-исследовательской деятельности.

Дети усвоят правила поведения в природе.

Сформируется ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представления о том, что каждый человек, в том числе ребенок, может сделать для сохранения природы.

Полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, на занятиях по любым другим видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня.

У родителей установятся партнерские отношения между собой.

Повыситься психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей.

У педагогов повышение профессиональной компетентности в вопросах экологического воспитания детей.

Благодарю всех за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на районном семинаре по теме«Организация проектной деятельности со всеми участниками образовательного процесса как способ повышения профессиональной компетентности педагогов»

сообщение из опыта работы МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 9" г. Волоколамск Московской области по реализации проектной деятельности в работе с дошкольниками, поэтапность введения в деятел...

Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»

Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...

Выступление на городском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп».

познавательно-исследовательской деятельности как эффективном средстве речевого развития дошкольников....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на районном семинаре "Современные образовательные технологии в ДОУ".Тема выступления "Нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника рисования превращает занятия в простую и веселую забаву. Не нады вырисовывать сложные элементы, не надо виртуозно владеть кисточкой. Использование этих техник рисования упрощают...

Выступление на районном семинаре-практикуме «Творческий педагог – творческие дети» Тема выступления: «Творческий педагог – какой он?»

laquo;Творчество»… - слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Творчество служит человеку для его саморазвития, само...