«Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения и речи через опытно – экспериментальную деятельность»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Ознакомление детей с природой в дошкольном возрасте – это одно из главных средств всестороннего развития личности ребенка, с помощью которого можно развивать не только качества личности, но и правильное отношение к природе: бережное, заботливое отношение к объектам живой и не живой природы, знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности, подводить к пониманию существующих связей между человеком и природой, развивать потребность в познавательном общении с природным окружением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
города Новосибирска
«Детский сад № 401»
(383) 267-73-53
630089, г. Новосибирск ул. Кошурникова, 49/1
ИНН/КПП 5401140893/540101001 Л/счет 014.03.095.1
Заведующий
МБДОУ №401
____________Л.Г. Хаваева
«Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения и речи
через опытно – экспериментальную деятельность»
Воспитатель:
Е.В. Каликина
Новосибирск 2025
Актуальность темы:
«Экологическое воспитание дошкольников с нарушением зрения и речи
через опытно – экспериментальную деятельность
Актуальность работы по экологическому воспитанию дошкольников с нарушениями зрения и речи обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В этот период интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Ознакомление детей с природой в дошкольном возрасте – это одно из главных средств всестороннего развития личности ребенка, с помощью которого можно развивать не только качества личности, но и правильное отношение к природе: бережное, заботливое отношение к объектам живой и не живой природы, знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности, подводить к пониманию существующих связей между человеком и природой, развивать потребность в познавательном общении с природным окружением.
Вместе с тем, детям важно дать представление о сложности, уникальности, хрупкости, непрерывности жизни, о взаимозависимости, необходимости, важности всех природных объектов. Однако для того, чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, должен быть наработан собственный практический опыт.
При этом возникают трудности, связанные с тем, что дети с нарушениями зрения, посещающие дошкольную образовательную организацию, имеют обедненный чувственный опыт и трудности, связанные с переработкой воспринимаемой информации, что приводит к неполноценности представлений об окружающем, и особенностям формирования экологического поведения: в частности, дополнение методов ознакомления с природой специальными методами и приемами, позволяющими оценить взаимозависимость и необходимость всех природных объектов в единой экосистеме.
ФГОС дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Я считаю, что опытно – экспериментальная деятельность, наряду с игровой, как нельзя лучше способствует решению данной задачи, так как эти два вида детской деятельности оказывают существенное влияние на полноценное, разностороннее развитие личности ребёнка. Правильная организация этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Отсюда и актуальность выбранного мной метода экологического воспитания, метода опытно – экспериментальной деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность – это практическая деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Ребенок – дошкольник по своей природе является исследователем, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы и явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена в каждом ребенке и является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача педагогов создать полноценные условия для удовлетворения познавательных потребностей детей, что в свою очередь будет способствовать их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Включение опытно – экспериментальной деятельности в жизнь дошкольников помогает обогатить представления об окружающей действительности, и, как следствие, повышается познавательная активность ребенка. В процессе опытно –экспериментальной деятельности отношение педагога с детьми строится на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в своих силах.
Таким образом, опытно – экспериментальная деятельность позволяет детям с нарушениями зрения и речи более подробно изучать и усваивать существующие экологические связи в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников
Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей спец. группе для детей с нарушением зрения. ТЕМА: «Вода - волшебница» (опытно – экспериментальная деятельность)
Познакомить детей со свойством воды – текучесть, цвет, запах, вкус, растворимость, испарение....

Выступление на районном методическом объединении. «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь, с ...

Самообразование по теме: «Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
laquo;Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Воспитатель:Рябцева О.В....

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность «Посев семян пшеницы».
Способствовать формированию практических навыков посева семян в рамках проекта: создание мини-музея «Хлеб – всему голова»....

Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения и речи в старшей группе»
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год №Тема занятияСодержание занятияЗадачи занятияСЕНТЯБРЬ1 «Вода –источник жизни»...
Программа по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность".
Программа по самообразованию. "Экологическое воспитание дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность"....
