Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру

Махорина Дарья Владимировна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_okruzhayushchim_mirom.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад «Росинка» п.Пионерский

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по Познавательному развитию. «Ознакомление с окружающим миром»

Тема: Хлеб - всему голова.

Подготовила:

Махорина Д.В., воспитатель

п.Пионерский, 2025


Цель: Продолжить формировать представления детей о выращивании хлеба.

Обучающие задачи:

1. Расширять и обогащать знания детей о хлебе, о том, как он попадает к людям на стол.

2. Расширять знания о профессиях, связанных с производством хлеба;

3. Активизировать в речи детей слова – нива, элеватор, пекарня, хлебобулочные изделия.

Развивающие задачи:

1. Развивать у дошкольников познавательный интерес к труду взрослых, любознательность, стремление к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию связной речи.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям сельскохозяйственного труда.

2. Воспитывать положительное отношение к труду.

Предварительная работа: беседы о труде  на селе; рассматривание иллюстраций о том, как выращивают хлеб; чтение рассказов, стихов, пословиц, поговорок о хлебе; отгадывание загадок; лепка из солёного теста.

Материалы и оборудование: Наглядно – дидактическое пособие «Откуда берётся хлеб», колосья пшеницы и ржи, предметные картинки, мяч, тесто для практической работы.

Ход занятия.

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу.

Придумано кем–то просто и мудро,

При встрече здороваться – Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель читает загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!

Ответы детей. (Хлеб)

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами сегодня поговорим именно о нём. Хлеб – самый главный на каждом столе.

О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. Какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Дети называют:

Без хлеба  – нет обеда.

Плох обед, коли хлеба нет.

Без хлеба куска везде тоска.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Воспитатель:

На Руси хлеб был главным блюдом и в повседневной жизни, и за праздничным столом. Дорогих гостей встречали хлебом – солью. Традиция сохранилась и до наших дней.

Воспитатель читает  стихотворение М.Чупина «Хлеб, откуда ты пришел?»:

 Положили мне на стол

Каравай душистый.

Хлеб, откуда ты пришел,

Теплый, золотистый?

– Я взращён трудом упорным

Замечательных людей,

Силой я рождён народной

Светлой Родины моей.

Воспитатель: Скажите, каким еще может быть хлеб?

Дидактическая игра «Какой  хлеб?»  

Дети подбирают определения к существительному ( хлеб вкусный, румяный, поджаристый, свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хрустящий и т. д.). Игра проводится в кругу с мячом.

Воспитатель: Ребята, из чего производят хлеб? (Из муки).

Воспитатель: А муку? (Из зерна)

Воспитатель: А зерно находится вот в таких колосках.

Воспитатель показывает колосья пшеницы и ржи. Дети их рассматривают.

Воспитатель: 

Дети, а как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом? (Нет)

Нет, не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Физкультминутка «Колосок».

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить путешествие «От зерна до каравая».

Чтобы получить из зёрен муку надо затратить много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, а потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. (Дети повторяют слово «хлебороб»).

Посмотрите, кто и как растит хлеб.

Сначала нужно зерно посадить в землю. Земля нужна мягкая, рыхлая. Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля  вскопать и разрыхлить? (Техника, трактор с бороной и сеялкой). Кто работает на тракторе? (Тракторист).

  На распаханное поле выходят другие машины – сеялки. Люди работают на них допоздна. Потому что растения надо посадить в определённый срок. Иначе они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерно в срок.

Всё лето зёрна созревают в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах, о нём поэты сочиняют стихи. Посмотрите на картину И.Шишкина «Рожь»

Хлебное поле многие сравнивают с морем. Как выдумаете, почему? (Ответы детей.)

Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? (Комбайнёр). Что делает комбайн? (Предположения детей). Он срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, которые по специальному длинному рукаву (бункеру)  поступают в грузовые машины.

Часть зерна отправляют на элеватор

Элеваторы – это специальные сооружения для длительного хранения зерна. Там зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется. Пока не придёт время заменить его зерном нового урожая.

Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей? (Дети повторяют слово «элеватор»).

Часть зерна везут на мельницу.

А кто работает на мельнице?

Отгадайте загадку:

Он сыплет в мельницу зерно.

Ты назови скорей его.

(Мельник)

На мельнице зерно растирают – мелют. Получается мука.

Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы, хлебопекарни). Там пекари выпекают хлеб и различные хлебобулочные изделия для продажи населению. (Дети повторяют слово «хлебобулочные изделия»).

Что выпекают из муки? (Хлеб, баранки, пряники, крендельки, печенье, булки, ватрушки, калачи, сухари и т.д.)

Часть муки поступает в магазины. В магазине муку покупают все, кто захочет. Что пекут из муки ваши мамы дома? (Пироги, блины, торты, пирожки, каравай и т.д.).

Развивающая игра «Четвёртый лишний».

Дети из четырёх предметов выбирают лишний:

  1. Молоко, творог, йогурт, батон.
  2. Пирожок, бублик, апельсин, ватрушка.
  3. Огурец, пирожное, помидор, морковка.

Игра проводится с предметными картинками.

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол.

Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей).

Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу

Я думаю, вы тоже будете с уважением относиться к хлебу:

- Его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;

- Хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол,  его поднимали и просили прощение за это.

Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь и с большим уважением относиться к людям, которые его растили.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Воспитатель: Ребята, я замесила тесто, предлагаю каждому взять по кусочку и поработать с ним.

Какое тесто на ощупь? (мягкое, податливое, нежное).

Подумайте, чтобы вы хотели из него слепить? (Высказывания детей).

Пальчиковая игра «Хлеб».

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили. (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

Дети под музыкальное сопровождение («Песня о хлебе» музыка В.Ветлина, слова П.Кагановой из сборника «Музыка в детском саду») вместе с воспитателем лепят хлебобулочные изделия  из теста.

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. У вас получились интересные аппетитные изделия из воздушного теста.

Рефлексия

Вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали? А что можете рассказать дома родителям о нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты