НОД "Загадочный воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

 НОД "Загадочный воздух" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Материал предназначен для воспитателей и молодых педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnyy_vozduh.docx64.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Методическая разработка

непосредственно-образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной

 к школе группе

(поисково-исследовательская деятельность)

по теме «Загадочный воздух»

НОД подготовила и провела

воспитатель детского сада «Золотая рыбка»

Лапшина Анна Александровна

Образовательная область: «Познавательное развитие»; поисково-исследовательская деятельность

  • Педагогическая цель: формировать знания о свойствах воздуха, развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Целевые ориентиры: проявляет любознательность,  стремление к открытиям; умение поддерживать беседу; способен выполнять эксперимент;  определять свойства воздуха.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Виды деятельности:  коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Средства реализации: два воздушных шара, полиэтиленовые пакеты, трубочки, пластмассовые стаканчики, баночки с плотными крышками, белые халаты, шапочки, мольберт с мнемотаблицей.

Организационная структура игрового занятия.

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

(Воспитатель настраивает детей на начало занятия, используя психогимнастику)

-Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
-Ребята, посмотрите, у меня в руках шкатулочка, как вы думаете, для чего я ее взяла с собой?

-Вы хотите узнать, что у нее внутри? (воспитатель открывает шкатулку и показывает детям)

- Я с вами не согласна, в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,
А потом в обратный путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-Молодцы, ребята. Э
то воздух! Сегодня предлагаю вам поговорить о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. А помощником нам в этом будет мнемотаблица.

(На мольберте висит мнемотаблица)

Выполняют действия, проявляют интерес.

Отвечают на вопрос, высказывая свое мнение

Отвечают на вопрос и заглядывают внутрь шкатулки.

Отгадывают загадку.

Организационно-поисковый

-А кто-нибудь знает: «Кто такие учёные?» 
- Учёные работают в помещении, где много разных приборов, а как это помещение называется? (Лаборатория)
- Молодцы. Отправляемся в нашу лабораторию для проведения опытов, но нам нужно надеть специальную одежду (около каждого детского стульчика висит халат и шапочка, дети и воспитатель одевают белый халат, шапочку).
-В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Ребята, скажите, пожалуйста, а какие правила? (Соблюдать тишину, работать тихо, аккуратно, быть внимательным).

-Проходите, пожалуйста в лабораторию.
 Сегодня мы будем говорить о воздухе. 
 Скажите, пожалуйста, а где находится воздух? И зачем он нам нужен. 
- Молодцы. Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду - на улице, в помещении, в любом свободном пространстве. Это можно проверить. Давайте проверим…
        (Проводится игра «Водолазы»)
- Вдохните побольше воздуха, зажмите нос пальцами. Достаточно.
Выдохните. Трудно без воздуха, значит, с помощью воздуха что мы делаем?
Воздух нам нужен? А кому ещё нужен воздух?
-Что ж начинаем наши эксперименты.
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
- Ребята, а вы можете сказать: «Какой воздух?».
Хорошо тогда, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. 
Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
-Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

-Что произошло с пакетом? (Он изменил форму, стал полон воздуха.

-Попробуем сдавить пакет. Почему не получается? (Там находится воздух. Он заполнил свободное пространство в пакете).
-Мы можем его увидеть? (Нет).

-Воздух имеет цвет? (Он прозрачный)
-Воздух заполнил всё пространство пакета, значит он принимает форму того предмета, помещения, где находится. 
-Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух? 
Давайте проверим. Острой палочкой осторожно проколем пакет, поднесём к лицу и нажмём руками. Что чувствуете? (Струю воздуха, выходящую из пакета. Внутри находился воздух).
- Значит, воздух прозрачный, невидимый, не имеет цвета, не имеет форму.
-А вы знаете, как можно увидеть воздух? Если нет, то давайте приступим к следующему эксперименту.

Эксперимент № 2 «Как увидеть воздух?»
-Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух в пакет и выпустили его. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
 - А давайте проверим! Возьмём и подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Что происходит с водой?
 -Правильно, появляются пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода. (Пузырьки - это воздух, который внутри нас). 
Значит, когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. 

_А теперь предлагаю вам следующий эксперимент.
Эксперимент № 3 «Имеет ли воздух вес? »
(Воспитатель берет в руки весы, палочки с воздушными шарами, одинаковой формы, по бокам).
-Что у меня в руках? ( Весы)
(На весах с двух сторон лежат шары).

-Посмотрите, сейчас весы уравновешены.
(С острой палочкой протыкаю  один из шаров)

-Ребята, что произошло?
Значит, воздух имеет вес.


Физминутка : «Мыльные пузыри».
 - У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

- Мыльный  пузырь – это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которого воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри «летают».
-А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.
-Ребята, скажите, можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?
Эксперимент № 4 «Слышим воздух»
-У меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух).

- Что мы услышали? Правильно. Из шара вышел воздух, и задевая за стенки шарика он издавал звук- писк.
-А ещё, что нам помогает услышать звук воздуха в природе?

-Правильно, ребята. Это ветер,
он колеблет воздух и получается звук (свист, вой).
Ветер – это колебание воздуха.
Значит, воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух.
-А можно почувствовать запах воздуха? Как?
Эксперимент № 5 «Узнай по запаху».
-Что это? (Баночки) .
- Посмотрите, а в них что - ни будь есть?
- Правильно, воздух. А теперь , я открою баночки и дам вам понюхать, чем пахнет?
- Действительно, пахнет апельсином (луком, духами).
- Ребята, а давайте проверим, что же находится во второй баночке.
- Чем пахнет воздух в этой баночке?
 - Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному. Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
-Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Значит, воздух не имеет запаха.

Отвечают на вопросы.

Дети одевают халат и шапку.

Дети называют правила.

 Дети садятся на стульчики, на столе у детей пакет полиэтиленовый, стаканчик, трубочка лежат.

Рассуждают о том, где может находиться воздух.

Дети выполняют задание.

Отвечают дети на вопросы

Рассуждают о том, каким бывает воздух.

Выполняют задания, наполняют воздух в пакет, отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос и

дети зубочисткой прокалывают полиэтиленовый пакет.

Дети высказывают свое мнение.

Дети выполняют эксперимент и отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопрос и наблюдают за действием воспитателя.

Дети отвечают (Шар с воздухом опускается вниз, а лопнувший шар поднялся вверх).

Дети ловят мыльные пузыри.

Дети рассуждают и отвечают на вопросы.

Дети высказывают свое мнение.

Дети отвечают на вопрос.

Дети рассуждают и отвечают на вопрос.

Дети выполняют задание и отвечают на вопросы.

Рефлексивно-корригирующий

-Ребята, вот и подходит наше занятие к концу. Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. (На мольберте картинки «глаз», «весы», «кляксы», «ухо». «геометрические фигуры», «нос»)-Приложение 1.

-Скажите, пожалуйста,
- воздух видим или не видим («глаз»)  (перечеркиваем глаз)
- воздух имеет вес («весы»)
- воздух бесцветный («кляксы прозрачные)
- воздух можно услышать («ухо» )
- воздух не имеет форму («геометрические фигуры») (перечеркиваем)
- воздух не имеет запаха ("нос")-(перечеркиваем)
-Ребята, мы сегодня провели множество опытов.

-А скажите, вам понравилось проводить опыты?

-А какие вы испытывали трудности во время нашего эксперимента?

-Что вам понравилось больше всего?

-Спасибо большое, ребята. Молодцы!

Дети смотрят на мольберт, где висят картинки и подводят итог вместе с воспитателем.

Приложение 1

Мнемоталицаhttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs/26551_0858b1862780c0ce52740e50462e8790.jpg.jpg

Список литературы

1. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год

3. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. / сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...