Проект "Что таит в себе опавшая листва"
проект по окружающему миру

Мунина Татьяна Валерьевна

Данный проект проведен с детьми подготовительной к школе группе.

В нем рассматривается тема о том, как листья разных деревьев очищают воздух от вредных веществ и с помощью какого метода можно определить наличие этих веществ в опавших листьях многолетних растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssylka.docx10 КБ
Файл issledovatelskaya_rabota.docx828.96 КБ

Предварительный просмотр:

https://cloud.mail.ru/public/5kpE/W59ryy3JZ



Предварительный просмотр:

Введение

На территории нашего детского сада растет много разных деревьев: береза, рябина, вяз, клен. И мы наблюдаем, как меняются деревья с приходом разных времен года. Осенью природа очень хороша в своем ярком наряде.

Однажды осенью после листопада мы сгребали опавшую листву, и Саша спросила: «Правда ли, что деревья очищают воздух от вредных веществ, если да, то в каком месте деревьев они находятся, и куда потом исчезают?». Были разные предположения у детей нашей группы, например, что они накапливаются в стволе и ветках деревьев. И тут Рома сказал, что, скорее всего листья очищают воздух, может там и остаются вредные вещества.

Поэтому нам стало интересно на самом деле так ли это и захотелось узнать об этом больше.

Целью нашей работы стало определение наличия вредных веществ в листьях многолетних растений, произрастающих на территории детского сада.

Для решения поставленной цели определили следующие задачи:

- изучить видовой состав лиственных деревьев, которые растут на территории детского сада;

- определить деревья, в листьях которых больше всего накапливаются вредные вещества из атмосферы;

- провести анализ степени загрязнения листьев разных пород деревьев.

Объектом исследования деревья, которые растут на территории детского сада.

Предметом исследования листья деревьев.

Гипотеза: мы предположили, что листья многолетних древесных растений за сезон весна-лето могут накапливать вредные вещества из атмосферного воздуха.

Методы исследования:

- экспериментальный;

- аналитический метод.

Основное содержание работы.

Для того чтобы выяснить накапливают ли листья древесных растений вредные вещества, мы решили обратиться за помощью к взрослым, и спросить у них, знают ли они что-то об этом?

На вопрос: - «Правда, что деревья очищают воздух?», 100% взрослых ответили, что да, это правда. Из опрошенных детей - 85% знают, что деревья, очищают воздух, а 15% детей дошкольного возраста не знают. 

О том, что вредные вещества накапливаются в листьях деревьев, 95% взрослых знают, и 5% не знают. Среди дошкольников (из числа опрошенных) всего 10% - знают, что в листьях накапливаются вредные вещества, а остальные 90% - не знают.

Изучив литературу и интернет - источники мы узнали, что действительно все деревья очищают воздух от вредных веществ, и они накапливаются в листьях [2].

Растения являются источниками кислорода. Очищать воздух могут только зеленые части растений. Ни кора, ни корни, ни ветви, а только листья и побеги. Листья – это такие сложные лаборатории с очень тонким устройством, способным поглощать вредные вещества из воздуха.

Также мы узнали, что не все деревья одинаково «чистят» окружающий нас воздух. Одни - более активно поглощают углекислый газ, вредные вещества и выделяют кислород. Другие - защищают от пыли и также выделяют кислород в атмосферу.

В настоящее время автомобильный транспорт является главным источником загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение происходит по нескольким направлениям: отработанные выхлопные газы, картерные газы, испарение топлива, пыль, образующаяся при стирании шин и потока воздуха. Общее количество пыли, поступающей в атмосферу за год, оценивается в 2 млрд. т., при этом антропогенные аэрозоли составляют 10- 20% [3].

Практическая часть.

Для решения одной из поставленных задач мы использовали методику определения загрязнённости воздуха по опавшим листьям, разработанная Т. Я. Ашихминой

Для этого нам понадобятся семена кресс – салата, так как именно они восприимчивы к вредным веществам [1], земля, вода и контейнера, опавшие листья растений, произрастающих на территории МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска: клен, вяз, рябина, береза

В группе заполнили подготовленные экспериментальные контейнера измельченными листьями выше указанных растений, в качестве контроля были взяты такие субстраты как универсальный грунт для рассады и вода. В контейнер с листьями и землей добавили воду (при помощи пульверизатора), чтобы создать влажную среду для роста семян кресс-салата.

По 30 шт. семян мы посадили в разные контейнера с субстратом из листьев, магазинной земли и обычной воды. И стали наблюдать за тем, как они всходят и прорастают, заранее решив, что наблюдения будут у нас в течение 7 дней. Данные мы решили вносить в таблицу 1.

Таблица 1. Наблюдения за прорастанием кресс-салата

В 1 день наблюдения (29.10.2024г.) мы заметили, что во всех контейнерах с опавшими листьями семена кресс-салата набухли. Но обратили внимание, что не все. В контейнере с почвой и в контейнере с водой семена не только набухли, но у них появился небольшой корешок и росток.

Во 2 день наблюдения (30.10.2024г) у семян в контейнерах с опавшими листьями появился небольшой корешок и зеленый росток. В контрольных контейнерах - увеличился в росте корешок, а у ростка появился листочек. Стало хорошо заметно различие между ростом семян во всех контейнерах.  Мы распределили места по росту семян: 1 место у ростков в контейнере с водой и почвой, 2 место у ростков в контейнере с опавшими листьями вяза, на 3 месте – с опавшими листьями клена и рябины, а на 4 месте – с опавшими листьями березы.

Мы заметили, что не все семена в контейнерах с опавшими листьями дали ростки. В контейнере с опавшими листьями березы было меньше всего проросших семян. В контрольных контейнерах - все семена кресс-салата проросли.

В 3 день наблюдения (31.10.2024г.) во всех контейнерах ростки заметно выросли, появилось по 2 листочка. Распределение мест по прорастанию семян было такое же, как и во 2 день. Первое место по росткам продолжали занимать контрольные контейнеры.

На 4 день наблюдения (01.11.2024г.) наблюдения произошли изменения в росте семян. Самыми большими и «здоровыми» были ростки в контрольном контейнере с водой, затем ростки в контрольном контейнере с почвой и опавшими листьями вяза. 3 место заняли контейнеры с опавшими листьями клена и рябины (меньше в росте). Заключительное место продолжал занимать контейнер с опавшими листьями березы, там были самые низкие и слабые ростки.

На 5 день наблюдения (02.11.2024г.) наших наблюдений ростки в каждом контейнере еще заметно подросли.

 Мы с нетерпением ожидали, что будет с нашими ростками после 2-х дней выходных.

В 6 день наблюдения (05.11.2024г.) После 2 дней выходных, мы отметили очень интересный факт. Лидирующее место продолжал занимать контрольный контейнер с водой, а вот 2 место разделили между собой контейнер с почвой и опавшими листьями клена (ростки были как «солдатики», стояли крепкие и «здоровые»), который ранее был на 3 месте. Контейнер с опавшими листьями вяза (он был ранее на 2 месте) переместился на 3 место (заметно ухудшилось состояние ростков). Ростки в контейнере с опавшими листьями рябины стали заметно слабее и присоединились к контейнеру с опавшими листьями березы и заняли 4 место.

7 день наблюдения (06.11.2024г.) В заключительный день наблюдения за ростом семян кресс-салата значительных изменений не было. Все контейнеры остались на своих призовых местах.

Из своих наблюдений за ростом семян кресс-салата в субстрате из листьев деревьев разных пород, мы сделали вывод, что листья березы и рябины накапливают наибольшее количество вредных веществ, так как рост семя в данных образцах был значительно хуже.

Исходя из проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Проанализировав видовой состав древесных растений, произрастающих на территории МАДОУ ДСКН №2 г. Сосновоборска установили, что на территории произрастают следующие растения: береза, клен, вяз, рябина.

Экспериментальным путем было установлено, что все изучаемые виды древесных растений способны накапливать вредные вещества в большем или меньшем количестве.

Проведя исследование было установлено, что наибольшее количество вредных веществ накапливается в листьях следующих древесных растений: береза и рябина.

Действительно существует метод, который используется для определения вредных веществ в листьях деревьев, а в листьях деревьев накапливаются вредные вещества за сезон весна-лето из воздуха и больше всего их в листьях березы и рябины.

Из вышесказанного следует, что наша гипотеза подтвердилась! Действительно в листьях многолетних растений, произрастающих на территории детского сада, за сезон весна-лето накапливаются вредные вещества из атмосферного воздуха.

Список литературы:

1. Ашихмина Т. Я. Экологический мониторинг: учебно-методическое

пособие. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. – 95 с.

2.Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М. С. Гиляров. -

М.: Сов. энциклопедия, 1986. - 831с.

3. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учеб. для

общеобраз. учреждений. -11 изд.- М. : Дрофа, 2015. – с. 251

4. Крылова Е. Г., Гарин Э. В. Оценка аллелопатического влияния листового опада на начальные этапы онтогенеза частухи подорожниковой // Научное обозрение. Биологические науки.-2019.-№1.-41-45с. URL: https://science-biology.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации"

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно - коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный челове...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "Какие секреты таит в себе вода?"

Вода таит в себе очень мног секретов.Проведём с детьми 3 опыта и узнаем некоторые свойства воды....

конспект открытого занятия в старшей группе "Коврик из опавшей листвы"

Конспект НОД по аппликации "Коврик из опавшей листвы".дети вспоминали признаки осени, смотрели репродукции известных художников, слушали произведения композиторов об осени. Делали физминутку...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми в старшей группе "Что таит в себе "Кока - кола"?"

Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. ...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Спасём жителей леса!» Тема: «Значение опавшей листвы для леса осенью»

В старшей группе "Одуванчики" воспитатель МКДОУ 35, пгт.Приладожского,  Соболева Ольга Владимировна, провела экологическое мероприятие "Спасем жителей леса". Перевоплощение пе...

Конспект занятия по труду в природе «Уборка опавшей листвы»

Приобщение детей к самостоятельному посильному труду....