Экологический проект «Птицы нашего посёлка» для детей 5-6 лет.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Нясимя Фатиховна Халимова

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Экологический проект

«Птицы нашего посёлка»

Для детей 5-6 лет.

Воспитатель: Халимова Н.Ф.

Пгт Стройкерамика 2025г.

Экологический проект

«Птицы нашего посёлка»

Для детей 5-6 лет.

Пояснительная записка.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Птицы нашего посёлка» выбрана  не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи.

Паспорт проекта.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный с 01.04 по 14.04

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели данной группы, родители.

Предмет исследования: птицы.

Актуальность темы, определение проблемы:

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления о перелетных птицах и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Цель проекта:

Расширение представлений дошкольников о  птицах родного края, их образе жизни и поведении

Задачи проекта:

- создать условия для формирования  познавательного интереса.

- формировать представления об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение  делать выводы;

- развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

- активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

-создание необходимых условий в группе  по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц родного посёлка

-развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

-активное участие родителей в реализации проекта.

Продукт проекта:

- Выставка рисунков  и поделок  «Птицы нашего края»

Презентация проекта:

- Развлечение  «День птиц»,

- Просмотр презентации проекта «Птицы нашего посёлка».

План реализации проекта в старшей группе «Птицы нашего посёлка».

Подготовительный этап проекта.

 Сроки: (01.04 – 03.04)

Задачи

Формы работы

Разработка плана  реализации проекта.

Выявить уровень знаний у детей о жизни птиц зимой.

Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

Подбор учебной литературы, книг познавательного характера.

Беседы: «Пользу или вред приносят птицы», «Зачем помогать птицам ». Наблюдения за птицами на прогулках. Наблюдение за детьми с целью выявления имеющихся знаний о птицах.

Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить их роль в данном проекте.

Совершенствовать навыки общения с детьми.

Родительское собрание, консультации, беседы, анкетирование родителей.

Обогатить предметно-экологическую среду в старшей группе для реализации проекта.

Подбор художественной литературы, стихов, пословиц, загадок, иллюстраций, физминуток про птиц. Разработка конспектов занятий по разным областям.

Исследовательский (основной) этап проекта.

Сроки: (0.4- 10.04 )

Перспективно-тематическое планирование экологического проекта

Вид деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Работа с родителями

Познавательно-исследовательская

Рассматривание птиц на иллюстрациях в книгах и журналах. Рассматривание сюжетных картин и фотографии. Экскурсия по территории детского сада.

Открытие «Птичьей столовой»

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц», «Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?»

Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках.

Опытно-исследовательская деятельность: наблюдение за поведением птиц во время кормления. Сходства и различия питания птиц зимой и летом

Папка-передвижка «Для чего нужны птицы»

Памятка «Покормите птиц»

Консультация «Покормите птиц»

Игровая

Настольно-печатные игры: Лото «Птицы» Разрезные картинки.

 Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто как устроен?» «Зимующие и перелётные птицы» «Четвёртый лишний» «Кто больше?» «Узнай по голосу», «Добавь слово», «Закончи предложение», «Голоса птиц», «Дорисуй птицу», «Это что за птица».

Трудовая

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

Подкормка птиц,

Совместное с детьми изготовление «Кладовой для корма»

Изготовление синичников

Продуктивная

Конструирование из бумаги птиц « Грачи прилетели»

Рисование «Птицы у моего окна» «Раскрась птицу», Рисование в нетрадиционной форме «Птички невелички зернышки клюют» (рисование ладошкой, пальчиковое рисование,

 Лепка «Учимся лепить птиц»

Создание композиции «Птичья столовая»(аппликация с применением изображений птиц и пшена, рисование ватными палочками)

Аппликация «Птицы наветках».

Выставка рисунков «Птицы нашего края».

Чтение (восприятие художественной литературы)

 Пословицы и поговорки о птицах.

Отгадывание загадок. Проговаривание чистоговорок о птицах.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

Заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья». А. Яншин «Покормите птиц» Т. Волжина «Где, чей дом?» Е. Благинина «Стрижи» Л. Яхнин «Дятел».

 Русские народные сказки: «Заяц - хвастун», «Кукушка».

И. Токмакова «Десять птичек стайка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Н. Сладков «Скворцы- молодцы», В. Флинт «Птицы в нашем лесу», М. Пришвин «Гости», О. Дриз «Птичий праздник».

Музыкальная

Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз.и сл. Е. Тиличеевой.

Коммуникативная

Беседы:«Птицы рядом с нами»,«Что ты знаешь о птицах?»,«Меню птиц»,«Зачем помогать птицам», «Как живут наши пернатые друзья в разное время года»., «Пользу или вред приносят птицы?», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой», «Зимние гости».

Консультация для родителей «Приучите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось вам встречать весну».

Двигательная

Подвижные игры: «Птицелов» «Воробушки и автомобили», «Птицы в гнёздах», «Воронята», «Стайка», «Птички и кошка» «Птицы в клетке», «Голуби и кот», «Скворцы и кошка», «Филин и пташки».

Физминутки: «Перелётные птицы», «Снегири», «Птички в гнёздышках сидят», «Ну-ка, птички полетели», «Скачет шустрая синица».

Заключительный этап проекта.

 Сроки: 10.04- 14.04

Мероприятия

Ожидаемый результат

Педагогическое наблюдение за  дошкольникамив процессе игр с целью определения  знаний по теме проекта.

Выявление уровня знаний по теме проекта.

Анализ результатов  диагностикидошкольников.

Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Выставка совместных работ детей и родителей (рисунки и поделки) «Птицы нашего края».

Презентация  результатов проекта.

Просмотр презентации

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Создать радостное настроение в совместных весёлых играх.

Развлечение «День птиц».

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Создать радостное настроение в совместных весёлых играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект "Птицы - нашего края"

Информационно- творческий проект "Птицы - наши друзья" позволил проявить детям активность, инициативу....

Экологический проект "Птицы- наши друзья"

Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Семейный экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель проекта:Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.Задачи проекта:1. Расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;2. Практическое выполнение кормушек3. Провести наблюдения за повед...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Данный проект состоит из практического материала экологической образовательной деятельности и непосредственно  творческого развития дошкольников ....

Экологический проект" Птицы-наши друзья"

Вашему вниманию предлагаю экологический проект для детей 5-6 лет (учащихся старшей группы) по теме «Птицы- наши друзья». Данная работа будет полезной воспитателям старшей группы. Проект осуществлялся ...