Конспекты по программе Здравствуй мир по познавательному развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по теме «Береги природу»
Направление: познавательное развитие
Цель: закреплять представления детей о многообразии животных мира России, их звуках.
Задачи:
Расширить представление детей о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу, добиваться, чтобы дети самостоятельно могли решать проблемные ситуации, которые создаются в природе.
Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Приветствие: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте мы поздороваемся с ними и подарим наши красивые улыбки. А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами на осенней полянке – кругом красиво, нарядно, деревья украшены разноцветными листочками. Представьте, что на вашу ладошку упал красивый, кленовый лист. - Что вы чувствуете? Как вы думаете, приятно ли ему лежать на вашей ладошке? А что вы сделаете с этим листочком? - Ребята, а давайте заглянем с вами в нашу волшебную коробку знаний и посмотрим, что в ней сегодня спрятано? Здесь газета. Давайте посмотрим, что в ней написано. Экологическая катастрофа! Осторожно может случиться беда. Такое состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. Лес – это дом для многих животных и растений. Остановитесь, люди. Планета в опасности. Берегите природу! |
2 | Актуализация знаний | - Что вы услышали? - Что вы поняли? Рассматривание фотографий в газете: - Как вы думаете, кто это мог сделать? Радуетесь ли вы глядя на эти фотографии? Почему? Что вы чувствуете? А что чувствуют животные этого леса? А могли бы вы изобразить эти несчастные деревья леса? - А давайте проверим, как хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Я вам буду предлагать ситуации, в случае, если вы считаете, что это забота о природе вы показываете зеленую карточку, а если нет – красную. Семья моет машину на берегу реки Мужчина отвез старый холодильник на специальную свалку После отдыха в лесу, мы собрали весь мусор и вывезли его на мусорку Мальчик сломал муравейник Девочка с папой поставили знаки в лесу: «не шуми в лесу», «не ломай ветки деревьев». - Какие вы все молодцы, а теперь давайте вспомним знаки (показ знаков, объяснение и последствия невыполнения их). |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | - Ребята, оказывается вы любители природы, вы хорошо знаете, как надо вести себя в лесу, не причиняя вред, и я надеюсь, что вы никогда их не будете нарушать. Только, как же нам быть уверенными, что это не мы виноваты в страшных последствиях? Как можно проверить себя? Дети предлагают ответить на вопросы и т.д. |
4 | «Открытие» нового знания | Физкультминутка Вместе по лесу идём Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место мы присели. (Дети садятся.) - Ребята, посмотрите у нас, что-то есть на доске, давайте посмотрим, что там. Здесь вам необходимо разгадать ребусы. Давайте вы разделитесь на пары. Вам нужно отгадать два слова. Я вам сделаю подсказку. Первые буквы слов вам нужно написать в клеточки под картинками. Ответ: БЕРЕГИ ПРИРОДУ. - Давайте вспомним пословицы про лес. Вам нужно соединить две части пословицы. Объясните значение. Возле леса жить – голодному не быть Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – позади. Рощи да леса – всему краю краса. Сломить дерево - секунда, а вырастить года. Дальше в лес – больше дров. Ребята, а вы дома с родителями тоже учили пословицы о лесе. Кто хочет рассказать нам новые пословицы? – Ребята, в любое время года природа готовит для нас свои подарки. Словно невидимая волшебница, щедро делится она . А у природы их видимо-невидимо. Ребята, как вы думаете, что это за богатства? (Ответы детей) - Правильно. Эти богатства – растения, грибы, ягоды, цветы, птицы и звери. Игра «Что будет, если» Правила игры: на столе картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок и дети должны рассказать, что произойдет с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убираю птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями. - Ребята, а если люди будут только брать эти богатства, то со временем их может совсем не остаться. Если человек рубит деревья, оставляя маленькие пенечки, то негде будет петь птицам. А белки, медведи, ежи не смогут подготовить свои жилища на зиму и уйдут из такого вырубленного леса. Каждый человек может помочь сохранить природу, даже такой маленький как вы. - Давайте мы с вами посадим такой лес, в котором будут хотеть жить животные, птицы и мы с вами захотим в нем отдыхать. Дети выбирают картинку с правилами поведения в природе, деревьями, дарами леса, животными и т.д. и приклеивают на плакат (где изображен лес). |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог предлагает серию опытов по извлечению из предметов звуков. Выясняется, зачем зайцу и другим животным большие уши. Как сделать звук громче? Почему звук бывает разной высоты. Педагог показывает детям заготовки для создания воронок и предлагает склеить. Дальше дети пробуют расслышать звуки ксилофона. Попробуем определить чей голос громче у животных. Дети определяют результаты фиксируют в виде расстановки ряда. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог подводит вместе с детьми итог своей работы. - Что мы делали? - Что было сложным? - Что узнали нового? О чем нам еще хочется узнать по этой теме? Что нам мешает в этом? |
Занятие по теме «Голубая планета»
Направление: познавательное развитие
Цель: Формирование представлений о природе, как о едином целом, продолжать формировать представления о человеке, как о части живой природы.
Задачи:
Формировать у детей представление о природе, как о едином целом, продолжать формировать представления о человеке, как о части живой природы, закрепить у детей знание особенностей разных климатических зон и обитателях планеты
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных стран
Воспитывать усидчивость во время занятий, воспитывать чувство уважения к товарищу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Краткая беседа с детьми по теме планеты: – Почему планету Земля называют «живой»? – Кто живет на Земле? |
2 | Актуализация знаний | – Что растет на Земле? – Чего больше на земном шаре – воды или суши? – Что необходимо для жизни на Земле? – Почему всходит и заходит Солнце? – Где на земном шаре живем мы с вами? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Неожиданно приходит сигнал из космоса: сообщение от инопланетян. Слышатся непонятные звуки, один знакомый со знаком вопроса «голубая» Дети вместе с воспитателем обсуждают, что может означать это послание. Дети затрудняются с ответом. |
4 | «Открытие» нового знания | Пробуют разместить всех животных по континентам. Дети выполняют задание на местах, проводится взаимопроверка. Инопланетяне отрицают. Дети и воспитатель выясняют, что хотят пришельцы. Просмотр видео ролика галилео «Почему Земля круглая?» Изучение информации в энциклопедии, почему планета голубого оттенка. Приходят к выводу, что они хотят узнать почему наша планета голубая. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | |
6 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель. А теперь на ковер-самолет и домой! Раз, два, три! Ковер домой ле-ти! Ну, вот мы и дома! Спасибо вам, ребята! Но хочется понять, что же вы за-помнили? Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечать. (На какие природные зоны делится Африка? Что такое саванна? Какая самая большая пустыня в Африке и в мире? Какая самая длинная река в Африке? Какие животные живут в джунглях… а в пустыне? Что такое оазис) Отлично! (Каждого ребенка за что-то похвалить) Ну, что ж, сбылась моя мечта, я с вашей помощью побывала в Африке. Вам по-нравилось путешествовать по Африке? (Да) Я думаю, мы еще не раз побываем на этом замечательном континенте. Вот эти иллюстрации я дарю вам, сделаете альбом об Африке, он будет напоминать о нашем путешествии. |
Занятие по теме «Космическое путешествие»
Направление: познавательное развитие
Цель: Формирование представлений о космосе, как объекте изучения науки человечества
Задачи:
Формировать у детей представление о космосе, продолжать формировать представления о человеке, как открывателе космоса, закрепить у детей знание особенностей разных планет и небесных тел
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных стран
Воспитывать усидчивость во время занятий, воспитывать чувство уважения к товарищу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: | Краткая беседа с детьми по теме планеты: – Почему планету Земля называют «живой»? – Кто живет на Земле? |
2 | Актуализация знаний | – Что растет на Земле? – Чего больше на земном шаре – воды или суши? – Что необходимо для жизни на Земле? – Почему всходит и заходит Солнце? – Где на земном шаре живем мы с вами? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог показывает детям послание, вк прислали приглашение на космическую виртуальную экскурсию. Необходимо определить, не появился ли какой-нибудь объект. |
4 | «Открытие» нового знания | Педагог: Давайте рассмотрим иллюстрации. (рассматривают иллюстрации с видами воздушного транспорта – вертолет, самолет, воздушный шар, ракета). На чем мы сможем отправиться в межпланетное путешествие? Дети: На ракете. Педагог: Значит, для путешествия нам нужно сконструировать ракеты. Создадим ее на листочках в клеточку. Мы напишем графический диктант. Будьте внимательны!! (Графический диктант) Педагог: Сколько замечательных ракет у нас получилось! Мы построили целый космодром! Теперь давайте выберем одежду, подходящую для полета в космос (рассматривают предметные картинки с изображением разной одежды – куртка, пальто, комбинезон, спортивный костюм, скафандр). Ребята, вы сделали правильный выбор. А почему вы решили что именно в скафандре нужно лететь в космос? Дети: Защищает от вредных воздействий, т.к. сделан из специальных материалов. Педагог: Ну вот, мы с вами готовы - ракеты сконструированы, скафандры одеты, пора отправляться в космос. Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,...1 Старт! (включается космическая музыка, на экране изображение космоса) Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. (Показ презентации PowerPoint «Планеты Солнечной системы») А теперь посмотрите на экран, словно в большой иллюминатор. У нас там замечательный вид. Солнце – самая большая звезда! Вы заметили, что все планеты вращаются вокруг Солнца? Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Педагог: Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе. (Макет солнечной системы.) Первая, самая близкая к Солнцу планет – Меркурий. На этой планете очень жарко, вы не знаете почему? Меркурий торопится за Солнцем, словно боится от него отстать. Миллионы лет назад Меркурий бомбардировали метеориты – каменные глыбы, падавшие на поверхность планеты из космоса. Они пробили тысячи кратеров на пустынной скалистой поверхности Меркурия Вторая от Солнца планета – Венера. В честь богини красоты, Названа Венера – ты. В темных небесах сияешь, Красотой нас озаряешь. Венера постоянно окутана густыми облаками. Но эти облака состоят не из водяного пара, как на Земле, а из ядовитых испарений серной кислоты. Атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа, дышать которым невозможно. Вы узнали третью планету? Дети: Да! Педагог: Земля - единственная в Солнечной системе планета, на которой есть все условия для жизни животных и людей. Что это за условия? (воздух, вода). Земля средняя по размеру планета, она находится не слишком близко к Солнцу. Посмотрите, Земля как будто окутана голубоватой дымкой, которая защищает Землю от перегрева или охлаждения, от ударов метеоритов. Четвертая планета – Марс. Из всех планет Солнечной системы Марс больше других похож на Землю. На поверхности планеты имеются вулканы и равнины. Здесь, как и на Земле, 4 времени года. Обычно температура на Марсе низкая, но летом может быть тепло. Марс называют красной планетой, так как он покрыт красноватой пылью. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но жизни на Марсе нет. А получила она свое название в честь бога войны». Физкультминутка Мы ракету начертили В космос к звездам путь открыли Мы планеты изучаем В невесомости летаем! Педагог: Пятая планета от Солнца называется Юпитер. Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Состоит самая большая планета Солнечной системы из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод. Шестая планета - Сатурн. Чем она отличается от других планет? Дети: У него есть кольца. Педагог: Сатурн окружён мощной системой колец. Три широких кольца хорошо видны с Земли в телескоп. Кольца состоят из миллиардов ледяных и каменных частиц разных размеров. Сатурн состоит из газов. Он очень быстро вращается, и это порождает мощные вихри. Планета, идущая за Сатурном, седьмая называется Уран. Это газовый шар, у которого отсутствует твёрдая поверхность. Уран – лежебока и встать ему лень. Подняться планете не в мочь, Сорокалетие длится там день, Потом сорокалетие ночь. Как выдумаете, человек смог бы жить на планете где сорок лет день и сорок лет ночь? Дети: Нет Педагог: Тогда летим дальше. Восьмая планета - Нептун, это самые холодная планеты Солнечной системы. Её часто называют Голубая планета, потому, что она состоит из голубого газа. Над поверхностью Нептуна виднеются редкие белые облака и отдельные чёрные пятна. Они вращаются вокруг планеты с огромной скоростью. У Нептуна тоже есть кольца, но они бледные и слабо заметны. Увидеть ее с Земли в телескоп невозможно. Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю. Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9. .. Земля!!! Вот мы с вами и дома. Давайте выучим считалочку, которая поможет нам называть все планеты солнечной системы по порядку. Показ на макете «Планеты солнечной системы» Светит Солнце, а вокруг есть планеты, восемь штук. Вам планеты по порядку Перечислю я сейчас… - Раз! Меркурий, - Два! Венера, - Три! Земля, - Четвёртый – Марс. - Пять! Юпитер, - Шесть! Сатурн, - Семь! Уран, - Восьмой – Нептун. Педагог: Сколько всего планет? Что вы запомнили о Марсе? Вокруг какой планеты ледяные кольца? Как называется планета, на которой могут жить люди и животные? Музыкальная физминутка |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети выходят в открытый космос через люк и выполняют задание: По командам собирают пазл с космическими объектами. |
6 | Осмысление (рефлексия) | У нас получилось замечательное путешествие, мы много узнали о планетах солнечной системы. Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша Земля!» |
Занятие по теме «Почему люди такие разные?»
Направление: познавательное развитие
Цель: Расширять представления детей о сходствах и отличиях людей
Задачи:
Формировать у детей представление о расовых отличиях людей на планете, продолжать формировать представления о взаимозависимости разных стран, значения внешности для определенной климатической зоны обитания человека.
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных стран
Воспитывать дисциплинированное поведение во время занятий, воспитывать чувство уважения к любому человеку, независимо от его национальной принадлежности.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | На доске размещены портрет разных народов мира (расы) Педагог рассказывает детям о своем друге, который имеет темную кожу и кудрявые волосы. Недавно с ним произошел разговор, чем мы отличаемся друг от друга и почему. |
2 | Актуализация знаний | - Помогите мне ответить на вопросы друга (размещает вопросы на доске): - Почему вы разные? - В чем мы похожи? - Зачем нужно чтобы мы были такими, какие есть. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Дети начинают обсуждать ответы на вопросы, возникают разные мнения. Педагог подводит детей к необходимости изучения вопросов |
4 | «Открытие» нового знания | Просмотр видео ролика Вос-ль: Ребята, а какие внешне бывают люди.(Взять гостя и ребенка и спросить чем они похожи и чем отличаются) Дети: люди бывают высокие и низкие, худые и толстые, маленькие и большие, взрослые и дети. Вос-ль: А чем похожи все люди на земле? Дети: Все люди умеют говорить, думать, принимают пищу, ходят на двух ногах, работают и т. д. Вос ль: Скажите, ребята, а как нужно относиться ко всем людям? Дети: К людям надо относиться с уважением Вос-ль : А что мы должны уважать в людях? Дети: Возраст, доброту, заботу, труд. Вос-ль: Ребята, а за какие качества, по вашему мнению, человек достоин уважения, а за какие нет? ( ответы детей) Вос-ль: Сейчас мы поговорим о поступках, которые совершают люди. Ведь по поступкам, мы можем узнать какой человек. (Дети рассматривают картинки на мультимедийной доске). Вос-ль: Посмотрите на эту картину и скажите, можно ли уважать этого мальчика и т.д.(ответы детей) Вос-ль: Почему этот поступок мы называем хорошим? Дети: Он приносит пользу другим людям, обществу.Вос-ль: Дети, что вы видите на этой картинке? (дети отвечают) А почему этот поступок мы называем плохим? Дети: Потому, что этот поступок причиняет вред людям. Вос-ль: Ребята, а что, значит, слово «мы»? Дети: это я, он и все дети. Вос-ль: Все мы – это наша группа, наш коллектив. Я могу находиться в различных коллективах: семье, группе, спортивной секции, хоре. Скажите, а какие коллективы знаете, вы? Дети: У папы и мамы на работе, у сестры в классе, дома в семье. Вос-ль: Каждый из нас может сказать: Я – ребенок, дошкольник, житель своей станицы, житель России, россиянин, я – житель Земли, землянин. Всех жителей Земли объединяет много общего. Мы похожи и не похожи друг на друга. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Практическое задание: нарисовать портрет любого из нашей группы, ребята должны отгадать. Вос – ль: Ребята, а скажите пожалуйста, можно ли смеяться над людьми худыми, полными, с веснушками, больными, в очках? Дети: Нет. Вос –ль: А почему? Дети: Это их обижает, оскорбляет. Вос – ль: Вы правы, нельзя ни в коем случае. Ведь главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был честен и трудолюбив. А все остальное – это лишь внешний облик (вид) человека. Чем похожи все люди Земли? (Они умеют думать, говорить, у всех людей похожее строение тела, ходят на двух ногах, бывают веселыми, грустными, строгими и добрыми. Любят своих детей и т. п.) - Чем отличаются люди друг от друга? (Люди встречаются большие и маленькие, высокие и низкие, худые и полные.) - Почему вы не путаете свою маму, папу и других родственников с разными людьми? А еще люди отличаются по цвету кожи, волосам, разрезу глаз.Я Такие различия называются расовыми признаками. На Земле живут люди разных рас. Поется песня «Я, ты, он, она» |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог обращает внимание детей на то, что пора подводить итог. Все собираются на полянке и обсуждают путешествие. - Что запомнилось? - Что удивило? -Зачем узнавали о различиях людей? Проводится стоп-пауза (мозговой штурм для актуализации полученных знаний) |
Занятие по теме «Путешествие в Австралию»
Направление: познавательное развитие
Цель: Расширять представления детей об особенностях природы Австралии
Задачи:
Формировать у детей представление об особенностях природы в Австралии, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания закрепить у детей знание особенности континента-страны.
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных стран
Воспитывать дисциплинированное поведение во время занятий, воспитывать чувство уважения к товарищу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог предлагает детям открыть очередное окошко в проекте «Окна открытий» Дети открывают окошко и выясняют, что сегодня предстоит знакомство с новой страной. Только, что означает этот флаг, что бы это была за страна |
2 | Актуализация знаний | Дети высказывают предположения, спрашивают педагога, что это за страна. Педагог объявляет название страны и предлагает рассказать все, что они о ней знают. Дети высказывают свои знания (небольшие) |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог задает уточняющие вопросы, выясняются пробелы в знаниях детей. Взрослый обращает внимание, что Австралия страна противоречивая и загадочная. Дети выясняют, что нужно сегодня открыть для себя очередное окно знаний. |
4 | «Открытие» нового знания | Просмотр видео-ролика Австралия – самый большой в мире остров и самый маленький континент. (Показ на карте). Всю его территорию занимает одна страна — Австралия. Вот так выглядит флаг этой страны. (Показ картинки). Столица Австралии — город Канберра. А самый старый и самый большой город Австралии — Сидней. Этот город славится своим красивым мостом и оперным театром. (Показ картинки). В Австралии выпадает в год меньше всего осадков в мире. Упражнение «Покажи Австралию на карте» Жители Австралии дружелюбны и приветливы. В основном это переселенцы из других стран. Они разговаривают на английском языке и одеваются как мы с вами. Коренные жители Австралии — аборигены. (Показ картинки). До того, как приплыли европейские переселенцы, только аборигены жили в Австралии. Одежда аборигенов необычна. Это набедренная повязка. Все остальные места аборигены раскрашивают яркими красками и украшают себя бусами из семян растений, ракушек (Показ картинки). 200 лет назад английские законы были очень суровы. Подсудимого могли приговорить к смерти за кражу рубашки или буханки хлеба. Но осужденному даровали жизнь, если он соглашался отправиться на каторгу в Австралию. Каторжников отправляли туда на кораблях и им приходилось много работать. Скованные общей цепью, с тяжелым ядром на ноге, они расчищали земли, разбивали камни, строили дороги и выращивали урожай. Большой барьерный риф — града коралловых рифов и островов. Люди, переехавшие в Австралию со всего мира, привезли свои кулинарные обычаи и любимые блюда. В наше время в ресторанах и кафе можно попробовать пищу настоящих аборигенов — мясо кенгуру, запеченное на углях, мясо крокодила и мясо опоссума. По всему побережью готовят блюда из морепродуктов. Австралия славится необыкновенно ароматными соками тропических фруктов. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Подвижная игра «Пронеси детенышей в сумке» Дети соединяют кисти опущенных вниз рук в замок, в который сажается мягкая игрушка. Затем ребенок с игрушкой проходит полосу препятствий. И взрослые, и дети знают символ страны – самое популярное животное – кенгуру. (Показ картинки). Кенгуру в этой стране очень много. Ночью, привлекаемые светом фар, кенгуру выходят на дорогу и прыгают под колеса автомобилей. В этой стране даже есть дорожный знак «кенгуру», который предупреждает водителей об опасности. В Австралии кенгуру маленькие, но есть и очень большие – до трех метров. Рисование точками Австралийский пуантилизм. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог обращает внимание детей на то, что пора возвращаться в Россию. Все собираются на полянке и обсуждают путешествие. - Что запомнилось? - Что удивило? -Зачем узнавали про Австралию? Проводится стоп-пауза (мозговой штурм для актуализации полученных знаний) |
Занятие по теме «Путешествие в Азию»
Направление: познавательное развитие
Цель: Расширять представления детей об особенностях природы Азии.
Задачи:
Формировать у детей представление об особенностях природы в Азии, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные гор), закрепить у детей знание особенностей разных климатических зон
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных стран
Воспитывать дисциплинированное поведение во время занятий, воспитывать чувство уважения к товарищу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Сегодня мы отправляемся в путешествие на поезде. Те люди, которые собираются в путешествие в другие страны, обязательно должны знать, что на границе государства их будет ждать пограничник, который проверяет документы у всех пассажиров. Вот и мы сегодня встретим таких «пограничников». |
2 | Актуализация знаний | (Воспитатель назначает двух водящих). А пассажирами в поезде будут животные (раздает карточки с животными, картинку со снежным барсом — самому маленькому ребенку). Строимся по росту в колонну. Это наш паровоз. Пограничники должны проверить гражданство пассажиров — все ли они россияне. Итак, поехали!. Дети «едут» до «границы», «пограничники» проверяют «гражданство». Воспитатель: Лось. Живет ли такое животное у нас в России? Пограничники: Да. (пропускают через границу) Воспитатель: Барсук. Живет ли такое животное в России? Пограничники: Да. (пропускают) И так всех участников проверяют. Воспитатель: (перед участником с карточкой снежного барса). А это что за животное. Такие звери у нас не живут в России. Куда же нам отправить заблудившегося пассажира? (Слайд №2) Давайте рассмотрим его внимательнее. Он чем-то похож на... Дети: рысь, тигр. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Воспитатель: Может быть, он живет в тайге? Дети: Нет, там не водится таких животных. Воспитатель: А еще это животное похоже на кошку. Может быть, это домашнее животное? Дети: Нет, домашние звери не такие большие. Воспитатель: Еще это животное умеет хорошо бегать и прыгать. Оно спокойно может перемахнуть через глубокий ров или ущелье, охотится на травоядных. Как вы думаете, в какой местности может пригодиться такая прыгучесть, теплый мех? Где от травы до льдов можно добраться, прыгнув лишь на несколько шагов вверх? Ну что вы догадались? Дети: Да, это горы. Наше животное ехало в горы, а попало к нам. Воспитатель: Совершенно верно, и животное это называется — снежный барс. Хотите побывать на его родине? Дети: Да, конечно. |
4 | «Открытие» нового знания | Воспитатель: Тогда внимательно посмотрите на карту. Где вы найдете самые темные коричневые пятна — то есть самые высокие и большие горы? Дети: Вон там. Воспитатель: Как называется эта часть материка Евразия. Дети: Азия. Воспитатель: Совершенно верно. Родиной нашего снежного барса является Азия. (Слайд №3). Здесь находятся знаменитые горы мира — Гималаи и Тибет. Большая часть России лежит в Азии. Азиатская часть России — это в основном тайга и тундра. А вот зарубежная Азия простирается далеко на юг, и в разных ее частях совершенно разный климат. Сначала я вам расскажу о жизни в горах. Помните, я обещала познакомить вас с некоторыми путешественниками-европейцами? Одним из первых побывал в Гималаях и Тибете европейский путешественник Марко Поло. (Слайд №4). Он жил около 700 лет назад. За свою жизнь он побывал не только в Тибете и Гималаях, но и объехал кругом всю Азию и описал все, что видел, в своих дневниках. Так европейцы узнали о жизни людей в Азии, ее географических и природных условиях, растениях и животных. Чем условия жизни в горах отличаются от других мест? Надо забираться и спускаться по скалам; поднимаешься — холодно, а спускаешься — жарко; растения разных природных зон могут расти на одной горе; есть места, которые всегда выше облаков, значит, там нет дождей; горы — это камни, поэтому там мало что может расти. Теперь представим себе, какие звери и птицы могли бы жить в таких условиях. Дети: С теплым мехом или оперением, прыгучие или умеющие хорошо лазить. Воспитатель: Посмотрите на изображения этих животных (Слайды №5-7). Они все подходят под ваше описание. Все они живут в горах. Особым уважением среди домашних животных в этих местах пользуются овцы, собаки и ослы. Без маленького ослика (воспитатель показывает изображение осла) туго пришлось бы обитателям гор — он неприхотлив, может лихо подниматься по достаточно крутым склонам и перетаскивает на себе много тяжестей. Вот из таких осликов состоял в основном караван, на котором путешествовал Марко Поло на Тибете и Гималаях. - Ребята, я вам предлагаю игру. Посмотрите на изображения животных (овцы, осел, собака, снежный барс, орел, лама, горный козел). - Я загадаю одно из этих животных, а вы постараетесь отгадать. Вы можете задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать только «Да» или «Нет». (Применение технологии ТРИЗ) Физкультразминка: «В горах» (фонограмма «Звук горной реки). Воспитатель: В горах много ущелий и провалов. Через них перекидывают подвесные мостики. Они очень шаткие, чтобы через них перебраться, люди должны хорошо держать равновесие. Попробуйте и вы пройти через мой «мостик». Тот, кто наступит на пол, упал в ущелье. Проверьте себя. (Дети переходят через «мостик»). Хорошо. Вы все постарались, но те, кто поспешил, потеряли равновесие. «Поспешишь — людей насмешишь». Воспитатель: Но вернемся к нашему путешественнику Марко Поло. Перейдя через горные хребты, он оказался в жарких странах — Китае, Индии и других странах. Там росли странные растения.(Слайд №8) С одной стороны, они напоминали заросли травы, с другой — были такого размера, что человек казался лилипутом в стране великанов. Так Марко Поло увидел бамбук. Среди его зарослей он встретил еще более удивительное животное — единственного в мире травоядного медведя панду. Она была похожа на человека в очках. (Воспитатель показывает во время рассказа слайда через DVD панды и бамбука). А что еще можно было увидеть в Азии, вы мне сейчас расскажете сами, если вспомните сказку Киплинга «Рики-Тики-Тави» («Золотая Антилопа», «Маугли»), ведь она написана про самые южные районы Азии — Индию. Дети: Там есть джунгли — непроходимый лес, в котором живут кобры, мангусты тигры, обезьяны, волки, шакалы, удавы, слоны и множество других животных и птиц. Воспитатель: Как вы хорошо запомнили сказку! Молодцы. Обратно Марко Поло возвращался через одну из самых больших пустынь на Земле – Гоби (Слайд №9), а его караван состоял уже из других домашних животных, которые в Азии ценятся не меньше, чем ослы. Это верблюды. Корабль пустыни — так его называют. Из всех животных он, пожалуй, самый выносливый на Земле. Легко переносит жару и холод, может долго обходится без воды и пищи — все эти качества как нельзя лучше подходят для путешествий по пустыне. Именно поэтому люди приручили его одним из самых первых животных и настолько давно, что в дикой природе их почти не осталось. Давайте посмотрим, какие еще животные живут в пустыне (Слайды №10-11). |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?». Вам необходимо разложить картинки животных в соответствии со средой их обитания. (На паласе три круга разного цвета: зеленый - джунгли, тайга, коричневый — горы, желтый-пустыня. Работа за столами на применение полученных знаний. Работа по рабочим тетрадям. Задание: Помощник Марко Поло зарисовал то, что он увидел в Азии, но многое перепутал. Найдите его ошибки. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог подводит вместе с детьми итог своей работы. Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. Давайте же вспомним, где живет снежный барс? Назовите, какие животные еще живут в Азии. А какие растения там растут? (Дети называют). Воспитатель: Не хватило мне времени рассказать еще, что видел Марко Поло в Азии, но я обязательно расскажу вам о его путешествии на следующем занятии. А теперь расскажите, что вам больше всего запомнилось из моего рассказа? (Дети рассказывают, что запомнили). О чем нам еще хочется узнать по этой теме? Что нам мешает в этом? |
Занятие по теме «Путешествие в Антарктику»
Направление: познавательное развитие
Цель: Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой и неживой природы
Задачи:
Закреплять знания детей об антарктических станциях, наблюдений за изменениями в погоде, таянием ледников, работы служб предупреждения о природных бедствиях: ураганы, циклоны формировать представления о человеке как о части живой природы.
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных климатических широт.
Воспитывать дисциплинированное поведение во время занятий, воспитывать отзывчивость
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Дети занимаются свободной деятельностью, неожиданно звучит сигнал письма инстаграм. Педагог предлагает открыть. «Здравствуйте ребята. Меня зовут Бонгани, я живу в Африканской стране Кении. У нас всегда очень жарко, но мне интересно узнать, как живут и работают люди там, где всегда холодно. Расскажите мне пожалуйста, могут ли жить люди в Антарктиде? Очень жду ваш ответ.» |
2 | Актуализация знаний | - Как вы думаете, могут ли там жить люди? - Если да, то как они могут там жить? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | - Как нам узнать наверняка? Дети предлагают отправится в Антарктиду. |
4 | «Открытие» нового знания | - В Антарктиде действительно живут люди. Но они временные жители. Как можно найти холодные места на планете? Дети показывают на глобусе белые места. Педагог показывает детям короткий видео-ролик об Антарктике. Педагог предлагает детям помочь подготовится работнику станции-исследователю набрать нужных предметов для работы. Как с помощью этого можно помыться, поесть, передвигаться, вести наблюдения, попить. Педагог показывает детям видео-ролик о работе ученых в Антарктиде. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог вместе с детьми проводит эксперимент со льдом. Как он размещается в воде? Где находится большая часть льда? Физминутка «Шторм» Педагог предлагает детям создать для мальчика рисунок про полярную станцию и её работников. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог обращает внимание детей на то, что пора возвращаться в Россию. Все собираются на полянке и обсуждают путешествие. - Могут ли полярники быть трусливыми и слабыми? - Что мы можем ответить нашему друг из Кении? Проводится стоп-пауза (мозговой штурм для актуализации полученных знаний) |
Занятие по теме «Путешествие в Африку»
Направление: познавательное развитие
Цель: Расширять представления детей об особенностях природы Африки.
Задачи:
Формировать у детей представление об особенностях природы в Африки, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные гор, саванны, пустынь), закрепить у детей знание особенностей разных климатических зон
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных стран
Воспитывать дисциплинированное поведение во время занятий, воспитывать чувство уважения к товарищу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог спрашивает детей, любят ли они путешествовать? Педагог: Вот и я очень люблю путешествовать. Есть у меня мечта: попасть в Африку. У вас и карта есть, не покажите, где находится Африка (Дети показывают). Но путешествовать одной не интересно, не хотите ли отправиться со мной? (Ответы детей). |
2 | Актуализация знаний | Воспитатель. А на чем же мы туда доберемся? (На самолете, на поезде, а потом на корабле и т. д.) Не плохие предложения, но я предлагаю нам отправиться в путешествие на ковре самолете. Согласны! (Да) |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Воспитатель. Ну что ж, у меня такой есть на примете. Мальчишки, несите сюда вон тот коврик. Усаживаемся! Ждут нас сказочные страны Африканский мир красот. Африканский материк Очарует, удивит. Только как же нам одеться для путешествия? Дети предлагают легко взять солнцезащитные очки. Педагог вспоминает, как его друг рассказывал после поездки, что замерз в пустыне в Африке. Как такое возможно? Дети задумываются, педагог предлагает не просто отправится в путешествие, но и проверить как в этой стране на самом деле. |
4 | «Открытие» нового знания | Воспитатель: Скажем попутные слова: «Раз, два, три! Ковер, лети!» А теперь, все вместе. (Повторяют). Взлетаем, держитесь за руки, чтобы ковер выровнялся. Воспитатель. Чтобы было не скучно лететь, покажу вам интересный мультфильм, а мой ноутбук всегда со мной. Но сначала напомните мне, в каких мультфильмах, сказках, песнях упоминается Африка? (Ответы детей: «Каникулы Бонифация», «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тимон и Пумба», «Чунга-Чанга», «Песенка Красной Шапочки» и т. д.) Мультфильм «Африка» Воспитатель. Интересный мультфильм? А что вы знаете об Африке? (Ответы детей) Воспитатель Африка - обширный материк и очень тёплый. По величине, Африка занимает второе место на нашей планете, на ее территории расположено 54 страны. Природа Африки очень разнообразна. Есть там и пустыни, и равнины, которые называются саванной, и тропические леса - джунгли. Каким цветом обозначается пустыня на карте Африки, а саванна (светло-зеленой, а джунгли (темно-зеленые? Есть еще горы (Ответы детей). Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Самая большая пустыня в Африке и в мире – Сахара. Кто знает как она называется? Ее еще называют «королевой пустынь». Что такое пустыня, как вы думаете? (Ответы детей) На самом деле в пустыне есть растения, но их очень мало. В основном верблюжьи колючки и только там, где есть вода в оазисах растут и пальмы, и цветы и другие растения.А животных в пустыне много: это - членистоногие: жуки и муравьи, пауки и скорпионы; пресмыкающиеся: змеи, большое количество разнообразных ящериц; также живут земноводные: черепахи и жабы; а много других животных: ушастые ежи, тушканчики, антилопы., маленькие лисички фенек, шакалы, волки, земляные белки. А кого называют «кораблями пустыни»? Правильно, верблюдов, они прекрасно переносят жару, это очень выносливые животные. (Показ иллюстраций) Воспитатель. А как вы думаете, что за синие линии на карте? (Ответы детей) Самая длинная река в Африке - река Нил, а самая полноводная - Конго. А что значит полноводная? (Много воды, глубокая) А вот как выглядит природная зона Африки - саванна. В саванне растёт высокая трава, много кустарников, редко встречаются деревья – акации, гигантские баобабы, живет множество разных животных. Может быть, вы знаете, какие животные живут в саванне? (Ответы детей: – это львы, гепарды, антилопы, зебры, буйволы, слоны, жирафы и самыми большие птицы Африки – страусы). А вот это – густой тропический лес – джунгли. В джунглях живут обезьяны, тигры, слоны, множество попугаев, и др. животных. Воспитатель. Глаза ваши немного устали, поиграем? Посмотрите глазами налево, что видите? (Облака) На что они похожи? А теперь направо (Птиц, наверх (Солнце светит, вниз (Видим Землю). Держитесь крепче, идем на посадку. Воспитатель. Ну, вот мы и в Африке! Что-то ноги затекли, надо размяться. Физкультминутка В Африке жирафы делают вот так. Руки тянуться вверх, на носочках. Цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк…Руки согнуты в локтях и двигаются вверх - вниз. А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп»…Хлопают в ладоши. А слонята топают «топ-топ-топ». …Топают ногами. И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп»…Хлопают локтями. Обезьянки прыгают «прыг-прыг-прыг»…Прыжки на месте. Руки на поясе. И ногами дрыгают «дрыг-дрыг-дрыг»… Дрыгают ногами А теперь мы как мартышки дружно прыгаем вприпрыжку. …Прыжки на месте. Руки на поясе. Воспитатель. Пока мы разминались, солнце село. Днем в пустыне жара, а ночью … (холод). Что делать будем? (Ответы детей: разведем костер) поищем веточки для костра, а теперь попробуем развести костер. Я научу вас, как быстро сделать волшебный костер. Конструирование костра из фольги и салфеток Воспитатель. Устраивайтесь, кому, как хочется, я расскажу вам о жителях Африки. Имя этому континенту дали по названию племени «Афри». Еще континент называют «черным материком». Почему, как, вы думаете? (Ответы детей). Да, потому что у многих народов, населяющих Африку темный цвет кожи, и они принадлежат к негроидной расе. Селятся они в основном возле крупных рек. Многие народы живут племенами. Что же в племенах делают мужчины (охотятся, собирают плоды с высоких деревьев, а женщины и дети (строят жилье, выращивают растения, собирают яйца птиц, семена растений).Вы смотрели мультфильм: все ли люди в Африке одинаковые? (Есть очень высокие, а есть маленькие – пигмеи). В Африке самые быстрые люди в мире. Воспитатель. Отмечая праздники, они раскрашивают свои лица красками, давайте и мы раскрасим друг друга, чтобы хоть чуть- чуть быть похожими на африканцев. Рисование узоров Воспитатель. Во и утро пришло. Знаете, есть такое племя бедуинов в пустыне, они любят скачки на верблюдах. И я предлагая вам: красному и синему племенам, -посоревноваться. Игра «Скачки на верблюдах» |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Воспитатель. Здорово у вас получилось! А теперь пора в саванну. Пойдем пешком. Не отставайте! Посмотрите, что это там лежит? Это для нас конверт. А в нем задания. Первое задание: отгадать загадки Я лошадка, но не та, Что бежит в упряжке. Я от носа до хвоста В меховой тельняшке. (Зебра) Грива для меня - корона. Царь зверей - большая честь. Жалко, нет в саванне трона, Но зато он в цирке есть. (Лев) Ты пловец, быть может, бравый, Только в Ниле с ним не плавай. Этот ящер очень злой, Зубы в ряд торчат пилой. (Крокодил) Ходят стадом, как коровы, Только более суровы. Каждый зверь серьезен, строг, На носу опасный рог. (Носороги) Воспитатель. Второе задание –назвать детенышей животных: Крокодил - крокодиленок, жираф - жирафенок, слон - слоненок, бегемот - бегемотик, страус – страусенок, лев – львенок, гепард – котенок гепарда, зебра – зебренок, змея – змееныш, буйвол – буйволенок. Воспитатель.Третье задание: возьмите по одной карточке каждого цвета, если я называю травоядное животное, вы поднимаете зеленую карточку, если хищника – красную. Лев, крокодил, зебра, гепард, слон, жираф, носорог, бегемот (всеядное) Воспитатель. Отлично! Все на ковер-самолет, летим в джунгли! Раз-два-три! Ковер - лети! У нас попутный ветер. Но что там внизу? По-моему, животные сорятся. Идем на посадку. Скорее сюда. Все ли эти животные живут в джунглях? (Нет) Можем помочь? (Да) А как? (Ответы детей). Племя синих помогает только животным джунглей, а племя красных – животным саванны. Игра «Помоги животным» Воспитатель. Часто в Африке над речками раскинуты узенькие мостики, и чтобы пройти обитателям приходится сорится. Как же помочь? Игра «Перейди по мостику» Воспитатель. Молодцы! Вы очень сообразительные и дружные. Сегодня и я, и вы узнали много нового Перед тем, как вернуться домой давайте на память потанцуем под традиционную африканскую музыку |
6 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель. А теперь на ковер-самолет и домой! Раз, два, три! Ковер домой ле-ти! Ну, вот мы и дома! Спасибо вам, ребята! Но хочется понять, что же вы за-помнили? Я буду задавать вопросы, а вы быстро отвечать. (На какие природные зоны делится Африка? Что такое саванна? Какая самая большая пустыня в Африке и в мире? Какая самая длинная река в Африке? Какие животные живут в джунглях… а в пустыне? Что такое оазис) Отлично! (Каждого ребенка за что-то похвалить) Ну, что ж, сбылась моя мечта, я с вашей помощью побывала в Африке. Вам по-нравилось путешествовать по Африке? (Да) Я думаю, мы еще не раз побываем на этом замечательном континенте. Вот эти иллюстрации я дарю вам, сделаете альбом об Африке, он будет напоминать о нашем путешествии. |
Занятие по теме «Путешествие в Азию» (в стране рисовых полей)
Направление: познавательное развитие
Цель: Продолжать расширять представления детей об особенностях природы Азии.
Задачи:
Учить находить взаимосвязь деятельности человека с живой и неживой природой (на примере производства бумаги, возделывания рисовых полей, Великого шёлкового пути), учить детей находить в ближайшем окружении предметы, изобретённые другими народами.
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных стран
Воспитывать дисциплинированное поведение во время занятий, воспитывать чувство уважения к товарищу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: | Педагог беседует с детьми о пище, где что произрастает. Педагог предлагает детям вспомнить, что произрастает в Европе, в России и в Америке. |
2 | Актуализация знаний | Дид. игра: «Нужно помочь агрономам определить, куда что посадить. Педагог показывает детям презентацию с изображениями растительной пищи. Задача детей, определить в какой части света это произрастает. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Дети видят изображение риса, затрудняются, где может он произрастать. Как нам помочь агрономам, определить куда сажать рис. Дети решают, узнать место на свете, где можно выращивать рис. |
4 | «Открытие» нового знания | Педагог предлагает детям провести исследование, и вместе с детьми отправляются на виртуальную экскурсию. Физминутка: «Путешествие на автобусе» Дети передвигаются по группе на автобусе. Дальше педагог показывает детям презентацию и все вместе рассматривают особенности Китая. Физминутка Китайская гимнастика До-Инь Просмотр чайной церемонии |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дид задание: Нужно отнести к картинке с изображением Китая всё, что относится к данной стране. Исследование бумаги, рассматривание. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог подводит вместе с детьми итог своей работы. Воспитатель: Наше путешествие заканчивается. Что написать агрономам, куда им сажать рис. Расскажите, что вам больше всего запомнилось из моего рассказа? (Дети рассказывают, что запомнили). О чем нам еще хочется узнать по этой теме? Что нам мешает в этом? |
Занятие по теме «Что скрывали пирамиды?»
Направление: познавательное развитие
Цель: Формировать у детей представления о взаимодействии человека и природы
Задачи:
Учить находить взаимосвязи деятельности человека с живой природой ( на примере с пустыней, первых земледельцев и разливов Нила, первых календарей сезонных работ),
Формировать у детей представление о человеке, как части живой природы.
Развивать мышление, память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных стран
Воспитывать дисциплинированное поведение во время занятий, воспитывать чувство уважения к товарищу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог предлагает детям заполнить календарь наблюдений за погодой. Дети замечают, что давно не заполняли его, появляются противоречия. - Как вы считаете? (Кто-то из детей соглашается, кто-то нет). А что нужно было сделать, чтобы не было путаницы? |
2 | Актуализация знаний | Дети должны сами предложить решение: подписывать листочки по порядку – 1,2,3,4 и т.д. (Далее на основе предлагаемого ниже материала воспитатель проводит беседу с детьми) |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Только, поможет ли нам такой способ определения последовательности погоды? Как же раньше люди определяли погоду? Кто первый придумал календарь? |
4 | «Открытие» нового знания | Педагог показывает детям видео-ролик о Египте, рассказывает: Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себе, что мы перенеслись на машине времени в те далёкие времена. Вы уже знаете, что через самую большую пустыню течёт самая длинная река в мире – Нил. По его берегам живут египтяне. Здесь возникли самые древние государства на Земле. Нил приносит людям такую драгоценную в пустыне воду и не только её. Два раза в год его воды мутнеют и выходят из берегов. Эта вода орошает близлежащие земли и приносит удобрение (в виде ила, без которого не могли бы выращивать растения и хлеб. Люди заметили, что Нил всегда разливается через определённое число дней, и составили первый календарь сезонных работ. Таким образом, люди обезопасили себя от неожиданных наводнений, и теперь они могли готовиться к пахоте и вовремя до наводнения, собрать урожай. Каждую ночь наблюдали за звёздами и Луной и заметили, что Луна меняется определённое количество раз в год, а звёзды меняют своё положение. Всё это они заносили в свои календари, и вскоре календарь приобрел практически тот вид, в котором дошёл до наших дней: Месяц это период изменения Луны, неделя это четвертая часть. Египтяне первыми придумали названия месяцам и дням недели, конечно, они не такие которыми мы пользуемся сейчас. Они называли месяцы в соответствии с теми работами, которые проводились в это время, или с изменениями в природе. Просмотр видео-ролика о календаре Египтян |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Как вы думает, горячий песок обжигает верблюду ноги? Чем они защищены? (Копытами) Какие они у верблюда? На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку? Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести эксперимент. В небольшую ёмкость насыпается песок (его можно заменить манной крупой). Для опыта так же необходим отточенный с одного конца карандаш. Представим себе, что нам надо пройти по песку на каблуках (острие на карандаше) и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (мел). Вывод: Острые каблуки проваливаются в песок, а широкие подошвы нет. В. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, и поэтому мозоли у верблюда широкие. У кого ещё природа создала подобное приспособление? (У северного оленя, для ходьбы по снегу). Перед тем как отправиться в путь. Хозяин даёт верблюду много воды и корма. Любимым лакомством верблюда являются финики. (показ). В горбу верблюда накапливаются жир и вода. Это он может использовать в переходе по пустыне. Часто в пустынях дуют сильные ветра. И вот когда ветер поднимает песок и становится трудно дышать, ноздри верблюда могут закрыться с помощью специальных мускулов. И уши верблюда устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. Людей от песчаного ветра защищают белые плотные одежды. Они заматываются в них с головы до ног. Объясните, почему одежда должна быть плотной? (Чтобы не пропускать тепло с улицы к теплу человека). Задание: нарисовать изображение календаря природы на грани пирамиды. |
6 | Осмысление (рефлексия) | -Как называются люди, живущие в Египте? -Что вы помните об Африке? -Как правильно вести календарь? - Что вы узнали для себя новое? Понравилось вам путешествие по Африке? Ещё раз вы сможете его сегодня совершить с помощью книги-пазла. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПОМОЖЕМ БУРАТИНО».
Комплексное занятие по ФЭМП и правилам дорожного движения...

Конспект образовательной деятельности с детьми ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Волшебная страна».
Цель: продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и самоконтроля.Программное содержание:...

Конспект Интегрированной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе на тему: «Как дошколята цифру 5 спасали»
Образовательная область:Цель: формирование и расширение элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Обучающие:совершенствовать навыки построения числово...
Конспект занятия совместной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.
Беседа на тему: "Здоровая пища"...
Конспект интегрированного непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Волшебное путешествие в мир театра». (Подготовительная группа)
Цель: Закрепить знания о театре и сказке «Золотой ключик», развивать умение решать проблемные ситуации, творческое воображение и коммуникативные навыки. Социально-коммуникативное...

