Программа кружка «Занимательное естествознание"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

ПУЧКОВСКАЯ ОЛЕСЯ ВЛАДИМИРОВНА

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_puchkovskaya_zanimatelnoe_estestvoznanie.docx55.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ № 18»

662155 г.Ачинск Красноярский край привокзальный р-он, 3-й м-он, дом 36 «А»

Телефон: 8(39151) 6-32-98 Email: achinsk-shkola18@yandex.ru

СОГЛАСОВАНО                                                                                           УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет                                                                 Директор МБОУ «СШ№18»                    

МБОУ «СШ № 18»                                                                      ___________ Н.В. Ягодкина                                                  Приказ № _______________

Протокол №_____ от «____»_______ 2021г                             Приказ №______________

                                                                                                       от «___ »___________2021 г

                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

(СТАРШАЯ ГРУППА)

Воспитатель:

Пучковская О.В.

2021 г

Пояснительная записка

Актуальность программы:

Сильным фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа. Природа –мощный стимулятор развития ощущений, восприятия, внимания, эмоциональных переживаний.

Интерес ведет человека к познанию, которое начинается с удивления. В свою очередь удивлением для дошкольников может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

Ребенка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы и способность находить на них ответы. Такой ребенок склонен к экспериментированию и активной поисковой деятельности.

Развитие любознательности, потребность узнать новое –одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Познавательный интерес –это один из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Учеными доказано, что познавательная активность не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся само по себе. Ее развитие требует целенаправленной работы с детьми. Поэтому выбранная тема является очень актуальной.

Цель работы кружка: развивать у детей познавательный интерес при изучении          объектов природы.

Задачи: 

-расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;

-формировать стремление к исследованию объектов природы;

-развивать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

- формировать умение находить причинно –следственные связи в природных явлениях;

-развивать способность понимать и любить природу;

-развивать  интеллектуальные способности, любознательность.

Организация деятельности кружка:

Кружок проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 25 минут. Программа кружка рассчитана на один год работы с детьми старшей группы.

Предполагаемые результаты работы с детьми.

-повысится интерес детей к объектам живой и неживой природы;

-вопросы детей будут носить познавательный характер;         

-повысится уровень экологической воспитанности детей;

-стремление к исследованию объектов природы, дети научатся делать элементарные выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

-будут бережно относиться        к природе.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

беседа, рассказ, наблюдение, исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, труд в природе, целевые прогулки, проведение акций, чтение художественных произведений, дидактические игры, рассматривание картин.

Тематическое планирование

Кол-во занятий

Тема занятия

Цели занятия

Сентябрь

1

Что        бывает        после        цветов? (целевая прогулка к цветнику).

Собираем гербарий!

Закрепить знания детей о том, что живое растение растет и меняется, после цветов появляются семена; уточнить представление об основных частях растения (корень, стебель, лист, цветок), об их роли в жизни растения.

2

Что нам осень подарила? Что растет на грядке?

Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

3

Кто такие птицы?

Активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, развивать интерес к птицам, желание охранять их.

4

Почему        некоторые        птицы улетают осенью?

Формировать умение находить причинно – следственные связи в природных явлениях, расширять представление детей о перелетных

птицах.

Октябрь

1

Как появляется птица?

Уточнить        представление        детей        о том, как появляются птицы, как они развиваются.

2

Почему дятла прозвали лесным доктором? Что такое кузница дятла?

Познакомить        детей   с        образом жизни дятла, развивать        интерес к птицам,         воспитывать желание их охранять.

3

Что растет в лесу?

Уточнить представления детей о растениях леса, воспитывать бережное отношение к лесу.

4

Как обнаружить воздух? Какой воздух?

Познакомить детей со способами обнаружения воздуха, с его значением для всего живого, дать понятие о том, что чистый воздух необходим для здоровья человека, воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

Ноябрь

1

Как появляется лягушка?

Уточнить представление детей об образе жизни лягушки.

2

Что мы знаем о белке?

Уточнить знания детей об образе жизни лесного обитателя-белке.

3

Для        чего        надо        выполнять правила поведения в природе?

Уточнить знание детьми правил поведения в природе, воспитывать бережное        к ней отношение. Развивать представление о том, как человек способствует сохранению и восстановлению природы, воспитывать доброе, ответственное

отношение к природе.

4

Что мы знаем о рыбах?

Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида рыб, позволяющих им приспосабливаться к жизни в окружающей среде, установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.

Декабрь

1

Почему собак называют четвероногими        друзьями человека?

Формировать у детей представление о том, что собака –умное, домашнее животное, поэтому люди используют их на разных службах, воспитывать интерес к этим животным, умение правильно обращаться с ними.

2

Зачем         нужно        помогать зимующим птицам?

Систематизировать знания детей о зимующих   птицах,         воспитывать бережное отношение        к пернатым, желание помогать им и охранять.

3

Где же 5й океан?

Дать детям представления об особенностях географического положения, животного мира, природы Антарктиды.

4

Как узнать ель и сосну? (целевая прогулка)

Закреплять у детей умение отыскивать ель и сосну среди знакомых деревьев, называть характерные особенности их строения, учить сравнивать живую ель (сосну) с искусственной, учить различать еловую и сосновую шишки, показать, что находится в шишках ели и сосны (семена), учить рассматривать их и сравнивать.

5

Как мы можем помочь нашей елочке? (акция «Зеленая елочка – живая иголочка»)

Уточнить знания детей о том, что ель-живое дерево, воспитывать сочувствие к живым деревьям, бережное отношение к природе, предложить детям нарисовать плакаты в защиту живых елей.

Январь

1

Как звери в лесу зимуют?

Обогащать знания детей о жизни диких животных в лесу зимой, развивать умение устанавливать связь между зимними условиями жизни и приспособленностью зверей к ним.

2

Какая        вода?  Во        что может превратиться вода? Откуда берутся облака?

Кто загрязняет воду и зачем ее беречь?

Закреплять представления детей о воде, ее свойствах,         развивать интерес к экспериментальной деятельности, учить бережному обращению с водой.

3

Откуда берется снег и лед?

Расширять        представления детей о разных   состояниях        воды, познакомить с тем,         как образуются снег и лед в природе.

Февраль

1

Что нужно для того, чтобы вырос зеленый лук?

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука в разных условиях, учить создавать     ситуацию     опыта,         развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, учить сравнивать причину и следствие, правильно строить суждения и делать

выводы.

2

Пусть всегда будет солнце.

Формировать представления о том, что такое солнечная система, о планетах земной группы, о планетах-гигантах, о пользе и вреде солнца.

3

Какие бывают кошки?

Уточнить представление детей о разных кошках (домашних и диких), сравнить их, найти, чем все они похожи.

4

Комнатные растения

Формировать представление о разновидностях и пользе комнатных растений, об уходе за ними.

Март

1

Зачем животным нужны хвосты?

Дать детям представление о приспособлении строения животных к среде обитания, о строении отдельных органов (хвоста), учить строить умозаключения.

2

Почему лес называют домом для                многих жильцов?

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях, показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса, развивать интерес к жизни лесных обитателей, воспитывать бережное отношение к лесу.

3

Песок и глина - наши помощник

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины, составом, разновидностями и способами применения, о пользе песка и глины для природы и человека.

4

Кто такая черепаха?

Уточнить представления детей о жизни черепахи, о ее приспособленности к условиям жизни в природе.

Апрель

1

Какие бывают гнезда у птиц?

Познакомить детей с тем, что у разных птиц - разные гнезда, выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной, развивать интерес к птицам, воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам

2

Как растения путешествуют? Зачем семенам крылышки, одуванчику «парашютики», а репейнику –крючки?

Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения, развивать интерес к растительному миру, воспитывать

заботливое к нему отношение.

3

Как появляется цветок?

Закрепить знания детей о том, что цветы появляются из семян при определенных условиях (почва, вода, воздух, тепло), выделить циклы развития растения: семя, росток, растение, цветок, плод, семя.

4

Как живет крот под землей?

Дать        детям         представление        об особенностях внешнего строения        и поведения крота, его приспособленности к подземному образу жизни.

Май

1

Кто такие насекомые?

Как появляется бабочка?

Уточнить представление детей о том, кого относят к насекомым, о разнообразии насекомых, об их внешнем виде, рассказать об образе жизни некоторых из них, развивать

интерес к ним, воспитывать доброе отношение.  Уточнить        представление детей        о том,         как появляются бабочки, закрепить знание об образе их жизни

2

Где растет одуванчик? (целевая  прогулка).

Уточнить знание детьми цветка, умение находить его по листьям, форме соцветия, развивать умение замечать изменения в состоянии растений в связи с погодой (солнечной, дождливой).

3

Ветер, ветер, ты могуч

Кто загрязняет воздух и нужно ли его беречь?

Уточнить представление детей о ветре, о его пользе и вреде для природы и человека, как ветер помогает растениям. Найти способы как обнаружить ветер (макушки деревьев, флюгер) Формировать представления о загрязнении воздуха и способах его очистки.

4

Зеленая аптека.

Почему цветы мать и мачехи так называются? Чем этот цветок отличается от одуванчика?

Познакомить детей с лечебными растениями, узнавать их в природе, формировать бережное отношение к ним.

Учить детей узнавать мать и мачеху, развивать наблюдательность, умение замечать особенности листьев, стебля, подвести детей к тому, почему цветок так называется, учить сравнивать мать-и-мачеху и одуванчик.

Всего: 36 часов

Технические средства обучения: использование ПК для просмотра презентаций, коротких познавательных фильмов и развивающих мультфильмов о природе; аудиодиски с голосами птиц, звуков природы.

Результаты применения программы (оценка педагогом эффективности).

Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / -М.: Просвещение – 1999.
  2. Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С.. Организация деятельности детей  на прогулке. Старшая группа/ – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А./ «Дети, взрослые и мир вокруг» М., Просвещение, 1993г.
  4. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой /Пособие для воспитателей д/с –М., Просвещение, 1973г.
  5. Горькова Л.Г, Обухова Л.А., Занятия по экологическому воспитанию дошкольников» -М., 2004г.
  6. Пособие «Детям о природе. Экология в играх» / -М., 2003г.
  7. Танасийчук В.Н. «Почемучкины книжки» - М., Издательство «Малыш» 1990г.
  8. Художественная литература для детей: А.Михайлов, В.Чаплина, В.Максимов, В.Бианки, Б.Павлов, А.Тумбасов, Ю.Дмитриев, Г.Скребицкий; энциклопедии для детей.
  9. Рыжова Н.А. «Экологические рассказы, сказки и праздники» /М., 2002г.
  10. Виноградова   Н.Ф.   «Умственное   воспитание   детей   в   процессе ознакомления с природой» /М., Просвещение, 1978г.
  11. Энциклопедия «Я познаю мир. Растения» /М., АСТ 1999г.
  12. Ковинько Л.В. «Секреты природы –это так интересно!» /М., 2004г.

Список детей

ФИ

1

Павкина София

2

Максимова Маша

3

Шубкин Кирилл

4

Безруков Данил

5

 Азизов Али

6

Самойленко Анжелика

7

Шкалина Татьяна

8

Устинов Илья

9

Пуйсан София

10

Французов Демид

11

 Трубникова Валерия

12

Щетникова Катя

13

 Возный Вова

14

Савочкин Денис

15

Борисов Максим

Приложение

Диагностика детей по программе кружка «Занимательное естествознание»

Животные

Фамилия, имя ребёнка

1.

Умение различать животных разных классов

2. Представления об образе жизни животных

3.

Умение определить стадии роста и развития животных

4. Представления о животных, как о живых существах

5.

Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных

6.

Умение работать с моделями животных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностические методики

Материал: картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическая игра "Зоологическое лото", модели понятий "птицы", "звери", "рыбы", "насекомые", "животные". Беседа по картинкам.

  1. Кто это? Составь группы "звери", "птицы", "рыбы", "насекомые". Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу ?

В: Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, даёт развёрнутые объяснения (например, все рыбы живут в воде; у всех есть плавники, хвост; дышат жабрами; покрыты чешуёй; рабы откладывают икринки и т. д.)

С: Ребёнок составляет группы животных, называет отдельные признаки разных групп животных.

Н: Ребёнок составляет группы животных.

  1. Ребёнку предлагаются картинки с изображением цапли, крота, сома, бабочки. Где живёт? Чем питается? Где и как добывает корм? Как передвигается? Как приспосабливается к сезонным изменениям? Как спасается от врагов?

В: Ребёнок отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого.

С: Ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.

Н: Ребёнок не справляется с заданием или справляется частично.

  1.  Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?

В: Ребёнок самостоятельно справляется с заданием, комментирует свои действия рассказом (например, сначала рыба откладывает икринки, потом из икринок появляются головастики, потом головастики вырастают, у них появляется хвост и плавники - ещё немного времени, и они становятся рыбками).

С: Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

Н: Ребёнок не справляется с заданием.

  1. Можно ли отнести животных к живым существам? Почему?

В: Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (например, заяц растёт, питается, двигается, дышит, даёт потомство).

С: Ребёнок называет 2 признака живого.

Н: Ребёнок называет 1 признак живого

  1. Что происходит с животными (медведь, ёж, заяц, лиса, волк, белка) зимой? Почему это происходит?

В: Ребёнок даёт полный, развёрнутый ответ (например, насекомые спрятались под кору деревьев, под опавшие листья, в землю; перелётные птицы улетели, так как они питаются насекомыми; звери - лиса, волк, заяц - линяют, у них вырастает тёплая шерсть, изменяется её окраска; это спасает их от холода и от врагов; белка, ёж запасают корм впрок; медведь, ёж и другие звери залезают в берлоги, норы и засыпают).

С: Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.

Н: Не справляется с заданием или называет отдельные связи.

  1. Найди модели к группам животных "птицы", "рыбы", "звери", "насекомые".

В: Ребёнок из общего числа моделей, относящихся к основным группам животных, собирает определённые группы.

С: Справляется с заданием с помощью взрослого.

Н: Не справляется с заданием.

Растения

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение различать растения разных экологических систем

2. Представления об органах растения и их функциях

3. Представления о стадиях развития и роста растений

4. Представления о потребностях растений

5. Представления об особенностях ухода за комнатными растениями

6. Представления о том, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям

7. Представления о растениях, как о живых существах

8. Умение группировать растения

Диагностические методики

Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля; комнатные растения; картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли; модели понятий "травы", "кустарники", "деревья", "растения", "живая природа", "неживая природа". Беседа по картинкам.

  1. Ребёнку предлагается назвать растение, а также место его произрастания (цветник, огород, луг, лес, поле, комната).

В: Ребёнок правильно называет все растения, а также верно указывает место их произрастания.

С: Ребёнок не знает названий некоторых растений; неверно указывает места произрастания некоторых растений.

Н: Ребёнок не знает многих названий растений; не знает мест произрастания растений.

  1. Д/игра "Путаница". Задания:  расположи части растения правильно; Почему части растения нужно расположить именно так?  Зачем растению листья, стебель, корни, цветки, плоды?

В: Ребёнок имеет чёткие представления о строении растений; объясняет, почему именно так должны располагаться части растений; рассказывает о функциях листьев, стебля, корня и т. д.

С: Ребёнок называет части растений; рассказывает о функциях некоторых частей растения.

Н: Ребёнок называет части растений.

  1. Разложи картинки по порядку: как растет горох, лук?

В: Ребёнок верно выполняет задание, комментирует свои действия рассказом.

С: Ребёнок выполняет задание с помощью воспитателя.

Н: Выполняет задание неверно.

  1. Что нужно делать, чтобы растение росло?

В: Рассказывает обо всех потребностях растений (влага, свет, тепло, воздух).

С: Называет некоторые потребности растений.

Н: Называет одну потребность.

  1. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги?

В: Верно называет растения.

С: Ошибается, но самостоятельно исправляет ошибки.

Н: Не справляется с заданием.

  1. Что бывает с растениями осенью? Почему это происходит?

В: Ребёнок даёт полный правильный ответ (например, осенью дни становятся короче, меньше света, снижается температура воздуха, часто выпадают холодные дожди; бывают заморозки, почва промерзает; дуют холодные ветры, иногда идёт снег. Деревья и кустарники сбросили листья, завяли травы; в земле остались корни растений, из которых вырастут новые растения).

С: Ребёнок даёт неполный ответ, нуждается в помощи взрослого.

Н: Не справляется с заданием.

  1. Можно ли отнести растения к живым существам? Почему?

В: Ребёнок даёт утвердительный ответ, называет признаки живого (растение дышит, питается, растёт, размножается).

С: Ребёнок называет 2 признака живого.

Н: Ребёнок называет 1 признак живого.

  1. Детям предлагается картинки с изображением растений расположить по группам: "травы", "деревья", "кустарники".

В: Ребёнок самостоятельно справляется с заданием.

С: Ребёнок допускает ошибки, но исправляет их самостоятельно.

Н: Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.

Схема изучения знаний о неживой природе

Воздух

Фамилия, имя ребёнка

1. Представления о свойствах воздуха

2. Представления о ветре

3. Представления о вреде и пользе ветра

4.

Умение обнаружить ветер

5. Представления о роли ветра в жизни растений

6.

Представления о важности чистого воздуха

Диагностические методики

  1. Опыт с пакетом. Что в пакете? Какой воздух?

В: Ребёнок говорит, что в пакете воздух и называет свойства воздуха: прозрачный, невидимый, воздух везде, мы им дышим.

С: Называет не все свойства.

Н: Называет одно свойство.

  1. Что такое ветер?

В: Ребёнок самостоятельно даёт точный ответ: движение воздуха.

С: Даёт ответ с помощью воспитателя.

Н: Не знает ответа на вопрос.

  1. В чём польза и вред ветра? Как называется сильный ветер?

В: Ребёнок даёт чёткий и ясный ответ: надувает паруса, вертит крылья мельницы, разгоняет тучи и т. д.; разрушает дома, ломает деревья и т. д.

С: Самостоятельно называет 2-3 пункта, далее справляется с заданием с помощью взрослого.

Н: Самостоятельно не отвечает на вопросы, справляется с заданием с помощью иллюстративного материала.

  1. Как можно обнаружить ветер?

В: Ребёнок самостоятельно отвечает на вопрос: посмотреть на макушки деревьев, по флюгеру и т. д.

С: Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого.

Н: Справляется с заданием с помощью иллюстраций.

  1. Как ветер помогает растениям?

В: Самостоятельно рассказывает, что переносит семена растений.

С: Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Н: Справляется с заданием, используя иллюстрации.

  1. Что загрязняет воздух? Нужно ли беречь воздух?

В: Ребёнок самостоятельно даёт верные ответы: выхлопные газы, дым заводов, фабрик; чтобы дышать чистым воздухом и не болеть.

С: Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя и иллюстраций.

Н: Затрудняется ответить на вопросы.

Вода

Фамилия, имя ребёнка

1. Представления о свойствах воды

2. Представления о роли воды в жизни растений, животных, человека.

3. Представления о том, зачем воздух нужно беречь.

Диагностические методики.

  1. Что такое вода? Вода какая?

В: Ребёнок самостоятельно отвечает, что вода - это жидкость и рассказывает о свойствах воды: прозрачная, без вкуса, нет запаха, жидкая, не имеет формы и т.д.

С: Называет не все свойства.

Н: Называет несколько свойств.

  1. Кому нужна вода и зачем?

В: Ребёнок самостоятельно рассказывает, что вода нужна всем, чтобы жить; приводит какие-либо конкретные примеры.

С: Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Н: Справляется с заданием с помощью иллюстраций.

  1. Что загрязняет воду? Нужно ли беречь воду?

В: Ребёнок самостоятельно даёт верные ответы: выхлопные газы, дым заводов, фабрик; чтобы дышать чистым воздухом и не болеть.

С: Справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя и иллюстраций.

Н: Затрудняется ответить на вопросы.

Почва

Фамилия, имя ребёнка

1. Представления об обитателях почвы, их роли в её   формировании.

2.

Представления о значении почвы в жизни растений.

3.

Представление о песке и глине, об их значении для человека

Диагностические методики.

  1. Что такое почва? (Верхний слой земли). Кто живёт в почве? (Дождевые черви). Как они помогают почве? (Рыхлят её).

В: Ребёнок отвечает на все три вопроса; приводит примеры из личного опыта.

С: Ребёнок не может ответить на первый вопрос.

Н: Отвечает на последние два вопроса с помощью иллюстративного материала.

  1. Зачем растениям нужна почва? (Из неё растения получают необходимые питательные вещества).

В: Ребёнок знает ответ на вопрос.

С: Отвечает на вопрос с помощью воспитателя.

Н: Не справляется с заданием.

  1. Что такое песок и глина? Где они находятся? Как их добывают? Как используют?

В: Ребёнок знает ответ на вопрос.

С: Отвечает на вопрос с помощью воспитателя.

Н: Не справляется с заданием.

Уровни освоения программы.

ВЫСОКИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество объектов природы, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и сезонными изменениями. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.

СРЕДНИЙ - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет (под руководством педагога) существенные признаки. Знает некоторые признаки живого. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

НИЗКИЙ - Ребёнок различает большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Нескучные рукоделки» старшая группа 2019 г.

Данная разработка может быть полезна воспитателям ДОУ, а также педагогамм по дополнительному образованию...

Рабочая программа кружка "Пластилиновая фантазия" старшая группа

Рабочая программа дополнительного образования по художественному направлению для детей старшей группы.  Занятия пластилинографией способствуют  речевому развитию, развитию мелкой моторики, ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка"Посчитай-ка" старшей группы № 1 с 5 до 7 лет

Целевой разделОдна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ГРАМОТНЫЙ ПЕШЕХОД» Старшая группа

       Всё возрастающая интенсивность движения транспорта на улицах сопровождается увеличением дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых страдают люди. Особую боль ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебное тесто » Старшая группа

Программа составлена с учетом ФГОС ДО.Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе. Во всех возрастных группах необходимым условием построения современн...

Рабочая программа кружка "Веселая мастерская" старшая группа художественно- эстетической направленности

ull; Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.• Обучать различным приемам работы с бумагой.• Формировать умения следовать устным инструкциям....

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки"старшей группы

Занятия кружка направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Помимо развития мелкой моторики у детей развивается пространственное восприятие, воображение, художественный в...