Проект «Народная кукла в игре современных детей»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Коваленко Татьяна Николаевна

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_narodnaya_kukla.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Народная кукла в игре современных детей»

Разработала:

Коваленко Т.Н.

Краткосрочный проект

в рамках недели игры и игрушки

«Народная кукла в игре современных детей»

для детей старшего возраста

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи проекта

3.Этапы реализации проекта

4. Реализация проекта

1. Пояснительная записка

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике, но эти игрушки не несут тепла души их создателей.

        В 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами.

Бумажные куклы рвутся, фарфоровые могут разбиться, деревянные треснуть, поэтому играть с ними нужно осторожно.

         А вот тряпичную куклу можно сделать без иглы и ножниц. Ткань можно не резать, а рвать. Куклу из растительных материалов можно изготовить, гуляя с ребенком на улице. Настроение кукле можно придумать то, какое хочет в этот момент ребенок, т.к. кукла «безлика».

В кукол играют почти все дети. Это очень занимательное и увлекательное занятие, ведь в игре можно стать взрослым. Интереснее играть вдвоем, втроем ( можно и больше). Главное — придумать занимательный сюжет.

Играя в куклы, дети становятся добрее, учатся договариваться между собой, находить общие решения.

       Игра с традиционной народной куклой, не имеющей лица, также побуждает ребенка воображать, придумывать ей разное настроение, представлять её в разных игровых ситуациях. Многообразие материалов, используемых при изготовлении, способствует развитию креативности ребенка.

       На народную игрушку не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

       Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом.

        Каким же образом народная кукла может конкурировать с набором гаджетов, которые предлагает ребенку современный мир?  Ценность в том, что она – для ребенка – маленькое чудо, то, что создает мама у него на глазах, или он сам. Была маленькая тряпочка – и вдруг она на глазах превращается в человечка, и это волшебство малыш может сделать сам!

        Именно с помощью народной куклы  мы можем работать над воспитанием духовно-нравственного начала в ребенке, доброго нрава, а не «норова». С куклой, созданной своими руками, ребенок будет обращаться аккуратно, потому что она для него – живая, его маленькое творение. Именно она учит ребенка тому, что самым главным являются простые человеческие ценности: добро, любовь, семья, теплота сердца.

         Говоря о современном ребенке, мы поневоле представляем себе ребенка, не развитого физически, да и духовно тоже, зачастую тревожного, возбудимого, нервного. К сожалению, это результат воздействия современных окружающей среды, масс–медиа и агрессивных игрушек, которые не будят фантазию ребенка, а заставляют его механически действовать – бить, крушить, летать, кричать. Народная кукла для ребенка – это отдохновение, расслабление, психотерапия, где  доктором является сама кукла.

2. Цель и задачи проекта

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, приобщить детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с народной куклой.

Задачи:

  • Обучающие: Ознакомление детей с историей возникновения народной куклы;
  • рассказать детям о традициях изготовления кукол на Руси;
  • формирование познавательного интереса к истории народной культуры;
  • познакомить с различными материалами, из которых изготавливали игрушки.
  • Развивающие:  развивать мелкую моторику руки; обогащать активный словарный запас;
  • развитие художественных и творческих способностей, выработка внимательности и организованности.
  • Воспитательные: воспитывать у детей уважение и интерес к русским народным обычаям и традициям;
  •  воспитание интереса к русской народной кукле и бережного отношения к результату своего труда.

3.Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о  куклах.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Презентация  «Русская народная кукла».

Заключительный этап

 Открытие в группе мини-музея «Народная кукла».

4. Реализация проекта

Познавательно-речевая деятельность:

Беседа «Русская народная игрушка». Цель: познакомить с историей происхождения, видами народных кукол.

Беседа «По одежке встречают». Цель: объяснить значение наряда, прически куклы.

Формирование целостной картины мира:  -«Знакомство детей  с народной куклой»;

-Презентация  «Русская народная кукла».

«Куклы деревянные, красивые румяные».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

- Чтение русских народных сказок, потешек, стихотворений об игрушках;

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

Продуктивная  деятельность: 

-изготовление куклы-оберега  «Ангелочек».

-рисование: «Кукла столбушка»; «Моя любимая игрушка»

   Игровая деятельность:

-Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?», «Узнай по описанию».

- Дидактическая игра «Что из чего».Цель: умение подбирать одежду к разным сезонам;  понятия зимняя и летняя одежда.

- Дидактическая игра: «Наряди куклу».

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.),

Физическое развитие:- русские народные подвижные игры «Карусель», «Жмурки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла в игре современных детей

Сообщение из опыта работы,содержит план знакомства с народной куклой....

Народная кукла в игре современных детей.

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития дет...

Проект «Народная кукла в играх современных детей»

Проект  предназначен для детей старшей и подготовительной группы, педагогов, родителей, в целях приобщения детей к русским народным традициям....

Народная кукла в играх современных детей

План работы в старшей группе по теме "Народная кукла в играх современных детей"....

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Консультация для родителей "Народная кукла в игре современных детей"

laquo;НАРОДНАЯ КУКЛА В ИГРЕ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ» Во что играют современные дети? На этот вопрос по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели детского сада, родители и торго...