Народная кукла в игре современных детей.
статья (подготовительная группа) на тему

Лукьянова Елена  Александровна

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnaya_kukla_v_igre_sovremennyh_detey.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Народная кукла в игре современных детей.

Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, интересных рядовому потребителю в силу своей необычности, но порой бесполезных, а иногда и вредных, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Как объединить их усилия в одном направлении и дать потребителю возможность приобретать красивые и полезные игрушки? Конечно, в полной мере избежать конфликта интересов невозможно, особенно в условиях рынка, но работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей ее решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности.

Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, ее приемы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. Она говорит ее словами и чувствами, знает эту действительность настолько, насколько знает ее ребенок. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации.

Для каждого возраста была своя кукла. В раннем возрасте ребенку давали такую куклу, как "Пеленашка". Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать ее, пеленать, укачивать, кормить. Ее можно было нянчить и воспитывать. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Ее сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесемкой.

Когда игровая деятельность ребенка в силу его физического развития связана с движением, моторной деятельностью, ему нужны устойчивые, прочные игрушки. Поэтому ребенку давали деревянных кукол-болванчиков. Эти куклы просты в изготовлении и устойчивы, их можно двигать, ронять, при этом они не бьются. Делали их в виде круглого, хорошо обтесанного столбика, размеры которого были удобны для детской ручки.

С ростом ребенка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу — "Стригушку". Ее делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лен, который заплетали в косы. Эта кукла легкая, подвижная, она может крутиться, падать и в то же время оставаться устойчивой. Она подвластна воле играющего. Ее образ, подвижность позволяли ребенку углублять свои познания бытовой жизни. Поле игровой деятельности с этой куклой было очень широкое — она и в доме, и в поле, и на посиделках со своими подругами.

Ребенку давали играть в куклы, сделанные из тряпок. "Простоватые", на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приемов и инструментов. При этом каждая несла в себе черты индивидуальности. Этих кукол делали сшивными из кусочков ткани. Считалось, что режущие инструменты могут нанести ребенку вред, поэтому при изготовлении куклы ткань никогда не резали ножницами, ее рвали. Куклу делали в виде болванки, набитой соломой. На месте шеи болванку перетягивали нитками, тем самым намечали голову. Привязывали волосы и заплетали их. Надевали головной убор. Саму куклу наряжали в костюм, придавая ей тот или иной образ — девушки, женщины, кормилицы, работницы. Делали кукол еще и свернутыми, без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками. Свернутые куклы делали еще и путем закрутки. Ткань закручивали вокруг своей оси и скрепляли все это ниткой. Лицо тщательно обтягивали льняной тряпочкой. Руки изготавливали таким же способом, что и туловище. Делали кудельную либо волосяную косу. Этих кукол одевали в нарядные одежды. Костюм, как                                                                                                                правило, с куклы не снимали. Одной из любимых кукол-

закруток была уже упомянутая кукла-младенец "Пеленашка".

Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо "по образу и подобию человеческому", в нее может вселиться злой дух и причинить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, и недоступная для вселения в нее злых сил.

Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины. В летнее время делали кукол из растительных материалов — плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребенка, умению чувствовать материал и использовать его.

Кукол делали взрослые, но дети им помогали. Сначала они подбирали тряпочки, затем крутили тельце куклы. Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовление куклы девочку приобщали к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у нее формировался вкус. Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек. Но это касалось детей из крестьянских и рабочих семей.

Но интересна ли народная игрушка, в частности кукла и матрешка, для современного дошкольника? Какая кукла — современная или народная — вызывает у него наибольшее любопытство и способствует возникновению игры? Как он использует народную куклу в своей игровой деятельности и возникает ли у него самостоятельная свободная игра с народными, рукотворными куклами и матрешками? Кто и как развивает интерес к этим куклам?!

 Ребенок выбирает в свободной игре современную, а не народную куклу. Она больше похожа на сегодняшнего ребенка или взрослого, ближе к той жизненной информации, которая у ребенка есть и поэтому более понятна и привычна. Способы ее использования и сюжеты к ней подобрать проще, чем к традиционной. Ребенок живет в реальном мире и в своей игре воссоздает социальные отношения, с которыми сталкивается в повседневной жизни, Ему важна реальность происходящего действия. Поэтому понятен и объясним интерес и любовь девочек, начиная с пятилетнего возраста, к Барби, так как эта кукла — продукт нашего времени, реализующая в себе образ взрослой женщины, на которую играющая девочка хотела бы походить. А народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета, в котором не важно выражение лица и функциональность куклы. Современные дети не умеют играть в сказку, они воспроизводят реальную действительность. Поэтому кукла для них должна быть реальной. Если у куклы нет лица, то это неправильно, так не бывает, кукла не может не видеть, не кушать, не говорить, иначе она не понятна ребенку и поэтому не интересна.

Трудно требовать от детей того, что не сформировано укладом современной жизни. Они не знают, что такое народная, рукотворная кукла, и в большинстве своем не видели ее. Вряд ли современная мама или бабушка сядет вечером с дочерью мастерить куклу, она просто ее купит. А перед сном не будет рассказывать волшебную сказку, она просто ее прочитает. Но интерес к традиционной игрушке у современного ребенка, безусловно, есть, и это показал наш эксперимент. При этом такой интерес носит познавательный характер. С народной куклой ребенок может познакомиться, узнать, как ее делали, что в них играли в детстве их бабушки. Но, удовлетворив свой познавательный интерес, дети не испытывают желания поиграть самостоятельно. Не появляется у детей и стремления поиграть с матрешкой. Интерес к ней, как и к народной кукле, также носит познавательный характер. Ее можно разобрать, выстроить всех матрешек, рассмотреть расписной наряд, но не играть.

Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребенок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом. Участие в игре взрослого позволяют подобрать сюжет и способы действия с народной куклой, а подготовительно-ознакомительный этап или продуктивная игровая деятельность, в процессе которой ребенок сам может изготовить куклу, повышает интерес к ней. Если делать кукол вместе с детьми, то их увлекает сам процесс "рождения" куклы. При этом кукла обязательно должна быть "правильной", т. е. иметь свое лицо, пусть даже нарисованное фломастером. Конечно, народная кукла не может и не должна заменять ребенку фабричную, но игра с ней и участие ребенка в ее создании позволяют развивать у него творческие начала, воображение, фантазию и в то же время узнавать о традициях и культуре своего народа. Детей и их родителей необходимо знакомить с народной игрушкой, использовать ее в игровой деятельности ребенка, разыгрывать с детьми сказки, учить их на занятиях делать игрушку самостоятельно, рассказывать им о ее истории.

Методика проведения занятия с детьми по знакомству с народными куклами предполагает обязательный рассказ детям о том, что означает каждая кукла, почему ее так называют и когда в нее играют. Рассказ о куклах сопровождается разговором с детьми, в процессе которого они должны не только пассивно знакомиться с куклами, но и заинтересоваться ими. Это происходит, когда воспитатель начинает привлекать дошкольников к их изготовлению, превращению кусочков ткани в какой-то объект, который дети сами могут сотворить и потом играть в него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная кукла в игре современных детей

Сообщение из опыта работы,содержит план знакомства с народной куклой....

Проект «Народная кукла в играх современных детей»

Проект  предназначен для детей старшей и подготовительной группы, педагогов, родителей, в целях приобщения детей к русским народным традициям....

Народная кукла в играх современных детей

План работы в старшей группе по теме "Народная кукла в играх современных детей"....

П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.

Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...

Консультация для родителей "Народная кукла в игре современных детей"

laquo;НАРОДНАЯ КУКЛА В ИГРЕ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ» Во что играют современные дети? На этот вопрос по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели детского сада, родители и торго...

Консультация для воспитателей «Народная кукла в мире современных детей»

Интерес к народным ремеслам в современном мире все возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость ее заполнить. Наше сегод...