Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности "По следам Соли"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Чайникова Наталья Александровна

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности "По следам Соли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zan.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

   Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

«По следам Соли»

для воспитанников подготовительной группы

подготовила воспитатель Чайникова Наталья Александровна

Цель: развивать коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • дать  представление   о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
  • познакомить с видами соли.
  • активизация словаря: пищевая, техническая, морская) и (минерал, добыча, применение).

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей;
  • развивать  умение исследовать предмет с помощью разных анализаторов ( тактильный, вкусовые качества, характерный запах органов чувств,;
  • развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение договариваться;
  • воспитывать любознательность и умение работать вместе.

Методы и приемы:

рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета, экспериментирование.

Материалы и оборудование:

слайдовая презентация на тему«Добыча соли и её применение», мешочек с солью, пластиковые стаканчики, ложки, тарелки, лупы, салфетки, гуашь, сосуды с водой, яйцо.

Ход занятия:

1этап.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Я желаю вам не только здоровья, но и доброты. А что такое доброта? (ответы детей). Давайте поприветствуем друг друга, встаньте в круг взявшись за руки и передавая сигнал доброты. Как только сигнал дойдет до меня мы с вами начнем наше занятие. Ребята, сегодня я приглашаю вас в лаболаторию. А для работы нам необходимо узнать, что лежит в мешочке?  Как вы думаете, что в этом мешочке?

Далее передаем мешочек по кругу. Слушаю ваши предположения. ( Так, 3 человека считают, что это песок. Вы с этим согласны? Кто прав?)

Отгадайте загадку:

В воде родится

А воды боится.

(Ответы детей)

Присаживаемся на стульчики

Воспитатель: правильно ребята, это соль. Соль – полезный минерал. Скажите пожалуйста откуда берется соль?

Ответы детей.

Показ слайдов.

Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. (Слайд)

Есть три вида соли:

  • Пищевая;
  • Техническая;
  • Морская.

Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному:

  • в медицине;
  • в косметологии.

Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.

Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. 

Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.

 Сегодня я приглашаю вас лабораторию. Кто работает  в лаборатории?(ученые или исследователи). Давайте с вами проголосуем, кто за то, чтобы мы приступили к работе в лаболатории? Кто против?

Прежде чем приступить к опытам я вам напомню правила работы в лаболатории:

Не шуметь, чтобы не пропустить самое важное;

Обсуждать между собой итоги опытов дружно;

Договориться, кто будет давать ответ от вашей лаболатории;

Ничего не трогать без предварительного разрешения;

Нельзя ничего брать в рот, тереть глаза.

Я  предлагаю вам стать ученым и надеть  специальный жилет с номером лаболатории, в которой вы будите сегодня работать. Ребята, помогите друг другу.

Воспитатель: 

1 опыт: Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Насыпьте немного соли в разеточку. Подскажите коллеги, вы соль насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Какого они цвета и размера?

 - Приглашаю сотрудника лаболатории №1 для фиксации результата опыта.

Значит мы сделали вывод: соль состоит из кристаллов. Какая карточка нам подходит? Какой вывод мы сделали?

2 опыт: Предлагаю вам взять баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная).

- Приглашаю сотрудника лаболатории №2 для фиксации результата опыта.

Значит мы сделали вывод: соль растворяется в воде. Какая карточка нам подходит? Какой вывод мы сделали?

3 опыт: Ребята, а можно ли соль покрасить? Предлагаю взять ложечку гуаши и смешать солью. Какая соль у вас получилась?

Значит мы сделали вывод: соль может окрашиваться. Какая карточка нам подходит? Какой вывод мы сделали?

Сама выкладываю карточку.

А теперь я предлагаю вам наполнить мой сосуд вашей цветной солью, это получилось украшение для интерьера. Для этого приглашаю сотрудников лаболатории №1 взять свои стаканчика с цветной солью и подойти ко мне. Выстройтесь по порядку, постарайтесь аккуратно высыпать свою соль в сосуд.

А сотрудники лаболатории №2 пожалуйста сложите все на поднос, вытрите руки салфетками и выбросьте использованные салфетки в ведро.

Воспитатель:  

Уважаемые коллеги, мы так много провели опытов, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).

Вспомните загадку, которую я вам загадывала в начале занятия. Вы с этим согласны?

Тогда я приглашаю вас в круг, передайте пожалуйста наш сигнал доброты друг другу.

Ребята, а какие эмоции у вас вызывает наш удивительный сосуд, когда вы на него смотрите и любуетесь его красотой? Я например, ощущаю чувство спокойствия, восхищения, любования результатом вашего совместного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности " Волшебная соль".

Занятие для старшей группы по опытно-экспериментальной  деятельности....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Удивительная соль».

Создание социальной ситуации развития в  условиях опытно – экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...

Конспект занятия с опытно-экспериментальной деятельностью "Эта удивительная соль"

Занятие разработано с целью формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....