Тематическое планирование "Закружила осень золотая"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Татьяна Дмитриевна Агеева

В данной публикации представлено тематическое планирование по теме "Закружила осень золотая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie._zakruzhila_osen_zolotaya.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая неделя «Закружила осень золотая»

(средняя группа)

Подготовили:

воспитатель Агеева Т.Д.

воспитатель Косова М.И.

МБДОУ «Детский сад № 494»

г. Новосибирска

Цель: формирование представлений у детей о разных периодах осени (разнообразие явлений природы, богатство осеннего урожая, подготовка животных к зиме).

Задачи:

  • развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы;
  • учить вести сезонные наблюдения, заполнять календарь природы, устанавливать причинно-следственные связи между погодными условиями и природными;
  • расширять знания о состоянии животного и растительного мира осенью;
  • учить различать деревья и кустарники по окраске листьев;
  • формировать представление о труде человека в осенний период;
  • воспитывать эстетическое восприятие детей от красоты осенних пейзажей;
  • обогащать словарный запас, развивать речь.

Ожидаемые результаты:

  • дети смогут сами назвать характерные признаки осени как времени года и объяснить отличие от других времен года;
  • способны устанавливать причинно-следственные связи, и объяснять их;
  • будут знать особенности поведения птиц и животных в осенний период;
  • иметь представления о труде взрослых осенью;
  • понимать принцип составления описательного рассказа;
  • применять умение задавать и отвечать на вопросы.

Формы работы с детьми: НОД, творческая деятельность, опыты и эксперименты, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, наблюдения, просматривание презентации и мультфильмов об осени, овощах фруктах, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, театрализация, дидактические игры и упражнения, подвижные и малоподвижные игры.

Этапы работы

I. Подготовительный

- сбор методической, дидактической, наглядной, художественной, познавательной литературы;

-разработка плана проводимых мероприятий по данной теме;

-составление занятий, определение тематики бесед, подбор опытов и экспериментов;

-сбор материала для реализации темы;  

-подбор мультфильмов на осеннюю тематику;

-обогащение предметной развивающей среды в группе;

- подбор различного рода материалов для создания творческих работ;

-работа с родителями по взаимодействию в рамках тематической недели;

II. Основной

Работа с детьми по реализации поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности:

- опытно-экспериментальная деятельность: «Что оставляет след», «Сравнение листьев и коры», «Как летают семена клёна»;

- беседа: «Вот она какая осень золотая», «Дары природы», «На дереве, в саду», «Как деревья готовятся к зиме»;

- НОД окружающий мир: «Осень золотая» (признаки осени, осенняя одежда людей, животные осени);

- ситуативный разговор: «Осень это хорошо или плохо»;  

- загадка дня «Какое время года?», «Где растёт?»

- фотоколлаж «Осенний фото-квест» (совместно с родителями)»;

- НОД речевое развитие: «Осень» (работа по картине используя ТРИЗ технологию);

-художественно-эстетическое развитие: «Листики из бумаги», «Рисование берёзы», «Лепка овощей», «Белочка из шишек»;

- безопасность: «Безопасность на участке», «Здоровье или болезнь»;

- чтение художественной литературы: «Как воробьишка с друзьями прощался», «Сказка о маленькой и большой березке», сказка «Почему у зайчишки домика нет, З.Александрова «Дождик», А.Майков «Кроет уж лист золотой», Благинина «Улетели, улетели», Блок «Зайчик», Толстой «Осень», В. Сутеев «Мешок яблок»

-дидактические игры: «Знаем, знаем!», «Пройди лабиринт», «Четвертый – лишний», «Лото», «Найди отличия», «Разрезные картинки», «Сложи картинку», «Бывает – не бывает», «Подбери признак», «Подбери словечко», «Что перепутал художник», «Определи по контуру», «Осеннее суджоку», «Пройди по стрелочке», «Сосчитай и выложи»;

- просмотр мультфильма «Мешок яблок», «Ёжик и медвежонок. Осенние корабли»;

- сюжетно-ролевые игры: «Дизайнерская мастерская», «Магазин овощей и фруктов»;

- разучивание стихов и песен к осеннему празднику;

- загадывание загадок об осени, фруктах, овощах;

Работа с родителями:

- консультация для родителей «Осень»

«Осенние прогулки с детьми», «Безопасность на прогулке»

-способствовать желанию родителей помочь детям в выполнении заданий фото-квеста;

- проведение родительского часа «Осенняя прогулка в парке имени академика И.И. Синягина»

- проведение развлечения «Осенины»;

- загадка дня «Что где растёт?», «Какое время года?»

- акция читаем с мамой «Осеннее чтение»

- настроить родителей на активное участие в реализации проекта.

III. Заключительный

-анализ результатов проделанной работы, фото и видео отчеты;

Комплексно-тематическое планирование «Закружила осень золотая»

Тема

Закружила осень золотая

Культурные практики и виды деятельности

Цель: формирование представлений у детей о разных периодах осени (разнообразие явлений природы, богатство осеннего урожая, подготовка животных к зиме).

Задачи: развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, учить вести сезонные наблюдения, заполнять календарь природы, устанавливать причинно-следственные связи между погодными условиями и природными, расширять знания о состоянии животного и растительного мира осенью, учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, формировать представление о труде человека в осенний период, воспитывать эстетическое восприятие детей от красоты осенних пейзажей, обогащать словарный запас, развивать речь.

Пальчиковые игры

«Осень»
Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.

*******************************************************************************

Листья в парке шелестят (произносят звук ш-ш-ш-ш, руки вверх, покачивание кистями рук)

Пчелы больше не жужжат (произносят звук ж-ж-ж-ж, руки-крылья)

Дует ветер все сильней ("дуют " и произносят звук у-у-у-у, руки вперед, махи вправо-влево)

Осень, приходи скорей! (зовут рукой)

Игровая деятельность

Дидактические игры

  • «Продолжайте фразу»

Цель игрыназывать нужное по смыслу слово; развивать внимание, речь.

  • «Собери картинку»

Цели игрыучить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.

  • «Назови ласково»

Цель игры: обогащать речь детей, формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

  • «Чего не хватает»

Цель игры: развивать и систематизировать знания детей о названиях объектах; учить различать и называть их, находить недостающие детали; развивать внимание, память, сообразительность, речь.

  •  «Четвертый лишний»

Цель игрынаходить объект отличающийся от других по определенному признаку.

  • «Угадай чья тень»

Цель игрыумение определить тень и соединить с нужным изображением, развивать речь, внимание, память.

  •  «Волшебная палочка»

Цель игры: закрепить умение подбирать определения, действия, место к определенному объекту

 (см. приложение «Дидактические игры»)

Сюжетно-ролевые игры

«Дизайнерская мастерская»

Цель: способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Развивать умение самостоятельно строить сюжет игры, согласовывать тему. Закреплять знания детей об окружающем мире, развивать творческие способности.

Театрализованные

игры

  • Игры-пантомимы, игры -этюды «Осенние листики», «Капельки», инсценировка сказки «Пых»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы, развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

Трудовая

деятельность

Самообслу-живание

- чисто мыть руки, умываться после сна и приема пищи;

- следить за своей чистотой и аккуратностью;

- убирать за собой игрушки, рабочее место после творческой деятельности.

Хозяйственно-бытовой труд

- помогать мыть игрушки;

- поливать цветы  

Труд на улице

- расчищать дорожки на участке от листьев;

- убирать игрушки с участка после прогулки.

Освоение

безопасного

поведения

«Здоровье и болезнь»

Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). Научить заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Познавательно-исследовательская деятельность

Познание

предметного и

социального мира

«Осень золотая»

Цель: познакомить детей с осенними явлениями в природе, учить замечать их красоту. Закрепить знания об одежде человека, о животном и растительном мире в осенний период. Развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Беседы: «Вот она какая осень золотая», «Дары природы», «На дереве, в саду», «Как деревья готовятся к зиме», «Осень это хорошо или плохо», «Кто как от дождя спасается»

Опытно-эксперимен-тальная деятельность

  • «Такие разные семена» (рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики).
  • «Кора и листья» (Исследование строения листьев с помощью лупы. Изучение черешка (части, которая соединяет лист с веткой), жилок (тонких трубочек, идущих от черешка по всему листу), сравнение листьев между собой по размеру, форме, цвету. Исследование коры деревьев, ее текстура, цвета, рассматривание деталей коры разных деревьев)

Математические игры

  • «Математическая ёлочка»

Цель: закрепить умение соотносить количество предметов с их цифровым обозначением

  • «Найди по направлению» 

Цель: учить читать направление изображенного предмета, находить его по предложенному заданию

Конструктивные игры

  • Конструирование из бумаги «Зонтик»

Цели: способствовать желанию детей изготавливать поделку из предложенных материалов, умение складывать бумагу, подбирать и соединять нужные детали, приучать к аккуратности, умению работать в группе.

Речевое развитие

Развитие речи

«Осень» работа по картине

Уточнить представления детей о времени года – осень, учить находить признаки осени на картинах, обучать навыкам составления рассказа по картине на основе личного опыта, ввести в активную речь прилагательные, согласовывая их с существительным в роде и числе.

Чтение и восприятие

художественной литературы

ЧХЛ

«Сказка про осенний дождик», «Как воробьишка с друзьями прощался», «Сказка о маленькой и большой березке», сказка «Почему у зайчишки домика нет, З.Александрова «Дождик», А.Майков «Кроет уж лист золотой», Благинина «Улетели, улетели», Блок «Зайчик», Толстой «Осень», В. Сутеев «Мешок яблок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

Тематическая прогулка « Осень золотая»

Формировать  навык  определения времени года  по  характерным  признакамПрививать представление о  красоте  родной  природыВоспитывать  любовь  к...

Конспект осеннего тематического праздника «Здравствуй, Осень золотая!»

Конспект осеннего тематического праздника«Здравствуй, Осень золотая!»Программное содержание:Задачи: Приобщать детей к праздничным мероприятиям – утренникам, содействовать созданию об...

Календарно - тематическое планирование "Осень золотая"

Планирование на неделю поможет педагогам на основе составить свой план....

Тематическая неделя "Осень золотая"

Развлечение тематической недели...

Тематическая неделя "Осень золотая" в младшей группе "Зайка", Детский сад "Аистёнок

В начале октября в младшей группе прошли тематические недели "Осень золотая". В течение которых дети разучивали стихи, песни про листопад, раскрашивали пальчиками овощи и фрукты, листья с кл...