Краткосрочный проект «Наступила осень золотая» Рассчитан на детей 4- 5 лет Срок реализации 2 недели
проект по окружающему миру (средняя группа)

Аксарина Елена Александровна

Тема проекта: «Наступила золотая осень»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы (с 4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Срок реализации: октябрь 2 недели.

Цель проекта:

создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи проекта:

• углубить представления об изменениях в природе осенью;

• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечь внимания к окружающим природным объектам;

• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

•пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;

• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 

Предполагаемый результат:

расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

пополнится словарный запас;

дети смогут устанавливать

причинно

- следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;

сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx54.64 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Наступила осень золотая»

Рассчитан на детей 4- 5 лет

Срок реализации 2 недели

 

 

Подготовила:

Воспитатель: Аксарина Е.А

 

 

                                           ЗАТО Комаровский

Актуальность проекта. Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится ценить окружающий его мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике.

Как писал Сухомлинский В.А.: «Мир, окружающий ребёнка - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».

Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.

Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

 

Тема проекта: «Наступила золотая осень»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети средней группы (с 4-5 лет), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Срок реализации: октябрь 2 недели.

Цель проекта:

создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи проекта:

• углубить представления об изменениях в природе осенью;

• развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

• привлечь внимания к окружающим природным объектам;

• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

•пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;

• расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;

• воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

 

Предполагаемый результат:

расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

пополнится словарный запас;

дети смогут устанавливать

причинно

- следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;

сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана

основного этапа проекта.

- подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных

произведений;

- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка

фотографий, литературы

- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр.

- сотрудничество с музыкальным руководителем: подбор песен, музыкальных игр,

танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта.

- разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах.

- разработка циклов НОД;

- сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов.

2. Основной:

Беседы.

Беседа - «Осень – добрая волшебница».

Цель: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.

Беседа – «Листопад».

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.

Беседа – «Растительный мир осенью».

Цель: расширить представление о разнообразии растительного мира.

Беседа – «Что мы знаем про осень».

Цель: расширить знания детей о временах года.

Консультация для родителей «Как развивать познавательные интересы у детей через наблюдения».

Рассматривание иллюстраций об осени.

Словесные игры.

«Опиши словами осень».

«Осень в лесу».

«Вспомни и назови».

«Подбери действия».

Пальчиковые игры.

«Осень».

«Капуста».

«Падают листья».

Дыхательные упражнения.

«Сдуй листок». Цель: развивать речевое дыхание.

«Листопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

«Дует ветерок». Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.

Разучивание пословиц.

Загадывание загадок про осень.

Чтение художественной литературы.

К. Бальмонт «Осень».

Л. Толстой «Дуб и орешник».

К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» и т. д

..

Чтение дома произведений про осень.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры.

«Семья – собираемся на прогулку в лес».

«Семейный праздник».

«Огород».

Дидактические игры.

«Найди такой же листок».

Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.

«С какой ветки эти детки?».

Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.

«Отгадайте что это за кустарник, дерево».

Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и внимание.

«Третий лишний».

Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память, быстроту реакции.

«Что изменилось? (да или нет)».

Цель: закрепить знания детей о приметах осени.

Труд.

Уборка опавшей листвы на участке.

Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).

Укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседы по ОБЖ.

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать».

«Как вести себя в лесу».

«Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».

Совместный труд родителей и детей по уборке листвы на участке. Цель: сблизить членов семьи в совместной работе.

Консультация «Берегите природу».

Обогатить родителей знаниями экологического направления.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

«Осенние деревья».

«Овощи».

Лепка:

«Грибы»

Хороводные игры:

«Что нам осень принесла».

«Огородная - хороводная».

Сюжетно-ролевые игры: 

«Магазин овощей»,

«Семья – Собираемся на прогулку в лес»,

«Семейный праздник».

Подвижные игры:

«Листопад».

Цель: согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.

«Такой листок лети ко мне».

Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.

«Поймай листок».

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Был проведен осенний праздник: «Осенние приключения Баба Яги».

 

Заключительный этап:

Результаты проектной деятельности:

в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

 

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р.. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». «Мозаика-Синтез», 2014

2. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду». Средняя группа. «Мозаика-Синтез», 2014.

3.  Гербова В.В., Л.В. Губанова Н.Ф., Дыбина О.В.,ФГОС Примерное комплексно-тематическое планирование к программе "От рождения до школы". «Мозаика-Синтез», 2015.

5. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности». «Мозаика-Синтез», 2015.

6. Дыбина О. В., «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Средняя группа. «Мозаика-Синтез», 2014.

7. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми». «Мозаика-Синтез», 2016.

9. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми». «Мозаика-Синтез», 2016.

10. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. «Мозаика-Синтез», 2014.

11.  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015

13. Соломенкова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду». «Мозаика-Синтез», 2016.

14. Степанкова Э. Я. «Сборник подвижных игр». «Мозаика-Синтез», 2015.

15. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 4-5 лет», 2015.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Чтение художественной литературы:

 

Н. Сладков «Осень на пороге»

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

- Готовы, готовы, готовы...

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы. - Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

- А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

 

Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся».

Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.

Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.

Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.

Пока еще землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок.

Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухарином зобу.

Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы.

Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму.

Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться.

Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.

Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в Лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.

Притаились зайчата - листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдет и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.

Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.

 

В.  Сутеев «Под грибом».

Как-то застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт...

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт...

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то...

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

 

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

 

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

А. Барто «Осенью»

В саду пожелтели,

Осыпались клёны,

И только скамейка

Осталась зелёной.

Стоит она

В тихой аллейке,

И дождик

Стучит по скамейке.

Мокнет скамейка

Под голой рябиной...

Летом была она

Автомашиной,

Она самолётом

Красивым была,

Приделали к ней

Два фанерных крыла.

Вновь проглянет солнце

Завтра поутру,

Вновь начнут ребята

Шумную игру.

Поплывёт по Каме,

По Волге поплывёт

Украшенный флажками

Зелёный пароход.

Пословицы про осень

1.  Весна красна цветами, а осень снопами.

2.  Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сыта.

3.  Осень — перемен восемь.

4.  Холоден сентябрь, да сыт.

5.  В сентябре синица просит осень в гости.

6.  В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

7.  В октябре на одном часу и дождь, и снег.

8.  В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.

9.  Ноябрь — ворота зимы.

10. Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, а зиме родной батюшка.

11. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)

Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин
(Осень)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)

Лес разделся,
Неба просинь,
Это время года — …
(Осень)

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(дождь)

Крупно, дробно зачастило,

и всю землю намочило.
(дождь)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …
(Дождь)

Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)

Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.

(Ветер)

Физкультминутки:

«Клён»

— Ветер тихо клён качает,

Вправо-влево наклоняет:

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клён.

«Листопад»

— Мы – листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели!

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели….

«Грибы»:

— Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.

Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!

На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!

Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!

Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!

Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!

 

Пальчиковая гимнастика:

«Листья»

Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)

Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)

Полетели, закружились (вращение кистями рук)

И на землю опустились (кладут пальцы на стол)

Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)

Листья все насквозь побил.

Снег потом припорошил (плавные движения кистями рук вперёд,

назад),

Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу).

 

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой на тему: «Обобщающая беседа об осени»

Цель: воспитывать у детей любовь к природе родного края, живописи, поэзии.  

Задачи: обобщить знания детей об осени. Учить выразительно читать стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, воспроизводить образный язык стихотворения. Учить отражать содержание стихотворения в инсценировке.  

Методы и приемы: обобщающая беседа об осени, театрализованный этюд, использование схем – моделей; использование элементов проблемно - диалогической технологии.  

Словарная работа: листопад; ненастная.  

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в осенней природе на прогулках, сбор листьев для осеннего гербария, чтение стихотворения К. Бальмонта «Поспевает брусника», слушание отрывков из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень», рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень». 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.  

Материал: схемы – модели к стихотворению И. Винокурова «Осень», два осенних пейзажа, украшение для театрального этюда (корзина с фруктами, желтый зонтик, красные бусы, розовый фартук, диск с записью музыки П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь, баночки с разноцветными листочками, одноразовые трубочки).  

Ход занятия

Дети входят в групповую комнату и встают полукругом у доски.  
Воспитатель:  
«Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться «Доброе утро! » 
Доброе утро солнцу и птицам,  
Доброе утро улыбчивым лицам! » 
Дети (улыбаются друг другу): «Доброе утро!»  

Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой?» 
Ответы детей: «Нет!» 
Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?» 
Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие». 

Воспитатель: «А почему осенью бывает хорошо?» 
Ответы детей: «Осенью хорошо, потому, что на деревьях разноцветные листочки». (Потому что в лесу вырастает много грибов. Потому, что животные делают запасы на зиму.)  
Воспитатель: «А почему осенью бывает плохо?» 
Ответы детей: «Осенью бывает плохо потому, что часто идет холодный дождь». (Потому, что дует сильный ветер. Потому, что птицы улетают в теплые края)  
Воспитатель: «Давайте, придумаем красивые слова для осени, осень какая? » 
Ответы детей: «Золотая» (запасливая, дождливая, разноцветная, хмурая)  
Воспитатель: «А как называется явление осенью, когда с деревьев падают листья? » 
Ответы детей: Листопад.  
Воспитатель: «Я предлагаю вам провести небольшой опыт, чтобы определить в какую погоду листопад бывает сильнее: в солнечную или ветреную?». 
Опыт «Листопад»: 
(Воспитатель предлагает детям баночки с трубочками. Дети дуют в трубочку. Листья в баночке разлетаются.)  
Воспитатель: «Как вы думаете, в какую погоду листопад сильнее?» 
Ответы детей: «В ветреную». 
Воспитатель: «А теперь я хочу подвести итог всему тому, что вы мне рассказали об осени. Если мои высказывания будут верными, вы мне скажите: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо», но, а если я ошибусь, вы посмеетесь надо мной: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». А потом исправите мою ошибку». 
Д/и «Хорошо – хорошо», или «Хи-хи-хи – ха-ха-ха». 
Воспитатель: «Осенью часто льет холодный дождь».  
Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо» 
Воспитатель: «Осенью птицы собираются в большие стаи и отправляются в теплые края».  
Ответы детей: «Хорошо-хорошо, даже очень хорошо» 
Воспитатель: «Осенью дворники подметают опавшие листья и засыпают ими большие лужи.  
Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Осенью дворники собирают опавшие листья в мешки и выбрасывают их в контейнер». 
Воспитатель: «Осенью мы отмечаем самый долгожданный праздник Новый год».  
Ответы детей: «Хи-хи-хи - ха-ха-ха». «Новый год мы отмечаем зимой». 
Воспитатель: «Молодцы! Я рада, что вы были очень внимательными и не попались в мои хитрые ловушки, которые я для вас расставила. А теперь, давайте немного поиграем». 
(Дети берут в руки осенние листочки и выполняют движения по тексту физминутки.)  
Физминутка «Мы листочки» 
Мы листочки, мы листочки,  
Мы – осенние листочки,  
Мы на дереве сидели,  
Ветер дунул, полетели,  
Полетели, полетели 
И на землю тихо сели.  
(Дети садятся на стульчики)  
Воспитатель: «О красоте осенней природы поэты сочинили много стихов, а композиторы написали много музыки. Давайте послушаем с вами отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Осень». 
(Воспитатель включает аудиозапись)  
Воспитатель: «Сегодня, я хотела бы познакомить вас с новым стихотворением об осени, написал его поэт И. Винокуров». 
(Воспитатель читает стихотворение наизусть)  
И. Винокуров «Осень» 
Ходит осень в нашем парке,  
Дарит осень всем подарки 
Фартук розовый – осинке,  
Бусы красные – рябинке,  
Зонтик желтый – тополям.  
Фрукты осень дарит нам.  
Воспитатель: «Понравилось вам это стихотворение?» 
Ответы детей: «Да!» 
Воспитатель (задает вопросы по прочитанному): «Где ходит осень?  
Ответы детей: «В парке». 
Воспитатель: «Что дарит осень осинке?» 
Ответы детей: «Розовый фартук». 
Воспитатель: «Что дарит осень рябинке?» 
Ответы детей: «Красные бусы». 
Воспитатель: «Что дарит осень тополям?» 
Ответы детей : «Желтый зонтик». 
Воспитатель: «Что дарит осень всем нам?» 
Ответы детей : «Фрукты». 
Воспитатель: «Сейчас я вам еще один раз прочитаю это стихотворение, а вы должны будете выбрать на мольберте один из двух пейзажей, который наиболее точно передает настроение». 
(Воспитатель снова читает стихотворение.)  
Ответы детей (выбирают нужный пейзаж): «Я выбрал нижний пейзаж, так как на нем изображена разноцветная осень, как в стихотворении». 
Воспитатель: «А сейчас я предлагаю вам сделать инсценировку этого стихотворения». 
(Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения) Инсценировка стихотворения.  
Воспитатель (открывает схемы-картинки на доске): «Сейчас мы прочитаем это стихотворение хором, а помогут нам в этом эти схемы-рисунки». 
Дети (вместе с воспитателем читают хором стихотворение, опираясь на схемы-рисунки)  
Воспитатель: «Теперь давайте прочитаем это стихотворение по цепочке, передавая друг другу вот этот осенний листочек». 
(Дети передают осенний листочек и читают стихотворение построчно, опираясь на схемы.)  
Воспитатель: «Кто из вас самостоятельно сможет прочитать это стихотворение по схемам?» 
(Дети по желанию читают стихотворение)  
Воспитатель: «Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались? » 
Ответы детей: «Мы говорили об осени. Учили наизусть стихотворение по схемам». 
Воспитатель: «Сейчас, те дети, которым понравилось стихотворение, поднимают красные осенние листочки. Те, кто испытывал трудности – желтые листочки». 
(Дети выбирают нужные по цвету листочки, давая оценку работе)  
Воспитатель: «Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали, вы порадовали нас знаниями об осени и за это я хочу угостить вас осенними витаминами». 

 

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА УЧАСТКЕ ДЕСТКОГО САДА 
(беседа)

Задачи: способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.

Ход занятия

1.Создание и решение проблемной ситуации.

В гости к ребятам приходит Кролик, грустный, и просит помощи у детей. Рассказывает, что ему пришло письмо от Пятачка, который пригласил его в гости и прислал план, как к нему добраться. Но он не может разобраться, потому что на плане нарисованы одни кирпичи и короны. (Показывает план.)

Дети рассматривают план и рассказывают: то, что похоже на кирпич, – это схема дерева, а «корона» – это схема куста.

Кролик спрашивает: «Как вы их различаете деревья и кусты?»

Дети показывают картинки и рассказывают об отличительных особенностях: деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов.

2.Игра «Выбери правильно».

К схеме дерева раскладываются картинки с изображением деревьев, а к схеме куста – картинки с изображением кустов. Кролик, желая помочь детям, ошибается. Дети самостоятельно подбирают нужные картинки и доказывают правильность своего выбора Кролику.

3. Беседа «Какие растения есть на участке детского сада».

Вопросы:

– Какие кусты и деревья есть на участке нашего детского сада?

Дети рассказывают и показывают картинки.

– Вы, наверное, ломаете себе ветки в букеты? (Нет.) А почему?

– Как вы ухаживаете за растениями на участке?

Кролик. Что это у вас в группе за цветы такие красивые, разного цвета? (Осенние листья в уголке природы.)

Дети отвечают, что это листья, рассказывают, с каких они деревьев и кустов.

Кролик читает стихотворение о листьях:

Листики кружатся,

Падают в лужицы,

Ветки гнутся и шуршат,

Тихо шепчут: «Листопад!».

Листопад, листопад,

Засыпает старый сад!

Листья, словно бабочки,

Кружатся, порхают,

И крыльцо, и лавочку

Листья засыпают.

Листопад, листопад

Засыпает старый сад!

5. Игра - имитация «Мы – листики осенние».

Кролик предлагает детям поиграть в игру-имитацию «Мы – осенние листочки». Дети берут в руки листочки и имитируют листопад в тихую и ветреную погоду.

Слова к игре:

Мы – листочки, листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидим, (Дети стоят с листочками в кругу.)

Ветер дунул – полетели. (Дети разбегаются.)

Мы летали, мы летали, (Дети бегают, помахивая листочками,

                                            приседают.)

А потом летать устали!    (Дети приседают на корточки, помахивая

                                            листиками над головой.)

Престал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул (Дети снова разбегаются, помахивая

                                            листиками.)

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели (Дети подбрасывают листочки вверх и

И на землю тихо сели.      следят, куда они упадут.)

 

6. Игра «С какого дерева листок».

Дети делятся на две группы – одни деревья, другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Предварительная работа

– Наблюдение за осенними кустами и деревьями на участке детского сада.

– Игры «С какого дерева детки?», «Собирайтесь вокруг березы (рябины, вязы и др.)» и т. п.

– Сбор листьев для гербария.

– Придумывание схематического изображения для деревьев и кустов.

– Труд на участке детского сада.

Задания на сравнения:

а) Закончите предложения:

В октябре было тепло, а сейчас - ... (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас - ,.. (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас - .,. (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас - ... (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас - ... (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает ... (первый снег),

б) Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Летом солнце яркое, а осенью...

Летом небо светлое, а осенью…

Летом день длинный, а осенью…

Летом деревья зеленые, а осенью…

Летом люди одеваются легко, а осенью…

Летом колхозники растят урожай, а осенью…

в) Найдите ошибки:

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых краев.

Цикл наблюдений, эксперименты «Изучаем жизнь природы осенью»

«Ветер подул»

Цель:

• Уточнение представлений детей об осени по существенным признакам осени:

холодный ветер.

• Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями

неживой природы.

• Активизация словаря детей: ветер.

Оборудование: 2 карточки из календаря природы, ветер, нет ветра; прямостоящее

дерево, дерево качается, ветви наклонены.

Ход наблюдения.

- Сравните две картинки:

Чем они отличаются?

- Почему ветви у дерева наклонены?

- Как определить наличие ветра? (Дети наблюдают за движением султанчиков,

вертушки).

Ветер дует-развевает флажок, шуршит султанчиками, крутит вертушку.

- А высоко на небе ветер дует? (дети наблюдают за быстрым движением туч)

- Что заставляет тучи мчаться?

- Какая погода? Ветрено?

- Покажите карточку из календаря.

Ветер подул,

Хлопнул ветер дверью сильный

Ветер громкий, ветер сильный,

Он с деревьев листья рвет,

Пыль несет он в огород.

Деревце в окно стучится,

Может всякое случиться.

С. Егоров.

- Осенний ветер похож на летний: добрый, ласковый, теплый?

Какой осенний ветер?

Ветрено, ветрено.

Вся земля проветрена!

И. Токмакова.

«Наступила осень – листья пожелтели»

Цель:

• Формирование представлений детей о сезонных изменениях в природе:

изменение цвета листьев, так как наступила осень.

• Развитие внимания.

• Активизация словаря: листья желтые, красные, зеленые.

Оборудование:

Ход наблюдения.

Дети наблюдают за кленом.

- Давайте полюбуемся нашим деревом. Оно живое, растет, дышит, питается.

Воспитатель пересказывает детям отрывок из рассказа "Последний лист"

П.Молчанова.

… И вдруг клен почувствовал, что ему стало прохладно. Он поежился. Зашумел

листвой. А вечером ему стало холоднее. Со всех сторон волнами накатывался

ветер. Деревце никак не могло уснуть. А на утро, едва забрезжил рассвет, оно

почувствовало, что горит.

Пробежал мимо ежик. Остановился, удивился: - Чудно! И кто это перекрасил деревце в желтый цвет?

Пролетела мимо сорока, затараторила;

- Откуда здесь такое яркое деревце?

И верно ведь! Все листья за одну ночь стали ярко желтыми. Шелестят на ветру,

перешептываются.

И тут молоденький клен понял:

Это наступила осень.

Полюбуйтесь осенними желтыми листьями. Они мелькают среди зеленой листвы.

Отгадайте загадку:

Висят на ветке золотые монетки.

(осенние листья)

В сентябре наступают холода. Люди одеваются в теплую одежду, у животных

вырастает теплый подшерсток, а на деревьях и кустах от холода лист желтеет.

Давайте рассмотрим березку; рябину, тополь, сирень (Дети сравнивают цвет

листьев разных деревьев и кустарников).

«Где же солнышко?»

Цель:

• Формирование представлений детей об осенних изменениях в неживой природе

(солнце светит не ярко, тусклое, мало греет, холодное).

• Развитие внимания, речи.

• Активизация словаря детей: солнце, холодно.

Оборудование: игрушка – заяц.

Ход наблюдения.

К детям в гости приходит заяц, он давно не гулял с ними, поэтому просит

рассказать, что изменилось.

Воспитатель: Я буду рассказывать, а вы, ребята, покажите зайчонку осенние

изменения.

Осенью

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет, Дождик моросит.

А. Плещеев

- Какая погода осенью: холодная или теплая?

- Когда бывает тепло?

- Посмотрите на небо? Есть ли солнце?

- Протяните ладони: тепло ли вам?

Солнце не блестит, не яркое.

Давайте посмотрим на тень от березы – она бледная, серая, нечеткие линии,

размытые очертания. Это от того, что солнце далекое, не яркое, мало светит.

- Узнаем, теплое ли солнце?

На участок выносят резиновые мячи, мокрые от воды. Если солнце греет, то оно

высушит лучами мячи. (Дети через определенный промежуток времени отмечают,

что солнце не нагрело поверхность мячей, они мокрые).

Оглянитесь вокруг, на дорожках лужи, земля мокрая, много грязи. Это осеннее

солнце не греет, не сушит дорожки и почву.

ОКТЯБРЬ – грязник. Почему его так называют?

Отметим в календаре природы солнце (дети выбирают карточку с малым

количеством лучей).

«Рассматривание осеннего дерева»

Цель: Формировать знания об основных частях дерева (ствол, ветки, листья,

плоды, корень). Развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: Подвести детей к дереву, повторить вместе с детьми основные

части – корень, ствол, ветки, листья, плоды. Дать детям наглядное представление о

том, что деревья бывают разной толщины. Напомнить, что листья и плоды растут

на ветках. Спросить у детей, что происходит с листьями и плодами осенью.

Предложить детям внимательно рассмотреть и погладить ствол дерева. Обратить

внимание на то, что дерево высокое, и чтобы увидеть верхушку дерева нужно

поднять голову. Предложить детям найти низкое дерево и сравнить его с

высоким. Исследовательская деятельность: Рассмотреть ствол старого и молодого

дерева. Сравнить кору, толщину деревьев. Рассмотреть на них оставшиеся листья

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «Овощи и фрукты»

Цель: продолжать знакомить с названиями фруктов и овощей, учить описывать

фрукты и овощи с опорой на план-схему, развивать пространственные

представления, логическое мышление; формировать умение рисовать красками.

Материалы и оборудование: опорная схема для составления описательного

рассказа «фрукты-овощи», картинки с изображением овощей и фруктов с

расположением «вверху», «под», «над»; корзина с муляжами фруктов и овощей,

миска, тарелка, индивидуальные листы бумаги с пунктирными контурами фруктов,

краски, кисточки.

Ход занятия:

В гости к детям приходит Хрюша с корзинкой.

Хр.: - Дети, если вы правильно отгадаете мои загадки, то отгадки найдёте в

корзине.

Загадки:

Сидит бабка на грядке вся в заплатках,

Кто ни взглянет - всяк заплачет. (лук)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,

Кто любит щи, меня ищи. (капуста)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост- снаружи (морковь)

Раскололся тесный домик на две половинки.

И посыпались оттуда бусинки, дробинки. (горох)

-Дети, назовите одним словом: лук, капуста, морковь, горох - что это? (овощи)

-А теперь, другие загадки.

Наливное, сладкое с яблони упало, бок себе помяло (яблоко)

Сижу на дереве, кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед (вишня)

Синий мундир, белая подкладка, в середине сладко. (слива)

Назовите одним словом. Яблоко, вишня, слива, что это? (фрукты)

- Молодцы! В корзине у Хрюши фрукты и овощи. Какие еще вы знаете фрукты? А

где они растут? А какие овощи вы знаете? Где растут овощи?

Ребята, Хрюша хочет больше узнать о фруктах и овощах. Давайте ему расскажем.

У меня есть картинки с фруктами и овощами. Вам надо выбрать свой любимый

фрукт или овощ и рассказать о нём Хрюше и детям. Поможет составить рассказ вот

эта схема. Посмотрите.

(вывешиваю опорную схему для составления рассказа). - Вначале надо назвать овощ или фрукт.

(показываю картинку на схеме и так далее - остальные пункты плана)

-Где он растет: в саду или на огороде,

-Затем назвать размер.

-Цвет.

-Форму: круглый, овальный или треугольный.

- Где растёт: на дереве или на земле (под землёй)

- Какой на ощупь и на вкус.

-Каким можно кушать: сырым, варёным…

(Дети составляют описательные рассказы – 2-3. Можно дать образец:

Это морковка. Морковь растёт на огороде. Это большая морковка. Морковь

оранжевого цвета. Морковь треугольной формы. Морковь растёт под землёй. На

ощупь морковка твёрдая, на вкус – сладкая и сочная. Морковь едят сырой и варят.

Из неё готовят соки. Она очень полезная».).

- А сейчас Хрюша хочет с вами поиграть. Игра называется «Куда что положить?»

Подойдите к столу.

(Дети по очереди выбирают фрукт или овощ, называют его и кладут: овощи в

миску, фрукты на тарелку).

- Хрюша, нарисовал свои любимые фрукты. Он будет рассказывать, что и где он

нарисовал, а вы должны будете найти эту картинку.

- Покажите рисунок где:

- банан под яблоком и над вишней;

- где вишня над яблоком и под бананом;

- яблоко под бананом и над вишней.

(Дети, показывая картинку, называют пространственное расположение: банан под

яблоком…и т.д.)

- Молодцы, Хрюше понравилось, как вы с ним играли. Он дарит вам свои любимые

раскраски. Выберете себе, кто что захочет и раскрасьте фрукты и овощи красками.

(Рисование фруктов и овощей и фруктов по пунктирным линиям с последующим

раскрашиванием. Закрепление названий цвета.)

 

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «С какого дерева лист»

Цель: Закрепить знания детей о приметах осени, о качественных признаках

осенних листьев; учить составлять описательные, творческие рассказы, подбирать

правильные антонимы. Развивать речь, память, творческое воображение. Материал: Разноцветные листья из двух стороннего картона, коробка с

отверстием заполненная опавшими осенними, влажными, листьями.

Ход занятия:

На ковре разложены картонные листья.

-У меня есть для вас сюрприз, и вы сразу догадаетесь, о чём мы будем беседовать.

Описание листьев по качествам и признакам. Выберите себе один листочек и

рассмотрите его. (Воспитатель и дети присаживаются на ковёр).-Какого цвета у

тебя листочек? (2-3 ответа). -Как сказать одним словом о всех листочках какого они

цвета? (Разноцветные). Проведите по краю листочка, какой он? (заслушать

ответы). Край листочка резной. Посмотрите на листочки друг друга, они похожи?

А почему они разные? (с разных деревьев). Листочек с берёзы похож на сердечко, а

края остро резные. Листочек с дуба, какой формы? (коричневый). А край плавно

резной? Листочек с клена резной формы с заострёнными краями.

Речевая игра «Продолжи предложение»

Листочек с берёзы, он …(берёзовый)

Листочек с дуба, он …(дубовый)

Листочек с клёна, он …(кленовый)

Листочек с тополя, он …(тополиный)

Составление описательного рассказа.

Расскажите о своём листочке, с какого он дерева, какого цвета, какой формы.

(Заслушать рассказы троих детей)

Физкультминутка.

А что происходит с осенними листьями, когда дует сильный ветер? (Листопад).

Слушайте внимательно, выполняйте движения и следите за своим листиком.

Листик вверх, листик вниз.

Покружился и притих.

Листик вправо, листик влево,

И волной спустился вниз.

Собрать листочки в корзинку.

Развитие воображения.

Внести коробку с осенними листьями.

-А вот ещё один сюрприз! Это коробка, а что в ней, ничего не шумит, послушайте?

(Открыть). А-а, это запах осени, вы знаете, как пахнет осень? Понюхайте и

расскажите нам, что вы себе представили. (Заслушать рассказы троих детей)

Развитие мышления.

-Ребята, скажите осень - это хорошо или плохо? (Хорошо - разноцветие природы,

шуршание листвы, тёплые солнечные дни, сбор урожая. Плохо – идут частые

дожди, птицы мало поют, нельзя много гулять, надо одевать много одежды.)

заслушать ответы детей.

-Значит осень -  это одновременно хорошо и плохо.

Речевая игра «Закончи предложения»

Летом дни длинные, а осенью …(короче).

Летом ночи короче, а осенью …(длиннее). Летом дождь тёплый, а осенью …(холодный).

Летом много птиц, а осенью …(мало).

Летом много цветов, а осенью …(мало).

Летом деревья зелёные, а осенью …(разноцветные).

Подвижные игры:

«Огуречик, огуречик…»

Задачи: упражнять в беге врассыпную, умение действовать по сигналу.

Ход: На одном конце зала-ловишка, на другом дети. Они приближаются к

ловишке прыжками на 2-х ногах.

Ловишка: «Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет»

Дети убегают на свои места, а ловишка догоняет.

«У медведя во бору»

Задачи: развивать умение двигаться в соответствии с текстом. Ход: За чертой, на расстоянии 2-3-х шагов место для медведя. На

противоположном конце площадки обозначен дом детей.

Ведущий говорит: « Идите гулять». Дети направляются к опушке леса, собирают

грибы, ягоды, т.е имитируют соответствующие движения и говорят:

«У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.»

Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.

«Листопад»

По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них

картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев.

Листопад, листопад, поочередно взмах руками,

Листья желтые летят, обеими руками,

Под ногами шелестят приседают,

И летят, летят, летят... покружиться и присесть.

По сигналу дети — «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны

собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.)

Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся

на землю, «засыпают». Картинки деревьев меняются местами.

Пальчиковая гимнастика:

«Осень».

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки

Н.Нищеева

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы, Загибают пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. «Шагают» по столу средним и указательным

пальчиками.

Н.Нищева

«1,2,3,4,5, в лес идем гулять»

Раз, два, три, четыре, пять. пальчики обеих рук "здороваются", начиная с

больших пальцев

В лес идем гулять. обе руки "идут" указательными и средними

пальцами по столу

За черникой, загибать пальчики, начиная с большого

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем

"Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла, "Шагают" пальчиками.

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику.

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику.

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику.

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крест накрест.

Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику.

Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп.

Ю. Тувим

«Мы капусту рубим – рубим…»

Мы капусту рубим, рубим,(имитация движений)

Мы капусту режем, режем,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем!

 

Центр сюжетно-ролевых игр

создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Овощной магазин»:

спец. одежда, весы, муляжи овощей и фруктов, касса, чеки, деньги, сумки, гирьки

«Семья»:

плита игрушечная, посуда, муляжи овощей и фруктов, фартуки

Дидактические игры

«Что где растет?»

Задачи: дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания,

активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать

предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»).

«Какое время года?»

Задачи. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с

определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания,

развивать слуховое восприятие, внимание.

«Овощи и фрукты»

Задачи. Учить детей группировать овощи и фрукты, развивать быстроту реакции на

слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игра «Что изменилось?»

Задачи: образовывать формы родительного падежа множественного числа

существительных.

Для игры можно использовать иллюстрации овощей и фруктов, муляжи и т.д.

Показать картинку, например, с изображением яблока.

—Хорошо запомните картинку. Закройте глаза.

Вместо картинки с яблоком кладется картинка с изображением вишни.

—Откройте глаза. Что пропало? (Яблоко.) Что появилось? (Вишня.)

Нет (чего?) — яблок, груш, бананов, апельсинов, лимонов, вишен, слив…

2 вариант:

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, упражнять в

использовании различных способов запоминания пространственного расположения

предметов, учить ребят отвечать на вопрос «Что изменилось?», используя

характеристики пространственного взаиморасположения предметов.

«Что за птица»

Задачи: учить детей давать описание птиц по плану, составлять простейшие

загадки, узнавать знакомых птиц по описанию.

«С какого дерева листок»

Задачи: развивать зрительное восприятие и память детей, умение сопоставлять и

сравнивать предметы по форме, цвету, величине, активизировать в речи названия

деревьев.

«Чудесный мешочек»

Задачи: развивать у детей тактильные ощущения, формировать умение

анализировать их, определять предмет на ощупь. Активизировать в речи детей

понятия, связанные с характеристиками предметов, учить использовать

конструкции предположения.

«Что лишнее?»

Задачи: Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть

включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя свой выбор.

Груша, яблоко, помидор, персик (помидор)

Гранат, апельсин, банан, яблоко (банан)

Капуста, тыква, киви, кабачок (киви)

Абрикос, лимон, банан, персик (лимон)

Помидор, редька, лук, репа (помидор)

Картофель, морковь, яблоко, перец (яблоко)

Салат, редис, капуста, лук (лук)

Груша, чеснок, апельсин, яблоко(чеснок)

Клюква, малина, груша, рябина (груша)

Киви, банан, груша, брусника (брусника)

Редька, лук, баклажан, черника (черника)

«Что дерево рассказывает о себе».

Задачи: Учить детей составлять описание знакомых деревьев, называя основные

части растений, их характерные признаки, учить выделять изменения,

происходящие с деревом осенью.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Задачи: учить детей зрительно делить изображение предмета на части, составлять

предмет из частей, определять не только форму предметов, но и форму отрезанной

части картинки, пользоваться образцом, соотносить с ним отдельные части

картинки.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краткосрочный проект«Здравствуй, осень золотая»

laquo;Здравствуй, осень золотая»краткосрочныйпроект во второй младшей группе...

Краткосрочный проект «Наступила осень золотая» во второй группе раннего возраста

Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – это самое благоприятное время для накопления...

Беседа для детей средней группы на тему «Наступила осень золотая»

Беседа на тему «Наступила осень золотая»Цель: Закрепить представление детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1. Обобщить знания детей об осенней природе.2. Уточ...

Проект "Наступила осень золотая"

Проект "Наступила осень золотая"...

Презентация по проекту "Наступила осень золотая"

Презентация по проекту "Наступила осень золотая"...

Краткосрочный проект в средней группе " Наступила осень золотая"

Проект разработан в средней группе,для детей 4-5 лет...

Краткосрочный проект «Наступила осень золотая» для детей 4- 5 лет.

Актуальность проекта. Чтобы любить природу, её надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями в природе. Если ребёнок научится наблюдать за природой, то он научится цени...