Проект Путешествие по сказкам К. Чуковского
проект по окружающему миру

Патанина Юлия Михайловна

В данном проекте ребята познакомились с творчеством К. Чуковского. С удовольствием играли, рисовали, лепили героев сказок. И даже поставили теат по сказкам Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_po_skazkam_k._chukovskogo.docx143.68 КБ

Предварительный просмотр:

Книга «Корней Чуковский. Сказки» Корней Чуковский купить на YAKABOO.ua |  978-5-465-03052-6

Подготовила Патанина Ю. М.

Воспитатель высшей категории

Оренбург 2025

Творческий проект для детей средней группы Путешествие по сказкам К.И. Чуковского

Вид проекта: педагогический, познавательно - творческий.

Продолжительность: 1 октября – 31 октября (краткосрочный)

Участники проекта: родители, воспитатели, дети средней группы.

Возраст детей: 4-5 лет.

 Актуальность:

  • Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.
  • Когда в семье появляется ребёнок, перед родителями не стоит выбор, какие же книжки выбрать малышу, конечно, те, которые они сами читали в детстве — книги Корнея Чуковского.
  • Образы, которые создал в своих книгах Корней Иванович – Мойдодыр, Доктор Айболит, Тараканище, Федора, Муха- Цокотуха, – необычайно яркие и хорошо запоминаются детьми.
  • К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

 Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского?.

Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, образовательное и эстетическое значение, т. к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность дошкольника, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С этой целью мною был разработан и реализован проект «Удивительный мир сказок К.И. Чуковского.

Цель: Расширить представления детей о произведениях К. И. Чуковского.

Задачи: Образовательные:

Расширить знания детей о творчестве К.И. Чуковского, повысить интерес к книге.

Расширить круг знаний об окружающем мире , углубить знания детей о животном мире через произведения автора.
Обогатить словарный запас детей, развить речь, привить навыки культуры речи, научить правильно, использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи.

Развивающие:

Развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к творчеству К. И. Чуковского.

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.

Способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, внимания. Развивать интерес к иллюстрациям художников-иллюстраторов детской книги.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные основы личности дошкольника через восприятия произведений К. И. Чуковского.

Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

Задачи по образовательным областям

Познавательное развитие: Углубить знания о животном мире, расширить кругозор детей, формировать познавательную активность детей.

Речевое развитие: Развитие речи, расширение словарного запаса детей 4-5 лет. посредством разучивания стихов и чтения произведений. Улучшение дикции, выразительности речи детей.

Художественно-эстетическое развитие: способствовать развитию творческих способностей детей через рисунок. Формировать умение изображать образ героя через роль

Коммуникативное развитие: Воспитывать у дошкольников чувство сострадания к слабым и беззащитным.

Воспитывать желание детей к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

Методы и приемы

  • Беседа
  • Рассматривание иллюстраций

Выразительное чтение и обсуждение сказок К.И. Чуковского;

Включение дидактических игр в режимные моменты: «Что спрятано», «Сказка в картинках», «Собери сказку», «Собери самовар из палочек Кюзенера», «Доскажи словечко»

П/и «Крокодил», «Жуки», «Угадай что за животное», игра м/п «Добрый бегемотик», пальчиковая игра «Телефон»

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап:

  • Анализ методической литературы
  • Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек, масок животных
  • Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов по сказкам К.И. Чуковского ;
  • Оформление «Сада-огорода» по сказке «Айболит» К.И. Чуковского

Основной этап:

  • Проведение изобразительной деятельности по сказкам К.И. Чуковского,

- Раскрашивание контурных рисунков по сюжетам сказок К.И. Чуковского

Рисование полюбившихся героев сказок К.Чуковского

Взаимодействие с семьей

  • Выставка  любимых домашних книг «Мой книжный уголок»
  • Пополнение библиотеки группы.
  • Консультации для родителей : «Как читать детям сказки?».
  • Заключительный этап:
  • Итоговое мероприятие по сказкам К.И. Чуковского: показ сказки «Цыпленок» для родителей;

Ожидаемый результат:

повышение интереса детей к книге, творчеству К.И. Чуковского;

развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, связной речи, пополнение словаря;

расширение кругозора детей;

узнавание и называние прочитанных сказочных произведений, их автора, персонажей, морали;

повышение интереса родителей к семейному чтению.

Направления развития

 С\р игра «Семья», «Магазин», «В гостях у Мухи Цекотухи»

Театрализованные постановки «Цыпленок», «Доктор Айболит», «Телефон»

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Чтение сказок и стихов К. Чуковского , заучивание отрывков наизусть.

Д\и «Доскажи словечко», «Отгадай»

Викторина по сказкам Чуковского.

Познавательное развитие

  • Д\и «Можно-нельзя», «В гостях у Мойдодыра» Дидактические игры «Угадай что за сказка» (загадки-картинки), «Сказка в картинках», «Что спрятано?» «Собери сказку из частей», «Собери чашку, чайник из палочек Кюзенера», «Доскажи словечко».

Художественно- эстетическое развитие

Рисование «Платье для Мухи-Цекотухи»

- Раскрашивание контурных рисунков по сюжетам сказок К.И. Чуковского

Рисование полюбившихся героев сказок К.Чуковского

Аппликация «Чудо-дерево»

Аппликация «Салфеточки для гостей»

Лепка «Посуда для Федоры»

Лепка «Цыпленок»

Физическое развитие

  • П\и по сказкам Чуковского
  • «Угадай, что за животное»,
  • «Крокодил»,
  • «Жуки»,
  • Игра м/п «Добрый бегемотик»,
  • Пальчиковая игра «Телефон»

Приложение 1.

Викторина по сказкам К. И. Чуковского в средней группе детского сада

Цель: Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях К. И. Чуковского, показать их мудрость и красоту, продолжать развивать фразовую и монологическую речь детей, активизировать словарь детей, воспитывать любовь к литературе.

Демонстрационный материал: портрет К. И. Чуковского, выставка книг по сказкам К. И. Чуковского, «Чудо – дерево», фишки за правильные ответы, кукла – Федора и презентация.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

 

В мир волшебных приключений

Путешествие начать.

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо – дерево…

«Как у наших у ворот

Чудо – дерево растет!

Чудо – чудо – чудо – чудо расчудесное!

Не листочки на нем, не цветочки на нем…

(А что растет на нашем дереве?)

Дети: Обувь.

Воспитатель: Кто написал это произведение?

Дети: К. Чуковский.

Взгляните на портрет К. И. Чуковского. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них стихи и сказки. За это его и называли «Дедушка Корней» по имени и «Дедушка Чуковский» по фамилии. Чуковский сначала писал для взрослых статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять для своего маленького сына. И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки. Их любят ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Да и вы их тоже любите.

Сейчас мы посмотрим, как вы знаете сказки К. Чуковского. Вы будете выполнять задания, отвечать на вопросы. И за каждый правильный ответ я буду давать фишки. У нас с вами две команды: «Мойдодыр» и «Айболит». Чья команда наберет больше фишек, та и победит. Готовы? И так начинаем!..

1 задание «Кто есть кто?» Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – (доктор)

Бармалей – (разбойник)

Федора — (бабушка)

Каракула — (акула)

Мойдодыр — (умывальник)

Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)

Цокотуха – (муха)

Рыжий и усатый великан – (таракан)

2 задание «Угадай сказку»

1)Одеяло убежало,

Улетела простыня

И подушка, как лягушка

Ускакала от меня. (Мойдодыр).

2)Я 3 ночи не спал, я устал.

Мне бы заснуть, отдохнуть,

Но только я лег – звонок…

- Кто говорит?

- Носорог.

– Что такое?

- Беда! Беда! Бегите скорее сюда! (Телефон).

3)Веселится народ – Муха замуж идет.

За лихого, удалого, молодого комара. (Муха – Цокотуха).

4)А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет.

И чайник сказал утюгу:

- Я больше идти не могу! (Федорино горе).

5)Солнце по небу гуляло

И за тучку убежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно… (Краденое солнце).

6)Мы быка бы за рога бы…

Только шкура дорога…

И рога нынче тоже не дешевы. (Тараканище).

3 задание «Закончите строки…»

1)Дорогие гости! Помогите! Паука злодея зарубите.

И кормила я вас и поила я вас… (Не покиньте меня в мой последний час!).

2) Зайчики в трамвайчике,

Жабы на метле.

Едут и смеются… (Пряники жуют).

3)Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал. Вот вам… (Телеграмма от гиппопотама).

4 задание «Бабушка Федора».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же здесь сидит?

Дети: Федора!

Воспитатель: Из какой сказки она пришла к нам?

Дети: Федорино горе!

Воспитатель: А что же с ней случилось?

(Ответы детей).

Ребята, Федора стала наводить порядок и нашла какие-то вещи! Их потеряли хозяева. Помогите, пожалуйста, отыскать их. Скажите из каких произведений эти предметы..? (На слайде – изображения предметов). Нужно угадать:

  1. Любимое лакомство крокодила (галоша)«Телефон».
  2. Крокодил проглотил (мочалка)«Мойдодыр».
  3. То. Чем угощали бабочку (варенье)«Муха- Цокотуха».
  4. Чем лечил Доктор Айболит бегемотиков (шоколад)«Айболит».
  5. На чем ехали комарики (воздушные шарики)«Тараканище».
  6. задание: Физкультминутка «Тетя Весельчак».
  7. задание. Загадки.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете сказки К. Чуковского. Молодцы! А еще он для детей сочинял загадки. (При правильном ответе изображение отгадки появляется на слайде).

1) Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем!

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

- Такое теплое, такое пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок).

2)Два коня у меня, два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная. (Коньки).

3) Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)

  • 4) Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут. (Машины). 5) Вот иголки и булавки выползают из- под лавки

На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)

  • 6) Паровоз без колес, вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел, прямо по морю пошел! (Пароход).

7 задание: Блиц.

Воспитатель: И последнее задание. За правильный ответ каждая команда может получить дополнительные фишки. Ответьте на вопросы:

  1. Какой герой сказки призывает детей быть всегда чистыми? (Мойдодыр).
  2. Кто выручил муху из беды? (Комар).
  3. Что подарили мухе блошки? (Сапожки).
  4. А на какой праздник? (Именины).
  5. Куда спешил Доктор Айболит спасать больных зверей? (Лимпопо).
  6. Кто проглотил Солнце? (Крокодил).

Итог.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского. Очень хорошо, что вы знаете сказки этого замечательного автора. Скажите, чему нас учат эти сказки?

Дети: Быть добрыми, аккуратными, вежливыми, защищать слабых.

Воспитатель: Подведем итог и посчитаем фишки. Вручаем медали всем детям!

Викторина в средней группе по сказкам К. Чуковского

Цели:

Закрепить знания детей о прочитанных сказках КИЧуковского.

Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;

Участвовать в рассказывании;

Учить точно, отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.

Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок.

Развивать память, мышление, воображение.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. Чуковского: «Телефон»«Доктор Айболит»«Краденое солнце»«Путаница»«Федорино горе» , «Бармалей» и др. ; рассматривание иллюстраций; рисование и лепка героев сказок К. Чуковского.

                                          Ход игры.

Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Он родился 31 марта 1882 года. Он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Крокодила.

Как звали этого замечательного детского писателя? (Корней Иванович Чуковский)

 Показать портрет К Чуковского)

Посмотрите какие у него добрые и ласковые глаза. Он очень любил детей и дети его ласково называли «дедушка Корней».

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят.

Кто умеет слушать сказки,

Или любит их читать.

А вы любите читать и слушать сказки (Да).

Сегодня мы вспомним сказки-стихи К.И. Чуковского и замечательных героев его сказок.

Звучит музыка

Ведущий. Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас! А для кого они?

Для вас. Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интереснее

Чем наши веселые сказки!

Поделимся на две команды и будем соревноваться за правильные ответы каждая команда будет получать фишку.

Команда “Айболит” и команда “Мойдодыр”.

1. Разминка:

Команды по очереди называют сказки К.И. Чуковского, кто назовет больше, тот и выигрывает.

2Конкурс «Доскажи словечко»

Закончить отрывок стихотворения.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила …

Вдруг из подворотни

Страшный великан

Рыжий и усатый …

Я за книжку,

Та – бежать

И вприпрыжку

Под …

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, 
Ну очень маленьких…

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…    

ВедущийК нам пришла телеграмма без надписей. Нужно отгадать кому эта телеграмма, а также сказать, из какой это сказки.

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

Дети: / доктору Айболиту из сказки “Айболит”/

Ведущий: И к нам в гости сегодня приехал Айболит.

Под музыку входит Айболит. Здоровается с детьми и предлагает поиграть с ним.

Игра «Минутка бодрости с Айболитом»

Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:

Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики, (поглаживают животики)

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)

А потом к траве присядем. (приседают)

Как орлы летим, парим, («машут» руками)

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна? («глядят» из-под руки)

Может, помощь там нужна?

Вместе с Читой мы поскачем,

Как веселый, звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок, (подскоки по кругу)

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)

Ведущий: продолжаем нашу викторину.

3 конкурс: «Знатоки»

Назови одним словом.

(бабочка, муха, паук, комар)-насекомые

(зайчик, волк, медведь, лиса)- дикие звери.

(тарелка, вилка, ложка, кастрюля)- посуда

(кошка, собака, поросенок, корова)- домашние животные

4 конкурс «.Конкурс «Ах, эти сказки»

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Задача: каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к  сказке которой названа их команда. .

Сказка «Мойдодыр» (мыло, мочалка, полотенце, расческа)

.Сказка «Айболит» (градусник, предметы аптечки, халат врача)

5 конкурс:  «Что за сказка?»

Ведущий читает отрывок из сказки, кто первый ответит- тому балл.

Ведущий.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Дети. «Муха-Цокотуха».

Ведущий.

Звери задрожали,

В обморок упали.

Волки от испуга

Скушали друг друга.

Бедный крокодил

Жабу проглотил.

Дети. «Тараканище».

Ведущий.

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

Дети. «Мойдодыр»

Ведущий.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!»

Дети. «Айболит»

Ведущий.

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

Дети. «Бармалей»

Ведущий.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Дети. «Федорино горе».

Ведущий.

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Дети. «Путаница».

6  конкурс«Чья команда быстрее соберёт картинку».

 Обеим командам раздаются разрезные картинки, из которых нужно собрать иллюстрации к сказке. Победителем считается тот, кто быстрее соберёт иллюстрации.

Иллюстрации по сказкам: “Айболит”, “Телефон”, “Федорино горе”, “Мойдодыр”.

Молодцы все справились, это было последнее наше задание.

Пока подводим итоги  наш гость Айболит предлагает еще поиграть.

Динамическая пауза «Я – не, я» (с доктором Айболитом)

Айболит задаёт вопросы, участники отвечают на них с помощью движений: «я» - встать, руки вверх; «не я» - присесть.

Вопросы:

-Кто любит шоколад?

-Кто любит мармелад?

-Кто не моет уши?

-Кто любит виноград?

-Кто не моет руки?

-Кто любит мороженое?

-Кто любит ириски?

-Кто любит помидоры?

-Кто жарит мухоморы?

-Кто любит кино?

-Кто разбил окно?

-Кто любит печенье

- Кто любит варенье?

-Кто все время балуется?

Ведущий: Вот и славно вы потрудились! Ответили на все вопросы, вспомнили замечательного автора детских сказок и стихов Корнея Ивановича Чуковского.

С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", "Телефона". Стихи Корнея Ивановича воспитывают и учат только доброму.
И хочется в заключении прочитать вот такое шуточное стихотворение которое Корнею Ивановичу Чуковскому посвятил поэт Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея" ,

И " Крокодила" не читал,
Не восхищался 'Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.

 Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:"Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"

Мне очень нравится творчество детского писателя К.И.Чуковского. Мы с детьми провели мероприятия по творчеству этого писателя.В нашем проекте принимали участие родители наших воспитанников....

Проект:"Путешествие по сказкам К.И.Чуковского"

Мы с детьми познакомились с творчеством К.И.Чуковского. Придумывали сами разные игры, дети с удовольствием играли. В проекте учавствовали родители воспитанников....

Проект: «Путешествие по сказкам Чуковского за 5 дней»

Каждый ребенок - поэт. Он видит мир по-своему, он слышит, как разговаривают игрушки, вещи и звери, как жалобно скрипит первый снег под салазками и что поет ветер. Потому и детская поэзия-особенная. Ст...

Познавательно–творческий проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»

Познакомить детей со сказками К.И.Чуковского. Посредством произведении К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, любви к животным,сочувствия к попавшим в беду....

Познавательно – творческий проект «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»

Познавательно – творческий проект «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского»...

Проект "Путешествие по сказкам К. Чуковского"

Аннотация: В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи. Дети любят слушать и читать стихи, явно ...