Методический кейс Прогулка «Экскурсия в осенний парк», старшая группа, дети от 5 до 6 лет срок реализации: одна неделя (сентябрь)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методический кейс
Прогулка «Экскурсия в осенний парк»,
старшая группа, дети от 5 до 6 лет
срок реализации: одна неделя (сентябрь)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГАУ ДПО РО ИРО)
Методический кейс
Прогулка «Экскурсия в осенний парк»,
старшая группа, дети от 5 до 6 лет
срок реализации: одна неделя (сентябрь)
Подготовил слушатель группы 1040-10
Каплун Татьяна Александровна,
воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 «Незабудка» станицы Новороговской, Егорлыкского района)
Ростов-на-Дону
2025 год
Тема: «Экскурсия в осенний парк»
Нормативно-правовое обоснование:
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
(ФГОС ДО п. 3.3.1) …-r73.gosweb.gosuslugi.ru›netcat_files/userfiles/…
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
экспериментирование с объектами неживой природы;
сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, с природным материалом);
элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО;
свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу.
(Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении ФОП ДО п. 24.15) edu-magadan.ucoz.ru›IMO/fop_do.pdf
В соответствии с образовательной программой ДОО.
1. Физическое развитие п. 22.6. Физическое развитие от 5 лет до 6 лет: обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде;
воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;
укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания;
2. Социально-коммуникативное развитие п. 18.6. Социально-коммуникативное развития от 5 лет до 6 лет: 1) в сфере социальных отношений: поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате; 3) в сфере трудового воспитания: развивать самостоятельность и инициативу к труду в природе.
3. Речевое развитие п. 20.6. Речевое развитие от 5 до 6 лет. 2) звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; 4) Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи: закреплять умение поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не перебивать собеседника;
4. Познавательное развитие п. 19.6. Познавательное развитие от 5 лет до 6 лет: 5) расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях.
5. Художественно-эстетическое развитие п. 21.6 Художественно-эстетическое развитие от 5 лет до 6 лет.
1) приобщение к искусству:
продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству; умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе;
развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений;
https://ds17-nezabudka.org.ru/docs/obr_progr_2023_2028.pdf
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в ДОУ.
Инструкция по охране труда воспитателя ДОУ.
План:
Форма организации: Экскурсия
Цель: Закрепление знаний о природе в осеннее время года.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить у детей представления о состоянии растений осенью.
-Закрепить знания о природных явлениях в осенний период.
- Уточнять знания о растительном мире парковой зоны.
- Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание, речь.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Целевая аудитория: Дети 5-6 лет.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.
- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
- Развитие детского творчества.
- Чтение наизусть стихотворений об осени.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Образовательные ресурсы: методичка программы «От рождения до школы», художественная литература.
Предварительная работа : Чтение художественных произведений (Г. Скребицкий «Осень»; И. Такмакова « Разговор старой ивы с дождем»; К. Ушинский «Спор деревьев»); составление описательных рассказов по картинам и сериям сюжетных картин на тему осени, составление рассказов из личного опыта об отдыхе на природе; беседы: «Как вести себя во время экскурсии», «Как вести себя на дороге и рядом с ней».
-Заранее найти место, осмотреть заранее место проведения, продумать время сопровождающие лица (воспитатель, помощник воспитателя), обратить внимание на одежду детей, получить разрешение на проведение экскурсии, предоставить маршрут передвижения с детьми.
План - конспект экскурсии:
- Ребята, Сегодня наша прогулка будет необычной, она пройдет в парке. И прежде, чем туда отправиться мы с вами должны вспомнить правила поведения в общественных местах и на природе, ведь городской парк – это общественное место и в тоже время уголок природы. Итак, как мы должны себя вести в парке?
Предположительные ответы детей (В парке нельзя: громко кричать, чтобы не пугать птиц, живущих там, и чтобы не мешать прохожим, рвать листву с деревьев и ломать ветки, передвигаться только по дорожкам, не бегать, не бросать мусор)
- Мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, что происходит в природе осенью, действительно ли парк стал золотым.
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой...
Воспитатель: На что похож лес в стихотворении?
Какие краски увидел поэт в лесу?
Посмотрите цвет листьев на деревьях: береза желтеет, клен краснеет, а затем деревья сбрасывают свои листья. Такое явление природы называется листопад. Своевременное опадание листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и повреждений при обильном снегопаде. Листопад способствует удалению из растений вредных веществ. В природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью - они образуют покров на земле , чтобы корни не замерзли, в них зимуют насекомые. Так деревья готовятся к зиме.
Давайте представим, что мы с вами осенние листочки и поиграем в игру "Мы – листочки осенние".
Воспитатель загадывает загадку о березе.
Вы меня узнаете по простой примете:
Нет дерева белей на свете.
Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Воспитатель обращает внимание детей на особенности березовой коры, форму листьев, рассматривает их вместе с детьми.
Считалось, что береза наполняет человека живительной силой. Береза - дерево, отдающее свою энергию. Если обнять ее ствол и прижаться головой к коре, просто постоять несколько минут, то можно ощутить, как снимается усталость, проходит головная боль. Энергия березы — мягкая, успокаивающая. Еще березу называют исконно русским деревом, где она вырастет. Там и русский человек приживется.
Воспитатель: Послушайте еще стихотворение А. Толстого
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
Воспитатель: О каком дереве говорится в стихотворении?
Воспитатель предлагает найти рябину. Ребята, посмотрите на это дерево.
Скажите что примечательного у этого дерева?
Чем оно отличается от других деревьев? Какого цвета листья? (обратить внимание детей на особенности коры, форму листьев)
Воспитатель: Что есть на рябине? В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина». Скажите, а ягоды какие они?
Воспитатель: Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, поздней осенью, когда уже будут морозы, они станут мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.
Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?
Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».
Воспитатель: - А у меня для вас ещё одна загадка.
Вот колючка-недотрога!
Лучше ты ее не трогай.
Ой, остры иголочки
У зеленой. (елочки) .
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на деревья, которые стоят зелеными? Вы знаете названия этих деревьев? Чем они отличаются от других деревьев? Как их можно назвать одним словом? (хвойные)
Дети рассматривают растущие рядом сосну и ель, сравнивают их по внешнему виду. При этом обращается внимание на форму кроны, расположение веток на стволе.
- Посмотрите внимательно на ель.
Какую форму имеет дерево (какая у него крона)?
Сравните верхние и нижние ветки ели.
Какие из них длиннее?
Как направлены от ствола дерева верхние и нижние ветки?
- Посмотрите на сосну.
Как отходят ветки от ствола ?
Какую форму имеет дерево (какая у него крона)?
- Почему в сосновом лесу намного светлее, чем в еловом?
- Почему под пологом елового леса растёт мало растений?
Предложить детям рассмотреть веточки сосны и ели, сравнить хвоинки ели и сосны по величине и окраске. У ели хвоя короткая, жёсткая, колючая, тёмно-зелёная, блестящая; у сосны - длинная, более мягкая, светлее по окраске.
Воспитатель:- Давайте станем вокруг ели в хоровод. Вспомните какие есть песенки про ёлочку.
- А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».
- В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. А сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят?
Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.
Проводится игра: «От какой ветки детки».
Воспитатель:- Ребята, а теперь давайте закроем глазки и вдохнем глубоко. Какие запахи можно почувствовать осенью? Предположительные ответы детей (Сырой листвы и запах мха).
Ребята, посмотрите, вокруг пенька и между деревьев от сырости появились лужайки мха, его можно потрогать, какой он? ( Бархатистый, холодный, мягкий) Обратите внимание на его цвет? (Глубокий, насыщенно-зеленый).
-Ребята, мы с вами сказали, что в парке живут птицы, какие? (Воробьи, голуби, скворцы, вороны). А все птицы будут с нами зимовать? (Нет, скворец – это перелетная птица).
А чем птицы питаются в парке? (Насекомыми, семенами) Видно ли сейчас насекомых? (Нет. Они забываются в щели, кору деревьев, прячутся от холода)
А давайте с вами поиграем в игру.
«Попрыгай, как….»
Воспитатель: Ребята, возвращаясь после такой прогулки давайте возьмём с собой частичку осеннего леса в виде необычных веточек, корешков, красивых букетов осенних листочков, которые потом используем в своих поделках.
Осень так устилает нам дорожки золотым ковром. Посмотрите на эту красоту под ногами: «Листья пожелтевшие по городу кружатся. Тихим шорохом нам под ноги ложатся! »
Давайте проведем конкурс на самый красивый букет из опавших листочков.
(Дети собирают букеты, подбирая различную цветовую палитру.
Можно включить на телефоне популярные мелодии об осени. Рассмотрев и восхитившись их букетами, устраиваем свой «золотой дождь»).
- Подготовить и разместить в родительском чате объявление о проведении творческого конкурса «Букет осени» для детей и родителей.
- Предложить родителям использовать листья собранные на экскурсии, для создания букетов.
- Мастер – класс по созданию букетов.
- Ссылки – примеров букетов в родительский чат.
Используемые ресурсы (литература, электронные ресурсы):
1. Для педагогов.
Литература:
- Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е. А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.
- Торочкова Т. Ю. Играем на прогулке/Т. Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.- «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы»
И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова
- СанПин 1.2.3685-21
2. Для родителей.
- Консультация для родителей «Игры по дороге в детский сад»
- Памятка для родителей «Одежда и обувь в осенний период»
3. Для детей.
- Презентация для детей «Перелетные птицы»
- Чтение сказки В. В. Бианки «Наши птицы»;
-Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка»
Приложение 1.
1.Игра "Мы – листочки осенние".
Правила игры:
Встаем в круг. "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели (сидят на корточках), ветер дунул - полетели (дети разбегаются).
Мы летали, мы летали, а потом летать устали.
Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки),
ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул (дети разбегаются).
Все листочки полетели и на землю тихо сели.
2.Игра «К названному дереву беги».
Цели: формировать умение быстро находить и отличать деревья по определенным признакам (листья, ствол), развивать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Воспитатель называет дерево и дети должны найти его и, подбежав к нему остановиться.
Проводится игра.
3. «Попрыгай, как….»
Цель: упражнять в умении передавать образ птиц в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.
Ход: дети изображают прыжки птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала: «Правильно, угадали».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в осенний парк старшая группа
Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего пар...

Методическая разработка "Прогулка по Санкт-Петербургу" в старшей группе
ОО "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", с использованием игровых технологий и технологии "Бусоград"-Приветствие...

Прогулка - экскурсия в осенний парк.
Наступила осень - время осеннего листопада и дождей. Но нас осень не пугает. Сегодня, 24 октября,мы организовали прогулку- экскурсию в осенний парк нашего села с целью усвоения представлений об осенни...

Краткосрочный проект «Наступила осень золотая» Рассчитан на детей 4- 5 лет Срок реализации 2 недели
Тема проекта: «Наступила золотая осень»Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой.Вид проекта: краткосрочный.Участники проекта: дети средней г...



