Методический кейс Прогулка «Экскурсия в осенний парк», старшая группа, дети от 5 до 6 лет срок реализации: одна неделя (сентябрь)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Каплун Татьяна Александровна

Методический кейс

Прогулка «Экскурсия в осенний парк»,

старшая группа, дети от 5 до 6 лет

срок реализации: одна неделя (сентябрь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_keys_kaplun_t.a.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГАУ ДПО РО ИРО)

Методический кейс

Прогулка «Экскурсия в осенний парк»,

старшая группа, дети от 5 до 6 лет

срок реализации: одна неделя (сентябрь)

Подготовил слушатель группы 1040-10

Каплун Татьяна Александровна,

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 «Незабудка» станицы Новороговской, Егорлыкского района)

Ростов-на-Дону

2025 год


Тема: «Экскурсия в осенний парк»

Нормативно-правовое обоснование:

 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

(ФГОС ДО п. 3.3.1) …-r73.gosweb.gosuslugi.runetcat_files/userfiles/…

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:

наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

экспериментирование с объектами неживой природы;

сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком,  с природным материалом);

элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО;

свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу.

 (Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении ФОП ДО п. 24.15) edu-magadan.ucoz.ruIMO/fop_do.pdf

 В соответствии с образовательной программой ДОО.

1. Физическое развитие п. 22.6. Физическое развитие от 5 лет до 6 лет: обогащать двигательный опыт, создавать условия для оптимальной двигательной деятельности, развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, равновесие, точность и меткость, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, проявлять творчество при выполнении движений и в подвижных играх, соблюдать правила в подвижной игре, взаимодействовать в команде;

воспитывать патриотические чувства и нравственно-волевые качества в подвижных и спортивных играх, формах активного отдыха;

укреплять здоровье ребенка, формировать правильную осанку, укреплять опорно-двигательный аппарат, повышать иммунитет средствами физического воспитания;

2. Социально-коммуникативное развитие п. 18.6. Социально-коммуникативное развития от 5 лет до 6 лет: 1) в сфере социальных отношений: поддерживать интерес детей к отношениям и событиям в коллективе, согласованию действий между собой и заинтересованности в общем результате; 3) в сфере трудового воспитания: развивать самостоятельность и инициативу к труду в природе.

3. Речевое развитие п. 20.6. Речевое развитие от 5 до 6 лет. 2) звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; 4) Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи: закреплять умение поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не перебивать собеседника;

4. Познавательное развитие п. 19.6. Познавательное развитие от 5 лет до 6 лет: 5) расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях.

5. Художественно-эстетическое развитие п. 21.6 Художественно-эстетическое развитие от 5 лет до 6 лет.

1) приобщение к искусству:

продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству; умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, природе;

развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений;

https://ds17-nezabudka.org.ru/docs/obr_progr_2023_2028.pdf

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания в ДОУ.

Инструкция по охране труда воспитателя ДОУ.

План:

Форма организации: Экскурсия

Цель: Закрепление знаний о природе в осеннее время года.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить у детей представления о состоянии растений осенью.

-Закрепить знания о природных явлениях в осенний период.

- Уточнять знания о растительном мире парковой зоны.

- Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание, речь.

- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Целевая аудитория: Дети 5-6 лет.

Предполагаемый результат:

 Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в осенний период.

- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.

- Развитие продуктивной деятельности детей.

- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).

- Развитие детского творчества.

- Чтение наизусть стихотворений об осени.

- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Образовательные ресурсы: методичка программы «От рождения до школы», художественная литература.

Предварительная  работа : Чтение художественных произведений (Г. Скребицкий «Осень»; И. Такмакова « Разговор старой ивы с дождем»; К. Ушинский «Спор деревьев»); составление описательных рассказов по картинам и сериям сюжетных картин на тему осени, составление рассказов из личного опыта об отдыхе на природе; беседы: «Как вести себя во время экскурсии», «Как вести себя на дороге и рядом с ней».

-Заранее найти место, осмотреть заранее место проведения, продумать время сопровождающие лица (воспитатель, помощник воспитателя), обратить внимание на одежду детей, получить разрешение на проведение экскурсии, предоставить маршрут передвижения с детьми.

План - конспект экскурсии:

- Ребята, Сегодня наша прогулка будет необычной, она пройдет в парке. И прежде, чем туда отправиться мы с вами должны вспомнить правила поведения в общественных местах и на природе, ведь городской парк – это общественное место и в тоже время уголок природы. Итак, как мы должны себя вести в парке?

Предположительные ответы детей (В парке нельзя: громко кричать, чтобы не пугать птиц, живущих там, и чтобы не мешать прохожим, рвать листву с деревьев и ломать ветки, передвигаться только по дорожкам, не бегать, не бросать мусор)

- Мы отправимся в парк, чтобы посмотреть, как он изменился, что происходит в природе осенью, действительно ли парк стал золотым.

Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой...

Воспитатель: На что похож лес в стихотворении?
Какие краски увидел поэт в лесу?
Посмотрите цвет листьев на деревьях: береза желтеет, клен краснеет, а затем деревья сбрасывают свои листья. Такое явление природы называется листопад. Своевременное опадание листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и повреждений при обильном снегопаде. Листопад способствует удалению из растений вредных веществ. В природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью - они образуют покров на земле , чтобы корни не замерзли, в них зимуют насекомые. Так деревья готовятся к зиме.

Давайте представим, что мы с вами осенние листочки и поиграем в игру "Мы – листочки осенние".

Воспитатель загадывает загадку о березе.
Вы меня узнаете по простой примете:
Нет дерева белей на свете.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

Воспитатель обращает внимание детей на особенности березовой коры, форму листьев, рассматривает их вместе с детьми.

Считалось, что береза наполняет человека живительной силой. Береза - дерево, отдающее свою энергию. Если обнять ее ствол и прижаться головой к коре, просто постоять несколько минут, то можно ощутить, как снимается усталость, проходит головная боль. Энергия березы — мягкая, успокаивающая. Еще березу называют исконно русским деревом, где она вырастет. Там и русский человек приживется.
Воспитатель: Послушайте еще стихотворение А. Толстого
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Воспитатель: О каком дереве говорится в стихотворении? 
Воспитатель предлагает найти рябину. Ребята, посмотрите на это дерево.

Скажите что примечательного у этого дерева?

Чем оно отличается от других деревьев? Какого цвета листья? (обратить внимание детей на особенности коры, форму листьев)
Воспитатель: Что есть на рябине? В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина». Скажите, а ягоды какие они? 

Воспитатель: Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, поздней осенью, когда уже будут морозы, они станут мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.
Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?
Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Воспитатель: - А у меня для вас ещё одна загадка.

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки) .

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание на деревья, которые стоят зелеными? Вы знаете названия этих деревьев? Чем они отличаются от других деревьев? Как их можно назвать одним словом? (хвойные)
 Дети рассматривают растущие рядом сосну и ель, сравнивают их по внешнему виду. При этом обращается внимание на форму кроны, расположение веток на стволе.

- Посмотрите внимательно на ель.

Какую форму имеет дерево (какая у него крона)?

Сравните верхние и нижние ветки ели.

Какие из них длиннее?

Как направлены от ствола дерева верхние и нижние ветки?

- Посмотрите на сосну.

Как отходят ветки от ствола ?

Какую форму имеет дерево (какая у него крона)?

- Почему в сосновом лесу намного светлее, чем в еловом?

- Почему под пологом елового леса растёт мало растений?

Предложить детям рассмотреть веточки сосны и ели, сравнить хвоинки ели и сосны по величине и окраске. У ели хвоя короткая, жёсткая, колючая, тёмно-зелёная, блестящая; у сосны - длинная, более мягкая, светлее по окраске.

Воспитатель:- Давайте станем вокруг ели в хоровод. Вспомните какие есть песенки про ёлочку.

- А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».

- В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. А сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? 

Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.

Проводится игра:  «От какой ветки детки».

Воспитатель:- Ребята, а теперь давайте закроем глазки и вдохнем глубоко. Какие запахи можно почувствовать осенью? Предположительные ответы детей (Сырой листвы и запах  мха).

Ребята, посмотрите, вокруг пенька и между деревьев от сырости появились лужайки мха, его можно потрогать, какой он? ( Бархатистый, холодный, мягкий) Обратите внимание на его цвет? (Глубокий, насыщенно-зеленый).

-Ребята, мы с вами сказали, что в парке живут птицы, какие?  (Воробьи, голуби, скворцы, вороны). А все птицы будут с нами зимовать?  (Нет, скворец – это перелетная птица).

А чем птицы питаются в парке? (Насекомыми, семенами) Видно ли сейчас насекомых? (Нет. Они забываются в щели, кору деревьев, прячутся от холода)

 А давайте с вами поиграем в игру.

«Попрыгай, как….» 

Воспитатель: Ребята, возвращаясь после такой прогулки давайте возьмём с собой частичку осеннего леса в виде необычных веточек, корешков, красивых букетов осенних листочков, которые потом используем в своих поделках.

Осень так устилает нам дорожки золотым ковром. Посмотрите на эту красоту под ногами: «Листья пожелтевшие по городу кружатся. Тихим шорохом нам под ноги ложатся! »

Давайте проведем конкурс на самый красивый букет из опавших листочков.

(Дети собирают букеты, подбирая различную цветовую палитру.

Можно включить на телефоне популярные мелодии об осени. Рассмотрев и восхитившись их букетами, устраиваем свой «золотой дождь»).

  1. Подготовить и разместить в родительском чате объявление о проведении творческого конкурса «Букет осени» для детей и родителей.
  2. Предложить родителям использовать листья собранные на экскурсии, для создания букетов.
  3. Мастер – класс по созданию букетов.
  4. Ссылки – примеров букетов в родительский чат.

Используемые ресурсы (литература, электронные ресурсы):

1. Для педагогов.

Литература:

- Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е. А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.

- Торочкова Т. Ю. Играем на прогулке/Т. Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.- «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы»

И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова

- СанПин 1.2.3685-21

2. Для родителей.

- Консультация для родителей «Игры по дороге в детский сад»

- Памятка для родителей «Одежда и обувь в осенний период»

3. Для детей.

- Презентация для детей «Перелетные птицы»

- Чтение сказки В. В. Бианки «Наши птицы»;

-Чтение сказки Д. Мамин-Сибиряк: «Серая Шейка»

Приложение 1.

1.Игра "Мы – листочки осенние".

Правила игры:

Встаем в круг. "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели (сидят на корточках), ветер дунул - полетели (дети разбегаются).

Мы летали, мы летали, а потом летать устали.

Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки),

ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул (дети разбегаются).

Все листочки полетели и на землю тихо сели.

2.Игра «К названному дереву беги».

Цели: формировать умение быстро находить и отличать деревья по определенным признакам (листья, ствол), развивать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Воспитатель называет дерево и дети должны найти его и, подбежав к нему остановиться.

Проводится игра.

3. «Попрыгай, как….» 

Цель: упражнять в умении передавать образ птиц в движении; развивать положительное отношение к самостоятельному выполнению движений; воображение в передаче образных движений.

Ход: дети изображают прыжки птиц, насекомых, которых знают. Воспитатель проходит мимо и старается угадать, если она ошиблась, дети говорят: «Нет, не угадали», и сами называют животное. Если угадала: «Правильно, угадали».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в осенний парк старшая группа

Уточнять и закреплять представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Развивать эмоционально - эстетические чувства, уметь видеть, понимать и чувствовать красоту природы осеннего пар...

Конспект экскурсии в осенний лес старшей группы

Конспект экскурсии в осенний лес старшей группы...

Экскурсия в "Осенний сад" старшая группа

Экскурсия в "Осенний сад" старшая группа...

Методическая разработка "Прогулка по Санкт-Петербургу" в старшей группе

ОО "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", с использованием игровых технологий и технологии "Бусоград"-Приветствие...

Прогулка - экскурсия в осенний парк.

Наступила осень - время осеннего листопада и дождей. Но нас осень не пугает. Сегодня, 24 октября,мы организовали прогулку- экскурсию в осенний парк нашего села с целью усвоения представлений об осенни...

Краткосрочный проект «Наступила осень золотая» Рассчитан на детей 4- 5 лет Срок реализации 2 недели

Тема проекта: «Наступила золотая осень»Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой.Вид проекта: краткосрочный.Участники проекта: дети средней г...