"Зимующие и перелетные птицы!"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Конспект занятия во второй младшей группе: "Зимующие и перелетные птицы", или "Птицы нашего края".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД во второй младшей группе по теме "Птицы нашего края."
Автор: Тремба-Кугаришина Ирина Геннадьевна, воспитатель, МДОУ ИРМО «Дзержинский детский сад»
Цель: дать представление о роли птиц в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает, формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.
Задачи:
- повторить название птиц, вспомнить их внешний вид;
- учить определять части тела птиц, их отличительные особенности;
- актуализировать в памяти знания о питании птиц;
- способствовать развитию мыслительных процессов: анализа и синтеза в названии общим словом объектов, в выделении частей тела у птицы;
Материалы: картинки птиц, фигурки птиц, картинки с изображением пищи, мяч, колокольчик.
Ход
Воспитатель:
Давайте поздороваемся с вами при помощи бубенца, и ласково назовем имя.
- Здравствуй, Ариша, динь-нинь (звон бубенца)
- Здравствуйте, Ирина Геннадьевна, динь-динь.
Воспитатель:
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.
Я буду загадывать загадку, а ты отгадывать, находить картинку и называть ее:
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут.
(Голубь)
В небе кружит ночью длинной
Самый крупный, самый сильный.
Из большой семьи совиной
Крючконосый хищный…
(Филин)
Чёрный, темноты темней,
Нету птиц, его умней.
На высокой ели – вон он.
Это – старый, мудрый…
(Ворон)
На шесте — дворец,
Во дворце — певец.
(Скворец)
Воспитатель:
- Каких птиц вы отгадали? (скворец, ворон, филин, голубь, дятел, кукушка).
- Как их называют всех вместе? (Птицы)
- Молодцы! Где живут эти птицы? (В лесу).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением зимующих и перелетных птиц.
Воспитатель: Какие из птиц вам знакомы?
Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы).
Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие, оседлые). Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи). Куда исчезли эти птицы? (улетели в теплые края).
Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (перелетные).
Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (боятся холодов).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем. Вы все будете птичками.
Прилетели птички, птички невелички.
Всё летали, всё летали, крыльями махали.
Так они летали, крыльями махали.
На дорожку прилетали, зёрнышки клевали.
Дети выполняют движения, совместно с воспитателем проговаривая слова игры.
Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы.
Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц.
Воспитатель: Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья, они питаются семенами, ягодами рябины. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные и питаются они крошками, зернышками и салом.
Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она? (Это большая, черная, хитрая, важная птица. Питается очистками, остатками пищи)
Воспитатель: Эта птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он? (Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый, питается крошками)
Воспитатель: Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых. Которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Сегодня, мы с вами выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки, которые вы сделали в месте с родителями дома, и насыплем в них корм для разных птиц. Может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых – вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру:
Игра: «Что едят птицы»
- Перед вами картинки, вам нужно выбрать и положить рядом с птичкой еду, которую она ест. Будьте внимательны, ведь птицы едят не всё.
(Из группы картинок ребенок выделяет только те, на которых изображена еда птиц)
Воспитатель: Дети, назовите, еду какую вы выбрали для птицы.
Если ребенок ошибается педагог помогает вспомнить что же едят птицы.
Физминутка :ВОРОБЕЙ
Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка.
Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».
В центре скачет на корточках один ребенок — «воробей».
Встают лицом в круг, берутся за руки,
идут приставным шагом.
«Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.
Воспитатель: Скажите, а что птицы умеют делать, чего не умеют люди? (Летать)
Игра: «Летает – не летает».
Воспитатель: Теперь поиграем в веселую игру, в которой я буду называть слова и бросать вам мяч. Вы будете быстро возвращать мячик мне, и говорить летает предмет или не летает.
• облако
• яблоко
• грач
• ворона
• макароны
• вертолет
• самолет
• бабочка
• чайник
• голубь
• коза
• скворец
Воспитатель: Дети, каких птиц в игре вы встретили? (грач, ворона, голубь, скворец)
Пальчиковая гимнастика: «Синички»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза-«режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
Эти крошки – воробьям. то же – левой рукой)
Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
Ешьте макароны!
Поэтические строки о птицах:
СКВОРЦЫ
Прилетели Скворцы –
Молодой весны гонцы,
Червяков они клюют
И поют, поют, поют!
КУКУШКА
На лесной опушке слышится «Ку-ку!»
Кукует кукушка где-то наверху.
В лес густой зеленый нас зовет она.
Там березки, клены, свежесть, тишина.
Солнечные блики по траве скользят,
Алой земляники капельки горят.
Там сплетают ветки кружевной навес,
Приходите, детки, на прогулку в лес.
СИНИЦА
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в мое стекло стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
СОРОКА
Всюду я летаю, все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это и зовут
«лесной газетой»?
СНЕГИРИ
Стынут лапы на морозе у сосны и ели.
Что за чудо? - На березе яблоки поспели.
Подойду поближе к ней - и глазам не верится:
Стайка алых снегирей облепила деревце!
ВОРОНА
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых, зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Несу обед собаке в миске –
Она внимательно следит,
Бочком, бочком подходит близко,
Хватает кость и прочь летит.
Лохматый сторож не в обиде
К хромой соседке он привык.
Все понимает пес, все видит,
Но у животных — свой язык!
Пословицы и поговорки:
-Воробей мал, да удал.
-Съел кусочек с птичий носочек.
-Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
-Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на
зеленой ветке.
-Цыплят по осени считают.
Скороговорки, чистоговорки:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Усядемся на пригорке
Расскажем про птиц скороговорки!
-Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
-Дрозд, дрозд, прост, прост
Кованый нос, железный хвост.
Воспитатель: Представьте дети, если птиц не будет? Тогда случиться настоящая беда: умолкнут степи, леса, поля; расплодятся вредные насекомые и грызуны. А вы, ребята, знаете, чем питаются птицы? (ответы детей: насекомые, зерна, мелкие грызуны и т.д.). да, дети, вы правильно сказали, что птицы поедают мошек, мух, комаров. Если бы не было бы птиц, насекомых развелось бы столько, что они бы уничтожили все. Птицы – верные помощники наших лесов, полей, огородов.
А сейчас давайте подойдём к столу и посмотрим, что же там лежит. Ребята, это письмо - от птички. Давайте откроем его скорее и посмотрим, что же в письме.
Воспитатель читает письмо: Ребята, здравствуйте! Я Птичка – невеличка, живу в гнезде, на кусте. Ветер мне сказал, что вы очень хорошие ребята и никогда не обидите птиц. Вам в награду за это я дарю птичек из бумаги, которых вы можете раскрасить. И пусть эти птички будут вашими талисманами.
Воспитатель достаёт из конверта птиц, вырезанных из бумаги (по количеству детей) и раздаёт детям по одной. Дети по желанию раскрашивают своих птичек.
Рефлексия:
- Дети, каких птиц вы сегодня запомнили?
- Какая птица вам больше всего понравилась?
- Что птицы кушают?
Очень хорошо! Наше занятие закончилось, вы очень старались, занимались – молодцы!
«Листья осенью облетают, высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи и уже готовы к отлету» …
В нашем детском саду во второй младшей группе №1 прошла тематическая неделя «Перелётные и зимующие птицы». Цель: формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку, классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец).
В течение недели дети знакомились с пернатыми друзьями: рассматривали картинки - знакомились с местами обитания, с особенностями жизни разных видов птиц, конструировали из магнитного конструктора и цветных счётных палочек кормушки и скворечники, проводились игры и упражнения под тексты стихотворений, пальчиковые игры. На прогулке наблюдали за птицами. Были проведены беседы: «Зимующие и перелётные птицы», «Как живут наши пернатые друзья в лесу». Во время совместной творческой деятельности ребята сделали аппликацию «Скворечник».
Благодаря тематической неделе, дети познакомились с птицами нашего края и узнали, как заботиться о птицах в зимнее время года, научились быть заботливыми и бережно относиться к братьям нашим меньшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Зимующие и перелетные птицы"
Перелетные и зимующие птицы их еда, польза, бережное отношение к птицам....

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по теме "Зимующие и перелетные птицы"
Образовательная область "Коммуникация"....

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе по лексической теме: "Зимующие и перелетные птицы"
Образовательная область "Коммуникация"....

Конспект занятия с использованием ТРИЗ "Зимующие и перелетные птицы"
Конспект занятия по образовательной области "Познание" с использованием ТРИЗЗадачиОбразовательные- закреплять, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем пита...

Рекомендации по лексическим темам (зима, одежда, перелетные птицы)
Зима и ее признаки, одежда-обувь-головные уборы, перелетные птицы...

Схемы рассказов описании по разным лексическим темам (Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года.).
Схемы рассказов описаний по разным лексическим темам.Формат листа А-4 ,яркие картинки.Цель-развитие лексики ,грамматики,связной речи у детей....

