Детский исследовательско-творческий проект «Куклы наших прабабушек»
проект по окружающему миру (старшая группа)
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»
Республика Бурятия
Детский исследовательско-творческий
проект
«Куклы наших прабабушек»
Выступала: Лазаревич Василина
Старшая группа
Воспитатель: Кашина Е.А.
Кабанск 2021 г.
Тема проекта: «Куклы наших прабабушек»
Тип проекта: исследовательско-творческий
Продолжительность: краткосрочный - 3 недели.
Участники: Лазаревич Василина, родители, воспитатель
Актуальность
Человек, утративший свои корни,
становится потерянным для общества.
И ничто так не способствует
формированию и развитию личности, её творческой
активности, как обращение к народным традициям.
В. Н. Сорока – Россинский.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Об этом писал М.Е.Салтыков - Щедрин «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство, что она умеет делать - ее рукоделие. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.
Проблема:
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа.
Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Нам усиленно насаждается западная культура, наши дети играют в Барби и Братс. Мы начинаем забывать свои корни, истоки, свои праздники. Первые уроки добра и красоты, знакомства с национальной культурой, национальными традициями смогут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.
Гипотеза: Работа по изучению истории народной куклы будет эффективна, если:
Организовать совместную детско-родительскую поисковую деятельность по теме : «Куклы наших прабабушек»
Повысить педагогическую компетентность родителей
Цель: формирование знаний дошкольника об истории русской народной тряпичной куклы, её назначении, материалах, способах изготовления.
Задачи проекта:
∙познакомить с историей и технологией изготовления куклы.
∙Учить проявлять фантазию и творчество..
∙Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Развивать навыки экспериментальной деятельности.
Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе реализации проекта
- Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.
Задачи ребенка:
узнать историю происхождения народной куклы ,назначение ,материалах ,способах изготовления.
∙ научиться делать самостоятельно простейшие народные куклы.
Задачи для родителей:
-оказывать помощь в организации похода в библиотеку, в музей,
- подобрать материал по теме;
- провести опыт с куклами из разного материала (ткань ,солома ,веточки).
- поддерживать познавательный интерес ребенка.
Методы и формы работы:
- поиск информации в библиотеке, музее , в сети Интернет, опрос взрослых;
- выполнение эксперимента;
- рассматривание энциклопедий и художественной литературы об народной кукле.
- рассматривание фотоматериалов и иллюстраций, просмотр видеофильмов и слайдов о народной кукле.
Ожидаемые результаты:
В результате проекта «Куклы наших прабабушек» ,узнают
- об истории русской народной тряпичной куклы, их назначении ,материалах, необходимых для изготовления кукол.
сформируется интерес к экспериментированию
Обогатиться речь ,пополнится словарный запас
Смогут самостоятельно делать простейшие народные куклы.
Этапы работы над проектом.
1 этап.
1 этап – предварительный
Подготовка иллюстративного и дидактического материала
Мониторинг знаний ребенка о народной кукле.
Составление плана проекта
Подбор литературы
Подбор материала для создания мини-музея в чемодане: « Куклы наших прабабушек»
2 этап -основной
Дата | Мероприятие | Работа с родителями | Исполнители | |
Ноябрь | 1 неделя 1 – 5ноября | Анкетирование «Путешествие в прошлое куклы» | Анкетирование | Кашина Е.А. Родители |
Подбор материала, составление перспективного плана | иллюстрации, книги, энциклопедии, народные куклы. | Кашина Е.А. родители. | ||
Ноябрь | 2 неделя 8 – 12 ноября | Беседа на тему : «Куклы наших прабабушек» Рассматривание кукол в мини-музеи в чемодане «Народные куклы»; Аппликация: «Укрась фартук для куклы» (тканевая мозаика) Сюжетно-ролевая игра : «Семья» Дид .игра :Сочиняем сказки» Дид.игра : «Угадай на ощупь ,что внутри куклы» Чтение сказки : «Василиса Прекрасная» | В библиотеку, в музей с. Кабанск, просмотр телепередач, видео мастер-класс о народной кукле | Кашина Е.А., дети. Родители |
Ноябрь | 3 неделя 15-22 ноября | Беседы на темы: «Такие разные куклы », Рисование: «Народные куклы» ОД «Кукла Пеленашка в гостях у ребят» Кукольный театр: «Приключения кукол» Дид.игра : «Узнай по описанию» Чтение М.А.Пожарова «Тряпичная кукла» | Опыт: «Из какого материала легче сделать куклы» Создание мини-музея кукол дома | Кашина Е.А. Дети родители |
3 этап заключительный | Презентация на тему: «Куклы моей прабабушки» - для детей старших и подготовительной группы. Организация мини-музея в чемодане: «Куклы наших прабабушек» Создание книги: «Сказки для моих кукол» Изготовление куклы: «Радостинка» | |||
Список используемой литературы:
- Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,ил.
- Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.
- Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -56
- Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с.,цв. Ил.сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 200
- Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
- О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
- Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
- Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
- Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика, 2010
- Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.
- Электронные (интернет) ресурсы
12 Тряпичные куклы: www.rukukla.ru
13 Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru.
14 Русские обрядовые куклы: www.club.osinka.ru.
15 Славянские куклы: www.liveinternet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"
Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого наро...

Проект «Куклы наших прабабушек»
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или пере...
Куклы наших прабабушек
Воспитание чувств патриотизма, уважение к национальным традициям...

Проект "Тряпичные куклы наших прабабушек"
Тряпичная кукла в старинное время имелась в каждом доме, в каждой семье и была она не одна, так как куклы изготавливались к каждому празднику и несли в себе разные значения....
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»
Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...

Проект: "Куклы наших прабабушек"
Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная ку...
