Детский исследовательско-творческий проект «Куклы наших прабабушек»
проект по окружающему миру (старшая группа)

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_kukla.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №15 с. Кабанск»

Республика Бурятия

Детский исследовательско-творческий

проект

«Куклы наших прабабушек»

Выступала: Лазаревич Василина

Старшая группа

                                                Воспитатель: Кашина  Е.А.

Кабанск 2021 г.

Тема проекта: «Куклы наших  прабабушек»    

Тип проекта:  исследовательско-творческий

Продолжительность: краткосрочный - 3 недели.

Участники: Лазаревич Василина, родители, воспитатель

Актуальность


Человек, утративший свои корни,

становится потерянным для общества.

И ничто так не способствует

формированию и развитию личности, её творческой

активности, как обращение к народным традициям.

В. Н. Сорока – Россинский.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Кукла - одна из самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существуют и куклы. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Об этом писал М.Е.Салтыков - Щедрин «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. По мнению доктора педагогических наук И.А.Лыковой в статье «Куколки из сундучка», «игрушки были не только простыми забавами и «потешками», но также первыми учителями и даже врачевателями детей. С их помощью дети постигали премудрости и умения, без которых невозможен переход во взрослую жизнь». По тому, как выглядела кукла, судили ее хозяйку: ее умение, мастерство, что она умеет делать - ее рукоделие. В процессе создания кукол девочки из далекого прошлого учились шить, вышивать, прясть. К куклам относились очень бережно. Их никогда не разбрасывали по избе, не оставляли на улице. Кукол брали на посиделки, в гости. Их передавали по наследству, невестам дарили в день свадьбы. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.

Проблема:

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа.

Необходимо с самого раннего возраста воспитывать в детях патриотизм, нравственность и гражданскую позицию. Нам усиленно насаждается западная культура, наши дети играют в Барби и Братс. Мы начинаем забывать свои корни, истоки, свои праздники. Первые уроки добра и красоты, знакомства с национальной культурой, национальными традициями смогут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.

Гипотеза: Работа по изучению истории народной куклы будет эффективна, если:

Организовать совместную детско-родительскую поисковую деятельность по  теме :  «Куклы наших прабабушек»

Повысить педагогическую компетентность родителей

Цель: формирование знаний дошкольника об истории русской народной тряпичной куклы, её назначении, материалах, способах изготовления.

Задачи проекта:

∙познакомить с историей и технологией изготовления куклы.

∙Учить проявлять фантазию и творчество..

∙Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.

Развивать навыки экспериментальной деятельности.

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в процессе реализации проекта

- Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Задачи ребенка:  

 узнать историю происхождения народной куклы ,назначение ,материалах ,способах изготовления.

∙ научиться делать самостоятельно простейшие народные куклы.

Задачи для родителей:

 -оказывать помощь в организации похода в библиотеку, в музей,

- подобрать материал по теме;

- провести опыт с куклами из разного материала (ткань ,солома ,веточки).

- поддерживать познавательный интерес ребенка.

Методы и формы работы:

- поиск информации в библиотеке, музее , в сети Интернет, опрос взрослых;

- выполнение эксперимента;

- рассматривание энциклопедий и художественной литературы об народной кукле.

- рассматривание фотоматериалов и иллюстраций, просмотр видеофильмов и слайдов о народной кукле.

Ожидаемые результаты:

В результате проекта «Куклы наших прабабушек»  ,узнают

- об истории русской народной тряпичной куклы, их назначении  ,материалах,  необходимых для изготовления  кукол.  

сформируется интерес  к экспериментированию

Обогатиться речь ,пополнится словарный запас

Смогут самостоятельно делать простейшие народные куклы.

Этапы работы над проектом.

1 этап.

1 этап – предварительный

Подготовка иллюстративного и дидактического материала

Мониторинг знаний ребенка о народной кукле.

Составление плана проекта

Подбор литературы

Подбор материала для создания мини-музея в чемодане: « Куклы наших прабабушек»

2 этап  -основной

Дата

Мероприятие

Работа с родителями

Исполнители

Ноябрь

1 неделя

1 – 5ноября

Анкетирование «Путешествие в прошлое куклы»

Анкетирование

Кашина Е.А.

Родители

Подбор материала, составление перспективного плана

иллюстрации, книги, энциклопедии, народные куклы.

Кашина Е.А.

родители.

Ноябрь

2 неделя

8 – 12 ноября

Беседа на тему :  «Куклы наших прабабушек»

Рассматривание кукол в мини-музеи в чемодане   «Народные куклы»;

Аппликация: «Укрась фартук для куклы» (тканевая мозаика)

Сюжетно-ролевая игра : «Семья»

Дид .игра :Сочиняем сказки»

Дид.игра : «Угадай на ощупь  ,что внутри куклы»

Чтение сказки : «Василиса Прекрасная»

В

библиотеку, в

музей с. Кабанск, просмотр телепередач, видео мастер-класс о народной кукле

Кашина  Е.А.,

дети.

Родители

Ноябрь

3 неделя

15-22  ноября

Беседы на темы:

«Такие разные куклы »,

Рисование: «Народные куклы»

ОД  «Кукла Пеленашка в гостях у ребят»

Кукольный театр: «Приключения кукол»

Дид.игра : «Узнай по описанию»

Чтение М.А.Пожарова  «Тряпичная кукла»

Опыт:  «Из какого материала легче сделать куклы»

Создание мини-музея кукол дома

Кашина Е.А.

Дети

родители

3 этап заключительный

Презентация на тему: «Куклы моей прабабушки» - для детей старших и подготовительной группы.

Организация мини-музея в чемодане: «Куклы  наших прабабушек»

Создание книги: «Сказки для моих кукол»

Изготовление куклы: «Радостинка»

Список используемой литературы: 

  1. Дайн Г. Д. « Русская народная игрушка» - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с.,ил.
  2. Елена Берстнева, Наталья Догаева « Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.
  3. Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -56
  4. Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с.,цв. Ил.сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 200
  5. Шайдурова Н. В. «Традиционная тряпичная кукла.
  6. О. Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
  7. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
  8. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, 2010г.
  9. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика, 2010
  10. Лариса Яковлева “Куклы на все времена”.
  11. Электронные (интернет) ресурсы

12 Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

13 Народная кукла: www.vedjena.gallery.ru.

14 Русские обрядовые куклы: www.club.osinka.ru.

15 Славянские куклы: www.liveinternet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему:"Куклы наших прабабушек"

Проект по ознакомлению дете старшей группы с традиционными русскими куклами. Куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого наро...

Проект «Куклы наших прабабушек»

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. Мы живем в такое время, когда начинаем что-то заново открывать или пере...

Куклы наших прабабушек

Воспитание чувств патриотизма, уважение к национальным традициям...

Проект "Тряпичные куклы наших прабабушек"

Тряпичная кукла   в старинное время имелась в каждом доме, в каждой семье и была она не одна, так как куклы изготавливались к каждому празднику и несли в себе разные значения....

Родительское собрание – посиделки «В горнице» Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»

Родительское собрание – посиделки «В горнице»  Тема: «Куклы наших прабабушек» (мастер – класс) для детей и родителей старшей группы «Б»...

Куклы наших прабабушек

Познакомить детей с игрушками прабабушек ,с тряпичной куклой....

Проект: "Куклы наших прабабушек"

Русская народная тряпичная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная ку...